Изобразительная деятельность, как средство реализации регионального компонента
Художественно-эстетическое воспитание является одним из приоритетных направлений МКДОУ Нововоронежский детский сад №12 и для его реализации мной была разработана рабочая программа по изобразительному искусству «Кисточка и карандаш». Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и разработана в соответствии с ФГОС ДО. За основу программы взята примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а как дополнение авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и художественно-экологическая программа «Природа и художник» Т.А.Копцевой.
Одной из главных задач программы является: приобщение детей к истокам русской народной культуры и культуры родного края, воспитание любви к родному краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
Моя рабочая программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.
Главным принципом программы является формирование у детей интереса и чувства любви к родному краю (истории, народному декоративному искусству, окружающему миру). Приобщение детей к истокам Воронежского края, русским национальным традициям, культурой происходит через знакомство с обычаями, праздниками, некоторыми видами народно-прикладного искусства, дети знакомятся с характерными особенностями и многообразием русской народной игрушки- матрешки, в том числе матрешкой с узорами Воронежской губернии. Дети узнают и отображают в своих рисунках животных, птиц, насекомых живущих рядом с ними, растения, деревья, цветы, растущие на территории области. Изображают характерные изменения в природе.
Познание ребенком окружающего мира, мира прошлого, настоящего и будущего обогащает багаж знаний, развивает художественно-творческий потенциал, доброту, фантазию, воображение, глубоко воздействует на мир ребенка.
Занятия построены на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к каждому ребенку. Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью, с целью накопления опыта творческого общения.
Рисование тесно связано с развитием речи детей - часто использую на непосредственно организованной деятельности художественное слово, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; способствую развитию монологической речи при описании репродукций картин художников Воронежского края.
Также использую для создания эмоционального настроения у детей музыку. Музыка помогает лучше понять образ.
При проведении непосредственно-организованной деятельности, кружковых занятий, бесед с детьми использую информационные компьютерные технологии, которые наглядно, более широко помогают раскрыть региональный компонент программы.
Также с детьми посещаем выставки картин местных художников, выставки народно-прикладного искусства, организуемые в Доме культуры нашего города.
Работы детей используются для оформления тематических выставок, отправляются для участия в городских и областных конкурсах.
В ходе реализации моей рабочей программы «Кисточка и карандаш» у детей складывается осознанное отношение к истории национальной культуры, формируются эмоциональная отзывчивость и интерес к народному и региональному творчеству. Дети с легкостью разбираются с таинственным языком символических образов декоративного искусства.