Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Использование мнемотехники детьми дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

 

Учебно – методическая рекомендация

«Использование мнемотехники детьми дошкольного возраста»

 

 

Автор – составитель:

Муртазина Наталья Викторовна,

Захарова Анна Валерьевна

МАДОУ « Детский сад № 78»

 

 

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цель

4. Задачи

5. Мнемотехника и развитие речи

6. Стихи для заучивания по возрастам а) младший возраст. б) средний возраст в) старший возраст г) подготовительный возраст

7. Мнемотехника и ознакомление с окружающим миром.

8. Мнемотехника и математика а) геометрические формы и фигуры б) ознакомление цветом

9. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Особое внимание уделяю развитию устной монологической речи, т.к. ее развитие закладывает основы успешного обучения в школе. В описании опыта работы я представлен материал, основанный на использовании опорных карт – схем, мнемотехники. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать.

Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы, Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Итак, что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Актуальность. Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Актуальность выбранной темы:

• Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

• Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется.

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы .

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для рассматривания а затем дети сами рассказывают по таблице самостоятельно

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

• Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

• Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

• Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

• Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями

Цель моей работы:

- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие мелкой моторики рук; - развитие основных психических процессов

– памяти, внимания, образного мышления; - помогает овладение приёмами работы с схемами, таблицами, символами и сокращает время обучения

Задачи работы:

• - помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

• - обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

• - развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

• - развивать мелкую моторику у детей

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотехника и развитие речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Проблемы речи детей дошкольного возраста: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, -неспособность грамматически правильно построить предложение, - бедность речи, - недостаточный словарный запас, - употребление нелитературных слов и выражений, -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д., -плохая дикция. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Стихи для заучивания по возрастам.

Младший возраст Озорной дождик. «Озорной дождик» Дождик к нам стучит в окошко, Приглашает поиграть. Надевай скорей сапожки, С зонтиком пойдём гулять. Побежим мы по дорожкам Перепрыгнем лужицы. Лист осенний, как кораблик В лужице закружится. Осень Осень Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи. В листья красные одетый, Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок. И. Могилевская Наступила осень Наступила осень Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на берёзе Золотом горят. Не слыхать весёлых Песен соловья. Улетели птицы В дальние края. А. Ерикеев Заглянула осень в сад Заглянула осень в сад Заглянула осень в сад - Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется. В. Степанов Следы на снегу Следы на снегу Кто рисует на снегу Длинные цепочки? Кто расставил на бегу Крестики и точки? Это птицы на бегу Оставляют на снегу Тонкие следочки - Крестики и точки А. Кузнецова Снегирь. Снегирь На веточке рябины, как красный огонек, сидит снегирь веселый, расправив хохолок. Он смотрит на тропинку, где девочка везет на санках свою куклу, и ягодки клюёт. О.Дроздова Снегирь Снегирь Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. Весна Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. Весна Весна Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна. Подснежник Подснежник Синенький подснежник! – Прячусь я в листве. Солнышко пригреет, Даст дорогу мне. Буду улыбаться, Пахнуть и цвести, Разольюсь лазурью – Глаз не отвести. Г. Томашевская Ромашки Ромашки Есть на новом платье У меня кармашки. На кармашках этих Вышиты ромашки. Наш телёнок глупый На цветы глядел. Наш телёнок глупый Их чуть-чуть не съел! М. Пляцковский Веселое лето Весёлое лето Лето пляшет, Лето скачет, Заливается – поёт. То дождём весёлым плачет, То – на радугу зовёт! Летом сладко, Летом вкусно – Летом ягоды растут. Не бывает летом грустно: Лето – солнечный уют! Н. Самоний.

Средний возраст Листопад Листопад Листопад, листопад Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук. Желтый в небе солнце круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит осень не весна В. Нирович Подсолнух Подсолнух Днем подсолнух в огороде Улыбается погоде. По орбите груговой Вертит рыжей головой. - Я, - хвалился он пырею, Вместе с Солнцем землю грею! М.Пронько Рыбка Рыбка Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий – к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень. Только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова Ноябрь Ноябрь Мерзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей. Тучей неба синева От земли закрыта, И осенняя трава Инеем покрыта. Лед на лужице блестит, Лужа замерзает. Это к нам зима спешит, Осень провожает. Г. Соренкова Светофор Светофор Он стоит на перекрестке Полосатый, как в матроске. Удивились дети разом: - Для чего ему три глаза? Красный стоп всему движенью Желтый наше уваженье. А зеленый загорится, Можешь дальше в путь пуститься. Он зовется с давних пор Очень просто – светофор. В.Михайлов Шапка Шапка Шапка шерстенная, Наверху помпон Круглый, словно мячик, И пушистый он. Есть еще у шапки Отворот цветной, В этой шапке можно Бегать и зимой. В.Мирясова Зима Зима Под снежным покрывалом Покоится зима. В краю большом и малом Все белые поля. Бери скорее санки, Из дома выбегай. Поедем спозаранку Кататься в снежный край. Керстен Т Считалка Считалка Месяц с солнцем стал считаться, Кому раньше подыматься, Раз – два – три – четыре – пять, Вышел ветер полетать, Облак серых и лохматых. Запушило небосвод, Днем и ночью снег идет, А меж облак под оконцем, Плачут горько Месяц с Солнцем: Раз – два – три – четыре – пять, Кому тучи разгонять?

