Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.09.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая  спорту (Из цикла...
20.09.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Весёлые картинки»

 

 
19.09.2020 г.
V Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

 
19.09.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «До свидания, цветущее лето!»

 

 
18.09.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Куликовской битве «Сентябрь… на рассвете восьмого...
18.09.2020 г.
Всероссийский экологический конкурс «Шуми, шуми, зелёный лес...»

 

 
17.09.2020 г.
VI Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «...

«Игра - к мудрости ступенька»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136» г. Новокузнецка.

 Методическая разработка сюжетно-ролевых игр для воспитателей  старшего дошкольного возраста

«Игра – к мудрости ступенька»

Автор: Кирючёк Людмила Ивановна, воспитатель высшей категории

Пояснительная записка.

Сюжетно-ролевая игра это основное средство для всестороннего развития ребенка как  творческой личности.  Игра является отражением окружающего мира и деятельности взрослых. В ней, ребенок перерабатывает полученные знания, раскрывает свои впечатления, воссоздает социальные отношения,  проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. В игре ребенок многому учиться: контролировать и оценивать себя, действовать правильно вместе с партнерами по игре, проявлять творческую активность, инициативу, поведение его становится осознанным.

Данная разработка рассчитана на работу воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. В разработке запланирована деятельность воспитателя по развитию и руководству игрой. Временными рамками сюжетно – ролевая игра не ограничивается. Воспитатель руководит игровыми действиями в главные решающие моменты: при выборе игры (воспитатель предлагает сюжеты игр на выбор, но не навязывает игру), развитии замысла, обогащении содержания игры.

В группе для проведения  игр должна быть создана предметно-развивающая среда,  наполненная  игрушками и атрибутами, что обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрового материала должен соответствовать тематике и возрасту, учитывать перспективу развития игры.

Цель:  всестороннее творческое развитие ребенка.

Задачи:

- расширять и  обогащать знаниями жизненный  опыт ребенка; формировать умения распределять роли, согласовывать свой замысел с игровыми замыслами других детей, объединять разные сюжетные линии в игре;

- развивать познавательные  интересы, личностные качества, творческие коммуникативные способности, организационные навыки, самостоятельность, инициативность;

- воспитывать нравственные качества: дружеские взаимоотношения, умения считаться с интересом партнера, взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Формы:

- организованная (совместная с педагогом);

- свободная игровая деятельность;

Условия развития сюжетно – ролевой игры:

- создание необходимой игровой среды в группе;

- создание материально-технической базы: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заместители, бросовый материал и т. д

- регулярное обогащение детской игры использованием разных методов и приемов, обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

Методы и приемы:

-  экскурсии и целевые прогулки;

- тематические беседы, рассказы о профессиях и труде взрослых;

- рассматривание иллюстраций, картин;

- дидактические и театрализованные игры;

- чтение художественной литературы;

- развитие конструктивных навыков и умений;

- предложение, разъяснения и советы воспитателя;

- показ различных приемов и навыков.

Основные структурные элементы игры:

 -  игровой замысел, сюжет или ее содержание (воображаемая ситуация);

-   игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми.

Правила для воспитателя:

- не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать развитию игры;

- сохранять и развивать самостоятельность детей в игре;

- учить использовать умения и навыки, полученные в разных видах деятельности;

- помогать детям договариваться в игре;

- предусматривать обогащение содержания игр и их дальнейшее  развитие;

- содействовать объединению детей в игре;

- тактично руководить выбором игры;

- приучать детей соблюдать во время игры правила;

- наблюдать за играми детей и брать роль в игре на себя только тогда, когда дети попросят.

Литература.

  1. Менджрицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/ Д.В. Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Новоселова,  С. Л. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. -  М.: Просвещение, 1989. - 284с.
  3. Зворыгина, Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры/ Е. В. Зворыгина. – Дошкольное воспитание, 1989. №5. – 31-40с.
  4. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/М. А Васильева. – М.: Просвещение, 1986. 109с.
  5. Михайленко,  Н. Я. Теория сюжетно – ролевых игр/ Н. Я. Михайленко. – М.: ЮНИТИ, 2010. - 365с.
  6. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре./ А.К. Бондаренко. - М.: Знание, 1984
  8.  Зворыгина, Е.Н. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: ВЛАДОС, 2002.
  9. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. / Н.В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  10. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание.- №4. 1989.- с.38-45.
  11. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
  12. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 300 с.
  13. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.            

1. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель:

- уточнить общие представления детей о школе, профессиях людей, работающих в школе, обязанностях учителей и учеников.

Задачи:

- создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимодействий с учениками;

- воспитывать в детях высокую культуру общения с педагогами;

- развивать в детях желание учиться, быть старательными и внимательными.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

 

1

Расширять знания о профес

сиях людей, работающих в школе.

 

1. Беседа «В чем секрет школы»

Цель: уточнить знания детей о школе,  профессиях людей работающих в школе, учить создавать игровую обстановку.

 

2. Д. и «Цепочка школьных слов»

Цель: расширить словарь детей

 

 

1. Директор

 

 

 

 

2. Завуч

 

1. Директор принимает на работу специалистов:  Кто вы по профессии? Кем хотите работать? Какой предмет хотите вести? Почему?

 

2. Составляет расписание занятий, беседуя с учениками: Какие предметы хотели бы вы изучать  и почему?

 Следит за исполнением приказов директора, приобретает пособия для педагогов, заказывает литературу и учебники для библиотеки.

 

 

Совместное изготовление  тетрадей, букварей, журнала, указки, колокольчик и др. атрибутов.

 

Напомнить детям, что организует всю работу в школе директор и его помощник завуч.

Пригласить бывших выпускников детского сада «Интервью о первом дне в школе»

 

2. Выбор места для игры, организация предметно-развивающей среды.

 

3. Рассматривание иллюстраций на школьную тему.

 

4. Чтение Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

 

Цель: дать представления о школе, труде учителя, обязанностях учеников.

 

 

3. Учитель

 

 

 

4. Библиоте

карь

 

 

 

 

 

5. Ученики

 

3. Ведет урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки, вызывает родителей.

 

4. Оборудует библиотеку по заказу завуча учебниками, литературой для чтения, заводит персональные карточки, выдает книги детям и учителям, проводит вечера знакомства с книгами: «День книги» и т. д.

 

5. Ученики посещают уроки, библиотеку, берут необходимую литературу, советуются с библиотекарем, посещают уроки, отвечают, выполняют письменные задания, посещают столовую, общаются на переменах, делятся информацией

 

 

Изготовление с родителями  книжек – малышек, карточек, картотеки для библиотеки

 

Беседа с детьми в ходе игры: напомнить, что урок начинается со звонка, что ученики стоя приветствуют учителя, внимательно слушают все указания. Учитель спокойно ведет диалоги с учениками

2.Вопросы по ходу игры:

Для чего нужна библиотека?

Где хранятся книги?

Кто выдает книги?

Как надо обращаться с книгами?

 

 

3.

Распределение ролей, развитие сюжета игры

 

5.Работа с родителями: попросить их,  чтобы они рассказали, как они учились в школе. Посмотрели с детьми серии из фильма «Ералаш»

 

Цель: Углубить знания детей и расширить темы общения детей и родителей.

 

6. Завхоз

 

 

 

 

 

7. Повар

 

 

 

6. Заказывает продукты по меню, выдает поварам, контролирует приготовление пищи, беседует с учениками, что бы хотели они на обед.

 

7.Повара составляют меню, обращаются к завхозу с просьбой заказать продукты в магазине, готовят обеды, накрывают столы, моют посуду.

 

 

Использование предметов заместителей в игре «столовая»

 

Решение проблемной ситуации:  ребенок опоздал на урок, не выполнил домашнее задание, забыл тетрадь и т. д.

4.

Решение проблемных ситуаций в игре.

 

6.Беседа «Чем тебе нравится школьная жизнь»

 

Цель: на основе осмысливания, делятся впечатлением и возможностью развивать новые сюжеты.

