Игра-викторина «Знаем и любим тебя Тукай»
МБДОУ «Детский сад №132 комбинированного вида» Кировского района города Казани
Игра-викторина, посвященная творчеству Габдуллы Тукая в старшей группе.
“МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ ТЕБЯ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ”
Хазипова Гульназ Галимхановна
Воспитатель по обучению татарскому языку
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая.
Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г.Тукая.
Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г.Тукая.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Г.ТУКАЯ.
Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Оформление зала: на экране портрет Г.Тукая, на стенах и столах рисунки и поделки, посвященные творчеству Г.Тукая.
Под музыку ….. дети входят в зал. Музыка затихает, дети здороваются с гостями. Музыка продолжается, дети проходят, садятся на стульчики.
Муз.руководитель: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.
Песня «Бәйрәм бүген» - поют все присутствующие.
Учитель татарского языка: Мы начинаем с вами викторину «Мы знаем, читаем и любим тебя Г.Тукай!»
Под музыку Курай—Эллуки.(Милли моннар) ребенок читает стихотворение «Родной язык»
О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!
О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая , сказки бабушки я начал понимать.
О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.
О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
«Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас».
Муз.руководитель: Ребята, посмотрите на экран (6 слайд)
1. О какой птице написал эти строки Г.Тукай?
Таскала глину в остром клювике своем,
Из глины строила она красивый дом.
Ответы детей… (ласточка) 2. Как ты скажешь по-татарски, что у нее чистый, красивый, большой дом?
Ответы детей… (чиста, матур, зур ой)
Дети читают стихотворение «Ласточка»
1 ребенок: Недавно ласточка, что сердцу так мила,
Там, над окном моим, гнездо себе вила,
Таскала глину в остром клювике своем,
Из глины строила она красивый дом.
Трудилась долго, возводя свой легкий кров,
А после вывела хорошеньких птенцов.
Чтоб сыта была вся птичья детвора,
Жучков и мошек мать приносит им с утра.
2 ребенок: Пусть непогода на дворе и ночь темна,
Не шевельнется в теплом гнездышке она,
Укроет голову тихонечко крылом
И сладко спит она, окутана теплом.
И что ей молния и гром, что шум людской!
Спит крепко ласточка, и дорог ей покой.
Чтоб ни случилось не земле, ей нет забот,
Она и клювиком своим не поведет.
Муз.руководитель: (8 слайд)
1. Чему учит мальчик Акбая в стихотворении поэта «Забавный ученик»?
2. Как ты по-татарски позовёшь к себе Акбая и предложишь ему сесть?
Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»
1 ребенок-Мальчик:
- Стой Акбай на задних лапках, поучись-ка, послужи!
Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи.
2 ребенок-Акбай:
- Мне учение в мученье! Я же маленький, - смотри!
Сколько от роду мне… Месяц? Или два? А может, три…
Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав, помчать!
Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.
1 ребенок: Мальчик
Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмальства учись!
Кости к старости твердеют, не согнешься, как ни гнись!
Муз.руководитель: (12 слайд)
1. Скажите, чем угощает Гали Козу из произведения Тукая «Гали и Коза»?
2. Как ты угостишь козу? Предложи ему покушать яблоко по-татарски.
Стихотворение «Гали и коза» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)
Безнең Гали бигрәк тату Кәҗәбелән,
МенәКәҗәкарап тора тәрәзәдән.
Гали анычирәмбелән кунак итә,
Кәҗәрәхмәтукый — сакалынселкетә.
С козою дружен наш Гали:
Коза кивает издали
И бородой ему трясет,
Когда Гали траву несет.
Учитель татарского языка: (11 слайд)
1. Как ты думаешь, какому стихотворению можно отнести картинку на экране?
2. Назови по-татарски всех членов семьи из стихотворения.
Стихотворение «Наша семья» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)
Әткәй, әнкәй, мин, апай, әби, бабайһәмберпеси —
Безнеңөйдә без җидәү: безнең, песи — җиденчесе.
Бергәашый, чәйэчә, безнеңләбергәйоклыйул,
Хезмәтедә бар: өйнетычканявыздансаклый ул.
Нас семеро в семье – отец да мать, да я с сестрой,
Бабуля, дед, наш кот – седьмой.
Он с нами спит, а также ест и пьет,
Мышей он ловит: службу так несет.
Муз.руководитель: (10 слайд)
1.Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу в стихотворении поэта.
Эшбеткәч – уйнарга ярый.
Дети отгадывают загадки…
2. Как ты попросишь у мальчика вкусное, красное яблоко? Скажи по-татарски.
Ответы детей…
Учитель татарского языка: (9 слайд)
1. Как называется стих Г.Тукая, в котором говориться о мотыльке?
2. Как мы скажем, что наш мотылек чистый?
Инсценировка стихотворения «Малыш и мотылек» (под музыку девочки в костюмах цветов выбегают на полянку, садятся. Между ними летает мотылек, выходит малыш).
Учитель татарского языка: (13 слайд) Алёна «Шурале»
1.- А вы ребята помните сказки Г.Тукая?
- ответы детей…
2. Каких зверей можно встретить в лесу в деревни Кырлай, о которых писал Тукай в своём произведении «Шурале»? Какую нечисть можно увидеть?
3. Каких из этих зверей ты можешь назвать по-татарски?
Музыкальный руководитель: Что-то мы ребята засиделись. Хотите потанцевать? Дети исполняют татарский танец.
Учитель татарского языка: (14 слайд)
1. Как зовут персонажа который упал в молоко?
2. Как ты предложишь мышке по-татарски попить молока?
«Сөткә төшкән тычкан тычкан» Әдилә 4 гр
Музыкальный руководитель: (15 слайд)
1. Какое время суток изображено на картинке? (Утро)
2. Как мы скажем доброе утро?
Учитель татарского языка: (16 слайд)
1.А сейчас отгадайте загадки, которые вам загадают дети 4 группы?
2.Назавите по татарски времена года.
Учитель татарского языка:
1. Ребята, а откуда Тукай брал вдохновение что бы писать свои стихи? Чем он вдохновлялся?
Он вдохновлялся воспоминаниями о своей родной деревне.
Стих «Родная деревня» Ралина, Марк
Муз.руководитель: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык!
Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.
Список использованной литературы
- Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
- Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
- Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.
- Тукай Г. Незабываемое время. Казань,2016.
- Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.