Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69» г. Екатеринбург Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто» К 73-летию Уральского добровольческого танкового корпуса Автор: Муратова Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 69» г. Екатеринбург 2016 г. Пояснительная записка В марте 2016 г. исполнилось 73 года со дня создания легендарного, покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев, воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги. Значимость подвига уральцев позволяют оценить уникальные архивные документы, монографии и статьи, мемуары непосредственных участников событий, литературно-художественные произведения, сборники архивных документов. Мы и наши ученики живем на Урале. Всеобъемлющий процесс познания народного подвига уральцев, совершенного в суровые годы Великой Отечественной войны, важен для подрастающего поколения. Не дать забыть свою историю, привить патриотические качества с начальной школы, научить бережно хранить память о героическом прошлом своих предков – вот главная задача современного образования. Данная разработка классного часа предназначена для учащихся начальной школы. Основная цель классного часа:рассказать младшим школьникам о героическом подвиге уральцев во время Великой отечественной войны. Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей формирования и победоносного шествия Уральского добровольческого танкового корпуса (УТДК) в годы Великой отечественной войны. Сохранить историческую памяти о нем. 2. Рассказать о легендарном русском танке Т-34. 3. Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, за свою Родину, за Урал. Классный час, посвященный 70-летию УТДК, провожу в форме праздника. Применяю методы театрализации (чтение стихов наизусть, сценка, исполнение военных песен), методы наглядной агитации (плакаты, видеофильм, атрибуты военной формы у выступающих старшекласников)метод игровых ситуаций. Оформление и оборудование: компьютер, проектор, экран, песни военных лет, плакаты, документальный фильм, свечи. Ход мероприятия Учитель: В марте 2016 г. исполнилось 73 года со дня создания легендарного, покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев, воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги. Дорогие ребята, мы с вами живем на Урале. Я предлагаю вам окунуться в атмосферу событий военных лет и поближе познакомиться с историей формирования и победоносного шествия наших соотечественников в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. (На фоне песни «Утомленное солнце» ученики читают стихотворение С.Щипачёва "22 июня 1941 года") 1 чтец: Июнь… Клонился к вечеру закат. И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. 2 чтец: Июнь… Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45- м, в мае. 3 чтец: Казалось, было холодно цветам , И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам. Обшарили немецкие бинокли. 4 чтец: Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. 5чтец: Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной , Всего, каких – то 5 минут осталось. Учитель: "Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. "Война!" - крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут утра по московскому времени" - так о начале войны писал Борис Васильев. Началась Великая Отечественная война. Чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения Родины, весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей страны, вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. (Звучит "Священная война", сл. В. Лебедева-Кумача, муз.А. Александрова) (выходят старшеклассники) 6 чтец. В первый день войны мальчишки и девчонки, наравне с взрослыми, записывались на фронт. Им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните! 7 чтец. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните! 8 чтец. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните! 9 чтец. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните! 10 чтец. Война от Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. 11 чтец. