Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста»

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельскийм.р. Кинельский Самарская область

 

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного,младшего, среднего и старшего школьного возраста»

 

Составитель: 

Янович Людмила Евгеньевна

Должность:

Педагог дополнительного образования

 

 

Содержание

1.1.         Актуальность………………………………………………..3

1.2.         Методические рекомендации………………………………8

     2.2.  Психолого-педагогический аспект………………………......8

     2.3. Занятие в группе первого года обучения (5 лет)………….…9

1.1.         Актуальность

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Цель - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

- изучить и проанализировать психологическую литературу по развитию познавательных процессов;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлениюразвитие умственных способностей и речи.

Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и продуктивные деятельности.

Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта».

Способность к решению задач в плане образов – представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и др.

Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений.

Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) имеет характерные способности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.

 Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст с 4-5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

Дошкольный возраст от 4 до 5 лет имеет свои нормы развития:

- Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми Желание помогать взрослым и т.д.).

- Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется (3-4 года: хорошо держат карандаш, бросают мяч через голову; 5 лет: подбрасывают мяч вверх и ловят двумя руками, закрепляют навыки самообслуживания).

- Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть форму, цвет, вкус, используя слова – определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет называния основных предметов. К пяти годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

- Значительно развивается память и внимание (запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут).

- Формируются математические понятия и навыки счета (знают и называют части суток, счет в пределах 5).

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка.

Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально-образного переходит к абстрактно – логическому.

Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению.

« На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач».

Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире, и закладывается фундамент содержательно – предметного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно – историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и т.д.

Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование, различные поделки из бумаги, картона, оригами - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на занятие, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Цель приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

2.1.Методические рекомендации:

Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности у обучающихся. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – набрызгиванием краски, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к искусству, внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу, к природе. Данный проект лучше использовать в учебном процессе детской изостудии. Материал данной разработки составлен с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Методические рекомендации и планы-конспекты занятий по данной теме могут стать полезным материалом педагогам дополнительного образования детей при составлении образовательных программ по художественному творчеству как основных, так и, в большей степени, в каникулярное время.

2.2.Психолого-педагогический аспект

Обращаться к теме новогодняя поделка  можно на протяжении всех лет обучения, но начинать лучше с первого года обучения. Даже если у ребенка  не очень получается правильно вырезать, сконструировать, ребята могут составлять композиции, орнаменты, главное здесь – увлечь ребёнка и дать ему почувствовать успех.

Например, в группе первого года обучения (5 лет) на урок «Новогодняя поделка» воспитанникам необходимо принести цветной картон, ножницы, клей, белую бумагу, салфетки и т.д.  Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто: раскладываем предметы вырезаем по шаблону цветной картон, и украшаем лентами, снежинками. Работу можно вести по группам и индивидуально. Важным моментом является показ личных работ педагога в данной технике. Благодаря этому, воспитанники знают к какому результату они должны стремиться. Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию. Такие работы вызывают интерес не только на занятиях в объединении, но и, наконец, становятся призерами на выставках.

2.3. Занятие в группе первого года обучения (5 лет).

Предмет: Художественное творчество

Тема: Введение в программу. Новогодняя поделка.

Цель: приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи: образовательная

  • Способствовать сплочению детского коллектива;
  • Рассказать о последовательности изготовления поделки.
  • Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами, и клеем.

развивающая:

  • Формировать умения обобщать сведения по теме,  устанавливать последовательность работы по изготовлению поделки.
  • Развивать  мелкую моторику рук путем  формирования  навыков работы с цветным картоном, лентами, фольгой, ножницами, клеем.
  • Содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности. 
  • Оказывать помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

воспитательная:

  • Формирование ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной культуры, традиционному укладу жизни.
  • Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.

Форма проведения: занятие по типу школьного урока;

Тип занятия: занятие по освоению новых знаний;

Методы обучения и воспитания: словесные: рассказ, объяснение; 

практические: выполнение заданий;

аналитические: поощрение;

наглядные: показ, демонстрация;

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная;

Оборудование и материалы:

Для педагога:

экран, ноутбук

Для обучающихся:

цветной картон, салфетки, ножницы, клей, ленты, белая бумага различные мелкие плоские предметы.

 

Смотреть работу полностью