Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 2020-2021 уч. год
МАОУ "С О Ш №40" город Череповец Вологодской области
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 2020-2021 уч. год
Учитель изобразительного искусства
Гашина Екатерина Михайловна
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 2020-2021 уч. год
Класс: 5а,б,в.г.д,е,ж.
УМК:Рабочая программа Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы; М. «Просвещение» 2016г.
Н.А.Горяева. О.В. Островская Изобразительное искусство: «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека 5класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.Н. Неменского; М. Просвещение 2016 - 2018г.
Учитель: Гашина Е.М.
I четверть «Древние корни народного искусства»
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока |
Организация самостоятельной деятельности |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Материал и наглядность |
Примечания |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.
|
Древние образы в народном искусстве
|
Формирование новых знаний, умений и навыков. |
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.
|
Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
|
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.12-19, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
2. |
Убранство русской избы
|
Формирование новых знаний, умений и навыков. |
Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлу - пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
|
Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
|
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Внутренний мир русской избы
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.20-29, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
3-4 |
Внутренний мир русской избы
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
|
Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); индивидуальная работа по созданию общего подмалевка.
|
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.30-35, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
5. |
Конструкция и декор предметов народного быта
|
Комбинированный |
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда -область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
|
Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).
|
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
|
Взаимоконтроль |
Таблицы, учебник стр.36-43, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
6. |
Русская народная вышивка
|
Комбинированный |
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
|
Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
|
Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
|
Взаимоконтроль |
Таблицы, учебник стр.44-49, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
7. |
Народный праздничный костюм
|
Урок обобщение |
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
|
Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных |
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.50-60, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
8. |
Народные праздничные обряды |
Урок обобщение |
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.
|
Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).
|
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.60-63, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш |
|
II четверть «Связь времен в народном искусстве»
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока |
Организация самостоятельной деятельности |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Материал и наглядность |
Примечания |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1-2
|
Древние образы в современных народных игрушках
|
Комбинированный |
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи Филимоновской, Дымковской, Каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
|
Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
|
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.66-75, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
3. |
Искусство Гжели
|
Комбинированный |
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
|
Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. мы и декора в изделиях гжельских мастеров.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.76-81, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
4. |
Городецкая роспись
|
Комбинированный |
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи, Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.
|
Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений Городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.82-85, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
5. |
Хохлома
|
Комбинированный |
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
|
Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.86-91, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
6. |
Жостово. Роспись по металлу
|
Комбинированный |
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
|
Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
|
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы |
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.92-95, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
7. |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
|
Урок обобщения и систематизации изученного. |
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией —- черным перьевым контуром. особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
|
1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
|
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
8. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Урок обобщения и систематизации изученного. |
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами). |
Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку. особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
|
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
III четверть «Декор — человек, общество, время»
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока |
Организация самостоятельной деятельности |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Материал и наглядность |
Примечания |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1-2.
|
Зачем людям украшения
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить -значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
|
Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
|
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.106-107, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
3-4. |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза уаджета и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
|
1.Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы. 2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа
|
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.108-117, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
5-6. |
Одежда «говорит» о человеке.
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно – прикладномискусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
|
Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
|
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.118-133, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
7-8. |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
|
1.Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2.Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
|
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.134-140, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
9-10. |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. |
Урок обобщения и систематизации изученного. |
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно - творческих работ, произведений декоративно -прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
|
Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.
|
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире»
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание урока |
Организация самостоятельной деятельности |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Материал и наглядность |
Примечания |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1-2.
|
Современное выставочное искусство.
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. |
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
|
Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».
|
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.142-147, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
3-4. |
Современное выставочное искусство.
|
Урок практического применения знаний и умений. |
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. |
Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».
|
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.152-167, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
5-6. |
Ты сам — мастер
|
Урок практического применения знаний и умений. |
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов, Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
|
1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
|
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
|
Текущий контроль и самоконтроль. |
Таблицы, учебник стр.168-179, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
||
7-8. |
Ты сам — мастер
|
Урок обобщение. |
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов, Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
|
1. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».
|
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
|
Обобщающий контроль. |
Таблицы, учебник стр.180-189, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш. |
|
Учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю, всего 34 часа в год.