КЛАССНЫЙ ЧАС: «Польза и вред современных гаджетов»
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7» г. Краснозаводск Московская область
КЛАССНЫЙ ЧАС: «Польза и вред современных гаджетов»
Сухарева Наталья Владимировна
учитель английского языка
Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Воспитательные цели:
-Формирование культуры речевого общения.
- Формирование у учащихся умения организовывать работу в группе.
-Способствовать стремлению учащихся активно участвовать в общении со сверстниками, проявлять инициативу в общении.
Образовательная цель:знакомство с разнообразной фактической информацией о современных гаджетах.
Оборудование:
Карточки с ролями
Аудиозаписи (включаются во время обдумывания ответов )
Копии рабочих листов для всех учеников
Оценочный лист (для объективной самооценки участия в дискуссии учащегося)
Предварительная подготовка к классному часу:
1.Диагностика коммуникативных навыков учащихся
Учащимся 10-го класса было предложено определить, что мешает им действовать в коммуникативных ситуациях настойчиво и убедительно.
Коммуникативные умения |
|
|
Сделать мне это….. |
тяжело |
легко |
Говорить перед классом |
53 |
47 |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений |
68 |
32 |
Сделать сообщение |
59 |
41 |
Отвечать у доски |
62 |
38 |
Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания |
42 |
58 |
Увлечь одноклассников своим ответом |
56 |
44 |
Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии |
64 |
36 |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением |
61 |
39 |
Внимательно и заинтересованно слушать одноклассников |
58 |
42 |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя |
38 |
62 |
Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить |
54 |
46 |
Считаться с мнением других |
65 |
35 |
Сообща работать в группе |
52 |
48 |
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное |
67 |
33 |
Вести корректно беседу во время работы в группе |
69 |
31 |
Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают трудности в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно говорить свободно перед классом, делать сообщения, вести диалог. Учащиеся отметили затруднения в таких вопросах как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением одноклассников.
Следовательно, тренировка в общении необходима учащимся, так как даёт им возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
2.Упражнение «Как наше слово отзовётся»
Цели упражнения:
-Помочь учащимся понять, что существуют речевые обороты, способствующие проведению беседы и тормозящие её ход.
-Укреплять самокритичность учащихся, объективное осознание своих умений и навыков.
-Способствовать пониманию значения коммуникации в жизни человека.
3.Рабочий лист
Внимательно прочитайте речевые обороты, выраженные в ходе групповой беседы. Дайте им положительную или отрицательную оценку. Затем обсудите свои оценки (сходства, различия) в группах.
Случаи, которые вызывают сомнение, разыгрываются учителем при помощи изменения тона голоса и т.д. В случае необходимости учитель даёт комментарий.
Речевые обороты |
+ |
- |
Мне кажется, что мы повторяемся |
|
|
Эй, ты что об этом думаешь? |
|
|
Это не аргумент! |
|
|
Я признаю, что ты прав. |
|
|
Ты не мог бы пояснить…? |
|
|
Всё это ерунда! |
|
|
Это хорошая идея! |
|
|
Ну, послушай же! |
|
|
Пока до тебя дойдёт! |
|
|
Дай договорить человеку! |
|
|
Я этого не понимаю. |
|
|
Я тоже хочу сказать! |
|
|
Слушай, давай ближе к делу! |
|
|
Ну, ты и тупица! |
|
|
У меня другое мнение по этому поводу. |
|
|
А что об этом думают другие? |
|
|
Я считаю, что Пётр прав. |
|
|
Ты можешь говорить громче? |
|
|
Я бы хотел подвести итог. |
|
|
Вы меня практически убедили. |
|
|
Ты нам мешаешь! |
|
|
Ура, наконец-то до Лены дошло! |
|
|
Надоело переливать из пустого в порожнее, помолчи! |
|
|
Дайте сказать знающему человеку! |
|
|
Вы ничего не понимаете! Дайте сказать компетентному человеку! |
|
|
|
|
|
4.Упражнение «Как мы выполняем правила»
Время от времени перед проведением мероприятий ученики должны освежить в памяти правила ведения беседы и обсудить с другими учениками, соблюдаются ли они в классе.
Класс делится на группы. Каждой группе достаётся карточка с правилом ведения беседы. Каждая группа обсуждает , насколько точно оно соблюдается в классе и делится результатами обсуждения со всеми учащимися.
Правила ведения беседы
- Внимательно слушай партнёра, необходимо, чтобы сказанное собеседником оставалось в вашей памяти.
- При ответе смотри на своего одноклассника, а не на учителя.
- Внимательно слушай вопросы и аргументы партнёра. Связывай своё выступление с предыдущим.
- Оставайся дружелюбным и справедливым, чтобы одноклассник воспринимал тебя серьёзно и испытывал собственную уверенность в общении с тобой.
- Обосновывай своё мнение вескими доводами
- Говори ясно, понятно.
- Избегай разговоров не по делу и других помех.
- В сообщении не повторяйся, следи за нитью разговора.
Ход классного часа
Здравствуйте,ребята. Сегодня наша встреча посвящена теме актуальной для вас. Мы поговорим о вашей жизни в современном информационном мире.
Я прошу вас подумать и ответить на вопросы:
Как вы получаете информацию?
