Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Уральские самоцветы».
МДОУ №30 «Миасский детский сад «Улыбка» Красноармейского района, Челябинской области
«Уральские самоцветы»
Лукина Светлана Михайловна
Воспитатель
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Уральские самоцветы»
Цель: обогатить знания детей об Уральских самоцветах и познакомить с техникой «рисование на пене».
Задачи:
Познавательная:
- Уточнить и пополнить знания детей о самоцветах Урала.
- Познакомить с названием самоцветов.
Изобразительная:
- Познакомить с новой техникой «рисование на пене».
Развивающая:
- Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла рисунка.
- Развивать чувство цвета.
Техническая:
- Упражнять последовательно выполнять этапы техники «рисование на пене»
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Создать обстановку непринужденного общения.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
1.Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
2. Использование игровой ситуации на протяжении всей деятельности.
Словарная работа:
Обогащение словаря: сказительница, малахит, янтарь, сердолик, бирюза.
Материал и оборудование: дидактическая игра «Хозяйка Медной горы», иллюстрации с изображением самоцветов, изделия из натурального камня, фрагмент из мультфильма «Каменный цветок», пена для бритья, одноразовые тарелки, лопаточки, зубочистки, клей карандаш, акварель, кисти белка № 6, баночки для воды, салфетки, клеёнки, шаблоны, подставки.
Ход:
- Ребята, проходите ко мне ближе, мы с вами поздороваемся. Встаньте в круг: «Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуйте»
Значит «будь здоров».
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
А теперь все вместе: Здравствуйте, гости!
- Ребята, я сказительница, рассказываю Уральские сказы.
Присаживайтесь на стульчики.
- Скажите, пожалуйста, кто пишет сказы? А вы знаете сказы Павла Бажова? (выслушиваю ответы детей). Тогда нам на помощь придут иллюстрации с загадками. (Показ слайдов). Фрагмент, какого сказа изображён? (ответы).
- Молодцы, ребята, мы вместе вспомнили Уральские сказы.
- Ребята, у Хозяйки Медной горы много самоцветов.
И сейчас я предлагаю вам отправиться к Хозяйке Медной горы и посмотреть самоцветы.
(На экране фрагмент из мультфильма «Хозяйка горы Медной»).
- А вот и вход в сокровищницу Уральских гор. Какие несметные богатства таит земля уральская, на которой мы с вами живём.
- Ребята, вы заметили, сколько самоцветов у Хозяйки Медной горы. Хотите познакомиться с ними поближе? Подойдём к столу и рассмотрим натуральные камни.
«На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал».
- На Урале самоцветов много, но мы познакомимся с четырьмя видами. (Показываю камни). Может, вы знаете название этих камней? (ответы).
- Это камень – малахит. Какого он цвета? (изумрудный, зелёный)
- Какие цвета и оттенки преобладают в этом камне? (жёлтый, оранжевый). А называется он янтарь.
Следующие камни - сердолик и бирюза. Какие цвета и оттенки сочетаются в них? (Сердолик – синий, голубой, коричневый. Бирюза – голубой или бирюзовый, тёмно - коричневый).
- Человек научился обрабатывать самоцветы и делать из них необыкновенной красоты изделия. Посмотрите, вот лишь некоторые из них: бусы, ожерелья, серьги, шкатулка.
- Ребята, определите, из какого камня изготовлена эта брошь? (Янтарь).
- Это камень – малахит. Серёжа, найди изделия из этого камня. Правильно, эти бусы из малахита.
- Настя, найди камень, из которого выполнены бусы. Ты помнишь, как он называется? (бирюза).
- Андрей, как называется этот камень? Сравним сердолик и браслет?
- Молодцы, ребята, вы хорошо сравнили самоцветы и изделия изготовленные из них.
- Ребята, Хозяйка Медной горы любит менять свои наряды. Мы сейчас ей поможем подобрать наряд по цвету камней, которые изображены рядом с ней на картинке. Но прежде вам надо разделиться на пары. (Дети подбирают наряды).
- Молодцы, вы правильно подобрали наряд для Хозяйки Медной горы.
Спрашиваю у каждой пары под цвет какого камня наряд, предлагаю взять карточку с изображением этого камня.
Практическая часть: (рисование под звуки классической музыки).
Хозяйка Медной горы имеет большие запасы самоцветных камней, а я предлагаю вам сделать свою коллекцию самоцветов. Для этого вам нужно разделиться на пары. Каждой паре выбрать карточку с изображением самоцвета и пройти в мастерскую Хозяйки Медной горы. Присаживайтесь.
Сегодня мы с вами будем рисовать самоцветы необычной техникой. Она называется «рисование на пене». Это пена, которую используют ваши папы для бритья. Для работы нам понадобиться разовая тарелочка с пеной, лопатка, гуашевые краски, зубочистка, шаблон камня.
Подвиньте тарелочки с пеной. Возьмите лопатки и разровняйте пену в правую и в левую сторону так, чтобы поверхность была ровной. Откройте краски, которые нужны для изображения вашего камня.
Каждую пару спрашиваю: «Какие цвета им нужны для работы?»
Делаем так, чтобы на пене оказалось, как можно больше капель. Берём зубочистку и перемешиваем цвета.
Следующий этап – накрываем капли шаблоном. Аккуратно снимаем шаблон и кладём на клеёнку, лопаткой убираем пену в одну сторону, а пену с лопатки убираем о край тарелки.
- Ребята, как вы считаете, получились у нас самоцветы?
Создание коллекции.
Сейчас из самоцветов мы создадим коллекцию.
- Подойдите к мольберту и наклейте свой самоцвет, но будьте внимательны, не ошибитесь с выбором ячейки для камня.
- Ребята, вам нравиться коллекция? И мне тоже очень нравиться.
Вот и закончился сказ о Хозяйке Медной горы и её сокровищах.
Итог.
- Что вам больше всего запомнилось в гостях у Хозяйки?
- В какой технике мы рисовали, создавая коллекцию?
- Что для вас показалось сложным?
Вы были активны, и мне было приятно с вами познакомиться. На память о нашей встрече я вам дарю игру «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Коллекцию самоцветов вы можете забрать в группу и показать своим друзьям и родителям.
Спасибо, вам.