Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Использование здоровьесберегающих технологий в построении развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»

Ни для кого ни секрет, что современная жизнь предъявляет новые, более высокие требования не только к взрослому человеку, но и ребенку, его знаниям, умениям, способностям – ведь любому государству всегда нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Поэтому во всем мире проблема сохранения и укрепления здоровья детей, создание условий для их правильного физического развития являются приоритетными.
 Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает первые знания о себе, окружающем мире и здоровом образе жизни.
        Одно из приоритетных направлений деятельности  ДОУ – сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом - это члены семьи ребенка. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь необходимо формировать у родителей наших воспитанников. Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержки ДОУ состоит в конструировании модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов  детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. В нашем ДОУ мы используем разнообразные формы работы с родителями:
 - круглый стол с участием педагогов, медицинского персонала и родителей; - тренинги с использованием кинезиологических упражнений (тренинг – игра «Педагоги-родители»);
-семейная гостиная («Поговорим о здоровом питании или ближе к природе»);
-спортивные праздники, развлечения («Зимние забавы», «Папа, мама, я - дружная семья», «Мой веселый звонкий мяч»);
- консультации для родителей узких специалистов («Чтобы ребенок был здоров»);
-тематически недели;
- совместные субботники.

       В процессе целенаправленной работы с родителями в нашем детском саду наиболее распространенной формой стала совместная физическая деятельность. По мнению педагогов, она является наиболее эффективной. Совместная деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению воспитателей, родителей и детей. Родителям предоставляется возможность наблюдать за своими детьми, что помогает сравнить и оценить результаты физического развития и воспитания. Родители знакомятся с физкультурно – оздоровительной работой, у них формируются практические умения в области физического воспитания ребенка.
        В нашем ДОУ в режиме дня большую часть времени занимают мероприятия для проведения форм оздоровительной работы с детьми. Содержание закаливающих мероприятий  подбирается в соответствии с возрастной группой и состоянием здоровья каждого ребенка, рекомендациями педагогического и медицинского персонала. Педагоги, руководитель по физическому воспитанию, медицинские работники определили принципы закаливания: регулярность, постепенность (постепенное увеличение нагрузки), интенсивность, сочетаемость общих и местных охлаждений, комплексность. Мы применяем различные виды закаливания:
- контрастный: в раннем возрасте – «тепло – холод – тепло», в старшем возрасте – «холод – тепло-холод - снижение температуры: используются все принципы закаливания: системность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка,

- интенсивное закаливание; положительный эмоциональный настрой

- воздушные ванны (прогулки, проветривание помещений 4-5 раз в день круглый год);

- закаливание солнцем;

- водные процедуры (умывание лица, шеи в течение 1-2 минут при температуре воды 28-30  С;

- влажное обтирание (рукавичкой, смоченной водой, обтирают руки и ноги в течение 1-2 минут, постепенно снижая температуру воды до 28 С;

-босохождение (зимой - в помещении, летом – на улице);

- солевые дорожки (дети растирают стопы о массажные коврики, затем проходят по дорожке, смоченной в йодно – солевом растворе, и в завершение по сухой жесткой ткани, ребристой дорожке. Процедура проводится ежедневно и способствует раздражению рефлекторных зон стопы;

- контрастные водные ванночки для рук (ребенок сначала погружает руки в теплую воду 38 – 40° С, затем в холодную 20 – 22° С.

        Все закаливающие процедуры проводятся с соблюдением всех принципов и правил закаливания, а также при постоянном медико – педагогическом контроле.                                                                                
        В последнее время мы наблюдаем значительное увеличение числа детей с нарушением зрения. Поэтому в  ДОУ на первый план ставится работа по профилактике зрения у дошкольников. Работа проводится систематически и носит осознанный характер, сочетаясь с элементами занимательности. Одним из основных мероприятий по профилактике нарушения зрения является соблюдение правил освещенности группы, т.к. в условиях недостаточности света резко снижаются все зрительные функции.
       Большое значение мы уделяем правильной организации непосредственно образовательной деятельности в условиях пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Занятия детей требуют постоянного активного участия зрения. Нужно помнить, что продолжительность занимательного дела не должна превышать 40 минут в возрасте от  3-х до 5 лет и 60 минут для детей 6-7 лет. Стараемся распределить нагрузку так, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для игр и пребывания на свежем воздухе.
     Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10 – 15 минут для отдыха глаз. Детям предлагаем лечь на ковер на спину, расслабляя все мышцы и закрыть глаза. Такая релаксация способствует глубокому мышечному расслаблению, снятию психического и эмоционального напряжения. Для улучшения зрения предлагаем движущиеся игрушки (попрыгунчики, юла), полезны игры с использованием мяча.
       В своей работе по профилактике зрения педагоги широко используют элементы технологии В.Ф. Базарного, профессора – офтальмолога. Для двигательной активности мышц  глаза  используем  подвесные модули, которые закреплены под потолком групповой комнаты, в равноудаленных уголках, например, в 4-х углах потолка. Они могут быть как объемные, так и плоскостные, яркие, привлекающие внимание детей. Педагог в ходе непосредственно образовательной деятельности периодически обращает внимание детей на модули, просит что – то найти глазами, рассказать о том, что увидели. Дети ищут нужный предмет, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение глаз. Цель таких упражнений – предупреждение близорукости и нарушение осанки. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает  положительное действие на артикуляционный аппарат.