Как вы общаетесь?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
В нашем быстро развивающемся обществе каждый день появляются новые приспособления, которые способны облегчить жизнь человека. Их называют гаджеты.
Гаджеты (от англ. «gadget»- приспособление) - это нестандартные и оригинальные приспособления, которые помогают человеку решить массу технических вопросов. Новейшие гаджеты служат как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения. Они могут работать и как самостоятельные устройства, и как приложения к различному оборудованию.
В парах подумайте и запишите гаджеты, которыми сейчас пользуются люди .
Предполагаемые ответы учащихся:
Мобильные телефоны, компьютеры, ноутбуки, смартфоны, iPod, iPad,iPhone,планшеты, телевизоры, плееры, GPRS-навигатор, видеокамеры, фотоаппараты, радиоприёмники, видеорегистраторы и т.д.
Поделитесь своими ответами со всеми одноклассниками (ответы записываются на доске).
Теперь на листе бумаги попробуйтерасположить в порядке значимости для вас вышеназванные гаджеты.
Поделитесь результатами своей работы содноклассниками.
Разделитесь на группы в соответствии с вашими любимыми гаджетами.
Всем группам даётся несколько минут для того, чтобы написать сообщение о том, как можно использовать данные гаджеты.
(Во время выполнения задания звучит негромкая музыка.)
Заслушиваются сообщения групп.
Мы приходим к выводу, что гаджеты имеют высокую функциональность, и чаще всего, кроме основных функций, содержат широкий выбор дополнительных возможностей.
“Современные подростки – это поколение молодых людей, родившихся в информационном обществе. Они связаны между собой благодаря таким вещам, как Интернет, мобильные телефоны, СМС, т.е. зависимы от цифровых технологий. Дети сейчас фактически “рождаются с телефоном в руках”, а первой их игрушкой становится компьютер. Вы – “цифровое” поколение, вам легче установить контакт с компьютером, чем друг с другом. Вы можете сутками сидеть в социальных сетях, играть в онлайновые игры, рассказываете о своей жизни в блогах и общаетесь друг с другом в виртуальном пространстве.”
Вы согласны с этим?
А теперь я вам хочу предложить ролевую игру.
У нас 3 группы, задание 1 группе: показать сценку, в которой ребенок хочет играть на компьютере, а мама или папа хочет отвлечь его любыми способами, задание 2 группе:показать сценку, в которой муж (директор фирмы) возвращается с работы, его жена (домохозяйка)разговаривает по телефону, дочь (студентка) сидит в интернете, бабушка (пенсионерка) смотрит любимый сериал. (кто узнаёт себя и своих родителей?)
Остальные ребята работают в экспертной группе. Их задача проследить роль гаджетов в жизни людей разных возрастов и занятий.
Обсуждение ролевой игры.
А сейчас попробуем выполнить упражнение «Спина к спине».
В парах вы должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече сегодняшним вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу глядя в глаза.
Обсуждаем игру. Что вы испытали, когда сидели спиной друг к другу(имитация общения по телефону)? А когда вы сидели лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться? Как вам было легче общаться, видя друг друга или нет?
Новейшие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, они уже воспринимаются как должное. Несомненно они имеют много «плюсов», но мы не можем забывать и о «минусах».
Упражнение «Дебаты»
Я предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда выступает за пользу гаджетов, вторая команда доказывает , что существует множество опасностей, связанных с использованием гаджетов.
Командам даётся несколько минут для обсуждения (в это время звучит негромкая музыка).
Команды обсуждают проблему, пользуясь правилами ведения беседы.
К каким же выводам мы с вами приходим?
Предлагаю вам продолжить следующие фразы:
«Я думаю, что гаджеты …, но ….».
«Мне следует …..».
Оценочный лист
Попробуйте объективно оценить своё участие в обсуждении проблемы, используя шкалу с критериями, которые помогут быть объективным и справедливым. Затем попробуйте вместе с одноклассниками обсудить, соблюдаются ли правила ведения беседы в классе.
|
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
активен |
|
|
|
|
|
|
|
неактивен |
Придерживаюсь темы |
|
|
|
|
|
|
|
Отклоняюсь от темы |
Говорю чётко |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю нечётко |
дружелюбен |
|
|
|
|
|
|
|
агрессивен |
Являюсь инициатором беседы |
|
|
|
|
|
|
|
Не проявляю инициативы |
Внимательно слушаю |
|
|
|
|
|
|
|
Не слушаю |
Смотрю на собеседника |
|
|
|
|
|
|
|
Смотрю на учителя |
Воодушевляю других |
|
|
|
|
|
|
|
Отпугиваю других |
Выдвигаю свои идеи |
|
|
|
|
|
|
|
Повторяю идеи других |
Способствую продвижению беседы |
|
|
|
|
|
|
|
Торможу беседу |
Говорю полными предложениями |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю обрывками фраз |
Говорю убедительно |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю неубедительно |
Готов пойти на компромисс |
|
|
|
|
|
|
|
несговорчив |
Вовлекаю других в беседу |
|
|
|
|
|
|
|
Думаю только о себе |
Говорю понятно |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю пространно |
Говорю коротко и ясно |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю без умолку |
Говорю оживлённо |
|
|
|
|
|
|
|
Говорю скучно |
Даю высказаться другим |
|
|
|
|
|
|
|
Прерываю других |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!