Игра: "Что?Где?Когда?" на тему "Жизнь и творчество А.Я.Яшина"
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №1" Вологодская область г.Грязовец
Игра: "Что? Где? Когда?" на тему: "Жизнь и творчество А.Я.Яшина"
Пивнева Ольга Алексеевна
воспитатель
Сущевская Анастасия Сергеевна
воспитатель
Цель: закрепление знаний детей о жизни и творчестве А.Я.Яшина.
Задачи.
1.Формировать интерес к личности и творчеству А.Я.Яшина, его уникальному литературному наследию.
2.Развивать интерес к активной творческой деятельности.
3.Развивать мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, речевую активности детей.
Предварительная работа:
-
Чтение познавательной литературы о жизни и творчестве А. Я. Яшина.
-
Организация выставки познавательной и художественной литературы.
-
Беседы о жизни и творчестве поэта.
Оформление выставки книг А. Я. Яшина.
Оборудование: барабан со стрелкой-указателем, украшенный самоклеящейся плёнкой; чёрный ящик; игрушка – железная дорога; портрет А.Я. Яшина; двенадцать конвертов с вопросами от зрителей-родителей; подарки – книги А. Я. Яшина; значки «Городской эрудит».
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Добрый день, жители нашего города!
Начинаем игру «Что? Где? Когда?». Сегодня на звание «Городские эрудиты» сражаются две команды – команда юных знатоков и команда зрителей-родителей.
В игре также примут участие наши гости.
Давайте познакомимся. В команде знатоков сегодня играют….(7-8 человек).
Ведущий перечисляет имена всех игроков. Игроки рассаживаются на свои места.
Ведущий: Уважаемые знатоки, позвольте представить вам ваших соперников – команду зрителей-родителей. (Представление.)
Ну что ж, знакомство состоялось и можно переходить к теме нашей игры. Внимание! Уважаемые знатоки, сейчас вы услышите выступление юных чтецов, из которого необходимо сделать вывод: какая же тема игры ожидает нас сегодня.
(Слайд 1)
Под звуки марша выходят трое юных чтецов.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Я.Яшин
(Слайд 2)
Ведущий: Спасибо, юным чтецам. Прошу дать ответ на мой вопрос: какова тема сегодняшней игры?
Знатоки: Это стихотворение написал А. Яшин. Значит, тема игры посвящена жизни и творчеству А. Яшина.
(Слайд 3,4)
Ведущий: Ответ абсолютно точный. Аплодисменты нашим знатокам!
Итак, приступаем к игре. Уважаемые знатоки, крутите наш барабан.
Знатоки раскручивают барабан, стрелка которого определяет номер сектора.
Ведущий: Сектор два выпал знатокам. И свой вопрос задаёт мама Вани Л. – Наталья Николаевна.
Наталья Николаевна: Уважаемые знатоки, ответьте, пожалуйста, где и когда родился Александр Яковлевич Яшин?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
( Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: А. Я. Яшин родился 14 марта 1913г. в д. Блудново.
(Правильный ответ: Александр Яковлевич Яшин (Попов) родился 14 марта 1913 года в деревне Блудново Никольского района Вологодской области в крестьянской семье.)
(Слайд 5)
Ведущий (дополнительный вопрос): Из какого рода происходил А. Яшин?
(Правильный ответ: Яшин происходил из уважаемого рода Поповых. Дед будущего поэта Михаил Михайлович Попов открыл в Блуднове сельскую школу, которая находилась в его же доме. Бабушка – Авдотья Павловна была известной на всю округу сказительницей. Маленький Саша рос любознательным мальчиком, он любил бывать в доме деда, слушать бабушкины присказки и побаски.
Мальчик рано осиротел. Его отец- Яков Попов погиб в первую мировую войну. В память об отце он возьмёт литературный псевдоним Яшин. Мать будущего поэта – Евдокия Григорьевна вторично выходит замуж. Для отчима мальчик был, прежде всего, подрастающим работником.)
