Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Идейно-тематический анализ пьесы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества Заводского района» города Кемерово

(МБОУДОД «ЦТ Заводского района» г. Кемерово)

 

 

Методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов

«Идейно-тематический анализ пьесы»

 

 

Автор:ДидковскаяА.А.

Педагог дополнительного образования высшей квалификации,

режиссёр, руководитель образцового театра- студии «Занавес»

МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района»г.Кемерово

г. Кемерово, ул. Белозерная, д.21, кв.91

 

 

Кемерово 2022

 

 

Пояснительная записка

Данная работа содержит методику теоретического разбора пьесы для постановки в детском театре, называемую в профессиональных театрах «застольным» периодом, и содержит теоретический материал работы над постановочной пьесой для режиссеров детских и молодёжных театральных коллективов.

 

Цель: Научить педагогов, работающих в театральном коллективе разбирать пьесу по структуре постановочного материала.

Задача:

Научить педагогов театральных коллективов проводить разбор пьесы доступным детскому пониманию языком.

Целевая аудитория: от 7 до 17 лет.

Ожидаемые результаты: дети, изучив эту методику, самостоятельно научатся разбирать любую пьесу.

Формы и методы работы: «застольный период» читки и разбора постановочной пьесы в театральном коллективе.

 

Введение

Создание спектакля – огромный труд, в котором соединяются воедино творчество самых разных профессионалов: драматурга, режиссера, актеров, художника, композитора, балетмейстера, работников технических цехов, наконец – администрации.

Главная сложность - в комплексности, понимании взаимной необходимости, замыкающейся в личности руководителя этого процесса- режиссера.

Не существует учебников, в которых с исчерпывающей точностью указывается, как поставить спектакль.

Самое важное заключено в общем понимании фундамента театрального процесса, на котором возможно проводить самые смелые эксперименты, называемые режиссерским замыслом «и в котором» в конкретной образной форме будет решаться сверхзадача спектакля.

Приступая к постановке, режиссер хочет постичь художественный мир пьесы, которую старается создать. Но мало воспроизвести на сцене правдоподобие, доверенную картинку жизни, ему нужно, чтобы изображенная на сцене жизнь позволило заглянуть в существо происходящих событий, увидеть больше, чем простые жизненные факты. Перед ним возникает задача более глубокого проникновения в мир, созданный автором, в ее развитии, столкновениях изображенного времени. И все это нужно донести до сознания актеров, будущих исполнителей ролей в пьесе, а те в свою очередь, через свою игру, донести до зрителя.

Но чтобы всего этого достичь, нужно основательно «укрепить фундамент». А фундаментом спектакля – в понимании темы, идей основного конфликта, называемого в режиссуре идейно- тематическим анализом пьесы, в определении событийного ряда, исходного события, фабулы, кульминации и развязки, называемых в театральной среде композиционным анализом.

Но как все эти методы донести до сознания актера, если исполнителю от 10 до 16 лет? Если за плечами нет жизненного опыта, опыта сравнений?

Без понимания актером своей роли, задач, действий любой спектакль обречен на провал. Как научить юного артиста понимать своего персонажа, его поступков в той или иной ситуации, разбираться в методе действенного анализа актеров- детей?

Я думаю в первую очередь нужно объяснять методы идейно-тематического анализа языком простым, достаточно понятным детям, приводя яркие примеры, превращая скучный застольный период разбора пьесы в игру.

В этом методическом пособии изложен авторский метод работы с детским театром начальной стадии понимания и постановки пьес и всего того, что хотят в первую очередь, донести до зрителя драматург и режиссер.

Первые три главы являются базовыми, основополагающими для становления актера так как в иных даны первичные понятия необходимые для работы над литературным текстом в процессе подготовки его к сценическому воплощению.

С учетом современной детской психологии в данном пособии совершенно сознательно использованы некоторые «антидидактические методы», действенность которых блестяще продемонстрирована успехом серии книг Григория Остера «Вредные советы».

Следует также отметить, что данная работа является авторской, более того приоритетной, поскольку все существующие в настоящее время учебные пособия по работе актера над текстом предназначены для студентов высших и средних специальных учебных заведений, и не приспособленных для детского восприятия.

Основой и материалом для настоящего учебного пособия является практическая работа автора, режиссера детских театральных коллективов на протяжении 20 лет.

Данное пособие может быть использовано в качестве вспомогательного материала для закрепления полученных на аудиторных занятиях сведений, для изучения или повторения пропущенных тем учащимися либо самостоятельно, либо с помощью родителей.    

 

Глава 1

Идейно-тематический анализ

 

Вы взяли в руки книгу. Что происходит дальше? Если это учебник вы учите правила, решаете примеры, выполняете задания. Если это словарь или справочник вы находите нужное слово и узнаете о нем все что вам нужно. Если это повесть роман или рассказ, вы знакомитесь с их героями, узнаете их характеры, следите за их приключениями: с чего начинается и чем заканчивается. А что дальше? А дальше как правило книга закрывается и вновь занимает свое место на книжной полке до тех пор, пока она не понадобится вам вновь. У обычных людей в обычной жизни так обычно и происходит. Но вот для актеров, чтецов, режиссеров и других людей, связанных с театром, это не конец, а как раз начало. Самые интересные приключения сказки, рассказа, повести для них только начинаются в тот самый момент, когда книга уже прочитана. Ведь актеру или режиссеру мало самому прочитать книгу, он должен помочь зрителям или слушателям познакомится с полюбившимися автору героями, пережить их приключения, чему-то научится на их ошибках и удачах. Это- целая наука, необходимая, трудная конечно, но удивительная и интересная. И называется эта наука- работа актера над литературным текстом.

