Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Интерактивная экскурсия в музей крестьянского быта «Как жили наши предки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

г. Углегорска Сахалинской области

 

 

Методическая копилка

Методические материалы

Конспект

Интерактивная экскурсия

«Как жили наши предки»

 

(проводится на базе музея крестьянского быта «Русская изба»)

 

Автор:

Горенко Ольга Фёдоровна

методист I квалификационной категории

ДДТ г. Углегорска Сахалинской области,

 

 

г. Углегорск, 2020

 

Пояснительная записка

Цель:приобщение учащихся к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

  1. дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
  2. развивать познавательную активность и кругозор учащихся;
  3. воспитывать у учащихся интерес к изучению истории своего народа, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.

В конспекте по теме «Как жили наши предки» представлен материал по изучению русской народной культуры.

Интерактивная экскурсия, рассчитанная на детей 6-8 лет, знакомит с традициями русской избы, предметами быта, народной одеждой. Проходит в ДДТ г. Углегорска Сахалинской области в музее крестьянского быта «Русская изба».

Самые интересные, увлекательные и познавательные экскурсии - это, несомненно, интерактивные. Они организуются в игровой форме, где главными героями выступают не экспонаты музеев, а сами дети.

С восторгом дети воспримут экскурсию " Как жили наши предки", где они смогут при помощи ухвата достать чугунок из печи, покачать люльку, попробовать пареную репу, поиграть на ложках, примерить русские народные костюмы и многое другое.

 Данный материал адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Ожидаемые результаты:

- развитие познавательного интереса к истории родной земли, чувства гордости за свою родину;

- повышение уровня знаний детей о быте русского народа;

- обогащение словарного запаса названиями предметов русского быта, загадками, поговорками и пословицами;

- духовно-нравственная ориентация учащихся.

Формы, методы реализации:

- форма проведения мероприятия – экскурсия;

- форма работы учащихся – коллективная;

- интерактивный метод: взаимодействие всех участников;

- наглядно-словесный метод: показ экспонатов, рассказ, активизация внимания учащихся через взаимодействие с целевой аудиторией путем постановки вопросов; использование малых фольклорных форм: загадок, пословиц и поговорок;

- практический метод: работа с экспонатами музея;

- игровой метод: воображаемая игровая ситуация, вовлечение в прошлое.

Активизация словаря: древность, быт, предки, изба, красный угол, иконы, образа, кухонная утварь, устье, стряпать, зыбка, кочерга, ухват, чугунок, рубель, лапти.

Необходимое материально-техническое обеспечение: интерьер русской избы -красный угол, печь, мебель, посуда, чугунок,  ложки деревянные, прялка, сундук, ухват, кочерга, утюг чугунный, коромысло, вёдра, рукомойник, рушник; лапти и валенки. Русские народные костюмы для ведущих и ряженья, ключ, макет русской избы (из дерева или бумаги). Угощение – горшочек пареной репы, тульский пряник, леденцы на палочках.

Перечень использованной литературы.

  1. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2017 г.
  2. Дорожин Ю. «Как жили наши предки». Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2012 г.
  3. 1.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.
  4. 2.Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта [Текст]/ М.В. Короткова. - Москва: «Дрофа», 2003. – 256с.
  5. 3.Марина Улыбышева «Русская изба. От печки до лавочки»,
  6. 4.Князева, О.Л. Как жили люди на Руси [Текст]/ О.Л. Князева. - Санкт – Петербург: «Детство-Пресс», 1998. – 64с.
  7. 5.Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст]/ Г.В. Лунина. - Москва: «Элизетрейдинг», 2004. – 128с.
  8. .Интернет ресурсы:
  9. repa-iskonno-slavyanskij-produkt/
  10. detskijsad/znakomstvo-doshkolnikov-s-…
  11. metodicheskaya-razrabotka…izba…

Ход мероприятия:

Организационный момент

 Дети собираются в рекреации. В центре неё располагается стол - на нём стоит макет русской избы. Негромко звучит спокойная русская народная музыка. Детей встречает ведущая в русском народном костюме – Агафья.

Агафья: Здравствуйте, милые детушки (дети здороваются).

- Зовут меня Агафья.Да,  мы друг другу – "здравствуете" сказали. А, что означает это слово? (Пожелать кому – то здоровья).

- Верно, это слово не простое. Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е.  -  быть здоровым. А какое это пожелание?  Как его надо произносить? (Это слово доброе!  Произносить его надо ласково, с улыбкой и т. д).

- Да, слово это доброе и  нужное. Оно всегда возвращается к тому человеку, который дарит его другим людям.

Перед детьми макет русской избы.

 - Всякое житьё начинается с дома.Как вы думаете, ребятушки, для чего человеку нужен дом? (Ответы)

- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Не зря говорят:«Хорошо тому, кто в своём дому».

А вы знаете, в каких домах жили русские люди в прошлые времена? (В деревянных домах, построенных из бревен, без единого гвоздя.)

- Почему строились именно деревянные дома?(Кругом был лес.Деревянные дома тёплые, сухие).

- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами. Вот перед нами деревянная изба. Хотите заглянуть внутрь дома?(Ответы)

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в старину, во время наших пра-пра-пра-дедушек и бабушек. Мы перенесемся в далекие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.

Как же мы попадем в прошлое, ведь у нас нет машины времени? (Дети высказывают свои версии).

-У меня есть один волшебный предмет, с егопомощью мы сможем перенестись в стародавние времена. Но вот незадача, пока вы не отгадаете что это такое, предмет не возымеет волшебной силы.

Отгадайте-ка загадку, будьте внимательны:

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот в дом и войдет.

                    (Ключ)

- Правильно, какие вы догадливые, это ключ, он-то нам и поможет.

 (Показывает ключ)

- Помните как себя вести в гостях?

(Быть приветливыми, не шуметь, не толкаться, не брать чужие вещи без спроса).

- Всё-то вы знаете. Молодцы. Тогда в путь! Вот только ещё пряник «Тульский» возьмём, негоже ходить в гости без подарка. Вы любите получать подарки? На Руси говорили «гостинцы», от слова «гость». А это значит, что по обычаю человек всегда входил в дом с подарком.

Подходят к двери музея «Русская изба».

-Для того чтобы попасть в древность, нужно открыть эту заветную дверь. Скажем волшебные слова и попробуем открыть замок.

Произносят хором:

Раз, два, три

Ключ замочек отопри.

-Агафья:Двери открываются, русская старина начинается.

Дети входят в избу и видят: за прялкой сидит Красна-девица в русском сарафане и кокошнике.

Агафья: (кланяется)Мир Вашему дому.

Девица (Василиса), увидев гостей, встает и подходит к ним.

Василиса: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется,  приложив руку к сердцу и затем, опустив ее вниз)Я рада видеть вас в своей горнице. Зовут меня Василисой. А вы, чьи будете? Откуда вы?(Ответы детей)

Агафья:Нам захотелось заглянуть в русскую избу, узнать, как жили наши предки.Вручает пряник. Василиса с улыбкой берёт пряник, рассматривает. Благодарит, кланяется.

Василиса:Гость на пороге – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Всем ли места хватило? Всем ли удобно?

-Хорошо, я вам с радостью поведаю о жизни на Руси. Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Самой большой ценностью в доме были иконы. Если вдруг случался пожар, то хозяин первым делом бросался в красный угол, снимал со стены образа (иконы) и уносил в безопасное место. А уж после этого принимался тушить огонь.

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый», самое почётное и заметное место в избе. В красном углу совершали моленья и решали самые важные семейные вопросы. В красном углу находился большой стол. Во время праздничной трапезы его покрывали скатертью. В красный угол приглашали сесть самых уважаемых гостей. «Красному гостю – красное место», - говорили в народе.

В старину любили люди почаевничать, т.е. чай из древнего чайника - самовара попить.За самоваром собиралась вся большая дружная крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. У каждого за столом имелось своё место. Под образами сидел хозяин, глава семейства – отец.(Показ, как из  самовара наливали чай, дети пробуют наливать).

Важное место в доме занимала печь.Печь- это сердце дома. А для чего нужна печь?(Ответы)

-Русская печь обогревала, кормила семью, на ней спали старики и дети, грели воду, сушили одежду, грибы и ягоды…

- А чем топили печь? (Дровами)

- Кто же занимался заготовкой дров?(Ответы)

- Конечно же, мужчины, потому что это очень тяжёлый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Печку называли - кормилицей.Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги...)

-Угол, к которому печь была повёрнута устьем(показывает устье), назывался бабьим кутом. Здесь хозяйничала женщина: стряпала - готовила еду, пекла хлеб, пряла, шила.

 В этой, спрятанной за занавеской, части избы находилась стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари, т.е. посуда и инструменты для приготовления пищи. Для создания уюта полку старались украсить кружевами. Хозяюшки были настоящими искусницами.

В чем же хозяйка варила обед?  Знакомство с чугунком.

Василиса.Это чугунок. Он не заменим в хозяйстве.  По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте загадку:

«Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».(Ухват)

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?Дети пробуют,хозяйка помогает.

- Еще есть загадка про другого помощника хозяйки, слушайте:

«Чёрный конь,

скачет в огонь (кочерга).

- Кочерга нужна хозяйке, чтобы поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу (сгоревшие дрова) из топки выгрести.Показывает.

Агафья: Кто из вас  знает, как раньше воду носили, водопровода-то не было!? (Воду носили в ведрах с помощью коромысла).

Василиса: Попробуете принести ведра на коромысле? Кто смелый?(1-2 ребенка)

- Ну, что, легко ли воду носить? Трудно. Носили воду в дом из речки, порой издалека.

Устали? Пора немного отдохнуть и подкрепиться. Ребята, доводилось ли кому-нибудь из вас попробовать пареную репу? Хотите отведать это блюдо?Но сначала мы будем мыть руки. Чистота залог здоровья. На Руси-матушке всегда любили чистоту, воду.Подходят к умывальнику.

