Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 2020-2021 уч. год

МАОУ "С О Ш №40" город Череповец Вологодской области

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  на 2020-2021 уч. год

 

Учитель изобразительного искусства

Гашина Екатерина Михайловна

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  на 2020-2021 уч. год

Класс: 5а,б,в.г.д,е,ж.

УМК:Рабочая  программа  Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы; М. «Просвещение» 2016г. 

Н.А.Горяева. О.В. Островская Изобразительное искусство: «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека 5класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.Н. Неменского; М. Просвещение 2016 - 2018г.

Учитель: Гашина Е.М.

I четверть «Древние корни народного искусства»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древние образы в на­родном искусстве

 

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искус­ства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выраже­ние мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символа­ми плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обоже­ствления солнца, неба и земли наши­ми далекими предками.

 

Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

 

Уметь объяснять глубинные смыс­лы основных знаков-символов тради­ционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-вы­разительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообраз­ное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декора­тивно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.12-19, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

2.

Убранство русской избы

 

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Дом — мир, обжитой человеком, об­раз освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьян­ского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (под­пол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убран­ство (наряд) крестьянского дома: охлу - пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символичес­кое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

 

Создание эскиза декора­тивного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

 

 

Понимать и объяснять целост­ность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значе­ние, содержательный смысл знаков-об­разов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убран­ства избы как проявление конструктив­ной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоратив­ного обобщения в изображении.

Внутренний мир рус­ской избы

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.20-29, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4

Внутренний мир рус­ской избы

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего простран­ства крестьянского дома, его символи­ка (потолок — небо, пол — земля, под­пол — подземный мир, окна — очи, свет).

Жизненно важные центры в кресть­янском доме: печь, красный угол, ко­ник, полати и др. Круг предметов бы­та, труда (ткацкий стан, прялка, люль­ка, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

 

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); индивидуальная работа по созданию об­щего подмалевка.

 

Сравнивать и называть конструк­тивные декоративные элементы устрой­ства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерь­еры крестьянских жилищ у разных на­родов, находить в них черты нацио­нального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.30-35, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5.

Конструкция и декор предметов народного быта

 

Комбинированный

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда -область конструктивной фантазии, уме­лого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мас­теров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлеб­ницы, вальки, рубеля и др. Символи­ческое значение декоративных элемен­тов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений лю­дей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытово­го, утилитарного предмета в вещь-образ.

 

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьян­ского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).

 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только ук­рашение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свой­ственные народным мастерам-умель­цам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 

Взаимоконтроль

Таблицы, учебник стр.36-43, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

6.

Русская народная вышивка

 

Комбинированный

Крестьянская вышивка — храни­тельница древнейших образов и моти­вов, устойчивости их вариативных ре­шений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особен­ности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женс­ких рубах и др. Связь образов и моти­вов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мо­тив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

 

Создание эскиза вышито­го полотенца по мотивам народной вы­шивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги круже­вами.

 

Анализировать и понимать осо­бенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Выделять величиной, выразитель­ным контуром рисунка, цветом, деко­ром главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художест­венную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения вы­разительности декоративной формы.

 

 

Взаимоконтроль

Таблицы, учебник стр.44-49, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7.

Народный празднич­ный костюм

 

Урок обобщение

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Руба­ха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и укра­шений народного праздничного костю­ма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного празднично­го костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

 

Создание эскизов народно­го праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных

Понимать и анализировать образ­ный строй народного праздничного кос­тюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма, его отдельных эле­ментов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выра­жать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты нацио­нального своеобразия.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.50-60, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

8.

Народные празднич­ные обряды

Урок обобщение

Календарные народные праздни­ки — это способ участия человека, свя­занного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостнос­ти мира, народное творчество в дейст­вии.

Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные об­ряды, зеленые святки, осенние праздни­ки), их символическое значение.

 

Раскрытие символического значения обрядового действа на приме­ре одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкрет­ному народному празднику (по выбору).

 

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музы­кального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать ат­мосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, иг­ровые сюжеты, участвовать в обрядо­вых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянско­го) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятель­ности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живи­тельными соками современное декора­тивно-прикладное искусство.

 

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.60-63, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш

 

 

       

 II четверть «Связь времен в народном искусстве»

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древние образы в сов­ременных народных игрушках

 

Комбинированный

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, роспи­си глиняных игрушек, принадлежащих

к различным художественным промыс­лам.

Единство формы и декора в народ­ной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элемен­ты росписи Филимоновской, Дымков­ской, Каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

 

Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

 

Размышлять, рассуждать об исто­ках возникновения современной народ­ной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на на­родные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элемен­ты народного орнамента и особеннос­ти цветового строя.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.66-75, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3.