 

8. Охранник

 

 

 

 

 

9. Родители

 

8. Охраняет школу, следит за дисциплиной через видеонаблюдение, проверяет сменную обувь, с нарушителями беседует и отводит к директору или завучу.

 

2. Родители провожают детей,  приходят в школу узнать об успеваемости своих детей, дают советы, посещают

родительское собрание.

 

Изготовление компьютера из предметов заместителей.

 

Проблемная ситуация: ребенок ссорится на перемене, балуется, дерется, что-то ломает.

Обсудить вопросы, которые можно вынести на родительское собрание.

5.

Слияние игры с другими сюжетными играми.

 

 

 

7.Чтение и инсценировка отрывка из сказки «Буратино», где Мальвина учит Буратино.

 

Цель: учить творчески разыгрывать сюжет и выразительно исполнять роли

 

Объединение всех ролей в единую игру.

 

Объединение игр: «Семья», «Столовая» «Библиотека», «Школа»

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог.

2. Сюжетно – ролевая игра салон красоты «Златовласа»

Цель:

- уточнить общие представления детей о салоне красоты, профессиях людей, работающих в салоне и их обязанностях.

Задачи:

- создать условия для практической реализации интереса детей к сюжетно-ролевой игре «Салон красоты»;

- развивать интерес и уважение к профессиям людей, работающих в салоне красоты; умение самостоятельно вести сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли;

- воспитывать в детях правильные взаимоотношения в коллективе, способствующие установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; воспитывать культуру общения.

   Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Получение  и расширение информа

ции о салоне красоты и профессиях людей, работающих в нем.

 

1. Беседа «Для чего нужен салон красоты»

Цель: уточнить знания детей о профессиях людей работающих в салоне, учить создавать игровую обстановку.

 

 

2. Д. и «Что необходимо для работы …»

Цель: расширить словарь детей.

 

 

1. Директор (управляющий)

 

 

 

 

 

 

 

2 Администратор

 

 

 

 

 

 

 

1. Директор принимает на работу, организует и контролирует работу сотрудников, распределяет кадры, заказывает товар, оборудование, оформляет заявку на приобретение товара в магазине. 

Кто вы по профессии? Кем хотите работать? Какие приборы вам необходимы?

2. Делает заявки на приобретение косметических средств, беседует с клиентами, устраняет конфликты,  следит за исполнением приказов директора, берет деньги за услуги.

- Что случилось? Чем я могу вам помочь?

 

 

Совместное изготовление  журналов модельных стрижек, приборов и оборудования для парикмахера

Изготовление вывесок: «Женский зал», «Мужской зал», «Закрыто», «Открыто», «Косметолог», «Мастер маникюра»

 

Напомнить детям, что организует всю работу в салоне директор и его помощник администратор.

Вопросы: Где можно устроить салон? Какие виды работ там проводятся? Кто работает? Какие приборы необходимы?

 

2.

Организация предметно-игровой среды.

 

3.. Рассматривание иллюстраций салонов красоты, причесок, стрижек, макияжа.

 

4.Обсуждение проблемной ситуации: маленький ребенок боится подстригаться, капризничает, необходимо его уговорить.

 

5. Рассмотреть на иллюстрациях одежду мастеров, обратить внимание на позу каждого из них, какими пользуется инструментами и как.

 

 

3. Парикмахер

 

 

 

 

4. Мастер маникюра

 

 

 

5. Косметолог

 

 

 

6. Шофер

 

3. Получает заказ клиента. Обсуждает с клиентом новую прическу, стрижку, дает советы по уходу за волосами, моет волосы, сушит феном, делает прическу, стрижку.

4. Обработка ногтей, маникюр, наращивание ногтей.

 

 

 

5. Чистка лица, массаж, ухаживающие маски, инъекции, татуаж, пирсинг.

 

 

6. Берет список товара, подписывает путевой лист, едет за товаром в магазин, доставляет косметические средства из магазина в парикмахерскую и сдает его администратору или директору.

 

Рисование различных моделей причесок, стрижек, дизайна ногтей.

Рассматривание причесок своих друзей, моделируют их, изменяя.

 

 

 

Рисование схемы точек массажа на руках, лице.

Рассматривание массажеров для рук, изготовление их из мячей, округлых палочек, тканей и т.д.

 

Беседа с детьми в ходе игры. Вопросы по ходу игры:

Почему вам нравятся те или иные прически?

 Чем отличаются праздничные прически от повседневных?

Какое значение имеют прически?

Чем опасны инструменты?

 Какие надо знать правила работы с ними?

 Как правильно делать массаж рук, лица.

3. Распределение ролей.

Организация сюжета.

 

6. Беседа «Будь вежливым»

Цель: учить детей культуре общения и правилам поведения.

 

7. Решение проблемы  «Клиенту не понравилась прическа, макияж ит. д.

 

 

 

7. Клиенты

 

 

 

 

 

 

 

7. Занимают очередь или приходят по записи, соблюдают правила поведения в общественном месте, делают заказ, объясняют какую стрижку или прическу хотят от мастера, благодарят, оплачивают услуги.

 

 

 

 

 

Использование предметов заместителей в игре.

 

Если бы тебе не понравилась прическа, как бы ты поступил?

 

 

4. Слияние сюжета игры с другими с. р. играми.

 

8. Проведения конкурса красоты, где могут участвовать несколько мастеров парикмахеры, косметологи, мастера маникюра, объединяясь и  образуя группы

9. Работа с родителями: попросить их,  чтобы они при посещении парикмахерской рассмотрели оформление инструменты, одежду мастеров.

Цель: углубить знания детей и расширить темы общения детей и родителей.

 

Организация единого сюжета игры.

 

 

Объединение игр: «Дом», Семья», «Салон красоты» и т. д.

 

Предложить детям заранее с родителями подготовить к конкурсу зарисовки моделей причесок.

 

Вопросы и поощрения: Какая красивая прическа у тебя получилась? Молодец!

 А почему ты подобрала именно эту прическу?

 

 

3. Сюжетно – ролевая игра медицинский центр «Здоровое поколение»

Цель:

- создать условия для практической реализации интереса детей к игре, формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, способствовать возникновению ролевого диалога. 

Задачи:

- уточнить общие представления детей о медицинском центре, профессиях людей, работающих в нем и их обязанностях;

- развивать: чуткое, внимательное отношение  друг к другу, умения взаимодействовать в совместной игре; интерес и уважение к благородной профессии врача;

 - воспитывать в детях высокую культуру общения.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

 

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая       среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Расширение знаний детей о медицинских профессиях

 

1. Беседа «Для чего необходим медицинский центр?»

Цель: уточнить знания детей о медицинском центре, о профессиях людей работающих в нем и их обязанностях.

 

2. Д. и «Кому, что нужно для работы?»

Цель: расширить словарь детей.

 

3. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

Цель: расширить знания о профессии врача.

 

 

1. Заведую

щий медицинским центром

 

 

 

 

 

 

2.Регистратор

 

 

 

 

3.Терапевт

   Педиатр – прием пациентов с детьми.

 

 

4. Медицинская сестра

 

1. Заведующий принимает на работу:  Кто вы по профессии? Кем хотите работать? Почему?

 Составляет график работы врачей, распределяет кабинеты, следит за исполнением приказов, приобретает инструменты, заказывает лекарство и оборудование.

2. Записывает больных на прием, выдает талон и заполняет и выдает медицинскую карту.

Что у вас случилось? Какого врача вы хотите посетить?

3. Принимает пациентов, выслушивает, осматривает, дает советы, измеряет давление, назначает анализы, лечение или направляет к другим специалистам, выписывает больничный лист.

 

4. Выполняет указания врача, помогает вести прием больных, пишет рецепты, моет инструменты.

 

Совместное изготовление  игрушек – заместителей (таблетки, инструменты, порошки и т. д.)

Изготовить вывески с названием специалистов – врачей, названия медицинского центра

 

Напомнить детям, что организует всю работу в центре заведующий и ему подчиняются все врачи.

Обсудить «Почему мы говорим - добрый доктор?»

Что бы было, если бы не было врачей?

 

 

2.Организация предметно-игровой среды.

