Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Информационно творческий проект «Ай, да варежка!»

МБДОУ "Детский сад №4 "Солнышко" Камские Поляны Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан 

 

Информационно творческий проект «Ай, да варежка!»

 

 Ибрагимова Венера Камиловна

 Тенчинская Светлана Ильинича

воспитатели

Андрианова Тамара Сергеевна

музыкальный руководитель 

 

 

Актуальность.

Каждый день вокруг нас множество привычных вещей. И кажется, что всё это было всегда, и именно в таком виде как сейчас. Это взгляд взрослых, уже имеющих какой либо опыт. Однако, если посмотреть на предметы вокруг, окажется, что каждый имеет свою историю, технологию изготовления и украшения, национальный колорит и тд. А для детей этот мир существует всегда только таким, ведь их опыт совсем мал.

Здесь задача взрослых расширять и обогащать те знания, которыми уже обладают дети.Не стоит пытаться рассказать всё и обо всём, начинать стоит с тех предметов, которые близки и понятны малышам, например - варежки.

С целью объединения усилий взрослых по расширению опыта детей, в наиболее интересной для них форме, педагогами МБДОУ «№ 4 «Солнышко» п.г.т. Камские Поляны НМР был разработан проект «Ай да варежка!» так как совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Условиями для успешной реализации данного совместного проекта являются:

  • наличие познавательного интереса;
  • взаимодействие взрослых и детей;
  • добровольность и возможность выбора (предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей);
  • поддержка чувства успешности (благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад);
  • деятельностный подход (активное участие каждого в реализации проекта);
  • соответствие методов работы возрастным особенностям детей.

 

Тип проекта

  • По доминирующему методу: информационно-творческий
  • По характеру содержания: включают ребенка и его семью, детский сад
  • По характеру контактов: осуществляется в контакте с семьей
  • По количеству участников: фронтальный.
  • По продолжительности:краткосрочный (1месяц)

Цель проекта

  • Формирование потребности к изучению многообразия предметного мира, окружающего детей.

Задачи проект

  • Расширять представления детей о предметах одежды, их названии, многообразии,  назначении, зависимости применения от погодных условий
  • Вовлечь детей в исследовательскую деятельность
  • Обогащение словарного запаса детей: варежки, перчатки, муфты рукавички, шубенки
  • Формировать понятия: мягкий, жёсткий, пушистый, гладкий
  • Систематизировать знания детей об, окружающем нас, предметном мире через взаимосвязь с другими видами деятельности;
  • Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;
  • Закладка идеалов  прекрасного и выработка эстетических вкусов.
  • Формировать у детей эстетические интересы, потребности, способности и вкуса;
  • Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать;
  • Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своей одежде.

Методы проекта

  • Изучение теоретических материалов о предмете проекта
  • наблюдения
  • изучение семейных архивов (наличие фото, видео материалов – моменты изготовления, ношения варежек)
  • игровые
  • рассматривание
  • беседы
  • использование примеров музыкального творчества
  • использование нетрадиционных видов продуктивной деятельности
  • использование художественной литературы
  • проблемные ситуации

Гипотеза проекта

Мы предполагаем, что реализация данного проекта позволит:

  • педагогу не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир;
  • ребёнку находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью её достижения и таким образом приобретать новые знания и опыт;
  • даст возможность родителям осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образы компетентного поведения в социальной действительности;
  • повысить педагогическую компетентность родителей;
  • повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей.

Предполагаемый результат

  • Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность позволит преобразовать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).
  • У  дошкольников развивается познавательный интерес к истории одежды, национальным традициям.
  • Все члены семьи станут непосредственными участниками образовательного процесса, обогатится педагогический опыт родителей, откроются неизвестные стороны каждого ребенка в семье, родители испытают чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка.
  • Установление основанных на доверии отношений между родителями и педагогами поможет организации совместных исследований и – главное – формированию личности ребенка.
  • Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей послужат источником информации и реальной помощи педагогу.

Методическое обеспечение проекта

  1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», Программа по ритмической пластике для детей.: Изд. 2-е, переработанное и дополненное.СПб.: 2000.
  2. К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Гармония» Программа развития музыкальности детей среднего дошкольного возраста: Москва, 1994г. На правах рукаписи
  3. Мертвищева Н.А. «Повышение уровня педагогической компетентности родителей» // Дошкольная педагогика. №4. 2008. с 53-55
  4. Коломийченко Л. «Программа социального развития» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1-5

Презентация проекта

  1. Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник «Ай да, варежка», подготовленного музыкальным руководителем Т.С.Андриановой
  2. Организация выставки детских работ «Варежка», изготовленных детьми (из бумаги) под руководством воспитателя В.К. Ибрагимовой.
  3. Вручение гостям праздника сувениров в форме варежек,изготовленных детьми (из «жидкого фарфора») под руководством воспитателя В.К. Ибрагимовой.

План реализации проекта «Ай, да варежка!»

этап

цель

мероприятия

участники

срок

Подготовка педагогов

Сформировать теоретическую, организационную и материальную базу для реализации проекта.

 

 

 

 

 

  • Сбор и прочтение теоретической литературы о варежках (появление этого предмета одежды, процессе изготовления, используемых материалах), примеров художественных произведений о предмете проекта (стихи, сказки, мультфильмы и тд)
  • Подготовка предметно-развивающей среды (подбор образцов материалов для изготовления варежек (нитки, мех, ткани, спицы, крючки, иголки); изображений узоров, используемых для украшения;)
  • Подбор музыки для создания «красивого настроения»; музыки народов Поволжья, которую использовали рукодельницы в процессе изготовления предметов народного быта; песенок о варежках
  • Поиск мастерицы-вязальщицы, согласование программы её беседы с детьми.
  • Разработка плана реализации проекта.

