Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе по теме:"Белая берёза - символ России"

МАДОУ "ЦРР детский сад №91 "Строитель" г. Улан- Удэ

 

Конспект образовательной деятельности   по познавательному развитию в подготовительной группе по теме:

"Белая берёза - символ России"

 

Иванова Туяна Николаевна

воспитатель

 

 

 Цель: воспитывать любовь к Родине через художественное  восприятие, формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать чувство Прекрасного; Вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь;
Развивающие:  Развивать устную речь, интерес к слову, обогащать словарный запас; Формировать любознательность, наблюдательность;
Обучающие: Систематизировать и углубить знания и представления детей о берёзе как уникальном дереве; Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой; Приобщать детей к  народной культуре;
 
Предварительная работа: Наблюдения за берёзой во время прогулок; «Берёза — символ красоты русской природы», заучивания стихотворения, пословиц; чтение литературных произведений о берёзе;
 
Материалы для занятия
Демонстрационный материал: мультимедийная  презентация «Белоствольная берёза — символ Родины моей»; аудиоплейер: музыка «шелест листвы берёзы», «пение птиц»; музыка С.Чекалина «Берёза»; музыка «От чего в России берёзы шумят»(минусовка). Иллюстрации картин Берёз
 
Вводная часть:
Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.
Игра «Добрые ладошки».
— Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?
— Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям. 
Здравствуй, солнце! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый мой сосед.
Дети садятся на стульчики.
 
Воспитатель: - Прежде чем мы начнем нашу работу, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
 
 Пальчиковая гимнастика «Что мы Родиной зовём?»
 
-Что мы Родиной зовём? 
Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Дом, где мы с тобой живём!
 Показать над головой домик
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём 
Руки поднять вверх, расслабить и покачать,  как березки качаются от ветра
- Что мы Родиной зовём?
 Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Поле…
руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины
… с тонким колоском
 ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок
Наши праздники и песни 
хлопают в ладоши
Тёплый ветер за окном 
губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер
- Что мы Родиной зовём? 
Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Всё, что в сердце бережем
Прижать руки к груди, плечи вперед
И под небом Синим-синим 
Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх
Флаг России над Кремлём! 
Ладони совместить,, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево - вправо – показать как колышется флаг на ветру.
 
Воспитатель:  - Я хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Боковой. Внимательно послушайте его:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Воспитатель: - А как вы думаете, что такое Родина? (Дети отвечают) Верно.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
1. Жить — Родине служить.
2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев.
3. Родина-мать, умей за нее постоять.
Воспитатель: - Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.
Воспитатель: - Ребята, а как называется наша страна? 
Вот посмотрите, какая огромная наша страна-Россия. Могучая и величественная держава(слайд1) Проигрывается музыка музыка С.Чекалина «Берёза».
Мы живём в России, значит мы (россияне)
Воспитатель: - У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими. Назовите символы нашего государства. (Гимн, герб, флаг)(слайд 2)
Какие цвета присутствуют на российском флаге.
Ребенок:
Белый – облако большое
Синий – небо голубое
Красный - солнышка восход
Новый день Россию ждет
Символ мира чистоты
Это флаг моей мечты.
Воспитатель: - У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива,
в Японии священное дерево – сакура. 
Символ Канады – клен.
В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции
Воспитатель: - у России тоже есть такой символ:
Отгадав мою загадку
Вы узнаете, что это за дерево?
-Клейкие почки, зеленые листочки,
с белой корой стоит под горой.
Какое это дерево? (Ответы детей)
 
Воспитатель: Ребята, скажите,  по каким признакам мы можем узнать березу, что отличают березу от других деревьев
Дети: белый ствол, поперечные полоски на стволе, зазубренные листья треугольной формы.
Воспитатель: А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево, как вы думаете?
Дети: потому что самые красивые березы растут только в нашей стране.
Воспитатель: Правильно ребята,  ни в какой другой стране нет таких красивых белоствольных берёз. Береза растет по всей территории России.
 
Физкульминутка «Берёза»
Мы берёзку посадили, (Выпрямиться)
Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.)
И берёзка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла. (Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила (Поклоны головой.)
 
 Основная часть: Тихо проигрывается музыка «От чего в России берёзы шумят»(минусовка)
 
Воспитатель: - И так, мы направляемся по тропинке в путешествие по степям.
 
Дети идут по тропинке, возле тропинки  на коврике - степь стоит берёза поникшая без листьев. На полу листья с надписями добрых слов и символов.
Воспитатель: - Ребята, мы пришли к берёзе.  А почему то берёза без листьев, поникшая, грустная..
-Ребята, что не хватает берёзе? (Ответы детей)
 -Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь берёзе? (ответы детей). – А как помочь спасти  берёзу, сначала, послушайте сказку.
 
 Авторская Сказка «Белая берёза»
Давным - давно жила девушка Берегиня. Она была очень добрая, красивая и был у нее дар  излечивать людей. И вот когда настало время покинуть ей этот мир, люди стали горько плакать и просить ее остаться и еще хоть немного помочь в различных неудачах, болезнях. И тогда целительница сказала, что она спустится на землю, превратившись в берёзу. Но как её найти среди других берез,  стало большой загадкой для людей.
 … Возвращался   как-то молодец  домой по  безмолвной степи.  Видит, за степным горизонтом,  вдалеке, стоит берёза как столб.  Не слышен вокруг неё звон певчих птиц. Нет на ней ни листочка зеленого, ни развесистых сережек, ветви опустились к земле. Стоит поникшая девица бездыханно в омуте безразличия.
    Защемило у молодца в груди. Подошел он к берёзе и услышал стон ее невольный. Ей ласки до боли хочется!
     Обнял молодец березку и  ласково прошептал:
 - Живи, моя покровительница земного, на просторах своих вечно, потому что в тебе сокрыта вся душа России-матушки!
Согрелась от таких добрых слов березонька, проснулась, расправила  стан девица белоствольная и зашелестела игриво изумрудными листочками.  И птицы радостно щебечут. Напоила доброго молодца живительным березовым соком, наделила его силой богатырской и наказала беречь Россию-матушку, не давать ее никому в обиду!
Я верю в возрождение России! Обратимся к своим могучим корням, наполним наш сосуд души святою молитвой  и будем жить в согласии с незримыми законами мироздания: возлюби своего ближнего как самого себя.
Игра «Собери листочки»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на полянке  лежат  листья. Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи? (сердечко).
 
Воспитатель: - Только эти листья не простые, а с волшебными словами - (символами).  Давайте вместе с вами  придумаем слова, которыми  мы можем нарядить это удивительное дерево.  Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик.  Береза,  какая?  (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
 (Вешают)
(Проигрывается музыка шелеста листьев берёзы и пение птиц). – Ребята, вы слышите?
Дети: - это шуршат листья берёзы, птицы чирикают.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы спасли нашу берёзу.  Вот и оживилась наша берёза, теперь у вас берёза получилась красивая, весёлая и ещё наделит вас силой и здоровьем!
Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?
Дети: Березка, березонька, берёзушка.
Воспитатель: - надо ли заботиться о деревьях, о березках? Ответы детей: - не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу.
 
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Как называется белоствольный символ России?
 - Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель:  Я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)