 

4.Рассматривание иллюстраций

5. Д. и. «К какому врачу обратиться если…..»

Цель: познакомить детей с разными специалистами.

 

6. Тренинг «На приеме у врача: окулиста, лора и т. д.»

Цель: познакомить с действием специалистов на приеме пациентов.

 

7. Д. и. «Окажи первую помощь при солнечном ударе, носовом кровотечении, порезе и т. д.

Цель: учить оказывать первую помощь.

 

5. Стомато

лог

 

 

 

 

6. Аллерголог

 

 

 

7. Ортоларинголог (ЛОР)

 

 

8. Рентгено

лог

 

9. Офтальмо

лог (окулист)

 

10. Невролог

 

 

 

11. Хирург

 

 

 

 

 

 

12. Кардиолог

 

 

13. Эндокрино

лог

 

 

14. Дермато

лог
 

 

15. Врач – лаборант

 

16. Физиотерапевт.

 

 

 

 

 

5. Принимает пациентов, выслушивает, осматривает, дает советы, проводит лечение, выписывает больничный лист.

 

 

6. Принимает пациентов, беседует, осматривает, дает советы, выписывает лекарства, назначает сдачу анализов, выписывает больничный лист.

7. Беседует, осматривает, дает советы, назначает лечение (физио), выписывает лекарства, больничный лист.

 

8. Делает рентген, зарисовывает или описывает результат, отправляет врачу.

9. Беседует, проверяет зрение, дает советы, выписывает лекарства, подбирает очки, отправляет в оптику. .

 

10. Принимает пациентов, беседует, осматривает, дает советы, выписывает лекарства, назначает сдачу анализов, выписывает больничный лист.

11. Принимает пациентов, беседует, назначает лечение, операции, проводит процедуры по смене повязок, назначает рентген, физиолечение.

 

12. Принимает пациентов, беседует, делает кардиограмму, назначает лечение, выписывает рецепты, больничный лист

13. Принимает пациентов, беседует, назначает узи, лечение, выписывает рецепты, дает советы.

14. Беседует, осматривает, дает советы, назначает анализы, лечение, выписывает рецепты, выдает больничный лист.

15. Принимает пациентов, берет анализы, проводит исследование, выдает результаты врачу.

16. Проводит физиолечение, следит за процедурами, за исправностью оборудования, безопасностью, объясняет правила поведения.

 

Изготовление  книжек – малышек, карточек для больных, картотек, бланков для рецептов.

 

Вопросы: Расскажите, как вы посещали врача? Причина? Как вели себя? Как вас лечили? Что лечит окулист, терапевт, лор и т. д.

 

3. Организа

ция сюжета игры.

Распределение ролей.

 

8. Д.и «Вызови врача или скорую помощь по телефону»

Цель: учить детей вызывать врача по телефону.

 

9. Беседа: «Какие опасности нас подстерегают дома»

Цель: учить детей предвидеть опасности и быть осторожными, закрепить телефон скорой помощи.

 

10. Д. и. «Опасные, не опасные предметы»

Цель: учить классифицировать предметы: опасные и не опасные.

 

 

17. Пациенты

 

 

 

 

 

 

18. Медсестра процедурного кабинета.

 

 

 

 

 

 

 

17. Идут в регистратуру, берут талончик, карточку и идут к нужному специалисту, общаются с врачом, рассказывают о заболевании, сдают анализы, делают рентген, посещают кабинет физиолечения.

 

18. Делает уколы, прививки, ингаляции, перевязки и т. д.

 

Использование предметов заместителей в игре: горчичников, пластырей, бинтов, тампонов, шин, пленок для рентгена.

 

Вопросы. Что в твоей квартире может быть опасным и почему? Как избежать  опасности? Что нужно сделать, если случилась беда? Ч то такое травматология? Для чего она нужна?

 

4.Реше

ние проблемных ситуаций.

 

11. Беседа: «Культура общения»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливость, умение считаться с чужим мнением, сопереживать и оказывать помощь другим.

 

 

19. Водитель и врач скорой помощи.

 

Выезжают к больным на дом,  врач осматривает, беседует, назначает лечение или увозят в больницу.

 

 

Вопросы: Боишься ли ты идти к врачу и почему? Почему не надо бояться врачей? Если бы ты был врачом, чтобы ты сделал, что бы тебя не боялись пациенты?

5. Объединение с сюжетом других игр.

 

Работа с родителями: предложить побеседовать с детьми о профессии врача

Цель: Углубить знания детей и расширить темы общения детей и родителей.

 

Объединение сюжетов в единую игру

 

Объединить игры: «Дом», «Медицинский центр» и др.

 

Использование атрибутов приготовленных детьми и заместителей

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог

4. Сюжетно – ролевая игра торгово-развлекательный центр «Планета»

Цель:

- создать условия для практической реализации интереса детей к игре, формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, способствовать возникновению ролевого диалога; 

Задачи:

- уточнить общие представления детей о торгово-развлекательном  центре, профессиях людей, работающих в нем и их обязанностях;

- развивать: чуткое, внимательное отношение  друг к другу, умения взаимодействовать в совместной игре; интерес и уважение к различным профессиям;

 - воспитывать в детях высокую культуру общения.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

 

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая       среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Расширение знаний детей по теме игры и профессии

ях людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Беседа «Значение торгово – развлекательного центра»

Цель: расширить знания детей о торговом центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Беседа «Будь вежливым»

Цель: учить детей поддерживать диалог между работником магазина и покупателем, используя в речи вежливые слова

 

1. Заведующий торгово-развлекательным центром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Продавцы

 

1. Заведующий объявляет об открытии торгового центра и наборе работников в различные отделы торгового центра: кафе, кинотеатр, детская площадка, салон красоты, торговые залы.

Заведующий принимает на работу:  Кто вы по профессии? Кем хотите работать? Почему?

 Составляет график работы, распределяет залы, помещения, следит за исполнением приказов,  заказывает и приобретает оборудование, встречает первых посетителей.

2. Раскладывают товар на витринах, устанавливают ценники, беседует с покупателем, показывает товар, рассказывает о товаре, его качестве продает товар, упаковывает товар, отбивает чек, берет деньги, дает сдачу

 

Дети готовят необходимый товар для торговых залов, билеты для кинотеатра, посуду и  заменители  продуктов для кафе из глины бумаги, мелких игрушек и т. д.

 

 

 

 

 

Изготовление кошельков, чеков.

 

Какие торговые отделы будут в торговом центре?

Люди, каких профессий необходимы для работы торгового центра?

Каким должен быть продавец?

 

 

 

 

 

 

Работа над словарем вежливых слов: пожалуйста, будьте добры, можно заменить, просим Вас, спасибо, благодарим за покупку и т. д.

2

Организация предметно-игровой среды.

3.Предложить родителям совершить экскурсию в ближайший торговый центр с целью знакомство с организацией и принципом работы.

 

3. Посетители, покупатели.


 

 

 

 

 

3. Посещают кинотеатр, салоны, торговые залы. Выбирают товар, рассматривают, примеряют, беседуют с продавцом, покупают товар, оплачивают его.

 

Изготовление сумочек для покупателей.

.

Учить составлять ассортимент товаров, решать конфликты с покупателем, следить за качеством товара

 

4

Организация начала игры и распределение ролей.

 

 

 

4. Водители

 

 

 

 

5. Рабочие торговых залов

 

4. Доставляют определённое количество разнообразных товаров по заказу, получают заявки на получение новых товаров от заведующего.

 

5. Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам

 

 

Изготовление бланков на заказ товара в разные отделы (в рисунках).

 

Учить детей заполнять бланки заказов товара.

5

Решение проблемных ситуаций в игре.

 

4. Беседа: «Культура общения»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливость, умение считаться с чужим мнением, сопереживать и оказывать помощь другим.

 

 

6. Охранники

 

 

 

 

 

7. Маркетолог

 

8. Аниматор

 

9. Мерчендайзер

 

6. Следят за порядком через видионаблюдение.  Делают замечания тем, кто нарушает правила общественного поведения, ставят торговые залы на сигнализацию после закрытия.

