Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«История создания подводных лодок России и строительство отечественного атомного флота»

«История создания подводных лодок России и строительство отечественного атомного флота»

Номинация:методика организации и проведения мероприятий

Автор работы:

зав.библиотекой и руководитель школьного центра патриотического воспитания «Патриот»

МАОУ СОШ № 7 г.Балаково Саратовской области

Хачпанова М.В.

г. Балаково, 2019 г.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  • «Да, слава русских моряков бессмертна,
    В историю вписали имена
    Тех, кто любил Россию беззаветно,
    И отдавал за Родину сердца».

    Л.Встречный

Россия - великая морская держава. Право считаться ею завоевано поколениями наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях стяжали немеркнущую славу стране и ее военно-Морскому флоту. Российский флот всегда был любовью и гордостью страны! И мы, балаковцы, гордимся тем, что в нашем провинциальномволжском городеродился и вписал славную страницу в строительство отечественного кораблестроения В.Н.Перегудов – Герой Социалистического Труда, выдающийся инженер-конструктор подводных лодок .

РАЗДЕЛ I

ПЕРВАЯ В МИРЕ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде "потаенно" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаенных судов". В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно была заложена первая в мире подводная лодка.

Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку. Наконец, осенью 1724 г. в присутствии Петра I она была спущена на воду, но при этом ударилась о грунт и повредила днище… После кончины Петра I в 1725 г. "потаенным" судном перестали интересоваться.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА –

ОСОБЫЙ КЛАСС КОРАБЛЕЙ

Так что же такое подводная лодка?Подводная лодка (подлодка, субмарина) - класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность.

Было в русской истории потом еще несколько других, более или мене удачных попыток построить субмарину, но все же до начала ХХ века никто даже не предполагал, что этот вид кораблей в скором времени займет важнейшие место в защите интересов Отечества.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки - новый тип корабля. Единственную русскую лодку "Дельфин" ее командир капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев предложил отправить "на фронт" сразу же после начала войны. С такой же просьбой обратился наместник царя на Дальнем Востоке адмирал Алексеев. К июлю 1904 г. наш флот имел четыре субмарины: "Дельфин", "Форель", "Осетр" и "Сом". Две последние - американские лодки Лэка и Голланда. Подводные лодки за время русско-японской войны не одержали сколько-нибудь значительного успеха, но они самим фактом своего существования удержали японцев от штурма Владивостока и воспретили им плавание в Амурском лимане.

19 марта 1906 года приказом N 52 по военно-морскому ведомству России подводные лодки из миноносцев стали числиться самостоятельным классом кораблей флота. Этот день стал официальным днём рождения русских подводных сил, который доныне празднуется как День подводника.    К концу 1906 года Россия имела 29 ПЛ, уступая по численности подводного флота лишь Франции.   В декабре 1907 года был опубликован первый список "офицеров Подводного Плавания". 26 января 1909 года был утвержден нагрудный знак для офицеров флота, удостоенных звания "офицеров Подводного Плавания ". Так в русском военно-морском флоте появилась особая категория людей, гордо носящих звание моряк-подводник.

У истоков организации отечественного подводного плавания стояли поистине выдающие люди:  талантливый инженер и ученый Иван Григорьевич Бубнов (1872-1919). Создатель первой боевой подводнойлодки «Дельфин», «Барс» и др. и Эдуа́рдНикола́евичЩенсно́вич (1852 - 1910) — русский вице-адмирал, герой русско-японской войны, член Адмиралтейств-совета, один из первых организаторов минного дела и подводного плавания в русском флоте, первый русский адмирал подводного плавания, первый командир Учебного отряда подводного плавания. Автор «Положения о службе на подводных лодках» и т.д.

ПОДВОДНИКИ –

ЭТО ЭЛИТА МОРСКОГО ФЛОТА

Так кто же они, подводники? И чем они отличаются от обычных моряков?

