Конспект «Экскурсия в музей Тюменского ковроткачества»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:«Экскурсия в музей «Тюменского ковроткачества»»
для детей старшей группы
Выполнила: воспитатель
Алекшина Татьяна Степановна
Тема: «Экскурсия в музей «Тюменского ковроткачества»»
Задачи: формировать представление о тюменском промысле - ковроткачестве, воспитывать интерес и гордость к изделиям мастериц родного края, развивать наблюдательность, умение слушать, рассуждать, делать выводы.
Словарная работа: коврики – попонки, конкуренты, махровая, ворсяная, шерстяная, тканная, войлочная нить.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: «Это что за простачек
Лег у двери на бочок.
На пороге, на дороге
Останавливает ноги»
Дети: Ковер
Воспитатель: -Ребята, приглашаю вас в музей «Тюменского ковроткачества»
Дети вместе с воспитателем подходят к дверям музея.
Воспитатель: -Ребята, а для чего людям ковры?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте с вами пройдем по дорожке. (Детям предлагают босиком пройти по деревянной доске, соломе, шкуре.)
Воспитатель: - По какой дорожке вам приятнее было идти?
Дети делают выводы: по деревянному полу ногам холодно, по соломе неудобно, т.к. она колется, а по шкуре тепло, мягко, приятно ногам
Воспитатель: - Люди стали класть на пол шкуры животных, чтобы было тепло и уютно. А из шерсти животных изготавливать нити и ткать из них ковры.
Игра – соревнование «Моталочка»
(Дети на выбор вытягивают нить, сматывают ее в клубок: махровая, ворсяная, шерстяная, тканная, войлочная)
Воспитатель: - Ткали ковры на ткацких станках. И выглядел этот станок вот так. (Рассматривание иллюстраций ткацкого станка)
Малоподвижная игра «Ткем ковер»
Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа берет с двух сторон нити – это основа. Вторая - берет нити и проходит под основой, переставляя нить сверху, вниз. Получается плетение.
Воспитатель: - Мастерицы Тюменской области прославились удивительными коврами. Их так и называют Тюменские ковры. Что же было интересного необычного в тюменских коврах? Знает ли кто-нибудь из вас?
Ответы детей.
Воспитатель: У тюменских ковров удивительный рисунок, у него нет конкурентов. Черный фон символизирует землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие розы и маки на ворсе – это краски лета. Сочетание черного и кранного означает могущество и богатство.
Дидактическая игра «Собери ковер»
(Детям даны две основы, надо придумать свой узор ковра и представить его.)
Воспитатель: - Сначала ковры стелили на пол, а потом им нашли другое применение. А какое попробуйте узнать сами.
Игра «Рассуждаем, обсуждаем»
(Дети рассматривают силуэты (сундук, лошадь, сани, стена, лавка, путешественник), делают выводы.
Воспитатель: - Коврами ручной работы украшали стены, покрывали ими сани, путешественники как одеялами укрывались и согревались во время долгих поездок, коврами – попонками покрывали лошадей. Позже появились ковровые фабрики в Тюмени, Ишиме, Тобольске (показ фотографий). Воспитатель: - Наша экскурсия подошла концу. Что нового, интересного вы узнали сегодня?
Ответы детей.