7. Изучает рынок сбыта, потребность покупателей в товаре, его разнообразии.

8. Развлекает посетителей, детей в торговом центре.

9. Специалист отвечающий за выгодное расположение товара на полках, дает советы продавцам в отделах.

 

 

Изготовление раций для охранников.

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог

6. Объединение сюжета с другими играми.

 

Работа с родителями: предложить побеседовать с детьми о профессиях людей торгового центра

Цель: Углубить знания детей и расширить темы общения детей и родителей.

 

Объединение сюжетов в единую игру

 

Объединить игры: «Дом», «Медицинский центр» и др.

 

Пополнение игры игрушками  с помощью родителей.

 

Активизировать взаимодействие детей во всех компонентах игры, правильное распределение ролей.

5. Сюжетно – ролевая игра театр «Золотой ключик»

Цель:

- уточнить общие представления детей о театре, профессиях людей, работающих в нем и их обязанностях, приобщить детей к искусству.

Задачи:

- помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми в игре, формировать дружеские взаимоотношения, чувство гуманизма, ответственность, дружелюбие;

- воспитывать культуру общения, поведения в общественных местах;

- развивать в детях эстетические чувства, понимание театрального искусства.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Ознакомление с профессиями людей, работающими в театре.

 

1. Беседа «Расскажи о своем посещении театра»

Цель: уточнить знания детей о театре, о профессиях людей работающих в нем, учить создавать игровую обстановку.

 

2. «Диспут за круглым столом» Совместный выбор сказки, произведения и др с сценаристом и режиссером и обсуждение этого произведения с детьми.

 

3. Чтение и обсуждение выбранного произведения, героев, их поступков.

Какие свойства характера присущи каждому персонажу?

Каковы должны быть его манеры речи, мимика, жесты, походка.

 

 

1. Директор

 

 

 

 

2. Сценарист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Режиссер

 

 

 

1. Директор принимает на работу:  Кто вы по профессии? Кем хотите работать?  Почему?

 

2. Создает сценарии, сюжеты на основе литературных произведений.

Важные качества: знание детских произведений, сказок, интерес к сочинительству, усидчивость, развитое воображение. Воспитатель оказывает помощь сценаристу в выборе сценария.

3. Сотрудничает с сценаристом, изучает сценарий, редактирует его, руководит репетициями, подбирает актеров.

Качества: общительность, артистизм, лидерские способности, воображение, широкий кругозор.

 

 

Совместное изготовление атрибутов для оформления сцены театра, подбор кукол для театра.

 

Воспитатель уточняет знания детей о театре.

Какие театры есть в нашем городе? Чем занимаются люди разных профессий в театре? Какими качествами  они должны обладать? Что такое сценарий?

2.

Организация предметно-игровой среды.

 

4. Распределение ролей и подготовка актеров.

 

5. Д .и. «Эмоции»

Цель: уточнить знания детей об эмоциях человека, объяснить связь эмоций с выражением лица человека (мимикой), развивать воображение, фантазию.

Цель: Углубить знания детей и расширить темы общения детей и родителей.

6. Диалоги для развития актерского мастерства: «Красная шапочка и волк», «Яма» - О. Григорьев, «Медведь и солнце» - Н. Сладков; «Аист и лягушка» - С. Михалков; «Павлин и черепаха» - Б. Чабан; «Медведь» - Г. Виеру; «Разговор клоунов» - С. Маршак;

 

4. Актеры

 

 

 

 

 

 

 

5. Костюмер

 

4. Исполнители ролей в театре

Качества: артистизм, творческие и литературные способности, память, уверенность, ответственность.

 

 

 

5. Отвечает за подготовку, хранение , чистоту и сохранность костюмов и других реквизитов(бусы, украшения и т. д.) Проверяет комплектность костюмов, приводит в порядок, помогает актерам в одевании.

Качества: аккуратность, воображение, фантазия.

 

Изготовление с родителями костюмов, деталей костюмов, шапочек, масок персонажей,  книжек – малышек, карточек, картотек сценариев.

 

Распределяя роли, необходимо учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно, чтобы ребенок создавал образ с несвойственным ему самому чертами характера, учился преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

 Надо ли учиться актерскому мастерству?

Какими чертами должен обладать актер?

3.

Организация начала сюжета и распределение ролей.

 

7. Д. и. «Оживи картинку»

Цель: развивать актерские способности, воображение, фантазию, пластику.

 

8. Чтение и инсценировка детьми небольшого отрывка из предстоящей постановки, пробы актеров на разные роли.

 

Цель: учить творчески разыгрывать сюжет и выразительно исполнять роли

 

6. Гример

 

 

 

 

 

 

7. Декоратор

 

 

 

6. Накладывает грим, укладывает волосы, подбирает парики, усы.

Качества: творческое мышление, художественные способности, зрительная память, аккуратность.

7. Художник, занимающийся оформлением театральных постановок, представлений, оформляет стенды, театральную рекламу, фотовыставки, представляет эскизы декораций.

Качества: творческое мышление, умения в художественном рисовании.

 

 

Использование предметов заместителей в игре

 

Как человек используя движения и мимику может показать животных?

4.

Решение проблемных ситуаций.

 

9.Беседа «Чем тебе нравится театр»

 

Цель: на основе осмысливания, делятся впечатлением и возможностью развивать новые сюжеты.

10. «Наши фантазии» - дети придумывают диалоги и разыгрывают их.

Темы:

- Захотелось Незнайке собрать грибов. Пошел в лес, но взял с собой удочку.

- Встретилась мышка и кошка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела сьесть мышку и то же в норку….(вымани мышку)

- Волк решил узнать, почему белочка зимой не голодает…(посоветовала ли белочка волку есть грибы)

- Зайка рассказал зверятам какую Новогоднюю елку он видел в городе….

 

8. Осветитель

 

 

 

 

 

 

9. Суфлер

 

 

 

 

 

10. Реквизитор

 

 

11. Кассир

 

12. Гардиробщица

 

13. Конферан-

сье

 

 

 

 

14. Посетители

 

8.Обслуживает осветительную аппаратуру, производит освещение сцен, световые эффекты.

Качества: художественный вкус, правильное цветоощущение, быстрота реакции.

9. Следит за ходом репетиций и подсказывает по необходимости актерам тексты ролей

Качества: память, фантазия, воображение.

10. Установка реквизита, оформление сцен драпировкой, мебелью.

 

11. Продает билеты на предстоящее представление.

12. Принимает вещи посетителей, выдает номерки.

 

 

13. Объявляет и комментирует выступления.

Качества: хорошая дикция, создание эмоционального образа, обаяние, чувство юмора.

 

14. Посещают театр, беседуют о представлениях, о игре актеров, рассуждают о будущих спектаклях.

 

Изготовление реквизита, подбор мебели для сцен, билетов, рекламы.

 

Для чего нужно освещение сцены?

Нужна ли реклама для предстоящего представления?

Воспитатель следит за культурой речи, звукопроизношением.

5.

Объединение сюжета игры с другими с. р. играми

 

 

11. Премьера спектакля для младших групп, родителей.

 

Объединение всех ролей в единую игру.

 

Объединение игр: «Дом», «Праздник» и т. д.

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог.

6. Сюжетно – ролевая игра «Дорожное движение»

Цель:

- дать представления детям о движении транспорта по городу, взаимосвязи пешеходов и водителей, закрепить правила дорожного движения.

Задачи:

-познакомить детей с профессией водителя, кондуктора, людей работающих на автозаправке, закрепить правила перехода проезжей части, правила поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;

- воспитывать в детях высокую культуру общения, уважение к людям разных профессий;

- развивать внимание, осторожность аккуратность при движении по городским дорогам.

Этапы

Предварительная работа

беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Определение сюжета игры, ознакомление с профессиями.

 

1. Беседа «Правила для пешеходов на проезжей части»

Цель: закрепить правила перехода через проезжую часть.