Подводники – это элита флота. Их служба всегда связана с большой степенью риска и выдержкой. Трудно даже жить в замкнутом пространстве, а не то, что вести определенную работу, решать боевые задачи. Только люди особенного склада могут выдержать эти испытания. Это очень мужественные люди.  Недаром их девизом стали слова: «Вместе победить и вместе умереть». И только так! Уходящая в автономное плавание подлодка становится для экипажа и домом, и местом боевой работы, и братской могилой – если более удачливым окажется противник. Поэтому – только вместе. Только победить! Или умереть... Третьего не дано - даже в мирное время. Тем более – во время войны.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

            Опираясь на передовые взгляды и наработки  русских инженеров-кораблестроителей, судостроительной программой предполагалось построить к 1914 году 10 подводных лодок типа "Касатка». "Касатки" должны были стать улучшенной версией спущенной в 1903 году боевой подводной лодки "Дельфин". За ней вступили в строй «Нерпа», «Тюлень», «Морж» и «Краб».

Первая мировая война, как известно, началась 1 августа 1914 г. В свои первые боевые походы на Чёрном море подводные лодки смогли выступить только летом 1915 года. И сразу пришли первые успехи.

7 июня 1916 года ПЛ "Морж" захватила турецкий бриг "Бельгузар» и привела его в Севастополь.

ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЛ «ТЮЛЕНЬ»

И ЕЁ КОМАНДИР – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОДВОДНИК КИТИЦЫН М.А.

Особо сумел отличиться экипаж ПЛ "Тюлень" во главе с командиром Михаилом Александровичем  Китицыным (1885-1960), которому вскоре было суждено стать самым знаменитым подводником царской России. В мае 1916 года ПЛ "Тюлень"потопила 4 парусные турецкие шхуны, а пятую, двухмачтовую шхуну "Балджи" как приз привела в Севастополь на буксире.      11 октября 1916 года произошел артиллерийский бой между ПЛ "Тюлень" и крупным турецко-германским транспортом "Родосто". Наша  лодка уступала противнику по вооружению, но её комендоры превзошли противника в скорости и меткости стрельбы. Это был первый в истории случай, когда подводная лодка действием своих пушек пленила корабль, превосходящий её по мощи артиллерии. Этот случай не повторен ни одной отечественной лодкой. 

О подвигах экипажа ПЛ "Тюлень" к 1917 году узнала вся страна. Капитан М.А. Китицын в ходе войны был награжден орденом святого Георгия 4-й степени, золотым Георгиевским оружием за храбрость и стал кавалером всех офицерских орденов России с мечами. В общей сложности ПЛ "Тюлень" в ходе первой Мировой войны потопила и захватила на Черном море 41 судно противника (по другим данным, 51).

ПЕРВЫЕ ТРАГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ…

И ВСЕ ЖЕ МЫ - ЛУЧШИЕ!

Конечно, не обошлось без трагических потерь. В первую мировую было по разным причинам потеряно 10 субмарин, но все же в ходе войны противнику не раз приходилось пасовать перед огнем малых и беззащитных в его представлении кораблей, о русских подводниках в мире заговорили как об опытных моряках.

РАЗДЕЛ II

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Дальнейшей модернизации подводного флота ВМФ России помешали революция и Гражданская война, но молодое государство рабочих и крестьян нуждалось в защите, а потому, несмотря на большие экономические и прочие трудности, немалое внимание уделялось модернизации армии и флота. Понимание необходимости иметь свой подводный флот привело к тому, что в Советском Союзе к концу 1928 года на воду была спущена ПЛ "Декабрист" - первая субмарина советской постройки.В начале 30-х на вооружении ВМФ появились «щуки».

КОМАНДИРОВКА НА ЗАПАД

Из всех созданных кораблей одним из наиболее сложных технических сооружений является подводная лодка, но опытных специалистов в области подводного кораблестроения у Страны Советов в первые годы её существования еще не было. Многое приходилось создавать, строить методом проб и ошибок, но все же опыта не хватало. Пришлось прибегнуть к техническому сотрудничеству с зарубежными странами, что сыграло существенную роль в укреплении советского ВМФ, особенно в создании подводных лодок с использованием передовых западных технологий. Особенно интересовал опыт Германии и Италии, чьи достижения в области строительства подводных лодок являлись на то время передовыми

В ноябре 1932 года группа советских морских специалистов (в их числе наш земляк, инженер-конструктор В.Н.Перегудов) была командирована в Германию для переговоров с фирмой «Дешимаг» с целью покупки подводной лодки. Руководство Военно-Морского Флота намеревалось воспользоваться услугами этой фирмы для создания отечественной подводной лодки, используя опыт немецких инженеров-кораблестроителей.

