Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Игра-викторина «Знаем и любим тебя Тукай»

МБДОУ «Детский сад №132 комбинированного вида» Кировского района города Казани

 

 

Игра-викторина, посвященная творчеству Габдуллы Тукая в старшей группе.

 

“МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ ТЕБЯ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ”

 

Хазипова Гульназ Галимхановна

Воспитатель по обучению татарскому языку

 

 

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г.Тукая.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г.Тукая.

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Г.ТУКАЯ.

Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Оформление зала: на экране портрет Г.Тукая, на стенах и столах рисунки и поделки, посвященные творчеству Г.Тукая.

Под музыку ….. дети входят в зал. Музыка затихает, дети здороваются с гостями. Музыка продолжается, дети проходят, садятся на стульчики.

Муз.руководитель: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

Песня «Бәйрәм бүген» - поют все присутствующие.

Учитель татарского языка: Мы начинаем с вами викторину «Мы знаем, читаем и любим тебя Г.Тукай!»

Под музыку Курай—Эллуки.(Милли моннар) ребенок читает стихотворение «Родной язык»

О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая , сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

«Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас».

Муз.руководитель: Ребята, посмотрите на экран (6 слайд) 

1. О какой птице написал эти строки Г.Тукай?

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Ответы детей… (ласточка) 2. Как ты скажешь по-татарски, что у нее чистый, красивый, большой дом?

Ответы детей… (чиста, матур, зур ой)

Дети читают стихотворение «Ласточка»

1 ребенок: Недавно ласточка, что сердцу так мила,

Там, над окном моим, гнездо себе вила,

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Трудилась долго, возводя свой легкий кров,

А после вывела хорошеньких птенцов.

Чтоб сыта была вся птичья детвора,

Жучков и мошек мать приносит им с утра.

2 ребенок: Пусть непогода на дворе и ночь темна,

Не шевельнется в теплом гнездышке она,

Укроет голову тихонечко крылом

И сладко спит она, окутана теплом.

И что ей молния и гром, что шум людской!

Спит крепко ласточка, и дорог ей покой.

Чтоб ни случилось не земле, ей нет забот,

Она и клювиком своим не поведет.

 

Муз.руководитель: (8 слайд)

1. Чему учит мальчик Акбая в стихотворении поэта «Забавный ученик»?

2. Как ты по-татарски позовёшь к себе Акбая и предложишь ему сесть?

Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»

1 ребенок-Мальчик:

Стой Акбай на задних лапках, поучись-ка, послужи!

Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи.

2 ребенок-Акбай:

Мне учение в мученье! Я же маленький, - смотри!

Сколько от роду мне… Месяц? Или два? А может, три…

Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав, помчать!

Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.

1 ребенок: Мальчик

Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмальства учись!

Кости к старости твердеют, не согнешься, как ни гнись!

Муз.руководитель: (12 слайд)

1. Скажите, чем угощает Гали Козу из произведения Тукая «Гали и Коза»?

2. Как ты угостишь козу? Предложи ему покушать яблоко по-татарски.

Стихотворение «Гали и коза» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Безнең Гали бигрәк тату Кәҗәбелән, 
МенәКәҗәкарап тора тәрәзәдән.

Гали анычирәмбелән кунак итә, 
Кәҗәрәхмәтукый — сакалынселкетә.

С козою дружен наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясет,

Когда Гали траву несет.

Учитель татарского языка: (11 слайд)

1. Как ты думаешь, какому стихотворению можно отнести картинку на экране?

2. Назови по-татарски всех членов семьи из стихотворения.

Стихотворение «Наша семья» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Әткәй, әнкәй, мин, апай, әби, бабайһәмберпеси — 
Безнеңөйдә без җидәү: безнең, песи — җиденчесе.
Бергәашый, чәйэчә, безнеңләбергәйоклыйул, 
Хезмәтедә бар: өйнетычканявыздансаклый ул.

Нас семеро в семье – отец да мать, да я с сестрой,

Бабуля, дед, наш кот – седьмой.

Он с нами спит, а также ест и пьет,

Мышей он ловит: службу так несет.

Муз.руководитель: (10 слайд)

1.Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу в стихотворении поэта.

Эшбеткәч – уйнарга ярый.

Дети отгадывают загадки…

2. Как ты попросишь у мальчика вкусное, красное яблоко? Скажи по-татарски.

Ответы детей…

Учитель татарского языка: (9 слайд)

1. Как называется стих Г.Тукая, в котором говориться о мотыльке?

2. Как мы скажем, что наш мотылек чистый?

Инсценировка стихотворения «Малыш и мотылек» (под музыку девочки в костюмах цветов выбегают на полянку, садятся. Между ними летает мотылек, выходит малыш).

Учитель татарского языка: (13 слайд) Алёна «Шурале»

1.- А вы ребята помните сказки Г.Тукая?

ответы детей…

2. Каких зверей можно встретить в лесу в деревни Кырлай, о которых писал Тукай в своём произведении «Шурале»? Какую нечисть можно увидеть?

3. Каких из этих зверей ты можешь назвать по-татарски?

Музыкальный руководитель: Что-то мы ребята засиделись. Хотите потанцевать? Дети исполняют татарский танец.

Учитель татарского языка: (14 слайд)

1. Как зовут персонажа который упал в молоко?

2. Как ты предложишь мышке  по-татарски попить молока?

«Сөткә төшкән тычкан тычкан» Әдилә 4 гр

Музыкальный руководитель: (15 слайд)

1. Какое время суток изображено на картинке? (Утро)

2. Как мы скажем доброе утро?

Учитель татарского языка: (16 слайд)

1.А сейчас отгадайте загадки, которые вам загадают дети 4 группы?

2.Назавите по татарски времена года.

Учитель татарского языка: 

1. Ребята, а откуда Тукай брал вдохновение что бы писать свои стихи? Чем он вдохновлялся?

Он вдохновлялся воспоминаниями о своей родной деревне.

Стих «Родная деревня» Ралина,  Марк

Муз.руководитель: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

  1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
  2. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
  3. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.
  4. Тукай Г. Незабываемое время. Казань,2016.
  5. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.