Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Моя родина - Россия»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28, комбинированного вида»
Конспект
Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: «Моя родина - Россия»
Воспитатель: Кыркалова М.Т.
г. Петропавловск - Камчатский 2016г.
Лексическая тема «Моя родина - Россия»
Образовательные цели. Расширить и уточнить знания детей о своей родине, о ее истории, о Великой Отечественной войне. Обогащать запас слов , обозначающих названия предметов, действий, признаков; проводить работу над синонимами и антонимами; заучивать пословицы о Родине; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова, использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы, пересказывать тексты.
Развивающие цели. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память.
Воспитательные цели. Воспитывать у детей патриотические чувства; любовь, гордость и уважение к Родине.
Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: карта России, изображение герба и флага России, портреты Суворова, Кутузова, Александра Невского, различные пейзажи (фотографии или репродукции).
Предварительная работа: чтение художественной литературы Л. Кассиль «Твои защитники», разучивание стихотворений о Родине И. Степанова. Игры и задания: «Подобрать синонимы», «Подобрать антонимы», пословицы и поговорки.
Методические приемы и методы:
-наглядные показ картин , иллюстраций
-словесные беседа, пояснение, опросы
-игровые (дидактические игры, подвижные)
Приемы:
-игровые приемы сюрпризные моменты, упражнения – имитация.
-приемы (голосовая и эмоциональная модуляция, риторические и контрольные вопросы).
Ход занятия
Звучит музыка «С чего начинается Родина»
Воспитатель: Дети , как называется наша страна? Правильно , Россия.
Кто может показать на карте нашу Родину?
Дети показывают Россию на карте и читают стихотворение.
1 ребенок «Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
2 ребенок
То увидим мы тогда
И леса , и города
Океанские просторы
Ленты рек, озера, горы.
3 ребенок.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна
И поймем тогда ,какая
Наша Родина большая
Необъятная страна»
Воспитатель: А какая она ,наша Россия? (признаки)
Дети: Большая, необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная, замечательная, прекрасная, любимая, родная, богатая, красивая, могучая, веселая, грустная.
Воспитатель. С чего начинается Родина? Как вы понимаете эти слова?
Дети. Родина начинается с родного дома, где живет моя семья, мой двор, улица, где мы играем с друзьями, мой город. Все это Родина.
1 ребенок
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки ,вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2ребенок. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.
3ребенок.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель. Как ласково называют Россию русские люди, Россия – матушка, А почему?
Дети. Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит , поит, защищает и бережет.
Воспитатель. А еще Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом.
Воспитатель .А сейчас мы с вами поиграем. Я назову слово, а вы подберете родственные слова.
Отец Род
Отче Родной
Отечество Родимый
Отчизна Родственники
Отчий дом Родители , Родина
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Скажи по - другому» (дети подбирают синонимы)
Большая – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.
Красивая – замечательная , прекрасная, милая.
Родина – отечество, отчизна, отчий дом.
Воспитатель. Подберите слово противоположное по значению (антоним)к слову Родина.
Дети . Чужбина.
Воспитатель. Чужбина – чужая страна, чужая земля.
Воспитатель. Русский народ придумал много пословиц и поговорок о Родине Какие пословицы вы знаете?
Дети:
«Родина любимая – Мать Родная», «Человек без Родины - что соловей без песни», «Одна у человека мать, одна у него Родина», «Своя земля и в горести мила», «На родной стороне и камешек знаком», «На чужой стороне и весна не красна», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».
Воспитатель. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России.
Дети . Москва.
Воспитатель. Что вы можете рассказать о Москве.. Кто был основателем Москвы?.
Дети. Юрий Долгорукий.
Воспитатель рассказывает легенду. «Ехал князь со своей дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел посреди болота огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники , с изумлением глядят на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый предсказатель, который растолковал явление так: «Встанет поблизости сих мест град, превелик, треуголен и будет вокруг него царство великое. А шкура пестрая значит: что сойдутся сюда народы великие» Предсказание сбылось».