Посмотрите, это умывальник, рукомойник с двойным носиком. Дети, которых в семье было много, помогали друг другу умываться, опрокидывая рукомойник каждый со своей стороны. Показывает, дети моют руки, помогая друг другу.

- Вытирали руки рушником, полотенцем. Его сами ткали и украшали красивой вышивкой. Рушников в избе было немало: одними накрывали хлеб, другими вытирали руки и посуду, доили корову, хлопотали - хозяйничали возле печи и т.д.

А вот и обещанное блюдо. Достаёт из печи горшочек с пареной репой и угощает ребят. Были времена, когда не было картофеля на Руси. Тогда в основном ели репу, полезный овощ. Из репы готовили различные блюда: варили похлёбки и каши, пекли пироги с ней и парили. Гости  пробуют репу, делятся впечатлениями.

-Немного перекусили. А теперь отгадайте ещё одну загадку и найдите этот предмет в избе.

«Новая посудина,

а вся в дырках»(Сито)

- Верно, это сито, оно у нас висит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получалось очень пышным и мягким. Посмотрите, как это делается. Показ

- Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито.

Дети пробуют просеять муку через сито.

- Из муки потом  замешивали тесто, да хлеб пекли. Ведь какой обед без хлеба. Недаром на Руси говорили: «Хлеб - кормилец», «Без хлеба сыт не будешь».

-  А посмотрите, какой красивой ложкой мы насыпали в сито муку. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую мужчины вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».  А как вы думаете, для чего еще могли пригодиться ложки? (Ответы)

-Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети играют на ложках, кто желает, выполняет танцевальные движения.

Василиса:Молодцы, хорошо, весело играли, плясали. Смотрю, обувь-то у вас крепкая, такая долго не сносится! Знаете ли вы, какую обувь носили в старину? (Лапти, валенки)

- Валенки носили зажиточные крестьяне. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.  Изготовляли валенки из овечьей шерсти. Обувью простых людей на Руси были лапти. Плетением лаптей на всю семью занимались мужчины и мальчики-подростки. Лапти плели из лыка –коры липы, бересты - верхнего слоя коры берёзы (показывает бересту, дети рассматривают, трогают), кожаных ремешков. Мужчины занимались и плетением корзин, которых было довольно много в избе, разных форм и размеров.(Показывает).

-Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка, колыбелька).

- В старину в эту колыбель называли ещё «Зыбкой», и качали малышей и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом: он и от комаров да мух оберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами.Дети пробуют покачать люльку.

-А теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе.

Это прялка (показ). Зимними долгими вечерами хозяйка с помощью веретена на ней пряла нитки. А из ниток затем ткали полотно и шили одежду, вязали носки, цветные варежки и другие вещи – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах этого нельзя было купить. Показ -пряжа, вязаные вещи, льняная ткань.

- Хозяйка следила, чтобы все ходили в чистой одежде. Ребята, как стирают ваши мамы? (Ответы).

-А раньше стирали вручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком (березовая зола от дров), мыло пришло чуть позже.Посмотрите,как это делается. Показ, дети пробуют потереть полотенце о стиральную доску.

 

- Понравилось вам белье стирать?

-А теперь будем белье гладить. Так чем же воспользуемся?Гладили так - на большую скалку накручивали белье и раскатывали рубелем – показывает.Пробуют гладить.

- Или гладили вот таким чугунным утюгом. Электричества раньше не было и поэтому, чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли, позжепоявился чугунный утюг, который для нагревания ставили в печь, и только потом изобрели электрический утюг.Осторожно берут в руки чугунный утюг и определяют, что на вес он тяжёлый.

- А какая мебель была в избе? (Стол, лавки, сундуки). –А вы, знаете, почему лавки делали широкими? (На них спали).

-Правильно на них спали.

-А это что? (Сундук). Показывает сундук.

 - А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)

- Давайте-ка заглянем внего и посмотрим, что там лежит.

Василиса открывает сундук и показывает, что в нем лежат вещи.

Агафья:Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.Рассматривают, называют.

- Красота-то какая! Василисушка-душа, разреши-ка, пожалуйста, ребятам примерить эти наряды. 

Василиса: Разумеется, с радостью!

Дети одеваются врубахи, сарафаны. Надеваютголовные уборы: мальчики картузы, колпаки,а девочки – веночки, кокошники, повязывают ленточки.Агафья приглашает Василису и ребят сделать фотоснимок на память.Затем ребята снимают наряды.

Агафья: Вам понравилось?

-Что нового узнали о русской избе?

- Какие названия запомнили?

Василиса: Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (Ответы детей)

- Спасибо за ваши ответы.

Агафья: Ну, чтож, хватит гостевать, пора и честь знать. Благодарим тебя, Василиса, за русское гостеприимство!

Василиса:Вот вам гостинцы на дорожку, любимое детское лакомство – петушки на палочках. Раздает леденцы.

- Я была очень рада Вас повидать! До свидания! Приходите  ко мне еще в гости!!! Скатертью дорога, легкого пути!

Дети благодарят. Агафья берет волшебный ключ, дети произносят хором:

Раз, два, три

Ключ замочек отопри.

Открывается дверь, гости уходят.