Результатом командировки в Германию стало создание подводной лодки нового типа – «С», т.е. средняя.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Перед самым началом Великой Отечественной войны появились у советского ВМФ новые подлодки.  Они нравились подводникам, потому что отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, обладали отличными ходовыми и мореходными качествами. 

В годы войны лодка С-56 под командованием Григория Ивановича Щедрина оказалась самой результативной лодкой ВМФ СССР. «Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…», — из воспоминаний Героя Советского Союза  Щедрина Г.И.

И все на вооружении нашего флота было немало субмарин малого класса (так называемые «эмки»). Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.
Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах… Но они воевали. И победили!

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Сотни, тысячи моряков Северного, Черного, Балтийского морей обессмертили свои имена, бесстрашно сражаясь с фашизмом.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены несколько десятков человек. Некоторые – посмертно.

Среди них:

АЛЕКСЕЕВ Борис Андреевич, ГРЕШИЛОВ Михаил Васильевич,
БОГОРАД Самуил Нахмановичч, КАЛИНИН Михаил Степанович, ИОССЕЛИАНИ Ярослав Константинович, КЕСАЕВ Астан Николаевич,  КОНОВАЛОВ Владимир
Константинович, ЛИСИН Сергей Прокофьевич, КОЛЫШКИН Иван Александрович
КУЧЕРЕНКО Иван Фомич, МОРУХОВ Александр Сергеевич, \
ПЕРОВ Иван Степанович, ЛУНИН Николай Александрович, СТАРИКОВ Валентин Георгиевич,  ОСИПОВ Евгений Яковлевич, ТРАВКИН Иван Васильевич,
ЩЕДРИН Григорий Иванович, ФИСАНОВИЧ Израиль Ильич,
МАРИНЕСКО Александр Иванович, ХОМЯКОВ Максим Игнатьеви

ГАДЖИЕВ Магомет Имадутинович (погиб вместе со своим экипажем).

 

За годы войны на действующих флотах 358 человек исполняли обязанности командиров подводных лодок, 99 погибли.

Большое количество подводников – героев Великой Отечественной войны - было награждено орденами и медалями. Героическим морякам-подводникам в разных уголках нашей необъятной Родины поставлены обелиски славы, а некоторые, особо отличившиеся субмарины, сами стали после войны памятниками.

Наши подводные корабли получили больше наград и почетных званий, чем все остальные корабли флота, вместе взятые. Так, одновременно ордена Красного Знамени и гвардейского звания были удостоены североморские лодки “Д-3”, “С-56”, “Щ-402” и “М-172”.  Гвардейского звания было удостоено пять “щук”, четыре “малютки”, одна “катюша”, один “ленинец” и одна лодка типа “С”.Орденом Красного Знамени было награждено десять “щук”, пять лодок типа “С”, две “малютки”, две “катюши” и два “ленинца”.В создании «щук» и «эсок» непосредственное участие принимал наш земляк, инженер – конструктор подводных лодок, В.Н.Перегудов.

Великая Отечественная война дала убедительное подтверждение боевой ценности подводного флота. Советские подводники уничтожили около 650 тысяч тонн вражеского торгового тоннажа и десятки боевых кораблей различных классов.

РАЗДЕЛ III

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА.

ДАЛЬНЕЙШАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ.

НАЧАЛО ПОДВОДНОГО АТОМНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.

РОЛЬ ПЕРЕГУДОВА В.Н.

В СОЗДАНИИ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ АПЛ ТИПА

«К-3» («ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ»)

В 50-х годах началась новая эра в подводном кораблестроении — при­менение для движения подводных лодок атомной энергии. По своим свойствам атомные источники энергии являются наиболее подходящи­ми для ПЛ, так как, не нуждаясь в атмосферном воздухе или в запасах кислорода, позволяют получать энергию практически неограниченно долго и в необходимом количестве. 
         Первые предложения от ученых-атомщиков и военных моряков об использовании для движения лодок атомной энергии и в США, и в СССР стали поступать еще в конце 1940-х годов. Первая в мире АПЛ была построена в США — «Nautilus» — и всту­пила в строй в сентябре 1954 г.
 9 сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о начале работ над первой отечественной атомной ПЛ.Научным руководителем работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) и атомной ПЛ стал директор Института атомной энергетики Академии наук СССР академик Анатолий Петрович Александров. Для непосредственного выполнения проработок организовали 2 рабочие группы: одна - для проектных проработок атомной ПЛ, другая - для разработки ее энергетической установки. Первой руководил В.Н.Перегудов, второй - Николай Антонович Доллежаль.

