Конспект НОД «Путешествие по Камчатке»
МБДОУ № 24 «Журавлик» 2016г.
Образовательная область познание.
Конспект НОД по экологии
в средней группе «Теремок»
Тема: «Путешествие на север Камчатки»
Авторы: Ившина Е.А.
Токарева Е.Л.
п. Пионерский. Елизовский район 2016г.
Программные задачи:
Расширять знания детей о родном крае, полуострове Камчатка..
Развивать познавательный интерес к животному миру Камчатского края.
Воспитывать патриотические чувства к своему краю, умение работать в коллективе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Систематизировать и уточнить знания детей о родном крае;
Активизировать мышление, память, внимание.
Образовательная область «Коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь к Камчатскому краю;
Развивать умение действовать в команде;
Способствовать формированию качеств коллективизма, умение подчиняться правилам игры.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками; активизировать словарь.
Образовательная область «Физическое развитие»
Продолжать прививать детям правильное умение сидеть.
Способствовать эмоциональному развитию детей.
Методические приёмы: словесные: вопросы-объяснения, беседы по теме «Мой край родной Камчатка», чтение художественной литературы, демонстрации презентаций; ; Игра «Четвертый лишний»; песня про Камчатку .
Материал и оборудование: Экран, мультимедиа, презентация, раскраски для детей, галстуки, карандаши, обручи.
Словарная работа: Камчатка, Камчатский край, коренные жители Камчатки: коряки, эвены, алеуты, ительмены, камчадалы; кухлянка, торбаса, яранга;
Ход занятия:
Часть 1. Вводная беседа.
Дети входят в группу , у них повязаны галстуки трех цветов.(белый, коричневый, синий).
Воспитатель : Дети сегодня я приглашаю вас в кинотеатр, вы хотите туда со мной пойти? А как нужно вести себя в кинотеатре?(Повторяет с детьмиправила поведения в общественном месте. ) Что необходимо иметь с собой чтобы пустили в кинозал?Правильно, необходимо иметь с собой билет. А у вас вместо билетов будут ваши галстуки. Какого цвета ваш галстук , такого же цвета и кружок на вашем стуле. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята сегодня наше занятие посвящено нашей Родине.
- Мы живем в Камчатском крае. (Воспитатель читает стихотворение)
А.В. Соколов «Мыс. Лопатка»
Нарисуй Камчатский край
Полуостров с океаном
реки, гейзеры, вулканы,
Про моря не забывай.
Нарисуй медведей бурых
На рыбалке у реки,
Серых чаек в синем море
И оленей табуны.
Нарисуй людей спешащих
На работупо утру,
И автобус на маршруте
Вверх ползет в Сапун — гору.
Нарисуешь и увидишь
Часть России на листе.
Пусть живет и процветает
Край Камчатский на земле.
- Ребята, а как называется поселок , где находиться наш детский сад?
Дети (Пионерский)
Все называют наш край богатым . А чем он богат?
(Ответы детей).
Правильно! Он богат своей природой. На камчатской земле растет много растений и , грибов и ягод, а в речках много рыбы, в лесах различных животных.
А наши дети знают стихи о Камчатке.
(дети читают стихи)
Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу -
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу
Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна,
А еще здесь есть долина ,
Очень чудная она!
Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
ты родина моя!
А признак твой — вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
А на камчатке живет много северных народностей — Это коряки, этельмены, эвены, алеуты. Посмотрите на меня как я одета?! Это национальная одежда называется — кухлянка. ( Рассмотреть на экране предметы одежды.)
- А какое животное для людей севера самый надежный северный друг, и накормит , и в трудную минуту спасет.
(загадка об олене.)
1.В тундре он живет холодной.
Там морозы и снега.
Молчаливый, благородный.
Носит на себе рога.
Мох искать ему под снегом
никогда не будет лень.
И в упряжке резвым бегом
Мчится …...(северный олень)
Рассказ воспитателя про северного оленя.
- Вот какиеони — северные олени. Посмотрите на оленя, на его голову, она вытянутая. Что находится на голове оленя? ( ответы детей) длинные рога. Давайте с вами покажем рога.(воспитатель с детьми изображает рога).
