Конспект НОД для средней группы "Откуда берется песок"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
НОД ОО «ПОЗНАНИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕСОК?»
Автор: Марусева Алла Петровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Познакомить опытным путем с образованием песка в природе.
Материал: модель пустыни, модель побережья, Кусковой сахар, тарелочка, ложка столовая, свеча, вода в кувшине, пипетка. Соломинки для коктейля, увеличительные секла на каждого ребенка. Презентация.
Организация. Сидя и стоя вокруг стола.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, сегодня плохая погода, на улице дождь и мы не пойдем гулять. Приготовила вам песок для игры в группе, и он куда-то исчез. Осталось совсем чуть-чуть, ничего из него не построишь. Жаль, теперь не поиграем. Вот игрушечки маленькие, а песка нет. А так хотелось поиграть. Что делать? Не знаю. А как вы думаете где можно взять песок? (Ответы). В песочнице, на реке, на пляже, в пустыне…
А откуда там столько песка? (Ответы) Давайте обратимся к нашему компьютеру Робитоксу, что он нам скажет по этому поводу, откуда берется песок?
Песок - это частицы пород, входящих в состав почвы. Песок получается,
когда распадается камень — под воздействием воды, погодных условий, ледников.
Давайте проверим так ли это?
Опыт1. (демонстрационный) Как образуется песок.
- Вот кусочек сахара. Можно сказать, что он похож на камень? Можно, он такой же твёрдый. Даже если его сильно сжать он не сломается. А что же с ним произойдет, если на него упадут капли воды? Вода просачивается в кубик и разрушает связи, которые держат частицы сахара вместе, и он разрушается, ломается. С камнями происходит все тоже самое только медленнее.
Вывод: под воздействием воды камни разрушаются.
- Не только вода разрушает камни, но и солнце. Вы знаете, что солнце очень горячее. Посмотрите, что происходит с кусочком сахара, если его нагревать. (Ответы) Правильно, он начинает таять, плавиться.
Что происходит с его формой? Она начинает изменяться. Точно также и камни.
Вывод: под воздействием солнца камни разрушаются, меняют свою форму.
- Но вот солнышко спряталось, стало прохладно. Что происходит? (Ответы) Камень-сахарок затвердел. А что произошло с его формой? Она изменилась. А как вообще изменился камень-сахарок? (Ответ) Да, изменился цвет. А еще что? Толщина его такая же? (Ответ) Нет, разная, где-то толще, а где-то тоньше. В каком-то месте камень становится хрупким, может легко сломаться. Также происходит и с камнями.
Робитокс еще хочет что-то нам сказать.
Существует два места, где можно обнаружить самые большие залежи
песка, — это пустыни отлогие морские берега, где обычно бывают пляжи.
Опыт 2. Вот у меня модель пустыни.
- Возьмите соломинки и подуйте на песочек. Что произошло? (Ответы) Он разлетелся, переместился. На нем образовались песчаные волны, появились песчаные холмики.
Не во всех пустынях один песок, в некоторых одни камни.
- А если сильный ветер дует, что происходит с песчинками, камнями? (Ответы)Они разлетаются, ударяются друг о друга. Как вы думаете, при сильном ударе они могут сломаться? (Ответ) Могут. Вот мы свами доказали, что песок может получаться путем выветривания.
Вывод: Под воздействием ветра камни разрушаются. Ветер переносит песок, образуя песчаные волны и холмы.
Физкультминутка. Давайте немного поиграем.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Если почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Пустыни практически открыты для выветривания.
В пустынях не всегда бывает жарко, иногда там случаются дожди, и не просто дожди, а сильные ливни. А на побережьях случаются приливы и отливы.
Опыт 3. (демонстрационный) Вот у меня модель побережья с песчаным пляжем. Кусочки пластилина – скалы. Часть модели, заполненная песком – это пляж. Оставшуюся часть я заполню водой. Кусочком картона я буду изображать волны. Что происходит с песком? (Ответы) Вода смывает песок и остаются видны скалы, камни. А что происходит с камнями под воздействием воды уже знаете. Что происходит? (Ответ) Они разрушаются и превращаются в песок. А водные потоки разносят частицы песка по всему свету.
Вывод: Камни разрушаются под воздействием воды и превращаются в песок.
Опыт 4. Как выглядит песок. Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите его. Можно пересыпать ручками. Расскажите, как выглядит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы) Песчинки прилипают друг к другу? (ответы) нет песчинки не прилипают друг к другу.
Если внимательно посмотреть на горсть песка, можно увидеть, что песчинки имеют различный цвет. Это потому, что песок образуется из нескольких пород различных видов. Песок может выглядеть коричневым, желтым, белым и даже черным (если он образовался из определенной вулканической породы). На некоторых пляжах песок может содержать зерна органического происхождения, источником которых являются остатки живых существ, например, кораллы, раковины, а не скальные породы.
Вывод: песок состоит из маленьких разноцветных крупинок, которые между собой не слипаются.
Вот мы свами и поиграли. И не просто поиграли, но узнали много интересного о песке. Что вам показалось наиболее интересным и что больше всего запомнилось? (Ответы) Молодцы. Получайте медали «Самый любознательный ребенок»