Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе»

ГБОУ СОШ имени М.Н.Заводского с.Елховка

 

Тема: Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе.

 

Учитель начальных классов

Ширшова Ирина Александровна

 

 

Цель: Представить игровые методы обучения на уроках обучения грамоте.

Задачи:

1) распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий;

2)совместная отработка методов и приемов.

«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного

Поступая в школу, самым главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.

Работая учителем начальных классов, убедилась в том, что именно

игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал, делают процесс обучения занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение и в своей работе стала использовать именно данный способ.

Использование в учебном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

-дидактическим целям;

-организационной структуре;

-возрастным возможностям их использования;

-специфике содержания

По характеру педагогического процесса бывают:

-обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

-предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

игры-драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Все нижеперечисленные игры я использую в работе с детьми на уроках обучения грамоте.

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.

Например (А О У Р), (М П А К) и др.

Игра «Найди и подчеркни».

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Наборщик» - составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Придумай слова со звуком». Детям предлагается придумать слова с заданным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

"Кто больше" (придумайте слова, начинающиеся со звука "б" "б")

береза, булка, баран, бочка, бабочка.

Игра «Пирамида» (деление слов на слоги).

Цель игры: упражнять детей в определении количества слогов в словах. У каждого ребенка игровое поле – изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата – для трехсложных слов, выше – 2 квадрата – для двухсложных слов м наверху один квадрат – для односложных слов.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок, для этого нужно произнести слово по слогам и определить, куда положить картинку.

"Доскажи словечко", "Звук заблудился", "Рифма", "Буква потерялась", "Слово рассыпалось", "Дополните слово", "Найдите лишнее", "Анаграмма", "Грамматическая арифметика", "Наоборот", "Замена буквы в слове", "Распространение, наращивание, сокращение предложений"

"Найдите слова"

б_ _ _а

"Подберите пару" (поставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову)

Предлагаю вам разделиться на 2 группы и поиграть в некоторые игры.

Составьте по аналогии схемы-рисунки к словам, которые у детей вызываютзатруднения.

БЫЧТР__

В_Р_НА

П_СУДА

ЯБЛ_К_

М_РОЗ

Р_МАШКА

Теперь поиграем в игру "Путаница"

СМТОЫ

НЫБТИ

УГЬШЛ

ХОУПЛ

СВЬОА

ФОТАК

ПАШАК

Игра "Найди пару"

ЗЛОЙ КАБАН СИДЕЛ НА ВЕТКЕ

ПАРОХОД ТОМИЛСЯ В КЛЕТКЕ

СОЛОВЕЙ ТОЧИЛ КЛЫКИ

ДИКОБРАЗ ДАВАЛ ГУДКИ

КОШКА ФИЗИКУ УЧИЛА

МАША ХВОСТИК СВОЙ ЛОВИЛА

БУРАТИНО ШИЛ ШТАНЫ

А ПОРТНЯЖКА ЕЛ БЛИНЫ

ЁЖ НАКРЫТ К ОБЕДУ БЫЛ

ЧИЖ УСАМИ ШЕВЕЛИЛ

РАК ЛЕТАЛ ПОД ОБЛАКАМИ

СТОЛ ГОНЯЛСЯ ЗА МЫШАМИ

ЧАЙНИК ПРЫГАЛ ВО ДВОРЕ

МАЛЬЧИК БУЛЬКАЛ НА КОСТРЕ

"Головоломка"

Секретный приказ

Лишь буквы - те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз, -

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э

Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М

Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З

Ответ: будь врагом лени.

Эта работа интересна детям. Участвуют все обучающиеся, а это очень важно.

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Вера Смоляная «100 игр с буквами и звуками»

  2. Валентина Волина «Праздник букваря»