Педагоги группы, музыкальный руководитель.

Предварительно

Целеполагание

Сформулировать цель, заинтересовать детей и родителей в достижении результата. Мягко ввести участников проекта в игровую ситуацию.

  • Во время прогулкивкруг детского сада обратить внимание детей на разнообразие варежек, которые одеты у них на руках. Предложить снять варежки на время – что произойдёт?
  • Постановка проблемы перед детьми: что будет если не будет варежек, нужны ли они людям, зачем, чем можно заменить варежки и можно ли?
  • Проведение опроса среди родителей «Что вы можете рассказать о варежках своему ребёнку?».
  • Составление аналитической справки по результатам анализ наблюдений за детьми (что они знают об одежде, конкретно о варежках)
  • Привлечь родителей к составлению информационно – демонстративной папки о предмете проекта (история, изображения, фото образцов и тд)

Педагоги группы, дети, родители

1 неделя ноября

Разработка проекта

Формировать у детей умение составлять план по достижению цели, умение выбирать пути и средства для решения поставленной задачи. Развивать проектировочные умения участников проекта.

  • Беседа «Что такое варежка?»
  • Рассматривание варежек из различных материалов, украшенных различными узорами
  • Ситуативные беседы во время прогулки: «Почему у варежки есть один маленький «домик», и один большой?»; «Что лучше – перчатки или варежки? Почему?»
  • Создание проблемных ситуаций «педагог не знает ответ на вопрос – у кого можно узнать?»
  • Ознакомление с примерами устного народного творчества и современного литературного творчества: украинская нар сказка «Рукавичка», просмотр мультфильма «Варежка» (Союзмультфильм 1967 год), чтение стихотворений о варежках и тд. Обсуждение после просмотра или прочтения

Педагоги группы, дети

Выполнение проекта

Расширять представления детей о предметах одежды, их названии,многообразии,  назначении, зависимости применения от погодных условий.

Обогащение словарного запаса детей: варежки, перчатки, муфты рукавички, шубенки

Формировать понятия: мягкий, жёсткий, пушистый, гладкий

Вовлечь детей в исследовательскую деятельность

Систематизировать знания детей об, окружающем нас, предметном мире через взаимосвязь с другими видами деятельности;

Формировать у детей эстетические интересы, потребности, способностии вкуса;

Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать;

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своей одежде.

  • Рассматривание варежек друг друга, сравнение (во время прогулки)
  • Изучение образцов материалов из которых изготавливают предмет проекта
  • Беседы - рассуждения «Зачем нужны варежки?», «Что у варежки появляется сначала – домик для большого пальчика или для остальных?», «Что делать чтобы не потерять варежки?»
  • Просмотр видеозаписи процесса изготовления варежек, перчаток
  • Рассматривание подборки картинок о всех предметах одежды, одеваемых на руки (варежки, перчатки, муфты и тд)сопутствующая беседа: из чего их делают, как ещё можно назвать варежки (рукавички, шубенки если они сделаны из овчины)
  • Домашнее задание для родителей: поговорить с ребёнком о то что носят на руках все члены семьи, из чего сделаны, сравнить у кого самые большие варежки, почему? 
  • Индивидуальные беседы: что легче одевать; какие варежки мягче; из чего сделаны твои?
  • Рассматривание чем украшены варежки, перчатки ребят в группе, на картинах, фотографиях.
  • Домашнее задание для родителей: обвести руку так чтобы получилась варежка, и перчатка; поговорить с ребёнком почему так получилось; украсить силуэты
  • Экспериментирование: что будет если после прогулки не отряхнуть или не положить варежки на батарею?
  • Мероприятие организованной образовательной деятельности «В гости к сказке «Рукавичка» по образовательной области «Познание» (предметное окружуние)
  • Дидактические игры: «Оденем Катю на прогулку». «Покажем Мишке, как мы умеем одеваться на прогулку», «Найди пару варежке»
  • Разучивание стихотворения Саконской «Где мой пальчик?»
  • Мероприятие организованной образовательной деятельности «Украсим варежку для Дедушки Мороза» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)
  • Обучение детей (в свободной творческой деятельности) умению украшать силуэт предмета различным материалом (вата, салфетки, горох).
  • Слушание и разучивание песни «Потерялась варежка» муз.Р.Бротт, песни «Варежки», «Танца с варежками» (русская народная музыка), музыкально-дидактической игры «Кто как идёт?» (подражание движениям животных).
  • Привлечение  родителей к исполнению  танца  с  варежками.
  • Приглашение мастерицы-вязальщицы (которая поёт народные пени во время работы), для беседы с детьми и демонстрации процесса изготовления варежек (на крупных спицах)
  • Создание родителями коллекции варежек, перчаток (самодельных)

Педагоги группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

2,3,4 недели ноября

 

Подведение итогов

Продолжать формировать умение радоваться достигнутому результату, формировать умение ставить перед собой новые задачи (для взрослых).

  • Развлечение для детей с участием родителей «Ай, да варежка»
  • Создание фотоотчёта о ходе реализации проекта, размещение его главном выставочном стенде детского сада.
  • Организация тиражирования проекта.

Педагоги группы, дети, родители, музыкальный руководитель