2. Решение проблемных ситуаций:

- в автобус зашел пожилой человек;

- женщина с ребенком;

 

 

1. Водители

 

 

 

 

 

 

 

2. Кондук

тор

 

1.Управляет транспортным средством, знает правила дорожного движения, техническое устройство автомобиля, определяет и устраняет элементарные неполадки.

 

 

 

2. Продает билеты, проверяет проездные документы, следит за порядком в транспоте, соблюдением пассажирами правил поведения в транспорте, объявляет маршрут.

 

Изготовление настольного макета своего района, панно с изображением перекрестка.

 

Где движутся транспортные средства?

Где ходят пешеходы?

На какой сигнал светофора можно перейти проезжую часть?

Должен ли знать водитель свой город?

Покажите, по какому маршруту поедет наш автобус.

 

2.Подготовка предметно-развивающей среды объектов и атрибутов для игры, распределение ролей.

 

3.Беседа «Правила поведения в транспорте»

Цель: закрепить правила поведения пассажиров в транспорте.

 

4. Обсуждение проблемных ситуации с использованием плакатов, настольного макета «Случай на дороге»

Цель: закрепить правила перехода через проезжую часть.

5. Игра «Собери автомобиль из частей и назови их»

Цель: уточнить и закрепить названия частей автотранспорта.

 

 

3. Оператор АЗС

 

 

 

 

4. Инспектор ГИБДД

 

 

 

 

 

5. Автосле

сари и мойщики автомобилей.

 

3.Заправляет автомобили, ухаживает за оборудованием  и поддерживает порядок и чистоту на территории автозаправки, общается с посетителями.

 

4.Останавливает автомобили, проверяет документы у водителей, лишает прав, выписывает штрафы водителям и пешеходам.

 

 

 

5. Нахождение поломки в транспорте, ремонтные работы, оценка стоимости ремонта, мойка транспорта, чистка салонов.

 

 

Изготовление водительских удостоверений, инспектора ГИБДД, набора дорожных знаков.

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление инструментов для ремонта транспорта.

 

Для чего нужен номер на транспортном средстве?

Чем занимается оператор АЗС?

Чем заправляет оператор автомобили?

За что может лишить прав, оштрафовать водителя инспектор?

Почему необходимо проверять документы у водителей?

Чем отличаются автомобили друг от друга?

Какие части у автомобилей одинаковые?

Что такое запчасти и для чего они нужны?

 

3.Расширение  сюжета игры.

 

6. Игра «Расставь дорожные знаки»

Цель: закрепить знание дорожных знаков, сигналов светофора.

 

6. Пассажи

ры

 

 

 

 

 

 

 

6.Совершают поездку в транспортном средстве, оплачивает проезд, соблюдает правила поведения в транспортном средстве.

 

Создание копилки иллюстраций по ПДД.

 

 

Какие правила должен соблюдать пассажир?

Каждый ли человек может стать пассажиром?

Пассажир это профессия или нет?

 

 

4.Введе

ние в игру проблемных ситуаций.

 

7. Решение проблемных ситуаций

- «Что случиться, если не будет дорожных знаков?

- Выбери безопасный путь для экскурсии по району»

-

 

7. Пешехо

ды

 

 

7.Участник дорожного движения, идущий путем в определенном направлении дороги, либо пересекает проезжую часть.

 

Рассмотреть открытки г. Новокузнецка

 

Какие правила должен соблюдать пешеход при переходе через проезжую часть?

Подчиняется ли пешеход сотруднику ГИБДД

 

 

5.Соединение игры с другими сюжетными играми на выбор детей.

 

 

 

8. С. Р. Игры по примерным темам «Путешествие по городу», «Поездка в театр», «Маршрутные такси», «В гости к бабушке», «Пешеходы» и т. д.

 

 

Объединение всех ролей в единую игру «Путешествие на автобусе по достопримечательным местам г. Новокузнецка

 

Объединение игр: «Семья», «Столовая» «Библиотека», «Школа»

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог.

7. Сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие»

Цель:

- дать представления детям о космосе, профессиях людей, работающих в этой сфере, научить применять свои знания и умения на практике.

Задачи:

-познакомить детей с профессией космонавта и другими профессиями, связанными с космосом, расширить знания о космосе, создать дружескую атмосферу, расширить словарный запас;

- воспитывать в детях высокую культуру общения, уважение к людям разных профессий;

- развивать внимание, фантазию, воображение.

Этапы

Предварительная работа

беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1.

Ознакомление детей с профессиями людей по теме.

 

 

1. Рассматривание иллюстраций о космосе.

Цель: расширить знания детей о космонавтике.

2. Конструирование ракет из настольного конструктора

Цель: закрепить знания детей о строении ракеты.

 

 

1.Инженер - конструктор

 

 

 

 

 

2. Строители

 

1. Разрабатывают проекты, обдумывают схемы деталей, ведут математические расчеты. Составляют чертеж ракеты, конструируют на макете.

 

2. Строители выбирают строительный материал, площадку и осуществляют строительство.

 

Сбор иллюстраций о космосе, рисование схем строительства ракеты.

 

 

 

Назовите основные части ракеты?

Из какого материала строится ракета?

Что такое схема, чертеж?

Какими свойствами должна обладать ракета?

 

2.

Подготовка места для игры, распределение ролей.

 

3. Беседа « Ю. А. Гагарин – первый человек космоса»

Цель: расширить знания детей об освоении космического пространства.

 

 

3. Космонавты

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Журналисты

 

3. От греческих слов космос и мореплаватель, т. е. космонавт плавает в космосе, совершает полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов.

Строители передают объект космонавтам, дают наказ, поздравляют.

 

 

4. Журналисты добывают информацию, берут интервью, освещают события, высказывают свое мнение, дают прогнозы событиям, передают информацию читателям, слушателям.

 

 

Составление плакатов, лозунгов, кратких изречений.

 

Что такое краткое изречение, лозунг?

Что такое интервью?

Кто из людей первый полетел в космос?

Какие животные и растения летали в космос?

 

 

3.Развитие сюжета.

Обучен

ие экипажа

 

4. Чтение о галактиках. Энциклопедия Что такое? Кто такой (стр. 272) и др.

Работа над словарем: марсиане, земляне, инопланетяне, безвоздушное пространство, взлет, приземление, космическое пространство, невесомость, космодром и т. д.

 

5. Ученые

 

 

6. Врачи

 

 

 

 

 

 

 

5-6 Врачи и ученые обследуют космонавтов, проводят физ. подготовку, тренировки, испытания

 

Конструирование из бумаги подарков для марсиан

 

Какими чертами характера должен обладать космонавт?

Почему космонавты проходят обучения, тренировки, испытания?

4.

Введение проблемных ситуаций.

 

5. Беседа «Планеты солнечной системы»

Цель: расширить знания детей о космосе

6. Чтение «Почему Марс красный»- Почемучка, А. Детрих, Г. Юрмин, Кошурникова.

7. Рисование «Что мы видим из иллюминатора»

Цель: развитие фантазии и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

7. Иноплане

тяне

 

 

Торжественная церемония, старт ракеты. Наблюдения за полетом через камеру, связь ученых с космонавтами.

Журналисты делают репортажи.

Обследование планеты, встреча с инопланетянами, обмен знаниями, экскурсии, отправка ракеты на землю.

 

Изготовление костюмов для космонавтов, оборудования для ракеты, костюмов для инопланетян.

 

Что такое репортаж?

Что можно увидеть на другой планете?

Есть ли жизнь на планетах, о которых мы знаем?

Солнце это планета или звезда?

5. Завершение полета, соединение с другими ролевыми играми.

 

 

8. Составление рассказа «Мое космическое путешествие»

Цель: развитие речи и расширение словаря.

9. Репортажи журналистов «Наши впечатления»

10. Рисование «Наши друзья марсеане»

8. Приглашен

ные гости.

 

Посадка ракеты на землю, торжественная встреча, Космонавты делятся впечатлениями с журналистами и гостями.

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

 

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог.

8. Сюжетно – ролевая игра «Цирковое представление»

Цель:

- дать представления детям о  профессиях людей, работающих в этой сфере, научить применять свои знания и умения на практике.