Ведущий: (после раскручивания барабана): Сектор пять выпал знатокам. И свой вопрос задаёт папа Насти М. – Роман Алексеевич.
Роман Алексеевич: Как звали сокурсника А. Яшина, который вспоминая о поэте, говорил такие слова: «В свои пятнадцать лет Александр Попов выглядел старше всех нас и старше своего возраста. Был он высок ростом, широкоплеч, с густой шевелюрой рыжих волос, с твердой прямой походкой и серьезным взглядом умных глаз».
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
( Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Авенир Борисов.
(Правильный ответ: Авенир Борисов.)
(Слайд 6)
Ведущий: (после раскручивания барабана): Сектор один выпал знатокам. Свой вопрос задаёт бабушка Матвея Ш. – Татьяна Борисовна.
Татьяна Борисовна: Какое событие в жизни А. Яшина совпало с началом Великой Отечественной войны?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Начало Великой Отечественной войны совпало для Яшина с окончанием Литературного института.
(Правильный ответ: Начало Великой Отечественной войны совпало для Яшина с окончанием Литературного института. В течение десяти лет он был членом ВЛКСМ. В июне 1941 года вступил в члены Коммунистической партии. Получая партийный билет, направляется в распоряжение политуправления Краснознаменного Балтийского флота.)
(Слайд 7)
Ведущий: А сейчас – музыкальная пауза. Уважаемые знатоки, её для вас приготовили родители-зрители.
Песня «Городок на московской дороге»
От столицы дорога прямая, С каждым годом растут новостройки
Где-то рядом идут поезда. И наш житель по-своему рад:
Вот и наша сторонка родная – Появились дома ветеранов,
Грязовецкие наши места. Малышей мы ведём в детский сад.
Город мой, мы гордимся тобою, Грязовчане трудились на славу -
Сложным выпал для нас прошлый век: Вырос СОМ и ремонтный завод,
Был в ладу ты с любою судьбою, Каждой школой гордимся по праву,
И трудился здесь наш человек. Наша смена в тех классах растёт.
Припев: Припев:
Городок на московской дороге… Городок на московской дороге…
Здесь скрестились людские пути. Здесь скрестились людские пути.
Городок на московской дороге, Городок на московской дороге,
Не объехать и не обойти. Не объехать и не обойти.
На лугах наливалися травы, Старый век по планете промчался,
Лес зелёный в молчаньи стонал. Не пойдём далеко от мечты:
В нашем крае героев немало: Пусть хлеба на полях колосятся,
Кто работал, а кто воевал… Лён на землю роняет цветы.
Нас Отчизна всегда выручала, Наши улицы будут в порядке,
Проложила немало дорог. В детском парке играет гармонь.
И по трубам с далёкой Сибири Пусть живут грязовчане в достатке,
К нам пришёл голубой огонёк. Молодеет наш город родной.
Припев: Припев:
Ведущий: Песня называется «Городок на московской дороге». Слова к песне написала наша грязовчанка-поэтесса – Лялина Елизавета Фёдоровна.
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор одиннадцать выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Ульяны С. – Елена Николаевна.
Елена Николаевна: Где А. Яшин познакомился со своей женой – Златой Константиновной?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Александр Яковлевич Яшин и Злата Константиновна познакомились в Литературном институте в Москве.
(Правильный ответ: Они познакомились в Литературном институте в Москве.)
(Слайд 8)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор три выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Ивана С. – Наталья Николаевна.
Наталья Николаевна: Кто сказал эти строки?
« Он был человеком романтичным, увлекающимся. Он был поэтом. Бывали у него и сложные ситуации в личной жизни. Но, несмотря на это, у нас всегда была настоящая семья. Может быть, здесь тоже сказалось его крестьянское происхождение – он был настоящим семьянином по своей природе. Через всю жизнь над всеми сложностями пронесла мама к отцу своё необыкновенное чувство. И отец часто повторял: «Если бы не Злата Константиновна – я бы не знал, что такое любовь».
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Эти строки сказала дочь Александра Яшина - Наталья Александровна Яшина.