- Смотрите, какая у него шерстка. Она длинная и очень — очень теплая, защищает оленя от мороза и ледяных ветров. Особенно длинная шерсть на шее. Ведь он живет на севере, поэтому так и называется — Северный олень. У северного оленя очень быстрые и крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не позволяют провалиться в снег. Когдаолень бежит его копыта цокают: «Цок-цок-цок». Давайте с вами по цокаем. (воспитатель вместе с детьми имитирует цоканье копыт).
- Какой у оленя хвостик? (Ответы детей) .Правильно он маленький и короткий. Вот какие это красивые животные. В зимнее время олень разрывает копытами снег идостает мох ягель. Людикоторые ухаживают за оленями называются оленеводы.
Часть 2. Путешествие.
- Давайте с вами съездим на север Камчатки и посмотрим кто еще живет на нашем полуострове кроме оленя .
- На чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дорог?
- Ответы детей ( на олених или собачьих упряжках.)
- Мы с вами отправимся на олених упряжках, дети у которых на шее коричневые галстуки будут олени , а остальные будут оленеводы.
Пробег по группе под музыку . Дети встают за стульчиками. На мультимедиа появляется изображение Белоплечего орлана. Короткая беседа о нем.
- Это Белоплечий орлан. Кто это птица или зверь?
- Это хищная птица. Как вы думаете чем питается хищная птица?
- Правильно она питается рыбой, мелкими грызунами.
- Это редкая птица она занесена в красную книгу и находится под охраной.
Давайте отправимся дальше . Пробег по группе. Дети встают за стульчиками. На мультимедиа появляется изображение Писца. Короткая беседа о нем.
- Ребята вы знаете кто это? Это писец. Как вы думаете это хищное животное или нет? Чем он питается?
- Летом писец серый , а зимой белый.
-Какое животное тоже меняет свою шубку?
А теперь отправимся на побережье . Пробег по группе. Дети встают за стульчиками. На мультимедиа появляется изображение Сивуча. Короткая беседа о нем.
- Ребята посмотрите — это Сивуч.
-Какое это животное? (Морское)
-Сивуча еще называют морским львом потому что он издает звуки похожие на рычание льва.
-Он обитает в прибрежных водах Камчатского края.
- Он питается рыбой.
Подвижная игра«Олени, орланы , сивучи»
Место проведения : любое.
- : Три обруча разного цвета , шарфики в цвет обручам.
Цель игры:
- Улучшать точность ориентировки в пространстве .
- Закрепить знания детей о животных которые бегают, плавают, летают.
Ход игры: на площадке в свободном порядке расположены обручи - «домики». Игроки - «олени», «сивучи», «орланы» занимают свои домики по 5-6 человек. По команде «Побежали олени погулять» дети -олени бегают по группе имитируя олений бег . По команде «Охотник » бегут к себе в домик.
По команде « Поплыли сивучи погулять» дети — сивучи дети гуляют по площадке в рассыпную имитируя заплыв сивучей. По команде «Охотник» возвращаются к себе в домик. По команде «Полетели орланы погулять» Дети — орлы передвигаются по площадке имитируя полет птиц. По каманде «Охотник» возвращаются к себе в гнездо . По каманде «Вышли все погулять» все одновременно выходят на прогулку и по команде «Охотник» Все возвращаются в свои домики.
Часть 3 . Возвращение в кинозал. ( рефлексия)
Гимнастика для глаз. ( описание гимнастики для глаз).
У воспитателя в руке находится волшебная палочка с рыбкой на конце он предлагает детям проследить за рыбкой только глазами.
- Каких зверей не встретили на севере камчатки?
- Каких птиц не встретили на севере камчатки?
- Каких морских животных не встретили на севере камчатки?
Интеллектуальная игра: «Кто птица, кто зверь ,а кто обитатель морей» (четвертый лишний) на мультимедиа.
Ребята мы сегодня с вами все хорошо потрудились и провели время . У меня для вас есть сюрприз. Я предлагаю вам раскрасить животных с которыми мы с вами встретились.