Фактор времени был одним из давлеющих при проектировании. Превосходство США в ядерной области серьезно беспокоило государственное руководство СССР. Поэтому ход работ проектантов регулярно контролировался на самом высоком уровне.   О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций, расположенных практически на всей территории СССР, в том числе 20 конструкторских бюро и около 80 заводов-поставщиков различного оборудования. 

ОТЛИЧИЕ АТОМНОЙ ПЛ

ОТ ДИЗЕЛЬНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИЦ

По своему облику и тактико-техническим элементам разработанный вариант АПЛ существенно отличался от состоявших тогда на вооружении дизель-электрических ПЛ (ДЭПЛ).  Первая АПЛ должна была иметь скорость хода до 25 уз, с которой она могла бы длительно двигаться в подводном положении. Всего же продолжительность подводного плавания должна была составлять до 50-60 суток. Глубина погружения у первой отечественной АПЛ по сравнению с подводными лодками периода второй мировой войны возрастала в полтора раза. АПЛ. Необычной для того времени была и сигарообразная форма корпуса с эллипсовидной носовой частью.

В 1962 году, вслед за американским «Наутилусом», перегудовская К-3 пересечет Северный Ледовитый океан, а потом, прорвав ледяной панцирь, и триумфально всплывет на макушке планеты.

ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН БАЛАКОВА –

ВЫДАЮЩИЙСЯ КОРАБЕЛ В.Н.ПЕРЕГУДОВ

Наша страна всегда будет с большим уважением произносить имена тех, кто стал «пионерами» в области атомного судостроение. Одним из них был наш выдающийся земляк - Владимир Николаевич Перегудов.«Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в судостроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым. Редко кому в жизни удается даже одно дело такого масштаба», - написал уже смертельно больному Перегудову академик Александров.

Выдающийся инженер-конструктор подводных лодок В.Н.Перегудов был участником создания и испытаний подводных лодок различных проектов, включая большие и средние дизельные подводные лодки типов «Д», «Щ», «С», «К».

Улица Коммунистическая, дом 56 (бывшая усадьба купца Менькова).Здесь прошли детство и юность будущего конструктора первого советского подводного атомохода. Здесь он нашёл свою любовь…Теперь на этом доме установлена памятная доска.

В 2006 году, в знак высшей признательности и уважения жителей Балаковского муниципального района Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание «Почетный гражданин Балаковского муниципального района».

НАВЕЧНО В СЕРДЦАХ И В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

         Было, конечно, в подводном флоте всякое: случались по разным причинам аварии, приводившие к трагической  гибели людей. Всего по примерным подсчетам с 1904 по сегодняшний день погибло около 180 подводных лодок.

В нашем городе живет мать погибшего в мирное время матроса-подводника – Астафьева Александра Владимировича.

В наших сердцах и в нашей памяти никогда не сотрутся имена людей, кто своим блестящим талантом, беспримерным мужеством, самоотверженным трудом служил славе нашего Отечества, стоял на защите его границ.

РАЗДЕЛ IV

РОССИЯ ПО ПРАВУ ГОРДИТСЯ СВОИМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ

 Нашему подводному флоту уже более 100 лет. Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

В отличие от других родов сил ВМФ,  подводные силы как ударная сила флота, обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. В современном мире каждая страна, имеющая выход к морям, имеет в своем боевом арсенале мощный подводный флот.

У НАШЕГО  ФЛОТА – БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ,

И МЫ УВЕРЕНЫ: ОН В НАДЕЖНЫХ РУКАХ!

РАЗДЕЛ V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша школа собрала большой материал по истории русского /российского/ подводного кораблестроения, в школьном музее хранится много папок с фотографиями и ксерокопиями документов из личного дела В.Н. Перегудова, налажена связь с его дочерью – Н.В.Перегудовой.

Мы дружим с нашими земляками, моряками-подводниками. 19 марта, в честь Дня подводника, в нашей школе была проведена муниципальная историческая конференция.

В планах школы – бороться за присвоение школьному музею имени нашего выдающегося землякаВ.Н.Перегудова, которого уже при жизни называли «Туполевым отечественного кораблестроения».

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