Конспект ОД по экологическому воспитанию детей «Этот прекрасный мир насекомых»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 30 г. Липецка
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы
ТЕМА: «ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
Подготовил: Соломина Ирина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Сформировать представление о роли насекомых в природе.
Задачи:
образовательные:
- учить анализировать, устанавливать простейшие причины следственные связи в природе.
Вызвать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.
развивающие:
- развивать творческую активность в познании окружающего мира.
- способствовать развитию внимания, восприятия и воображения.
воспитательные:
- сформировать осознанное отношение к правилам поведения в природе.
- воспитывать чувство коллективизма в совместной деятельности.
Оборудование:
Атрибуты насекомых для участников; муляжи насекомых; картинки с изображением леса; иллюстрации с изображением насекомых; музыкальное сопровождение (инструмент. музыка, песни); таблицы жизненного цикла бабочки; лупы.
План проведения:
- Организационные моменты
- Диалог с героями сказки
- Хоровод «Дружба»
- Научный центр
- Рассматривания насекомых (строение)
- Составление рассказа о жизненном цикле бабочки
Дидактические игры:
«Как живут пчёлы?»; «Придумай рекламу мёду»
Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
Итог занятия.
Ход занятия.
Детям надевают атрибуты насекомых. Они имитируя летающих, прыгающих, ходящих насекомых, образуют круг, в котором ведущий беседует с ними.
Воспитатель:
Ты кто? Как ты добрался до нас?
Жук:
Я - жучок - чёрный бочок. Я к Вам прилетел.
Кузнечик:
Я - зелёный кузнечик. Я к Вам прискакал. И т.д.
Воспитатель:
Так кто вы все?
Дети хором:
Насекомые!
Воспитатель:
А лягушка тоже насекомое?
Лягушка:
Нет! Я в гости к ним пришла.
Воспитатель:
Вероятно, вы хотите рассказать, что случилось с вами в лесу?
Участники:
Ведущая
Пчёлка
Жук
Кузнечик
Муха
Муравей
Бабочка
Лягушка
Жила-была пчёлка. Она была очень красивая: золотистые крылышки, тонкая талия, перетянутая чёрным бархатным пояском. Пчёлка летала с цветка на цветок, собирала мёд, радовалась солнышку, пела песенки.
Пчёлка:
Я - Пчёлка, Пчёлка, Пчёлка,
С цветами я дружу,
Нектар я собираю,
Кружу, кружу, кружу!
Ведущая:
И вот однажды решила Пчёлка построить себе дом. Она собрала лепестки цветов, стебельки, травинки, немного веточек. Построила Пчёлка прекрасный домик. А позже улетела на другую полянку. Домик остался. Солнышко пригревало его своими лучами. Однажды мимо пролетел жук.
Жук:
Я - Жук-Жучок - чёрный бочок.
Я весело летаю,
Жужжу, жужжу, жужжу.
Со всеми насекомыми
Очень я дружу.
Какой красивый домик!
Я буду в нём жить!
Ведущая:
Потом прискакал кузнечик.
Кузнечик:
Зелёный я Кузнечик
Скок-скок-скок.
Прыгаю я ловко:
Цок-цок-цок!
Какой красивый домик!
Кто в домике живёт?
Жук:
Я, жучок, в домике живу.
А ты кто?
Кузнечик:
Я - зелёный кузнечик.
Можно с тобой жить?
Жук:
Иди сюда! Будем жить вместе.
Ведущая:
Пролетела мимо домика Муха.
Муха:
Развесёлая я Мушка -
Лета красного подружка.
Какой красивый домик!
Кто в домике живёт?
Жук:
Я, жучок - чёрный бочок.
Кузнечик:
Я - зелёный кузнечик.
А ты кто?
Муха:
Я Мушка - лета красного подружка.Можно с вами в домике жить?
Жук:
Нет!Улетай обратно, муха!
Туда, где живёшь.Ты нас не проведёшь.
У тебя у замарашки, слишком смелые замашки.
Муха:
Обещаю быть чистюлейЭкологию беречь!
Жук:
Ну, тогда нам можно вместе жить
Кузнечик:
Вместе жить веселее!
Ведущая:
Стали они жить втроём. Мимо дома пролетала бабочка.
Бабочка:
Я - бабочка - красавица. Крылышками я машу,На цветочках я сижу.
Какой красивый домик!Кто в домике живёт?
Жук:
Я, жучок - чёрный бочок.
Кузнечик:
Я - зелёный кузнечик.
Муха:
Я Мушка - лета красного подружка.
А ты кто?
Бабочка:
Я - бабочка - красавица.
Можно с вами жить?
Жук:
Иди к нам в дом.
Кузнечик:
Конечно, живи с нами.
Муха:
Вместе жить веселее.
Ведущая:
Проползал мимо домика муравей.
Муравей:
Муравей я, труженик. Я из леса к вам пришёл.
Там беды большой подъём: люди там так отдыхают, сразу шум стоит такой.
Чищу лес и поле я, я и вся моя родня. Жить там стало невтерпёж.
Разрешите здесь пожить, буду домик сторожить.
И порядок наводить.
Жук:
Иди к нам.
