Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Петушок и его семейка» с использованием методики по развитию активной речи «Звучащие картинки»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему:
«Петушок и его семейка» с использованием методики по развитию активной речи
«Звучащие картинки»
С детьми 1 младшей группы «Гномики»
Воспитатель Подосёнова Ольга Федоровна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
«Чебурашка» города Мирного Архангельской области
Пояснительная записка «Звучащие картинки» - метод развития активной речи младших дошкольников.
«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малых фольклорных жанров (песенке, потешке) или маленькому стихотворению, доступному и понятному детям. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей в процессе совместной с воспитателем деятельности по изготовлению картинки. Картинка состоит из двух частей: основной и съемной. Основная – заготовка воспитателя, а съемная – продукт детской деятельности, в который ребёнок может внести творческое начало. Картинка создаётся воспитателем и дополняется новыми элементами непосредственно детьми. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (РЭМП, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание и др.), а главное в итоге дети могут неоднократно повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Алгоритм проведения занятия по «Звучащей картинке»: 1. Введение в тему того стихотворения, с которым педагог будет знакомить их на занятии. 2. Проговаривание воспитателем с/х. 3. Пальчиковая игра по теме с/х. 4. Рассматривание основной части «звучащей картинки» (заготовки). 5. Физминутка в соответствии с сюжетом с/х. 6. Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части). 7. Проговаривание с/х по изготовленной картинке. Преимущества «звучащих картинок»: - годны для многократного использования, - позволяют работать с подгруппой и индивидуально, - служат сигналом – опорой для проговаривания. Цель: активизация речи у детей раннего возраста. Задачи: • Обучающие: расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. • Развивающие: Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей; • Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики; • активизация словаря • Совершенствовать понимание речи взрослого • Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы • Воспитательные: создать игровые ситуации, способствующие формированию доброты и доброжелательности; Активизация: курочка, петушок, цыплята, кукарекает, пищат. Ожидаемые результаты: o формирование коммуникативных навыков у детей на основе беседы друг с другом и воспитателем, формирование умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы; o закрепить знания о петушке, курочке, цыплятах. Возраст воспитанников – 3 года. Методы реализации: наглядный, игровой, словесный, практический. Материал: «Звучащая картинка» с изображением петушка с семьёй, игрушки (петушок, курочка, цыплята). Пластилин, доски для лепки, салфетки. Оборудование: мольберт, магнитофон. Предварительная работа: игры с игрушками – курочкой, петушком, цыплятами, рассматривание картин с их изображением. Чтение детям рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй», сказки «Кот, петух и лиса». Разучивание потешек. Ход образовательной деятельности 1. Вводная часть – 1 минута. «Звучащая картинка» на мольберте, закрыта ватманом. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вносит в группу корзинку, прикрытую платочком. Воспитатель: Здравствуйте, дети! (дети здороваются). Вы хотите узнать, кто пришёл сегодня к нам в гости? Дети: «Да!» Воспитатель: Тогда отгадайте загадку: Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре «Ку-ка-ре-ку» я закричу Разбудить ребят хочу. Дети: петух. (включается музыкальное сопровождение – крик петуха). 2. Основная часть – 8 минут. Воспитатель: Как вы догадались, что это петух? Дети: Потому, что это петушок так кричит «Ку-ка-ре-ку» Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы петух выглянул из корзинки? Дети: Позвать его. Воспитатель: Вспомните, мы читали сказку «Кот, петух и лиса». Как лиса выманивала петушка? Какими словами? Давайте позовем петушка таким же ласковым голоском, как у лисы. Петушок, петушок, Золотой гребешок. Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко – Дам тебе горошку. Дети вместе с воспитателем проговаривают песенку лисы. (Петушок – мягкая игрушка. Выглядывает из корзинки). Петух: (воспитатель изменяет голос) Ку-ка-ре-ку! Кто же это зовет меня? (Крутит головой) Здравствуйте, детишки! Дети здороваются. Петух: Я очень люблю горох. Вы принесли мне горошек? Дети: Да! Воспитатель: Детки, давайте накормим петушка. Насыпьте себе на ладошку горошек (показать движения) и дайте поклевать петушку. Дети насыпают себе в ладошку горох и подносят к петушку. Петушок «клюёт» из ладошек детей. Петух: Спасибо, ребята, накормили вы меня. А я ведь к вам пришел с сюрпризом. Но сначала отгадайте загадки: Клохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. Дети: Курица Воспитатель: Как ласково позвать курицу? Дети: Курочка Воспитатель: Что она делает? Дети: Квохчет. Воспитатель: Как она это делает? (Квох-квох, квох) Дети повторяют звукоподражание. Петух: Следующая загадка: Желтый, маленький комочек, Очень любит червячков. Черный глазик, острый клювик, Догадались кто таков? Дети: Цыпленок Воспитатель: Как еще ласково можно назвать цыпленка? Дети: Цыпленочек. Воспитатель: Цыпленок – один, а когда их много, как назвать? Дети: Цыплята, цыплятки. Воспитатель: Как цыплята разговаривают? Дети: Пи-пи-пи. Петух: Какие вы молодцы, ребятишки! И вот вам мой сюрприз… (открывает картинку) Я дарю вам эту картинку! Воспитатель: Какое волшебное слово нужно сказать за подарок? Дети: Спасибо. Воспитатель: Спасибо тебе, петушок, за подарок. Петух: У вас, дети, очень хорошо, но мне нужно идти к семье. Меня ждут курочка с цыплятками. Дети прощаются с петушком и приглашают его снова в гости. Воспитатель: Какая красивая картина! Вам нравится? Давайте её рассмотрим вместе. Дети садятся на стульчики. Воспитатель: Назовите всех, кого видите на картине Дети: петушок, курочка, цыплята. Воспитатель проговаривает потешку : Как у наших у ворот, петух зернышки клюёт, Петух зёрнышки клюёт, к себе курочку зовёт! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Во время чтения потешки педагог показывает детям игрушечного петушка и имитирует движения животного. Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Пальчиковая игра. Наши уточки с утра: кря, кря, кря. (пальцы сложить как раскрытый клюв) Наши гуси у пруда: га, га, га (открываем-закрываем клюв) Наши гуленьки вверху: гу, гу, гу (руки вверх, машем кистями) Наши курочки в окно: ко, ко, ко (постучать указательным пальчиком) А как Петя-петушок (спину выпрямить, голову поднять, Рано – рано поутру руки в стороны, махать руками, как Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» крыльями и кукарекать) Дети проговаривают потешку и повторяют движения пальчиковой игры. Воспитатель: а теперь снова подойдём к картинке и рассмотрим её. – Как зовут деток курицы? Дети: Цыплята Воспитатель: Какие цыплята у мамы курочки? Дети: маленькие, желтенькие, пушистые. Воспитатель: Что они делают? Дети: Гуляют по двору. Мама - курица учит цыплят искать себе еду, копать лапками червячков, искать зернышки, щипать травку, пить водичку. Воспитатель: Что еще делает мама-курица? Дети: Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел. Воспитатель: Как разговаривает мама-курица с цыплятами? Дети: Ко-ко-ко Воспитатель проговаривает потешку: Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, Лапками гребите, зёрнышки ищите. Воспитатель: Как отвечают цыплята маме? Дети: пи-пи-пи Воспитатель: Как можно назвать курочку за то, что она заботится о своих детках? Дети: Заботливая. Воспитатель: Как зовут папу цыплят? Дети: петух Воспитатель: Что он делает? Дети: Сидит на колесе Воспитатель: Как разговаривает? Дети: «Ку-ка-ре-ку!» Воспитатель рассказывает о том, что петушок курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несёт яички. Физминутка. Воспитатель: а теперь давайте с вами поиграем. Мы с вами превратимся в петушков и будем шагать важно, высоко поднимая коленки и подняв вверх голову: Шел по берегу петух, (руки сложены за спиной) Поскользнулся - в ямку – Бух! (присесть) Будет знать петух, что впредь (грозим указательным пальчиком) Надо под ноги смотреть! (показываем, что надо смотреть под ноги) Дети выполняют движения вместе с воспитателем. Воспитатель: как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? Дети: зернышками, червячками. Воспитатель: Сейчас мы с вами слепим угощение для них – червячков и маленькие зёрнышки. Дети садятся за столы и лепят угощение для птиц. После выполнения задания вылепленный корм прикрепляется к картинке; дети протирают салфетками руки. 3. Заключительная часть: Воспитатель: А теперь ребятки давайте все вместе расскажем стишок про Петушка. Как у наших у ворот, петух зернышки клюёт, Петух зёрнышки клюёт, к себе курочку зовёт! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Дети повторяют стих вместе с воспитателем. Воспитатель: А как курочка зовёт цыпляток? Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, Лапками гребите, зёрнышки ищите. Дети зовут цыпляток вместе с воспитателем. Воспитатель: Скажите, ребята, кто приходил сегодня к вам в гости? Вам понравилось с ним играть? Как зовут деток у курочки? Как она их зовет? А как цыплятки отзываются маме? Звучит детская весёлая песенка «Цыплята». Дети рассматривают предложенные им игрушки (петушки, курочки, цыплята) из разных материалов.