Задачи:

-познакомить детей с профессиями артистов цирка, создать дружескую атмосферу, расширить словарный запас;

- воспитывать в детях высокую культуру общения, уважение к людям разных профессий;

- развивать внимание, фантазию, воображение, упорство, терпение, творческое мышление, физическую выносливость.

Этапы

Предварительная работа

беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

 

1.Познакомить детей с професси

ями людей, работающими в цирке.

 

 

 

1. Работа с родителями: попросить родителей по возможности сходить с детьми на цирковое представление.

Цель: обогащение знаний и представлений детей о цирке, расширить словарь детей.

2. Совместно с детьми и родителями оформить альбом о цирке.

Цель: развивать интерес к людям цирковой профессии.

 

 

1. Директор цирка.

 

 

 

2. Инспектор манежа

 

 

 

3. Режиссер

 

1. Ведет подбор цирковых актеров, беседует с каждым, выявляет талантливых артистов.

 

2. Ведет цирковое представление, объявляет номера программ, участвует в клоуновских репризах.

 

3. Составляет программу циркового представления.

 

Сбор иллюстраций о цирке, подбор атрибутов, изготовление билетов, афиш представлений.

 

 

Как выглядят артисты на арене?

Какое у них настроение?

Для чего нужен антракт?

Где учатся на актеров цирка?

 

2.Распреде

ление

ролей и обучение детей элементам циркового искусства в цирковой школе.

 

 

3. Беседы «Что ты знаешь о цирке?».

Цель: закрепить знания о цирке, продолжить формировать общие представления и понятия циркового искусства, расширять словарный запас.

 

4. Чтение «Девочка на шаре»

 

Цель: помочь детям понять, что нет легких профессий, что все они требуют большого труда, а иногда и подвига.

5.Разучить с детьми упражнения с мячами, с лентами и т. д.

 

 

4. Акробаты

Гимнасты

 

 

 

5. Жонглеры

 

 

 

 

4. Выполняют гимнастические упражнения на арене и на качелях – воздушные акробаты.

 

5. Артист, обладающий умением жонглировать разными предметами, может работать в паре, тройке и т. д.

 

Внести игровой материал, направленный на развитие игрового замысла: набор «Жонглер», ленты на палочках, мячи и др.

 

Обсуждение с детьми сюжетной линии.

Какие номера вы бы хотели выбрать для представления?

Как должна выглядеть арена цирка?

Как надо согласовывать свои действия с действиями своих партнеров в номерах?

Какими качествами должен обладать актер цирка?

(терпение, выдержка, смелость, ловкость, юмор и т. д.)

 

3.Составление программы режиссера с детьми.

 

 

6. Беседа «Цирковые номера»

Цель: уточнить и  расширить знания детей о цирковых номерах.

7.Обогащение игрового опыта «Дрессировка животных»

Цель: расширить знания детей о способностях животных, прививать любовь и уважение к ним.

8. Решение проблемных ситуаций:

- перед представлением заболел слон;

- артист получил травму;

- лошадка не слушается дрессировщика и т. д.

 

 

6. Дрессиров

щики

 

 

 

 

 

 

 

7. Клоуны.

 

 

 

 

 

6. Человек, который занимается дрессировкой животных, обладающий терпением, любовью к животным, безграничной смелостью.

 

 

 

7. Выступают с юмористическими сценками и диалогами, развлекают зрителей между отдельными номерами представлений, демонстрируя комические трюки, основанные на использование специального реквизита. 

 

Подготовка цирковых костюмов и реквизитов для игры: колпак клоуна, волшебная палочка,  ветряки и т. д.

Выбор места для игры и украшение арены.

 

Поощрение детей, самостоятельно придумавших свое выступление, более артистичных, активных.

Обратить внимание на культуру общения, выяснить влияет ли хорошее общение на настроение актеров.

Поощрение: обратить внимание на культуру общения детей, похвалить тех, кто умеет вежливо вступать в диалог.

 

4. Гастроли цирковых артистов.

Проблемные ситуации.

 

9. Показательное представление для малышей.

Цель: создать праздничное настроение, дать возможность показать  свои умения другим детям.

10. Маркетинговые исследования цирковых режиссеров, обсуждение со зрителями – дети.

Цель: составление программы востребованного проекта.

 

 

8. Кассир

 

 

 

9.Приглашенные гости

 

8. Продает билеты в кассе, рекламирует представление.

 

 

9. Покупают билеты на представления, смотрят выступления, обсуждают наиболее интересные номера.

 

 

Какие представление дети бы хотели показать малышам?

Какие цирковые номера вам больше нравятся?

Что бы вы хотели изменить и какие цирковые номера добавить?

 

 

5. Связь  игры с другими ролевыми играми.

 

 

11. Составление рассказа «Мое посещение цирка»

Цель: развитие речи и расширение словаря.

12. Репортажи журналистов «Наши впечатления о цирковом искусстве»

Цель: знакомить зрителей с лучшими традициями циркового искусства.

13. Рисование «Что мне понравилось в цирке!»

Цель: развивать фантазию и воображение.

14. Посещение циркового представления актеров в детском саду.

 

 

Распределение ролей других сюжетных игр.

 

Соединение с играми «Дом», «По дороге в цирк», «Салон красоты» и др.

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

 

Предложить детям вместе с родителями узнать из энциклопедий историю русского цирка.

Что означает выражение «цирковое искусство»?

Какие впечатления на вас производят цирковые представления театров в детском саду.

 

9. Сюжетно – ролевая игра «Морское путешествие»

Цель:

- дать представления детям о  профессиях людей, работающих на морском транспорте, научить применять свои знания и умения в игре.

Задачи:

- расширить знания детей о труде людей обслуживающих морской транспорт, создать дружескую атмосферу в игре;

- воспитывать в детях высокую культуру общения, уважение к людям разных профессий;

- развивать внимание, фантазию, воображение, упорство, терпение, творческое мышление, физическую выносливость.

Этапы

Предварительная работа

беседы, игры.

 

Этапы ввода ролей

Игровые действия и  ролевые диалоги

 

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

 

1.Позна

комить детей с професси

ями людей, работающих на морском транспорте.

 

 

 

1Беседа о водном транспорте.

Цель: дать общие представления о водном транспорте, расширить словарь детей.

2. Совместно с детьми и родителями оформить альбом 

«Морской транспорт».

Цель: расширить представления и знания о транспорте.

 

1. Капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управляет кораблем, руководит находящимися на нем людьми,  обеспечивает сохранность пассажиров и грузов.

Организуя работу, следит за погодой и в соответствии с метеосводкой принимает решение по управлению судном, определяет скорость следования, маневры во избежание опасности, следит за местонахождением корабля с помощью карты и навигационного оборудования, ведет переговоры с другими кораблями.

 

 

Строительство корабля, изготовление фуражки, бинокля, карты, компаса.

 

Дети, кто когда-нибудь плавал на пароходе, корабле, катере, морском лайнере?

Что необходимо для работы капитана?

Чем плаванье отличается от поездки на автомобиле и поезде?

Кому нужен бинокль и компас?

2. .Строительство судна, выбор его названия, подготовка  к приему пассажиров 

 

 

 

3. Рассматривание иллюстрации  корабля. Отметить части: нос, корма, палуба, каюты.

Цель: закрепить знания детей о строении корабля.

4. Д. и. «Собери корабль из частей», «Найди заплатку»

5. Словесная игра «Дополни предложение»

-В поезде купе, а на судне – каюты.

-Автобусом управляет водитель, а кораблем - капитан.

- В автобусе руль, а на судне -штурвал.

- В автобусе окна, а на корабле – иллюминаторы.

- В столовой повар, а на судне кок.

 

 

2. Матросы

 

 

 

 

 

 

 

3. Судовой механик

 

2. Матросы готовят судно к приему пассажиров, помогают пассажирам подняться на палубу по трапу и разместиться в каютах или на палубе.

 

 

3. Обеспечивает бесперебойное обслуживание оборудования на судне: осматривает имеющиеся механизмы, оборудование, при необходимости производит ремонт, о неполадках докладывает капитану.