Кузнечик:
Конечно, живи с нами.
Муха:
Ждём тебя.
Бабочка:
Вместе жить веселее.
Ведущая:
Стали они жить впятером. Живут дружно, не ссорятся. Вдруг к домику прискакала лягушка-квакушка.
Лягушка:
Какой красивый домик! Я буду жить в нём!
Все насекомые хором:
Нет, ты не поместишься. Посмотри, какая ты большая.
Лягушка:
Ничего, я с краешку. Вы подвиньтесь, и я помещусь в домике.
Ведущая:
Начала Лягушка пробираться в домик. Старалась, старалась….
Домик и разлетелся: лепестки цветов унёс ветер, стебельки и травинки рассыпались. Все насекомые горько заплакали, им было жаль красивый домик.
Прилетела хозяйка домика.
Пчёлка:
Что ты наделал, лягушонок? Ты зачем сломал наш домик? Где же жить теперь насекомым?
Ты б не трогал этот дом - так прекрасно было в нём!
И пока жива природа, жить должно в ней много всякого народа!
Лягушонок:
Я вовсе не хотел обижать вас, братья!
А имея крупный вес, просто в гости я полез.
Муравей:
Давайте, друзья, построим новый домик, лучше прежнего!
Пусть все живут на свете вместе, и только так спасём мы мир.
Ведь если каждый человек, устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор, костёр потушит и зальёт
Не будет каждая букашка свой новый дом опять искать.
Ведущая:
И пошла у них работа!Дом построили все вместе.
Мусор за собой убрали, чтоб не засорять окрестность.
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут - ЭКОЛОГИЮ БЕРЕГУТ!
Сказка-игра заканчивается хороводом дружбы. Все танцуют и поют, радуясь тому, что дружба и взаимопомощь могут творить чудеса.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы настоящие артисты!
Садитесь и на минутку закройте глаза. Представьте, что вы в лесу: шумят деревья, на цветочной поляне летают бабочки, стрекозы, божьи коровки, трудятся муравьи, прыгают кузнечики. А вы знаете, что у всех насекомых есть что-то общее и что-то разное. Я превращу вас в учёных и в научном центре мы узнаем много интересного о насекомых. Открывает глазки тот, до которого я дотронусь волшебной палочкой.
Дети переходят в научный центр, где на столе лежат лупы, энциклопедии, книги, таблица жизненного цикла бабочки, улей с пчёлками (муляж), соты с мёдом, картинки с изображением насекомых.
Рассматриваем строение насекомых.
Почти у всех насекомых 6 ног, пара усиков, 1-2 пары крыльев и тело из 3 частей.
Где не живут насекомые?(В море)
Какой вред и какую пользу приносят насекомые?(Они опыляют растения, поедают вредных насекомых, дают продуты питания, служат кормом для птиц.)
Составьте короткий рассказ о жизненном цикле бабочки.
(Пробуждение - встреча с другом - отложение яичек - гусеница - куколка - бабочка)
Как живут пчёлы? (Ответы по рисункам)
Одна пчела в одиночку не проживёт
Пчёлы живут роем. В каждом рое есть пчела-царица, или матка и много рабочих пчёл. Рабочие пчёлы строят, чистят и кормят личинок, вылупившихся из яичек. Личинки превращаются пчёл. Все пчёлы питаются мёдом. Они делают его из цветочного нектара и хранят в 6-ти угольных ячейках, которые называются сотами.
Как пчёлы сообщают друг другу, где есть нектар?
Они танцуют. Если пчела кружится, значит, он где-то рядом.
Чем защищаются пчёлы и осы?
У ос и пчёл имеется своё отравленное жало. Защищаясь, они жалят своих врагов.
Сколько живёт пчела?Пчела живёт всего 30-35 дней.
Полезны ли пчёлы?
Пчёлы чудесные врачи. Они вырабатывают мёд, в котором много питательных веществ и микроорганизмов. Пчёлы вырабатывают пчелиное молочко, которым они кормят будущих маток. Пчелиное молочко улучшает работу сердца, повышает аппетит. Это отличное лекарство. Пчела вырабатывает яд, из которого люди делают лекарства.
Воспитатель:
Ребята, вы смотрите и слушаете рекламы. Попробуем придумать рекламу мёду.
Реклама:
Лечитесь мёдом!
Кто кушает мёд - тот долго живёт!
Кто любит мёд - тот 100 лет живёт!
Покупайте мёд! Мёд - полезный продукт.
Сила, ловкость, стройный стан - всё даёт нам это мёд!
Ешьте мёд - будете здоровы!
Мёд - это сила, ум, здоровье!
Под музыку дети пробуют мёд и как гостеприимные хозяева, угощают гостей мёдом и чаем.
Ведущая поощряет детей за активное участие в занятии.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»
Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2012г.
Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. М.2014г.
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет.» Воронеж 2012г.
Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они? М., 2003г.
Ковинько Л.В. «Секреты природы , это так интересно» Москва 2006г.
Волосникова Т. В. «Основы экологического воспитания дошкольников» Дошкольная педагогика- 2007г.
Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» Дошкольное воспитание -2002г.