Конспект интегрированного комплексного занятия в средней группе на тему: «Дымковская игрушка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 «Сказка» комбинированного вида Щелковского
муниципального района Московской области
Конспект интегрированного комплексного занятия
в средней группе на тему:
«Дымковская игрушка»
Воспитатель:
Назарова С.В.
ноябрь 2019 г.
Цель: Расширять и закреплять представления детей о дымковских игрушках.
Задачи:
образовательные:
- расширять и закреплять представления о дымковской росписи;
- познакомить детей с этапами изготовления народной дымковской игрушкой;
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
- упражнять в выразительном рассказывании стихотворений;
- закреплять умение детей выделять и называть элементы и цвета, используемые в дымковской росписи;
- учить составлять узор из кругов на готовой форме;
- вызвать желание детей украшать силуэт дымковской игрушки, опираясь на образец;
- закреплять технические навыки аппликации.
развивающие:
- развивать внимание, восприятие, память, мышление, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;
- развивать эстетическое восприятие;
- развивать чувство цвета и ритма;
- активизировать в речи детей названия элементов дымковской росписи;
- развивать связную речь.
воспитательные:
- формировать интерес к русскому народному творчеству;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Материалы и оборудование:
Оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, иллюстрации, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ, силуэты лошадок, цветные кружочки, клей, салфетки.
Предварительная работа:
рассматривание дымковских игрушек;
беседы с детьми о дымковских игрушках;
рисование элементов дымковских узоров;
чтение и разучивание стихотворений о дымковских игрушках.
Ход НОД
Стук в дверь (приносят письмо)
- Ребята, посмотрите, нам принесли конверт. Давайте посмотрим что там.
(внутри картинка дымковской барыни, воспитатель показывает детям) Что это? (ответы детей) Правильно, это дымковская барышня. Странно, ничего не написано. Как вы думаете , чтобы это означало? (предположения детей) А это дымковская барышня приглашает нас к себе в гости в Дымково. Хотите поехать? (да) –А знаете на чем мы поедем в гости? Я вам сейчас загадаю загадку и вы ее попробуете отгадать.
Кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго – иго, иго – иго, убегу я далеко!»
Что, узнали вы, ребятки?
Это резвая…..лошадка!
И поедем мы с вами на красивой лошадке. Давайте запряжем нашу лошадку. ( воспитатель впереди держит лошадку, дети встают за ним )
Зацокали копытца
Цок – цок - цок.
Скачи, скачи, лошадка
Скок – скок – скок.
Тебя ладошкой хлопну
Хлоп – хлоп- хлоп.
Скорей беги лошадка
Гоп – гоп – гоп.
Звенит наш колокольчик
Дон – дон – дон.
И слышен громкий – громкий
Звон – звон –звон.
(текст песни Железнова Е. «Зацокали копытца»
Вот ребята, мы с вами и приехали.
А теперь глазки закройте, не подсматривайте.
Я три раза повернусь
В дымковскую мастерицу превращусь.
А теперь открывайте глазки.
Я теперь дымковская мастерица, и хочу вас пригласить в дымковский музей. Посмотрите, сколько здесь много дымковских игрушек. Здесь и барыня, и олень, и лошадка и петушок. Ребятки, посмотрите, какими узорами расписаны игрушки? (кольца, клеточка, точки, волнистые линии, решетка) А какие цвета вы здесь видите? (красный, желтый, зеленый, синий, черный) Молодцы, ребята.
А знаете ли вы стихи о дымковских игрушках? (да)
Давайте расскажите, с удовольствием послушаю.
Стихи детей: ( ребенок берет игрушку о которой рассказывает )
1Ребенок:
«Сегодня игрушек сверкающий ряд
Пришел показать нам свой наряд »
2Ребенок:
«Дымковская барышня ходит не спеша
Ею все любуются, ах как хороша»
3Ребенок:
«Посмотри, как хороша, эта девица-душа!
Щечки алые горят. Удивительный наряд»
4Ребенок:
«Дымковский индюк хорош, лучше в мире не найдешь.
Красный, синий, золотой. Вот какой весь расписной!»
5Ребенок:
«Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост
Точно солнечный цветок, да алеет гребешок»
6Ребенок:
«Бока крутые, рога золотые, копытца с оборкой, помчится с горки!»
7Ребенок:
«Все игрушки знатные: складные да ладные
Они повсюду славятся, они и вам понравятся!»
Мастерица:
- Молодцы, ребята! Вы очень красиво описали наши дымковские игрушки.
А теперь давайте пройдем в дымковскую мастерскую. Мастерская - это место, где изготавливают дымковские игрушки. (на столе разложены картинки, на которых изображен порядок изготовления дымковской игрушки) Вы хотите узнать, как делают дымковские игрушки?
- Сначала готовится глина и из нее лепят фигурки;
- Затем их обжигают в печи и сушат;
- Потом покрывают белилами и снова сушат в печи;
- Расписывают игрушки.
Мастерица:
- Ребята, а вы хотите стать мастерами?(да)
Я вас приглашаю сесть за столы, каждый из вас сейчас станет мастером. (дети садятся за столы)
- Посмотрите на мою карусель. Красивая она? Чего на ней не хватает? (ответы детей) Правильно, лошадок. Перед вами на столах лежат лошадки, нам надо с вами их украсить и приклеить на карусель.
Но перед тем, как начать работать давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Привезли мы глину с дальнего бугра (показываем руками круг)
Ну – ка за работу чудо мастера (закатываем рукава)
Слепим, высушим и в печь (лепим ладошками)
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуем волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь» (лепим ладошками)
Печка жаром пышет (кулачки сжимаем и разжимаем)
А в печи, не калачи, (машем указательным пальцем)
А в печи игрушки! (вытягиваем руки вперед)
Ребята, посмотрите на мою лошадку. Каким цветом сама лошадка? (белым) А какой цвет здесь уже присутствует, грива например?(черный) Она украшена кругами. Они у меня зеленые. А у тебя Ева какого цвета круги, а у тебя Сева, а у Даши какого цвета? Ребята, сначала выложим узор, посмотрите как я это делаю , чтобы круги не соприкасались друг с другом, находились на одинаковом расстоянии. А теперь, вы выложите на своих лошадках свои круги. (дети выкладывают)
Затем берем по одному кругу, смазываем клеем и приклеиваем, примакиваем салфеточкой, чтоб убрать лишний клей. (показ воспитателя)
Когда ваши лошадки будут готовы, подходите к нашей карусели и приклеивайте свою лошадку.
- Пробуем (деятельность детей под спокойную музыку Григ «Утро)
Молодцы ребята, красивые и нарядные получились у вас лошадки, а какая карусель у нас замечательная получилась!!! Возьмете ее к себе в садик? (да) Пусть ваши мамы и папы полюбуются, какие мастера у них дочки и сыночки!
Ребята, вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки.
Я три раза повернусь и в С. В. превращусь.
Давайте скорее запряжем нашу лошадку. (воспитатель впереди держит лошадку, дети встают за ним )
Рефлексия
Ребята, где мы сегодня были? (в село Дымково)
- Кто сделал эти игрушки? (мы)
- А кем вы сегодня были? (мастерами)
- Какую игрушку мы сейчас расписывали? (лошадку)
- Как называется роспись? ( дымковская)