        Как одну из разновидностей здоровьесберегающих  технологий  мы широко используем в своей работе пальчиковую гимнастику. Ведь еще А.Сухомлинский сказал: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика позволяет снять напряжение кистей рук, пальцев во время занятий, снять капризность, нервозность.
        После дневного сна проводим с детьми оздоровительную гимнастику. Выполнение общеразвивающих и оздоровительных упражнений  дети начинают в постели (лежа или сидя) или стоя у кровати. Затем переходят на выполнение упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, а затем переходят к закаливающим процедурам. Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
       Физическое воспитание детей – дошкольников представляет собой единую систему воспитательно – оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр. Кроме этих мероприятий мы широко используем в своей работе одну из видов здоровьесберегающих технологий  - физминутку как одну из форм активного отдыха во время малоподвижной деятельности. Физминутка дает возможность педагогам играть с детьми, а вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в содержание физминутки, у детей улучшается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дошкольники получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную физминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться. Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки следует считать переход между этапами работы на занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности  на другую или во вторую половину занятия, когда у детей наступает утомление.

      Среди  основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является обучение их правильному дыханию. Дыхание – один из важнейших физиологических процессов. Правильное дыхание – это полное ритмичное дыхание с участием всех компонентов дыхательной системы, включающее в себя вдох через нос, грудное и брюшное дыхание. Правильное дыхание помогает справиться с волнением и стрессами, оказывает воздействие на мышечную и нервную системы, улучшает общее состояние организма.  Изучив методики по поведению дыхательной гимнастики, мы остановились на методике А.Н. Стрельниковой. Под руководством врача и инструктора по физической культуре педагоги овладели  технологией дыхательной гимнастики  и проводят ее с детьми в игровой форме.
      Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание позитивной обстановки во время изучения иностранного языка, использование информационных технологий, увеличение двигательной активности ребенка – вот ключевые позиции современного занятия по английскому языку. Всем известно, что дошкольникам свойственна психологическая пресыщаемость, они быстро утомляются, поэтому в соответствии с возрастными особенностями во время деятельности им необходимо давать возможность отдохнуть, подвигаться. В структуру занятия включаем физминутки, небольшие по времени, рассчитанные на 2-3 минуты. Основное их назначение – снять усталость и напряжение, внести Желательно,  чтобы физминутка была тесно связана с темой занятия и являлась переходным мостиком к следующей части занятия.
     Очень важной составной частью работы по развитию мелкой моторики являются и пальчиковые игры – это  инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
       На занятиях по английскому языку часто используют информационно –коммуникативные средства (мультимедийную доску, планшет, компьютер). Для профилактики усталости глаз используем модули, например, бабочку на длинной палочке, птичку, стрекозу, которые педагог медленно перемещает вверх – вниз, вправо - влево, а дети наблюдают за перемещением только при помощи глаз.

      Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения к восстановлению равновесия, тем самым сохраняя психическое здоровье. Поэтому на занятиях используем упражнения на релаксацию. Желательно их подбирать в соответствии с темой занятия.
      Занятия по английскому языку – благодатная почва для любых начинаний, включая здоровьесбережение. Более того, это просто часть учебного процесса, обеспечивающая успешное усвоение необходимого материала. Дети охотно играют, поют, разыгрывают сценки на английском языке. Их не смущает, что пока их словарный запас не велик! Ведь достаточно знать 2-3 слова, чтобы отправиться в путешествие на корабле или тренируются на космодроме, отрабатывая глаголы run, jump, ski, skate. Благоприятный психологический климат на занятиях, который служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных детьми, определяет позитивное воздействие на здоровье дошкольников.
     Основная форма  музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка. Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- валеологические песенки – распевки, они задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии;
- дыхательная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем;
 - игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата;
- пальчиковые игры, повышают координационные способности пальцев рук, повышают образно-ассоциативное мышление;
- речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, двигательную активность.
     На музыкальных занятиях, все виды музыкальной  деятельности используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов. Работа проводится совместно с логопедами, руководителем по физическому воспитанию, воспитателями под наблюдением медицинских работников. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики, валеологических распевок, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр у детей повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей, укрепляется дыхание, стабилизируется физическая и умственная работоспособность, снижается заболеваемость.
   Система физкультурно – оздоровительной  работы в МАДОУ создана в соответствии с миссией дошкольного учреждения и кредо педагогического коллектива – успешный ребенок – здоровый ребенок, умный ребенок, улыбающийся ребенок- есть живое воплощение педагогического успеха. Цель физкультурно – оздоровительной работы – создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия детей. Достижение цели реализуется через содержание образовательного процесса, представляющего собой систему физкультурных и медико – профилактических мероприятий. Одним из важнейших направлений в системе физкультурно – оздоровительной работы является организация двигательной активности детей, так как потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Огромную роль в реализации данной потребности играют подвижные игры, так как выступают самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Играть для ребенка – это прежде всего двигаться, действовать. Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Природную подвижность детей –дошкольников необходимо поддерживать. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребенка. Важнейший результат игры – радость, удовлетворение, эмоциональный подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных  систем организма ребенка.