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните! Учитель: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Мы - уральцы. В годы Великой отечественной войны благодаря подвигу русских солдат немцам так и не удалось дойти Урала. Да и нельзя было пускать врага на Уральскую землю, так как именно Урал в годы Великой Отечественной войны, как сказал поэт Александр Твардовский, стал «Опорным краем державы» (Родины). (Выступление старшеклассников) 1 чтец: В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона. Урал во время войны стал главной «оружейной мастерской» страны. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале. 2 чтец: Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали!!! Всего за годы войны учеными и конструкторами Советского союза было разработано более 80 опытных образцов боевых машин. 3 чтец: В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске во время войны этот город называли «Танкоградом»), Нижнем Тагиле, Свердловске. Их девизом было: «В труде, как в бою!». 4 чтец: Грозные боевые машины танки полностью произведены на Уральской Земле. Металл плавили и прокатывали доменщиками и сталевары Свердловска (Екатеринбург), Тагила, Ревды, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. От других заводов Урала получали моторы, орудия, боезапасы, радиопередатчики, агрегаты. Учитель: Ребята, хотите сами собрать танк? Тогда предлагаю поиграть в игру «Собери танк» (класс делится на 4 группы, задача: как можно быстрее собрать из частей картинку с танком). На доске вывешиваются получившиеся танки. (звуки гусениц танка) Сценка (папа и сын): - Папа, а это и есть танк Т-34? -Да, сынок, это и есть легендарный танк, танк, принёсший победу Советскому народу, в борьбе с немецкими оккупантами. Танк Т-34 …самый лучший танк Великой Отечественной Войны! 1 чтец: Это Т-34, Нет надёжней танка в мире: Ни в ученье, ни в бою Не пробить его броню. Исполнение старшеклассниками под гитару песни на слова и музыку Михаила Калинкина «Т-34» Это мыслей сверкающих высь О победе в любой войне, И металлом одетый смысл, Что на свете мы всех сильней, Это правило, где лежит Гениальная простота, И Конструктора главного жизнь Перешедшая в этот танк! Это холод гулких цехов, И под небом открытым станки. Дети с бабами у станков - На войне давно мужики... И бумага последних рублей, Припасенных на черный день, И колец обручальных блеск, Снятых тысячами людей. И в наушниках: "Заводи!" И прорвать оборону приказ... "Ну, родимый, не подведи!.." И до самого пола газ! И болванки в башню удар, И застывший радиста взгляд, И фанерная в поле звезда, И сто грамм за погибших ребят... И проломленные бока Всех немецких зверей стальных, И Москва в золотых огнях Под победным небом страны... Это щит наш, и это меч, Это - наша прямая речь, Средство выжить народам моим В этом бешенном мире. Это скорость и сила огня Это люди, сильней чем броня Это слава моей страны,Т-34! Это слава моей страны,Т-34! Это - ржи золотой посев На холмах боевых полей, Это памятник у шоссе С одинокой гвоздикой в стволе Это пульс идущих вперед Молодых и сильных машин, Что начало свое берет Из твоей российской души! Это щит наш, и это меч, Это - наша прямая речь, Средство выжить народам моим В этом бешенном мире! Это скорость и сила огня Это люди, сильней чем броня Это слава моей страны,Т-34! Это слава моей страны,Т-34! Это слава моей страны,Т-34! (Старшеклассники остаются на сцене) Учитель: Но танков в русской армии в начале войны катастрофически не хватало. Поэтому в рабочих коллективах уральских заводов родилось предложение: сделать подарок фронту - создать свое, уральское, танковое соединение. (Слова читают старшеклассники) 1 чтец: По инициативе танкостроителей, в газете "Уральский рабочий" 16 января 1943 года был опубликован материал "Танковый корпус - сверх плана": танкостроители Урала обязались работать безвозмездно и сверх плана регулярно отчислять часть заработка на оснащение корпуса боевыми машинами, оружием, обмундированием. 2 чтец: Патриотический почин свердловчан подхватили Челябинская и Молотовская области. 26 февраля 1943 года Командующий УралВО генерал-майор Катков издал директиву, в которой сообщалось, что на территории Уральского военного округа, по решению Свердловского, Челябинского и Молотовского обкомов ВКП(б), утвержденному Народным Комиссаром Обороны, Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, формируется особый Уральский Добровольческий танковый корпус численностью 9661 человек. 3 чтец: Командирам частей и соединений поручалось начать учебу личного состава по мере его поступления, не ожидая штатной укомплектованности. 