Какая Москва была в начале?
Дети . Деревянная
Воспитатель. Назовите самое историческое место Москвы.
Дети. Кремль.
Воспитатель. Кремль состоит из 16 башен, самая знаменитая Спасская башня, на которой куранты. Царь – пушка, царь – колокол.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель. А какие еще города вы знаете?
Дети. Санкт – Петербург.
1 ребенок. Он царя Петра творенье,
Город славы, город – сад
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
2 ребенок. Города старинные
Звон колоколов
Словно птицы лебеди
Суздаль и Ростов
На широкой Волге
Тверь и Кострома
Башенки резные
Чудо терема
3 ребенок. Самовар раздула Тула
Тула – древняя земля
Белой скатертью взмахнула
От заречья до Кремля.
4 ребенок. Петропавловск – Камчатский
Вдали вулкан дымиться
Над сопками туман
Здесь Родины границы
Здесь Тихий океан.
Воспитатель. Чем богата наша страна ?
Дети. Много зверей , птиц, рыбы, икры, золото, серебро, драгоценные камни.
Воспитатель. У каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.
Рассматриваем.
Герб - У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог,
Сильный , мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Флаг – что означает белый , синий и красный цвет.
Белый цвет березка
Синий - неба цвет
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Гимн – торжественная песня , символ государства.
Звучит гимн РФ.
Физкультминутка.
Звучит песня «Священная война.»
Воспитатель. Что такое война?
Дети. Война – это вооруженная борьба. Враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов.
Воспитатель. Война – это вооруженная борьба между государствами. Наши солдаты в боях за Родину отличались необыкновенной храбростью. А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?
Дети. Смелые, храбрые, отважные, мужественные, бесстрашные, решительные, неустрашимые.
Воспитатель. Как называют человека , который проявил храбрость, отвагу, бесстрашие и совершил подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель. Каких героев вы знаете?
Дети. Невский, Суворов, Кутузов, Жуков.
Дети. Невский одержал победу над немцами на Чудском озере («Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет.»)
Дети : Суворов – самый успешный полководец, не проиграл ни одного сражения. («Тяжело в учении , но легко в бою»).
Дети: Кутузов - одержал победу над французами , в 1812году прогнал Наполеона с нашей земли.
Дети: Жуков - 22 июня 1941 года возглавил армию , когда фашисты напали на нашу Родину.
Воспитатель.: Кто защищал нашу родину?.
Дети.: Пехотинцы, разведчики, пограничники, танкисты, кавалеристы, десантники, пулеметчики.
Воспитатель.: На защиту нашей Родины поднялся весь русский народ от мала до велика. , сражались за Родину не только солдаты, но и старики, и дети. Создавались партизанские отряды, помогавшие освобождать родную землю.
Воспитатель: Какими словами можно назвать Защитников Отечества?.
Дети.: Смелые, ловкие, сильные.
Воспитатель: Война продолжалась 4 года. 9 мая 1945 года – день нашей славной Победы над фашисткой Германией.
Ребенок.
Я ребята на войне
В бой ходил, горел в огне
Мерз в окопах под Москвой,
Но как видите живой
Не имел, ребята , права
Я замерзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву,
В день Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, но землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чем ребята:
Надо Родину беречь
По – солдатски свято.
Воспитатель: Вывод. Как надо относиться к своей Родине?
Дети: Любить, беречь, уважать ,защищать, заботиться, гордиться ею.
Воспитатель: Вы ,дети , живете в счастливое время, это счастье , добытое в сражениях и битвах. Мир всем народам на свете, нам не нужна война!.
Дети: Пусть всегда сверкают звезды
Наши звезды на Кремле,
Мы – за солнце
Мы - за счастье
Мы – за мир на всей земле.
Концовка. Звучит «Священная война»