Старший возраст Осень Осень Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый – Кленовый. В. Авдиенко Осень Осень Осень на опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью проводила: Пожелтел орешник И зарделись клёны, В пурпуре осеннем Только дуб зелёный. Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите – Роща золотом одета! З. Фёдоровская Огород Огород Непонятным до сих пор, Огурец растет зеленым, Рядом красный помидор, Баклажаны синие Рядом с желтой дынею, А земля черным-черна, А земля для всех одна. О. Бундур Кто сказал, что осень грустная пора? Кто сказал, что осень грустная пора? Кто сказал, Что осень грустная пора? Весело по лужам Скачет детвора. Желтые листочки В воздухе кружат. По стеклу дождинки Весело стучат. И запели песни В небе журавли Косяками к югу Тянутся они. Кто сказал, Что осень грустная пора? Сколько ярких красок Дарит нам она! Потоп в ноябре. Потоп в ноябре. Потоп «всемирный» за окном! Пустился в плаванье мой дом. А с ним и я, сестра и кошка, Аквариум, собака Тошка, Серёжка- друг, он мой сосед… И дождь вокруг, и солнца нет! Не виден даже горизонт! И дому тоже нужен зонт: Вверху вода, внизу вода… Плывём неведомо-куда! Сверяясь по календарю, – Вперёд! К Зиме! По ноябрю! Снежок Снежок Снежок порхает, кружится На улице бело. И превратились лужицы В прозрачное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири. З.Александрова Снежинки Снежинки Ёжик смотрит на снежинки. «Это, — думает, — ежинки… Белые, колючие И к тому ж — летучие». Паучок на паутинке Тоже смотрит на снежинки: «Ишь какие смелые Эти мухи белые!» Заяц смотрит на снежинки: «Это заячьи пушинки… Видно, заяц — весь в пуху — Чешет шубу наверху». Мальчик смотрит на снежинки: «Это, может быть, смешинки?..» Не поймёт он, почему Очень весело ему. А. Усачёв Снеговик Снеговик Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдём морковь для носа, Угольки найдём для глаз. Шесть — наденем шляпу косо, Пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь, Мы сплясать его попросим. Девять — десять — снеговик Через голову — кувырк!!! В. Степанов Рассеянная зима Рассеянная зима Ещё кругом стоят Деревья голые, А с крыши капли Капают весёлые. Зима куда-то Убежала в панике И очень плохо Закрутила краники. На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит. А под ёлкой снег лежит. Борис Заходер Пробудившись ото сна Пробудившись ото сна Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки, На полях — грачей цепочки, Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада - Куст сирени у ограды. Виктор Лунин Весна Весна Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит значит, к нам пришла весна. Е.Карганова Веселый май Веселый май Май колдует. Май играет Тёплым солнечным лучом, В одуванчик превращая Или в зайчика ещё. Вальс на радуге исполнит. Молний блещут спецэффекты. Барабаны гром напомнит. Ну а дождь аплодисменты. На концертах многолюдно: Чайки, ласточки, грачи. Разрезвился месяц юный. Так душа его звучит. Перевозникова Я. Лето Лето Лето – жаркая пора, Светит солнышко с утра, Даже если дождь пойдет – Вокруг сияет все, поет. Летом – синяя река И плывут в ней облака, Рубином ягоды горят, Пора каникул для ребят. Е. Эрато Смеется лето Смеется лето Опять смеется лето В открытое окно, И солнышко, и света Полным, полным – полно! Опять трусы и майки Лежат на берегу, И нежатся лужайки В ромашковым снегу! Т.Белозеров