4 чтец: В первые дни после получения телеграммы Сталина в военкоматы хлынул поток заявлений от добровольцев, желающих стать воинами корпуса. Более 100 тысяч заявлений подали рабочие заводов. 5 чтец: На одно место воина корпуса претендовало 12 человек. Были созданы комиссии на предприятиях и в военкоматах. Они отбирали физически крепких, здоровых людей, умеющих управлять техникой и тех, чьи специальности применимы в танковых войсках. 6 чтец: Танковый корпус поистине стал легендарным. Желавшие попасть в состав танкового корпуса писали заявления даже в стихотворной форме. Так Дятлов И. Я. Обосновал свою просьбу следующим образом: (Выходит мальчик в пилотке) Когда в опасности мой город, Я не могу сидеть и ждать. Пока годами еще молод, Быть должен в армии опять. Я быть хочу под Ленинградом, Все дальше гнать от стен врага… В семье бойцов хочу быть снова, Чтоб жизнь опять пошла на лад. Учитель: Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса. Собрали свыше 70 млн. рублей. На эти деньги были выкуплены у государства боевая техника, вооружение и обмундирование. 11 марта 1943 года считается днем рождения 30 Добровольческого Уральского танковогокорпуса. Ученики исполняют песню «Уральцы бьются здорово», муз. Т. Хренникова, сл. А. Барто 1. Могучий и грозный, Железный Урал, Священную клятву Ты партии дал. Как сталь броневая, Та клятва тверда. Первыми будем На фронте труда. Припев: Уральцы бьются, Эх, бьются здорово! Нам сил своих, Нам сил своих не жаль. 2. Еще в штыках стальных, В штыках Суворова Она горела и сверкала, Наша сталь. Клянемся победу Ковать у станка, Мы клятву поднимем, Как знамя полка. Мы сталью клянемся, Уральской рудой, Меткой винтовкой И красной звездой. Припев. Нам светят, товарищ, Победы огни, Мы время сжимаем В горячие дни, Колхозник и токарь, Танкист и кузнец, Вместе врагу мы Готовим конец. (Выходят четвероклассники) 1 чтец: За отличные боевые действия Москва 27 раз салютовала уральским танкистам. 2 чтец: О массовом героизме добровольцев говорят 54 ордена, прикрепленных к знаменам корпуса и его подразделений. 3 чтец: За мужество и отвагу, проявленные в ходе военных операций, уральские «чудо – богатыри» получили 42 368 наград: среди них 1000 героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы. 4 чтец: Пусть танки тяжелые едут, Победу в орудьях везя. Победа! Победа! Победа! И только победа, друзья! 5 чтец: Пройдут года - над веком небывалым Потомки совершат свой поздний суд: Победу назовут они Уралом, Железо назовут они Уралом, И мужество Уралом назовут! 1 старшеклассник: Цветы возлагали на бронь наших тридцатьчетверок. И сталь засветилась скупою солдатской слезой. Никто там не плакал, никто не сидел на машине. То бронь прослезилась от судеб погибших людей. 2 старшеклассник: Цветами обсыпана вся боевая машина! Она заслужила свой тихий приют и покой. Лежат на броне «полыхают» под солнцем гвоздики. А с ними сгоревшие души - героев парней!!! 3 старшеклассник: Давайте все минуту помолчим, Помянем с болью тех, кто не вернулся, Кто в полный рост о пулемёт споткнулся, Идя в атаку сквозь огонь и дым. 4 старшеклассник: Давайте все минуту промолчим, Пусть слёзы навернутся на ресницы, Фронтовикам война доныне снится И тем, кого ничем не воскресим, 5 старшеклассник: Давайте все минуту помолчим. Мы жизнью им обязаны на свете – И сами мы и даже наши дети. Их подвиг не забыт, не повторим. Давайте все минуту помолчим. Учитель: Объявляется минута молчания. Список литературы: 1. Никто не забыт, ничто не забыто: 70-летию создания Уральского добровольческоготанкового корпуса. — Сборник. — 3-е изд.,Екатеринбург, 2012 2. Добровольцы: воспоминания [о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса] / сост. Сергей Александров. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965.Добровольцы Урала: воспоминания, очерки / сост. Яков Резник. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1972. 3. Добровольцы Урала: Очерки. Воспоминания / сост. Яков Резник. — 2-е изд., доп. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980. 4. Когда стою у Вечного огня: памятники и памятные места Великой Отечественной войны Свердловской области / сост. А. А. Войтенко. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000.Никитин, Д. Герои Славы / Д. Никитин, В. Поколов, Е. Прыткова. — Свердловск: Свердловское Книжное Издательство, 1963.