(Правильный ответ: Н. А. Яшина – его дочь.)
(Слайд 9)
Ведущий: Игра продолжается, и сейчас – супервопрос. Внимание – чёрный ящик.
(В зал вносят чёрный ящик.)
Вопрос вам прислали дети из детского сада «Светлячок».
Ребёнок: Дочь Александра Яшина – Наталья вспоминала, что А. Яшин очень любил дарить подарки.
(Н. А. Яшина: « Он любил дарить нам игрушки, но сначала играл с ними сам. В детстве у него не было таких машин, самолётов. И теперь он, как ребёнок, дивился и радовался им. Только в отличие от нас не сразу ломал, а сначала читал инструкцию – как заводить…»)
Какая игрушка находится в чёрном ящике? Почти такую же игрушку покупал своим детям А. Яшин, собирал вместе с ними и играл.
Ведущий: Вам понятен вопрос? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Мы думаем, что в чёрном ящике находится железная дорога.
(Правильный ответ: Н. А. Яшина: «Однажды он купил нам железную дорогу. Её долго собирали в большой комнате на полу. Устанавливали станцию, стрелочника, светофоры. Сцепляли вагончики, паровоз. Все сидели вокруг железной дороги, с замиранием сердца ожидали первого рейса. Сколько было счастливого визга, когда вагончики поплыли перед глазами. Папа играл с нами, счастливый от этого игрушечного чуда. Вид у него был такой гордый, что можно было подумать, словно он сам изобрёл эту дорогу. Саша – брат мой – долго сидел молча, восторженно следя за происходящим, потом вдруг как закричит, обращаясь к папе: «Ой, спасибо вам, товарищи!» Так искренне вырвалось это у него! Папа с тех пор, когда хотел кого-нибудь поблагодарить, тоже смеясь, говорил: «Ой, спасибо вам, товарищи!»)
(Слайд 10)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор шесть выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Насти Р. – Елена Викторовна.
Елена Викторовна: Вспомните, каким предметом одежды укрывалась семья поэта в лесу от дождя? Кому принадлежал этот предмет?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Они укрывались шарфом. Шарф принадлежал жене А. Яшина – Злате Константиновне.
(Правильный ответ: из воспоминаний Н. А. Яшиной: « Я вспомнила, как нам было беспечно и весело в лесу, в тот день мы беспрерывно смеялись, шутили, и погода была солнечная, ясная. Но, когда мы уходили от храма берёзок, небо почернело, и начался внезапно дождь. Только-только успели вбежать в лес и встать под огромную ель. Она всех накрыла своими лапами. Но дождь был проливной, всё усиливался, хотя солнце уже возвращалось и брызги слепили. Мама сняла с себя тонкий белый очень широкий шарф с кистями. Один конец натянул папа, другой мама. Мы все забились под этот шарф, как под навес, смеясь и толкаясь. Вместо дождя вдруг посыпался град. Крупные белые шарики скакали в лучах солнца на повороте тропинки, около которой росла наша ёлка. В середине шарф немного провис от града и воды, и крупные капли падали на нас. Но всё-таки, благодаря этому шёлковому белому натянутому шарфу, мы остались все сухие. Ноги потом разъезжались по мокрой дороге, и шарф был насквозь мокрый.
Так и осталось у меня в глазах, в сердце, как мы, дети – я, Злата, Саша и Миша – живые, здоровые, все вместе стоим под маминым шарфом, натянутым папой и мамой над нашими головами под большой елью, и ждём, когда пройдут дождь и град».)
(Слайд 11)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор семь выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Ивана Н. – Наталья Анатольевна.
Наталья Анатольевна: Какое стихотворение в бреду в последнюю ночь перед смертью повторял Александр Яшин?
Ведущий: Вам понятен вопрос? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Он повторял строки из стихотворения «Утром не умирают».