Подготовительный возраст Что такое огород? Что такое огород? Что такое огород? Овощей хоровод. Дыни сладкие, Помидоры гладкие. С клубникой грядки, Грабли и лопатки. Лейка с дождём. Улитка под листом. А под землёй крот Устроил ход. Ещё для порядка Сторож Ванятка - Пугало сердитое, Соломою набитое. В. Степанов. Что такое сад? Что такое сад? Что такое сад? Розовый наряд. Яблони цветущие, Скворечники поющие. Синие капели, Мячики-качели. Заросли шиповника, Ягоды крыжовника. Груши золотистые, Персики пушистые. Шорох листопада, Осенняя прохлада. Снегирей семейка, Любимая скамейка. В. Степанов Рыжая лиса Рыжая лиса Между ёлок, между сосен Осторожно бродит осень. Осень ‒ рыжая лиса ‒ Красит в рыжий цвет леса. Но зелёного убора Не раскрасить ей у бора. Для лисы остры и колки Леса хвойного иголки. В. Степанов Первый снег Первый снег Первый снег пушистый, белый, Как котёнок озорной, В вышине игру затеял С ярко-рыжею листвой: Щекотал её и шлёпал, И кружился на ветру; Таял у оконных стёкол, Удивляя детвору... Этим утром, хмурым утром, Первый снег (я не совру!) В гости к нам пришёл как будто, И пришёлся ко двору!.. Л. Шмидт Каток Каток Лишь только окрепнет Первый ледок, Художник Мольбертов Бежит на каток. Стремительно лёд Разрезают коньки... Рисует художник Пейзаж у реки: Рисует деревню, Рисует мосты, Выводит дороги, Деревья, кусты. Рисует сугробы, Рисует стога... Рисует, Пока не устанет рука. А. Усачёв Зима пришла Зима пришла Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается! И. Черницкая Снежная баба Снежная баба Сегодня из снежного Мокрого кома Мы снежную бабу Слепили у дома. Стоит эта баба у самых ворот – Никто не проедет, Никто не пройдет. Любуются взрослые ею и дети, Рогожные волосы Треплет ей ветер. Знакома она Уже всей детворе, А Жучка все лает: - Чужой во дворе! И. Демьянов Зима Зима Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром. Февраль Февраль Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье. Самуил Маршак Весна Весна Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна. Е. Карганова Пробудившись ото сна Пробудившись ото сна Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки, На полях — грачей цепочки, Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада - Куст сирени у ограды. Виктор Лунин Апрель Апрель За окном звенит капель Приближается апрель Шапки снега таят вмиг И повсюду чик-чирик Все очнулось ото сна На Земле ведь вновь Весна. Ура, ура - пришел апрель! Бегут ручьи, звенит капель. И в небе ясном солнце светит, Весна шагает по планете! Ю. Склярова Мать и мачеха Мать и мачеха Огонечки желтые Из сухой травы. Это мать-и-мачехи Первые цветы. Солнышко пригрело И растаял снег. Желтые цветочки Солнышка привет. Мать-и-мачеха проснулась, Приоткрыла жёлтый глаз, Потянулась, оглянулась... - Снег? В апреле? Вот те раз!... Возмутилась Медуница: - Так не долго простудиться! Я по плечико в снегу - Распуститься не могу!... Отступать, Весна, не гоже! Разберись-ка ты с Зимой! Будь с упрямицей построже - Прогони её домой! Джулия Рум В мае В мае Я пройдусь по лесам, Много птичек есть там Все порхают, поют, Гнёзда тёплые вьют. Побываю в лесу, Там я пчёлок найду: И шумят, и жужжат, И работать спешат. Я пройдусь по лугам. Мотылечки есть там; Как красивы они В эти майские дни. А. Майков

Мнемотехника и формирование целостной картины мира

В занятие по познавательному развитию мнемотехника рассматривается как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Каждая таблица обогащает словарный словарь ребенка, формирует его собственную речь. При этом используются следующие задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Алгоритм «Времена года» 1. Какое время года? 2.Как светит солнце? 3. Какие выпадают осадки? 4.Что происходит с лиственными деревьями 5. Чем занимаются взрослые? 6.Какую одежду можно носить? 7.Что происходит с животными? 8. Что происходит с птицами? 9.Детские забавы 10. Почему я люблю это время года?

Алгоритм «Обувь» Что это? Какого цвета? Из каких частей состоит? Кто может носить? В какое время года можно носить? Где можно носить? За что я ее люблю? Алгоритм « Игрушки» Что это? Какого цвета? Какого размера? На какую фигуру похожа? Кто может с ней играть? Для какого времени года? Где можно играть? За что я ее люблю?

Алгоритм « Животные» Кто это? Какого цвета? Какого размера? Из каких частей тела состоит? Как передвигается и какие издает звуки? Чем питается? Где живет? За что я его люблю? Алгоритм « Овощи, фрукты, ягоды» Что это? Какого цвета? Какого размера? На какую фигуру похожа? Где растет? Какой имеет вкус? Что можно приготовить? За что я его люблю?

Алгоритм « Транспорт» Что это? Вид транспорта Какого цвета? Какого размера? Из каких частей состоит? Где и как используют? Профессии людей на транспорте Мнемотехника и математика. В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника.

Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове ребенка на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги. Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить дошкольнику. А ведь память, являясь фундаментом в системе получения знаний. Анализируя педагогический опыт работы, пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности. Поставила задачу - организовать успешное освоение содержания непосредственно образовательной деятельности. Уверена, что сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать ребенка, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае пришла на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения детей с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Цель: создать условия для формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотаблиц в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- побуждать родителей к участию и заниматься с детьми дома.

Куб Круг Шар Овал Квадрат Прямоугольник Треугольник Конус Цилиндр Цвета Красный Желтый Зеленый Синий ( голубой) Черный Коричневый Оранжевый Белый

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.