Искусство Гжели

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художе­ственной промышленностью. Природ­ные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность по­судных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности   гжельской   росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круго­вой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет­лого к темному. Сочетание мазка-пят­на с тонкой прямой волнистой, спира­левидной линией.

 

 

Изображение выразитель­ной посудной формы с характерны­ми деталями (носик, ручка, крышеч­ка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластили­ном баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

 

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, давать эс­тетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произ­ведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

мы и декора в изделиях гжельских мастеров.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.76-81, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

4.

Городецкая роспись

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры.

Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традици­онные элементы городецкой росписи, Птица и конь — традиционные моти­вы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного ри­сунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Основные приемы городецкой рос­писи.

 

Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробоч­ка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мо­тивами городецкой росписи.

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений Городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кис­тевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.82-85, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5.

Хохлома

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традицион­ного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последова­тельность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина».

Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

 

 

Изображение формы пред­мета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма пред­мета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.86-91, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

6.

Жостово. Роспись по металлу

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории худо­жественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта осве­щенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

 

 

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включа­ющего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

 

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цвету­щих лугов.

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жос­товского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.92-95, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

 

Урок обобщения и систематизации изученного.

Дерево и береста — основные мате­риалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искус­ных мастеров. Резное узорочье берестя­ных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная де­коративность. Сочетание красно-ко­ричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией —- черным перьевым контуром.

особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

 

 

1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного про­мысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (мож­но сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

 

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия масте­ров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

 

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

8.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Урок обобщения и систематизации изученного.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место про­изведений традиционных народных промыслов в современной жизни, бы­ту», «Промыслы как искусство художе­ственного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поис­ковыми группами).

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зритель­ного материала по определенному признаку.

особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графи­ческую орнаментику.

 

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведе­ния ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система­тизацией художественно-познаватель­ного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие ра­боты и работы своих товарищей, соз­данные по теме «Связь времен в народ­ном искусстве».

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

III четверть «Декор — человек, общество, время»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачем людям украше­ния

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить -значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

 

Рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; объ­яснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

 

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.106-107, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декора­тивного искусства.

Символика элементов декора в про­изведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображе­ние лотоса, жука скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза уаджета и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

 

 

1.Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, ук­рашение ее узором, в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа

 

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декора­тивно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также един­ство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.108-117, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5-6.

Одежда «говорит» о человеке.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на  древнеегипетское, древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же  выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно – прикладномискусстве XVII в.

Причудливость формы, пышная деко­ративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилеги­рованное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

 

 

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебе­ли и отдельных предметов, а также раз­ных по величине фигур людей в наряд­ных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

 

 

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.118-133, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7-8.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характе­ра их деятельности.

Основные части классического гер­ба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в класси­ческой геральдике. Составные элемен­ты старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государ­ства, страны, города, партии, фирмы и др.

 

1.Создание эскиза собст­венного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деле­ния, использование языка символов.

2.Изображение эмблемы класса, шко­лы, кабинета или спортивного клуба.

 

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их

при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветово­го решения.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.134-140, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

9-10.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Урок обобщения и систематизации изученного.

Итоговая игра-викторина с привле­чением учебно - творческих работ, произведений декоративно -прикладного искусства разных времен, художествен­ных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

 

Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и опреде­лить их владельцев, увидеть неточнос­ти, которые допустил художник при изображении костюма, или системати­зировать зрительный материал (предме­ты быта, костюм, архитектура) по сти­листическому признаку.

2. Посещение музея декоративно-прикладного искус­ства, выставки произведений современ­ных мастеров декоративно-прикладного искусства.

 

Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением зри­тельного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы,  раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть «Декоративное искусство в современном мире»

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное выста­вочное искусство.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

 

Восприятие (рассматривание) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

 

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное един­ство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.142-147, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4.

Современное выста­вочное искусство.

 

Урок практического применения знаний и умений.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как воз­можность объединения отдельных предметов в целостный художествен­ный образ. Творческая интерпретация древних образов народного  искусства в работах современных художников.

Восприятие (рассматривание) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

 

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное един­ство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.152-167, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5-6.

Ты сам — мастер

 

Урок практического применения знаний и умений.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов,

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

 

 

 

1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать   отдельно   выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого  к сложному».

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.168-179, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7-8.

Ты сам — мастер

 

Урок обобщение.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов,

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

 

1. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими рука­ми».

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать   отдельно   выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого  к сложному».

 

Обобщающий контроль.

Таблицы, учебник стр.180-189, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

Учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю, всего 34 часа в год.