Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Игры и развлечения моих сверстников в годы Великой Отечественной войны

ХМАО МБОУ №5 г. Нижневартовска Игры и развлечения моих сверстников в годы Великой Отечественной войны Автор: Рашкина Майа Александровна 6А класс муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №5» Руководитель: Загртдинова Наталья Ильверовна учитель истории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №5» 2015 год Содержание Введение…………………………………………………………………..3 Глава I Коренной перелом в повседневной жизни детей с началом ВОВ 1.1 Их воспитала война…Воспоминания участников ВОВ …………..4 Глава II Повседневная жизнь детей в годы ВОВ 2.1 Игры и развлечения моих сверстников в годы ВОВ……………….7 Приложение………………………………………………………………9 ВВЕДЕНИЕ Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. Гавроша воспетого Виктором Гюго помнят практически все. А хотя бы одно имя такого же «гавроша» времен Великой Отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Не меньше страдали и те дети, которым довелось в военное время жить в глубоком тылу. Объект исследования: поведение и образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования: роль детей в Великой Отечественной войне. Цель исследования: теоретически раскрыть и практически обосновать жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия непосредственно в военных действиях и в тылу, а так же психологические и нравственные истоки их героизма. Гипотеза исследования: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. Задачи:  Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.  Теоретически обосновать проблему детского героизма в годы войны.  Изучить степень и характер участия детей – школьников в работе тыла в годы ВОВ.  Проверить предполагаемую гипотезу исследования на практике, встретившись с реальными детьми военной поры.  Проанализировать рассказ об их участии в работах в тылу и особенностях жизни в военное время и сделать вывод. Источниковой базой нашего исследования служат воспоминания людей, которые еще в юном возрасте пополняли ряды солдат, которые боролись за нашу свободу, научная литература, а также периодические издания. Глава I 1.1 Их воспитала война Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны,но и бывшие малолетние узники фашизма. Великая Отечественная война не только для детей но и для взрослых явилась конечно же полной неожиданностью. По этому вопросу сохранилось многочисленное количество воспоминаний детей. Одно из характерных воспоминаний того времени, это воспоминания Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна" . В большинстве своем детей убивали, так как много пользы в пользу немцев они принести не могли. Несмотря на это в концлагерях были созданы определенные виды работ, которые главным образом применяли труд детей: «Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат» . Далее Валентина Ивановна вспоминает, что фашисты стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть как они разбегаются в страхе. Либо применяли их виде мишени, чтобы потренироваться над четкостью и ловкостью стрельбы. К следующей характеристике войны в глазах детей относятся воспоминания Николая Пантелеевича Крыжкова: "Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой "Парабеллум" спрятан. Вот такое было у меня вооружение". Если внимательно проанализировать данное воспоминания можно подсчитать, что, Николаю Пантелеевичу было всего 14 лет, несмотря на это им было окончено всего 3 класса. Дети, которые провели свое детство в эти ужасные годы практически не знали вкус хлеба. Для них устанавливалась определенная норма хлеба: завтрак 100 грамм, обед-200 грамм, но зачастую даже эту нормы отбирали ребята посильнее. «Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки». Немцы в тылу со всей жестокостью расправлялись с детьми и совсем не стеснялись издеваться над ними: «...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!". Самые стойкие ребята, конечно же, выжили, но к сожалению, их было очень мало. Некоторым из них, после окончания войны, присуждались награды, ордена. Так, в газете «Аргументы и факты» в номере 25, 2010 году вот что было написано по этому поводу: «Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". О подвигах и героизме детей известно очень много. Так в повести Владимира Богомолова «Иван» можно узнать о судьбе юного разведчика. Ваня в годы Великой Отечественной войны пережил очень многое. С начала пополнял ряды партизан, затем ему пришлось увидеть смерть своих родственников. Несмотря на это Ваня воспитал в себе такие качества личности как смелость, упорство, терпеливость. Глава II Практическая часть Игры и развлечения моих сверстников в годы ВОВ О том, как была организована повседневная жизнь и во что играли дети во время войны, я узнала от своих бабушек и дедушек. Все они родились до или во время войн и являются свидетелями и участниками этих исторических событий. Расспрашивая их, я с удивлением заметила, что об этой, показавшаяся с первого взгляда очень забавной теме, они говорят не очень охотно и радостно. Вскоре я поняла, почему это так. Во время Великой отечественной войны дети, как рассказывается в первой главе моего доклада, дети оказались в тяжелых условиях. Те, кто остался на старом месте жительства, о ком заботились родители, жили немного лучше. Особенно тяжело было моему дедушке, который оказался в детдоме после войны. Много горя пережила и бабушка, у которой погибла во время бомбежки поезда с беженцами сестренка. Бабушка рассказала мне, что, приехав на новое место жительства, первую зиму она вообще не выходила из помещения, потому, что не было одежды, и она сидела в одеяле. Так получилось, что среди информантов, от которых я черпала исторические сведения, оказались три типа детей, которые я рассматривала в первой главе. Среди моих знакомых, к сожалению, не оказалось, тех кто жил во время войны в оккупации. Все мои информанты указывали на общие черты своего детства: взрослые работали, и дети были полностью предоставлены сами себе до тех пор, пока они были малы для того, чтобы помогать. Во время войны, играли очень мало, не до этого было. Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами делали игрушки. Однако, моя бабушка рассказала, что ей мама приносила чурочки с работы, потому что она работала шофером на машине, которая ездила не на бензине, а на дровах. Эти чурочки были смазаны с одной стороны смолой, поэтому она разогревала их около печки, а потом слепляла их друг с другом в разных формах. Сестра бабушки рассказывала, что они делали кукол из глины, а еще играли с бабками-косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. В обычных, небогатых семьях (так как во время великой отечественной войны богатых людей почти не было)девочки делали любимые игрушки себе сами. Любимой игрушкой практически у всех девочек была тряпичная кукла. После войны в магазинах появились целлулоидные головки для кукол, к ним можно было пришить тряпичное туловище и кукла становилась похожей на настоящую. Некоторые делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Ещё девочки играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши, рисовали, летом играли в «секретики». Кроме этого у детей появилась новая игра «в госпиталь». Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Дети, в то время, практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, даже в городских поселениях, которые в то время были гораздо ближе к сельским, а именно, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли».Они были и меньше по размеру, и ближе к природе. В футбол , конечно , тогда на улице играли редко, потому что не было мячей, а часто не было сил, времени, а в холодное время года и подходящей одежды (в длинном пиджаке с отцовского плеча и привязанных к ногам галошах не побегаешь). Кроме того, уже с малых лет дети помогали родителям по дому, приглядывали за младшими братьями и сестрами. Дети, живущие в городе и уже ходившие в школу, играли в подвижные игры на школьных площадках, там, где они были. Конечно, они редко были заасфальтированными, не везде были ворота или баскетбольные сетки. Но чем дальше в историю уходила война, тем больше возможностей для спортивных игр возникало у детей. Играли в баскетбол, футбол, волейбол, становилось все больше спортивных секций. Очень трогательна судьба детей, попавших в тыл ВОВ. Моя бабушка рассказала мне про её маму по папиной линии, как она воевала в ВОВ. Началась война . Трех подружек,включительно с моей прабабушкой, отправили на войну. Тогда моей прабабушке было 14 лет. Моя прабабушка была такая же как все остальные дети . Её детство пропало сразу как началась ВОВ. И попали они под Москву там рыли окопы, варили супы солдатам, долго так протекала жизнь моя прабабушка была полураздетая при том что она шила одежду солдатам. Она со слезами на глазах вспоминает об этом и говорит, что вкладывала в эту деятельность всю свою душу. Затем мою прабабушку направили в госпиталь , где она была стирала бинты и под диктовку раненных солдат писала письма его родным и близким.Маленькие кусочки бумаги, оставшиеся после писем, бабаушка использовала для оригами. Вообще, дети в то время очень тесно были связны с природой. Даже в городе в голодное время ребята собирали и ели ягоды, которые назывались «вороний глаз», «пуговки», по возможности обирали яблони, боярышник, вишни и другие садовые растения. Причем случалось и забираться в недозволенные места, попросту воровать еще недозрелые, но такие заманчивые плоды. Дети, жившие в деревне, добывали еду не только в качестве игры. Очень распространённой и популярной была рыбалка, когда весь улов маленького рыбака выставлялся на стол всей семье. Рыбу ловили по-разному: кто-то самодельной удочкой, кто-то садком или корзинкой. Дети, жившие в деревне, ходили в лес помалину и по грибы, купались, когда хотели, ведь за ними никто не смотрел. Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. Большую роль в жизни послевоенных детей играл велосипед. Несмотря на бедность, велосипед старались купить ребенку обязательно, так что в средних и старших классах велосипеды были у многих. Конечно , чаще всего это были взрослые велосипеды и малорослым ребятишкам приходилось кататься сначала «под рамкой». Велосипед давал свободу, потому что на нем можно было уехать гораздо дальше, чем уйти пешком. И вот большие компании детей на нескольких велосипедах отправлялись в походы. Сидели на багажниках и на рамке, по нескольку человек на одном велосипеде. Причем ездили и мальчишки, и девчонки. В дальние походы ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые «с чужого плеча». В то время в некоторых школах разрешали детям брать лыжи на время для лыжных прогулок. Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали. Зимой катались на санках и на коньках. Это было место встреч, спортивных соревнований, прогулок и даже встречали новый год. Играла музыка, обязательно было освещение, давали коньки напрокат и даже был буфет с чаем и булками. Но дети часто не могли себе это позволить. Дети старались зарабатывать деньги сами. Для этого, они собирали металлолом . Но иногда приходилось работать не ради забавы. Мой дедушка с маминой стороны рассказывал , что колол дрова за деньги , косил траву , помогал по хозяйству. Из праздников в детстве многие больше помнят новый год. Наверно, это связано тем, то поставить елку и сделать для нее самодельные игрушки было не так дорого, но и очень торжественно. Для новогодних украшений использовались бумага и картон, фольга и природный материал. Конечно, по сравнению с современными праздничными елками, послевоенные если были убогими и некрасивыми. Но этот праздник, когда детей веселили взрослые, наряженные в костюмы, да еще и раздавали подарки, глубоко врезался в память неизбалованным детям того времени. Описывая все незатейливые игрушки и игры того времени, понимаешь, как сильно изменилась жизнь с того времени. В каких суровых условиях росли мои бабушки и дедушки. Но они не знали, что со временем все будет по-другому. Поэтому они были по-своему счастливы, несмотря на отсутствие игрушек и особых развлечений. Война не могла пройти незаметно ни для кого. И даже самые маленькие дети почувствовали на себе ее дыхание. Список использованной литературы 1. Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26 2. («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42). 3. http://modernlib.ru/books/bogomolov_vladimir_osipovich/ivan/read_1/ Приложение