 

Рисование схемы строительства корабля, подбор строителя и отдельных деталей корабля.

 

 

Какие меры безопасности должны быть соблюдены при строительстве корабля?

Где строятся корабли? (судостроительный завод)

Кому подчиняются все люди обслуживающие корабль?

 

3.Распреде

ление

ролей и выбор маршрута плавания.

 

 

6. Чтение Б Жидкова «На льдине», «Наводнение»

7. Д. И. «Кому, что нужно?»

(бинокль, штурвал, рупор,  план-карта и т. д.)

Цель: закрепить знания детей о профессиях людей, работающих на судне.

8. Чистоговорка «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель и матросы три недели карамель на мели ели»

 

4. . Штурман  – «ведущий за собой, знающий путь к цели»

 

 

 

 

 

5. Кок

 

 

 

 

4. Прокладывает курс корабля, отмечает его передвижение на карте, следит за исправной работой навигационных приборов  – «ведущий за собой, знающий путь к цели»

 

 

5. Кок составляет меню, готовит еду для пассажиров, придумывает необычные названия: лапша по-флотски, суп-волна, кисель «Морской прибой»

 

 

Рисование схемы маршрута будущего путешествия.

 

Внести атрибуты для игры «Столовая»

 

Для чего нужна карта с маршрутом?

Какой маршрут для плавания выберем, где бы вы хотели побывать, что увидеть, какие страны посмотреть?

Решение проблемы «Если бы у капитана не было карты, что бы могло случиться?»

Воспитатель – пассажир парохода обращается к моряку: «Я очень спешила, поэтому забыла пакет с едой, где я могу покормить своего ребенка?»

 

 

4. Плавание корабля по выбран

ному маршруту

Решение проблемных ситуаций.

 

9.Чтение главы «Пароход» из книги Б. Жидкова «Что я видел?»

Цель: расширить представления о людях, работающих на пароходе.

 

10. Лепка «Морские обитатели»

Цель: расширить знания детей об обитателях морей и океанов.

 

6. Врач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Радист

 

 

 

 

 

8. Водолазы

 

6. Оказывает медицинскую помощь всем людям, находящимся на корабле, следит за полным набором медикаментов для оказания помощи. Проводит профилактическое лечение, ставит прививки, необходимые для людей при посещении определенных мест.

 

7. Осуществляет связь с землей, с другими суднами, находящимися в плавании. Подчиняется капитану корабля.

 

8. При необходимости по указанию капитана обследуют подводную часть корабля и водное пространство, делают анализы и выводы по состоянию подводной части корабля.

 

 

Организовать на корабле медицинский кабинет.

Внести атрибуты для игры «Больница»

Изготовление сигнальных флажков.

Строительство шлюпок, изготовление спасательных кругов.

 

Ситуация: один матрос во время шторма сильно поранился, срочно нужна мед. помощь.

 

Сообщение по рации: «Впереди опасные рифы, надо остановить корабль и на шлюпках подойти поближе, водолазы опускаются на дно, осматривают, можно ли плыть дальше»

 

Сигнал «На корабле, находящемся недалеко от нашего маршрута пробоина! Срочно нужна помощь. Своими силами не справиться!

 

 

5. Связь  игры с другими ролевыми играми.

 

 

11. Рисование «Мои впечатления от морского путешествия»

12. Предложить родителям посмотреть с детьми фильмы о морских обитателях, или посетить выставку в музее.

 

Распределение ролей в других сюжетных игр.

 

Соединение с играми «Семья», «Инженерно-онструкторское бюро» «Строители».

 

Использование атрибутов приготовленных детьми.

Создание альбома «Морские обитатели»

 

Вопрос для размышления «Почему случилась авария?» (отошли от курса, поднялся шторм и т. д.)

Каких необычных морских обитателей видели водолазы. Использовать при этом рисунки, иллюстрации.

 

10. Сюжетно - ролевая игра кафе «Золушка»

Цель:

- формировать у детей  представления о труде и профессиях людей работающих в кафе.

Задачи:

- учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней,  создавать необходимые атрибуты, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни;

- развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами детей;

- воспитывать навыки доброжелательного отношения детей.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

Этапы ввода ролей

Игровые действия и ролевые диалоги

Предметно игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1.

Расширение знаний о профессиях людей, работающих в кафе

 

1.Беседа «Расскажите о своем посещении кафе»

Цель: уточнить знания детей о работе кафе, его назначении и его работниках.

2. Рассматривание иллюстраций, беседа.

 

1.Заведующий кафе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Менеджер

 

 

 

 

1. Принимает на работу, организует всю работу в кафе, следит за порядком и дисциплиной..  Работа с менеджером при необходимости  рассматривает жалобы, выражает благодарность.

 

2. Организует работу в кафе, ищет клиентов, принимает заявки, обсуждает меню и организацию праздника.

 

Изготовление и отбор атрибутики: название кафе, меню, фартуки, посуда, скатерти, полотенца, наборы продуктов, напитков.

 

 

 

 

Для чего люди ходят в кафе?

Какие блюда, вы пробовали?

Почему вам нравиться посещать кафе?

С кем из работников кафе вы работали?

 

2.

Выбор места для игры, организация предметно развивающей среды.

 

3.Беседы с детьми на тему: «Как мы празднуем день рождение в семье»

 

4.Чтение: «Повар» О.Григорьев,

«Работа» Д.Габе,

«Бабушкины руки» Л.Квитко.

 

3.Повар

 

 

 

 

 

 

4.Официант.

 

3. Согласует меню с менеджером и клиентом, оформляет заказ на продукты для меню, готовит блюда, оформляет его.

 

4. Оформляет и украшает столики, знакомиться с меню сам, принимает непосредственные заказы,

проводит до свободного столика; знакомит с меню клиентов.

 

 

 

Приготовить атрибутику:

скатерти; полотенца;

салфетки; наборы

 

 

 

 

Изготовить для официантов фартучки, кокошники.

 

Какая форма одежды у повара?

Какая посуда необходима ему?

Кто помогает повару на кухне?

 

3.

Распределение ролей, развитие сюжета.

 

5.Игра «Алло, ищем таланты - небольшой концерт»

Цель: выявить творческие способности у детей.

6. Составление праздничного меню.

Цель: учить подбирать правильно продукты и составлять меню.

 

 

5.Аниматор

 

 

 

 

6.Гости

 

5. Готовит развлекательную программу игры, шутки и т. д.

 

6. Заказывают меню, беседуют на разные темы, благодарят официантов, расплачиваются за еду.

 

Приготовить игрушки – сувениры, атрибутику для сценок.

 

 

 

В какие игры вы бы хотели поиграть с друзьями на празднике, какой сувенир получить в подарок.

Что можно пожелать имениннику, что подарить?

 

4.

Решение проблемных ситуаций в игре.

 

 

Беседа «Как правильно организовать праздник в кафе для себя и для друзей»

Цель: выяснить, как бы дети хотели провести время в кафе, что ждут от праздника, учить планировать выход в кафе.

 

7.Водител такси продуктового автомобиля.

 

Получает заказ на продукты питания, едет на базу получает по накладной необходимое, загружается и везет в кафе.

Таксист привозит и увозит гостей.

 

Изготовить книгу жалоб и предложений.

 

Гостю не понравилось блюдо?

В блюдо попала соринка?

Сломался микрофон?

Гостей пришло больше, чем ожидали.

 

5.

Слияние игры с другими сюжетными играми.

 

Оригами – изготовление подарков для друзей.

 

Объединение ролей всех игр.

 

Слияние с играми «Дом», «День рождения»,  «Прогулка по Новоильинскому району»

 

Внесение игрушек заместителей.

 

Где вы хотите отметить день рождения дома или в кафе? Почему?

В какое кафе вы бы хотели сходить и почему?


 11. Сюжетно ролевая игра «Путешествие по родному району Ильинка»

Цель:

-  учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить и расширить знания о достопримечательностях района, истории города.

Задачи:

- познакомить с новой ролью – экскурсовод, гид,  с игровыми действиями, соответствующими ролям;

-развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения; положительные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному району;

-воспитание положительных чувств,  привычек, организованность, дружелюбие.

