Конспект ОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологии в средней группе « Составление загадки»
МДОУ ДС « Родничок» пгт. Новокручининский
Конспект ОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологии в средней группе
«Составление загадки»
Воспитатель: Гладышева С.А.
Цель: учить детей составлять загадку про елочку.
Задачи:
Образовательные: Обучать детей составлять загадки по моделям.
Развивающие: развивать речь; активизировать в речи детей прилагательные; развивать тактильное восприятие, воображение и творчество.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, стремление помогать окружающим.
Материал и оборудование:
Мольберт, таблицы с изображением моделей составления загадок, игрушки белочка, елочка, альбомные листы на каждого ребенка, краски акварельные, цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.
ХОД
1. Организационный момент: упражнение « Подари улыбку»
Дети стоят в кругу, в соответствии с текстом, поворачиваются и улыбаются друг другу.
- повернись к соседу справа, подари улыбку,
-повернись к соседу слева и снова улыбнись!
В гости к детям приходит белочка и просит их о помощи.
Проблемная ситуация « Белочка хочет приготовить сюрприз для своих друзей зайчат: сочинить загадку про елочку, но она не умеет этого делать и просит детей, помочь ей сочинить загадку про елочку».
Воспитатель предлагает детям поиграть в «чудесный мешочек», чтобы показать белочке, по каким признакам можно составлять загадку.
Дети достают из мешочка разные, мелкие предметы и находят у них общие с елочкой признаки: по цвету, по форме, по размеру, по количеству, по частям и т. д. Например: ложка и елочка из деревянные; у солнышка много лучиков, у елочки много иголочек, елочка растет и яблоко растет и т.д.
Основная часть. Составление загадки.
Воспитатель выставляет на мольберт модель составления загадки по методу Нестеренко. Дети предлагают, по каким признакам они будут составлять загадку про елочку.
Модель1
Какая? |
Что бывает таким же? |
По цвету |
|
По форме |
|
По поверхности |
|
Дети дают образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Елочка, какая ты по цвету?- Зеленая.
- Елочка, какая ты по форме?- Треугольная.
- Елочка, какая ты по поверхности?- Колючая.
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков:
Какая? |
Что бывает таким же? |
Зеленая по цвету |
Кузнечик |
Треугольная по форме |
Крыша |
Колючая поверхность |
Ежик |
Далее дети подбирают образные характеристики объектам, выбранным для сравнения, и рисуют значки - схемы.
Какая? |
Что бывает таким же? |
Зеленая по цвету |
прыгающий кузнечик (рисуют кузнечика) |
Треугольная по форме |
Красивая крыша (рисуют крышу) |
Колючая поверхность |
Ползающий ежик (рисуют ежика) |
После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки « Как» или « Но не».
Итоговая загадка про елочку:
Она зеленая, как прыгающий кузнечик;
Треугольной формы, как красивая крыша;
Колючая поверхность, но не ползающий ежик.
Физкультминутка « Белочка».
Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Заниматься каждый день ( повторы в стороны)
С одной ветки, прыгнув смело, ( руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела ( присесть)
Вправо прыгнула потом, ( руки на поясе, прыжок вправо)
Покружилась над дуплом ( покружиться)
Влево- вправо целый день ( прыжки влево- вправо)
Прыгать белочке не лень.
Воспитатель предлагает детям нарисовать елочку в подарок для белочки и ее друзей. Дети самостоятельно выбирают материал для рисования ( краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры и т. д.)
Рефлексия: дети дарят белочке зарисованную загадку и рисунки елочек.