(Правильный ответ: из воспоминаний Н. А. Яшина: « Твоя последняя ночь… Мама полудремала напротив, прикорнув, измученная бесконечными бессонными ночами. А ты стонал: «Мама, мама!» Она вскакивала с красными испуганными глазами. Дежурный врач несколько раз приходил, что-то менял, делал уколы, просил его звать, если понадобится, уходил.
Ты бредишь: «Не отдамся!» Напрягаешь все свои силы.
…Он снова зажмурился от боли, и стонал, и бредил. Вспоминал своё старое стихотворение:
Утром не умирают, утром живут, живут…
Только бы до рассвета выдюжить как-нибудь…
Прошла эта ночь, наступило утро. Казалось, так и будет всегда. Я ушла, думая, что ещё будет тысяча ночей и утр. Когда-нибудь кончится всё, но не скоро. А он через два часа после моего ухода умер.
Если б я хоть утром догадалась! Ведь поздно вечером меня вернула нянечка в больницу. Мы бежали по лестнице на пятый этаж, и она говорила, что началось кровотечение, что…
Смерть всегда неожиданна. Я позвонила из института и, почувствовала интонацию медсестры, спросила: «Всё?» - «Да!» И оказалось, что я не готова к этому, ничего не знала про это, не ждала…
(Слайд 12)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор девять выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Даниила Е. – Ирина Анатольевна.
Ирина Анатольевна: Как называлась первая ученическая поэма А. Яшина? Кто в данной поэме «за осьминку табака робил год у кулака»?
Ведущий: Вам понятен вопрос? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: Поэма «Про Арсеню батрака»; Арсеня же за осьминку табака и робил год у кулака.
(Слайд 13)
(Правильный ответ: из воспоминаний А. Я. Яшина: «Стихи сочинять я начал рано. Помню свою первую ученическую поэму «Про Арсеню батрака», про то, как он «за осьминку табака робил год у кулака».
Батрак Арсеня был лицом реальным, кулак — тоже; все, о чем рассказывалось в поэме, было правдой, и крестьяне, пожилые и молодежь, нередко заставляли меня читать свою «складную бывальщину». Им, тогда в большинстве своем неграмотным, казалось удивительным, что не только про Илью Муромца и Алешу Поповича, но и про Арсеню батрака, про свое близкое, житейское могут быть сложены стихи», — писал А. Яшин в своей автобиографии.»)
Батрак Арсеня был лицом реальным, кулак — тоже; все, о чем рассказывалось в поэме, было правдой, и крестьяне, пожилые и молодежь, нередко заставляли меня читать свою «складную бывальщину». Им, тогда в большинстве своем неграмотным, казалось удивительным, что не только про Илью Муромца и Алешу Поповича, но и про Арсеню батрака, про свое близкое, житейское могут быть сложены стихи», — писал А. Яшин в своей автобиографии.»)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор четыре выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Ани У. – Валентина Игоревна.
Валентина Игоревна: Как перед смертью Александр Яшин просил называть свою сестру Александру?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: А. Я. Яшин просил называть свою сестру Александру – Санечкой.
(Правильный ответ: из воспоминаний Н. А. Яшина: «С нами живёт Саня. Она чаще всех родственников живёт у нас. Папа был старшим братом Сани и когда-то нянчил её. Поэтому он ей говорил: «Я тебя нянчил, теперь ты возись с моими детьми». И Саня возилась. И всегда все её звали: «Санька. Санька». В деревне это естественно, и мы тоже: «Санька», попросту. И это было обыкновенно и для нас и для неё. И вдруг перед смертью папа всех просит: «Никогда не зовите больше Саню Санькой, только Санечкой». И прощение стал у неё просить. Саня залилась слезами…»
(Слайд 14)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор восемь выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Ивана А. – Людмила Николаевна.
Людмила Николаевна: Как называется произведение, в котором поэт описал гибель деревни?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: В повести «Баба Яга» он описывал гибель деревни.
