Кейс-чемоданчик "Юный финансист"
МБ ДОУ "Детский сад № 241" г.Новокузнецк Кемеровская область
Кейс-чемоданчик "Юный финансист"
Герасимова Светлана Геннадьевна
воспитатель
Пояснительная записка
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Так возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, целью которого является выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А чтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономического мышления, мы применили кейс технологии. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Цель создания кейса: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Кейс направлен на решение задач:
-
формирование первичных экономических представлений и компетенций;
-
развитие экономического мышления дошкольников;
-
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предполагаемые результаты по внедрению кейса мероприятий дети могут:
-
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
-
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
-
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
-
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
-
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
-
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
-
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Для создания кейса нужно:
-
Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям).
-
Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».
-
Определение контекста.
-
Планирование кейс- исследования, проведение сбора и анализа материала.
-
Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития
-
ситуации.
-
Описание и редактирование кейса.
-
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Правила применения кейс - технологий.
-
Это интерактивные технологии, где организуется активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
-
Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию.
-
Главные действующие лица – дети.
-
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
-
Акцент переносится на выработку, на сотворчество детей и педагога.
-
При работе с кейсом следует выдерживать этапы работы.
-
Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс- технологиями.
Чемоданчик знаний по финансовой грамотности
«Юный финансист»
Данное методическое пособие содержит три раздела:
Первый раздел : «Профессии. Продукт и услуги труда».
Цель: закреплять знания детей о профессиях, инстументах, которые им необходимы; закреплять сведения о том, что такое продукт производства и услуга.
В нём размещены игры:
-
Теневое лото «Ассоциация» (Основания распечатать, элементы распечатать и вырезать. Игра на липучках).
-
Игра «Сложи картинку»;
Для них используются конверты пластиковые формата А5 или распечатанный (приложен ниже). Конверты клеятся на основу, контур чемодана, который заламинирован.
-
Игра «Кто где работает» (Основы распечатать, элементы распечатать и вырезать).
-
Игра «Кто производит товар. Кто предоставляет услуги». (Игра на липучках. Дополнительно между страницами чемодана брошюруется пластиковый конверт, для наполнения карточками).
Второй раздел : «Деньги».
Цель : дать представление о деньгах в разный отрезок времени; о том, что труд оплачиваем, просто так их не получить.
В нём размещены игры:
-
Игра «Разложи монеты и банкноты» (Два конверта, на которых наклеены картинки кошельков разного времени. Конверты клеятся на основания чемодана.)
-
Игра «Что можно купить. Что нельзя купить» (Карточки с изображением предметов распределяются на то, что можно купить и что нельзя на липучках.)
-
Игра «Соверши покупку» (Разные отделы магазина, товар для них, ценники, в которых можно указать стоимость от возраста детей.)
Третий раздел : «Доходы, расходы, семейный бюджет».
Цель: знакомить с понятиями доходы, расходы, семейный бюджет; из чего они складываются; учить бережливости.
В нём размещены игры:
-
Игра «Семейный бюджет, доходы»
-
Игра «Расходы Надо»
-
Игра «Расходы Хочу».
Весь чемоданчик скрепляется разъёмными металлическими кольцами, что позволяет использовать разделы по отдельности и по необходимости добавлять в него что – то новое. Дети, разъединив его, могут использовать игры по группам, включать его элементы в сюжетно – ролевые игры. Педагог может использовать отдельные элементы в организованной образовательной деятельности.