Этапы

Предварительная работа

Беседы, игры.

Этапы ввода ролей

Игровые действия и ролевые диалоги

Предметно игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1.

Расширение знаний о родном городе.

 

1.Беседа с детьми о достопримечательностях Новоильинского района.

2.Рассматривание фотографий, иллюстраций о городе.

3.Создание альбома «Наш район».

4. Организация фотовыставки «Памятные места города»

Цель: расширить знания детей о городе, его истории и современном развитии.

 

1. Заведующий детским садом.

 

2.Воспитатель.

 

1. Заведующий детским садом сообщает воспитателю, что после завтрака дети отправятся на экскурсию по району на автобусе. После возвращения с экскурсии воспитатель обсуждает с детьми, о том, что запомнили, что понравилось.

 

Иллюстрации города, конструктор, автобус, руль, дорожные знаки и предметы – заместители.

 

Какие интересные и знаменательные места, здания есть в нашем городе?

Где вы были и что запомнилось?

Для чего люди путешествуют?

2.

Выбор места для игры, организация предметно развивающей среды.

 

5. Продумать с детьми маршрут путешествия, отметить те места и здания, где бы дети хотели побывать.

Цель: пробудить интерес к познанию детей  родного района,  его истории и развития.

 

6.Беседа «Правила поведения в автобусе и общественных местах»

Цель: закрепить правила поведения

 

3.Водитель экскурсионного автобуса,

 

 

4.Экскурсовод.

 

 

5. Дети.

 

3. Водитель автобуса готовит автобус к поездке: заправляет, осматривает и т.п.

4. Экскурсовод готовит лекцию о достопримечательствах района.

5. Дети рассаживаются в автобусе. Водитель везёт детей по городу, делает остановки по требованию гида или экскурсовода, дети выходят из автобуса слушают рассказ экскурсовода, задают вопросы, фотографируются.

 

Нарисовать маршрут путешествия по району, выделить места, где бы дети хотели побывать.

 

Изготовить оригами – фотоаппараты,

 

Где можно заправить, отремонтировать автобус?

Где бы вы хотели побывать?

О чем бы вы хотели, что бы вам рассказал экскурсовод?

 

 

3.

Развитие сюжета игры, распределение ролей.

 

7.Беседа: «Какими знаниями должен обладать экскурсовод?»

Цель: расширить знания детей о профессии экскурсовод.

8. Посещение библиотеки, фотовыставки с родителями, знакомство с историей города

 

6. Библиотекарь

 

 

 

 

 

7. Фотограф

 

6. Знакомит детей с книгами и иллюстрациями о родном городе.

 

 

 

7. Делает снимки детей и мест экскурсий для фотовыставки.

 

Изготовление книжек – малышек о родном районе.

 

 

Рисование понравившихся зданий, мест для выставки.

 

 

 

Где можно узнать о истории нашего города, района?

Для чего нужна библиотека?

Какие книги есть в библиотеке, какие выставки организуются в ней?

4.

Решение проблемных ситуаций в игре

 

9. Закрепить с детьми домашний адрес, который они должны знать в случае если потерялись?

 

8. Полицейский.

 

8. Выясняет почему ребенок потерялся, адрес проживания , помогает ребенку догнать экскурсию, найти детский сад или дом.

 

Приготовить атрибуты для полицейского: фуражка, телефон, документы и т. д.

 

Что надо делать, если вы отстали от автобуса или потерялись, заблудились?

5.

Слияние игры с другими сюжетными играми.

 

После возвращения с экскурсии воспитатель обсуждает с детьми, что запомнили, что понравилось

 

 

Объединение ролей.

 

«Кафе», «Детский сад», «Библиотека», «ПДД»

 

Использование заместителей.

Как и на чем можно еще провести экскурсию по городу?

12. Сюжетно – ролевая игра швейное ателье «Иголочка»

Цель: 

- расширять представления детей о творческих профессиях: швеи, модельера, закройщика.

Задачи:

- формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.

- формировать навыки общественного поведения.

- учить детей благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Этапы

Предварительная работа. Беседы, игры

Этапы ввода ролей

Игровые действия и ролевые диалоги

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

1

Расширить знания о профессиях людей, которые занимаются пошивом одежды.

 

 

 

1 Наблюдение за работой кастелянши в д/с.

Цель: расширение знаний о работе швеи.

 

2 Беседа с детьми о профессиях: приемщица, закройщица, швея, модельер, гладильщица.

Цель: формировать знания детей о профессиях, расширять словарный запас детей.

 

 

1.Кассир-приемщик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Модельер

 

 

 

 

  1.  
  2. 1. Кассир - приемщик

Принимает заказ, оформляет его, провожает к закройщику.

 Добрый день. Что хотите заказать? Назовите фамилию,  адрес, телефон. Подойдете после снятия мерок, чтобы оплатить заказ.

2. Модельер.

Придумывает фасон одежды, создает новые и необычные одежды, разрабатывает оригинальный крой шитья.

 

Сделать с воспитателем квитанции для работы приемщицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вырезать образцы моделей. Сделать выставку.

 

Воспитывать в детях культуру общения с клиентом. Закрепить вежливые слова с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизировать словарь детей : фасон, мини, макси, линия талии, пройма, линия талии, вырез и т.д.

2

Выбор места для игры, организация предметно-развивающей среды.

 

 

3 Рассматривание образцов тканей. Д/И « Что из какой ткани можно сшить»

Цель: развитие зрительных и тактильных ощущений.

 

4 Чтение произведений  С. Михалков «Заяц портной»

Цель: учить творчески разыгрывать сюжет и выразительно исполнять роли

3. Швея

 3.Швея беседует с приемщиком, модельером посетителем, выполняет  простые операции на машинке, может также шить и вручную Швея в ателье может заниматься и мелким ремонтом одежды.
 

 

Ручной труд «Пришей пуговицу»

Игра «Вперед иголка»

Воспитатель вносит

виды и типы тканей;

Демонстрирует

варианты применения различных швов; учит

владеть приёмами конструирования одежды;

как ухаживать за швейным оборудованием;

правила хранения швейных принадлежностей. Закрепить названия тканей: шерсть, ситец, шелк, капрон.

 

3

Развитие сюжета игры, распределение ролей.

 

 

 

5.Д. и. «Для чего это нужно?» (витрина, касса, выкройки (лекала), сантиметровая лента, фартуки для швеи, журналы мод.

Цель: расширить знания детей.

4. Закройщик

4.  Закройщик консультирует заказчика в выборе фасона изделия, снимает мерки с фигуры клиента, зарисовывает фасон изделия с учетом пожеланий и предпочтений заказчика, делает выкройку, раскрой, распределяет работу по пошиву готового изделия между швеями, проводит примерку изделия, сдает заказ клиенту. Также закройщик организовывает работу портных и швей по ремонту одежды.

Использование предметов заместителей в игре.

Изготовление лекал для выкройки.

 

4 Решение проблемных ситуаций в игре.

 

 

 

 

 6. Беседа «Правила хранения иголок, ножниц».

7.Д/И «Всему свое место»

Цель: Соблюдение мер безопасности.

8.Беседа «Что ты сделаешь, если порвалась вещь?»

Цель: Воспитывать находчивость, сообразительность.

 

5. Клиент

5. Выбирает модель, беседует с приемщиком, модельером, посещает закройщика, ходит на примерки, делает замечания и т. д.

Изготовление игольницы

 

Уточнить меры безопасности в ателье и почему их необходимо соблюдать.

5

Слияние игры с другими сюжетными играми.

 

 

9.Чтение и инсценировка 10.Викторов «Я для мамы фартук сшила»

Цель: Через художественные произведения расширять знания детей о профессиях.

 

 

 

 

5. Объединение всех ролей в единую игру.

Объединение игр: «Семья», «День рождения», «Подарок» и т. д.

Использование атрибутов приготовленных детьми и родителями: набор ниток, пуговиц, сантиметровой ленты, утюги, 

Поощрить детей за культурное общение друг с другом.