(Правильный ответ: «Одним из первых описал Яшин гибель деревни глазами Устиньи, прозванной Бабой Ягой, последней жительницей деревни, в повести «Баба Яга», созданной в 1960 году и напечатанной только через 25 лет: «Устинья любит людей, тоскует по ним. Собирает и передаёт в колхоз лекарственные травы. И к колхозу относится с уважением, жалеет, что не удалось поработать в нём как следует – сил уже не стало… Никогда не приходилось Устинье видеть, как умирает деревня, умирает постепенно, дом за домом – пустеет, разваливается, замолкает, - целая деревня сразу… На старости лет довелось увидеть и это.
И вот на острове осталась одна Устинья. Одна – одинёшенька. Ходила из дома в дом, как сторож, поправляла скворечники. Всходы и закаты для неё одной. Собирала оставшиеся вещи. Дневники Бабы Яги – зарубки на стене.».
Вот так Яшин сам объяснил суть этой повести в рабочих записях: «Баба Яга. Мозг работает и душа работает. Баба Яга не может быть плохой во всём и не вызывать жалости и сочувствия. Это – опозоренная, разграбленная, неграмотная, но сказочно богатая самобытностью, одарённая, изнасилованная, обиженная, многотерпеливая русская деревня. Когда она погибла – тогда поняли её и пожалели».
Александра Яшина вырастила русская северная деревня. Он ею жил до конца дней своих.)
(Слайд 15)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор двенадцать выпал знатокам. Свой вопрос задаёт мама Алёши К.. – Ольга Николаевна.
Ольга Николаевна: Назовите дату смерти А. Яшина.
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: 11 июля 1968 года умер А. Я. Яшин.
(Правильный ответ: 11 июля 1968 года перестало биться сердце нашего земляка Александра Яковлевича Яшина.)
(Слайд 16)
Ведущий (после раскручивания барабана): Сектор десять выпал знатокам. Свой вопрос задаёт папа Ивана А. – Роман Васильевич.
Роман Васильевич: Скажите, где открыт домик-музей писателя?
Ведущий: Вопрос понятен? Минута на подготовку.
Время истекло. Кто будет отвечать?
(Дети отвечают на вопрос.)
Знатоки: На Бобришном Угоре открыт домик-музей писателя.
(Правильный ответ: На Бобришном Угоре открыт домик-музей писателя. В Блуднове, на доме, где родился и вырос А. Яшин установлена мемориальная доска. Здесь, на Бобришном, он мальчишкой катался с горы, на чистой как слеза Юг-реке ловил рыбу, бродил по окрестным лесам с ружьём и корзиной. И сюда поведёт светлая память многих почитателей его таланта. Благодарные сограждане будут снова и снова вчитываться в беспокойные яшинские страницы, пытливо постигая его тревожную совестливую душу, осваивая нелёгкую науку правды и добра.)
Ведущий подводит итоги: поздравляет команду знатоков с победой и вручает всем игрокам значки «Городской эрудит» и подарки; команда зрителей-родителей получает в подарок книги с произведениями Александра Яшина.
Участник команды зрителей-родителей: Дорогие наши знатоки, наши городские эрудиты! Команда зрителей-родителей тоже приготовила вам подарок – поездку на родину А. Яшина.
Список используемой литературы:
1. В. А. Оботуров «Земляки помнят»: Александр Яшин в воспоминаниях северян. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1988.
2. Н. Б. Шилова, комитет по культуре и искусству администрации Вологодской области «Вологодские писатели детям». – Вологда: Издательство «Грифон»,1998.
3. Ю. С. Широковский «Храни огонь родного очага».- Архангельск: Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1985.
4. З. К. Яшина, Н. А. Яшина «Военный человек». Стихотворения. Поэмы. Проза. Дневники. – М:. Советская Россия, 1992.
5. Н. А. Яшина «Живая вода». Стихотворения. – М.: Русская книга, 2003.
6. Н. А. Яшина. Лирические записки. «Воспоминание об отце». – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1977.
7. З. К. Яшина, Н. А. Яшина, М. А. Яшин «Слуга народа»: Поэзия. Проза. – Вологда: книжное наследие, 2003.