С чего же начинается эта работа? Да как и любая другая работа-с обдумывания и с анализа. Многие думают: «Подумаешь, премудрость! Прочитал, выучил, да рассказал! Мы в школе чуть ли не каждую неделю стихи учим и рассказываем и даже пятерки получаем». Если вы хотите просто получить пятерку по литературе возможно вы и правы, но если вы актер…Только очень плохой доктор начнет вас лечить, не прослушав, не узнав точно, чем вы болеете, не сдав никаких анализов и исследований. Давайте же и мы актеры начнем свою работу с того же – с исследований и с анализа.

Анализ:1. Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, частей чего ни будь; 2. Встроенный разбор, рассмотрение.

Это определение взято из «Толкового словаря русского языка». Может быть, оно показалось вам слишком тяжелым, слишком «научным»? Не бойтесь, на самом деле, все очень просто, нужно только постараться понять. Ну что, будем понимать!? Тогда начнем с самого начала- с ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Идейно- тематический анализ.

Идейно – тематический анализ состоит из определения в произведении ТЕМЫ, ИДЕИ и КОНФЛИКТА.

Темой называется краткое, в одной фазе, изложение содержания произведения, ответ на вопросы: что, с кем, когда и как произошло.

А еще проще - вы должны коротко рассказать, о чем эта книга, рассказ, сказка или фильм. Когда вы спрашиваете у приятеля: «Ты о чем вчера кино смотрел?» и приятель вам отвечает: «Про войну» или «Про любовь»- вы сразу без всяких пояснений сможете понять, про что же фильм и решите, будет ли вам это интересно. Вы и сами не догадались, что ваш друг не задумываясь долго определил для вас тему фильма.

А теперь попробуем сами определить тему, ну хотя бы, самой простенькой сказки «Про репку».

Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Пошел дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

Ну вот мы прочитали сказку, а теперь давайте подумаем, о чем эта сказка, иначе говоря - определим ее тему. «Эта сказка о том, как посадил дед репку!» - скажут многие…и ошибутся. Разве нам рассказывали о том, как дед копал землю, делал грядку, закапывал в нее семечко, поливал? Нет! КТО герои нашей сказки? Дедка, бабка, жучка, внучка, кошка, ну и конечно мышка! Что они делают на протяжении всей сказки? Они тянут репку. Значит эта сказка о том, как дед вместе со своей семьей собрал урожай репки! Мы ответили на вопросы: кто герои и что с ними происходило – и очень легко определили ТЕМУ нашей сказки! Не правда ли, совсем просто, стоит только чуть- чуть подумать.

А теперь давайте потренируемся и определим темы еще нескольких сказок.  Сначала вы попробуете это сделать самостоятельно, а потом проверьте себя, заглянув в подсказку. Только, чур, не заглядывайте в ответ слишком рано и не расстраивайтесь, если сразу не получится - ведь вы еще только учитесь!

(Сказки «Лев и мышь», «Лев и лягушка», «Волк и коза», «Волк и журавль», «Лисица», «Муравей и голубка», «Лисица и козел».)       

Подсказка:

  1. Как маленькая мышка спасла льва.
  2. Как большой лев чуть не напугался маленькой лягушки.
  3. Как волк хотел козу обмануть, да не вышло.
  4. Как журавль волка спас, а благодарности не получил.
  5. Как бесхвостая лисица хотела сделать всех лисиц на себя похожими.
  6. Как голубка спасла муравья, а муравей в благодарность спас голубку.
  7. Как козел по глупости попал в безвыходное положение.

Возможно, ваши темы будут сформулированы другими словами - ничего страшного. Ведь это не учебник по арифметике, где 2+2=4. Слова могут быть разными, главное, чтобы смысл был похожим.

А теперь еще одно тренировочное задание. Вспомните свои любимые сказки, рассказы или фильмы и попробуйте назвать их тему. (И это задание не должно вызвать у вас затруднений)

А вот следующие задание будет не просто сложным, но еще и таинственным. Мы попробуем поиграть в загадки. Только загадки придется придумывать не самим, а отгадывать их будут наши друзья или даже родители. Вот, например, такая загадка: угадайте название книжки, в которой деревянный человечек со своими друзьями из кукольного театра находят Золотой ключик и побеждают Карабаса-Барабаса? Или в какой сказке круглая булочка убежала и от дедушки, и от бабушки и путешествовала по лесу, полному хищных зверей? Или, посложнее: как называется книга о приключениях друзей- мушкетеров? Отгадали мои загадки? Поняли задание? А теперь попробуйте сами.

Когда вы самостоятельно попробовали определить тему, вы, конечно же, поняли, в чем тут главная трудность. Надо понять, кто главные герои, какие главные события с ними происходят, сказать все это очень коротко и четко, не отвлекаясь на мелкие подробности, а не то у нас получится не тема, а просто пересказ текста.

Ну вот, будем считать, что с темой мы разобрались: мы выучили определения, что называется темой, научились определять тему произведения и даже смогли догадаться, услышав формулировку темы, о каком произведении идет речь. Мы сделали первый шаг, большой и очень важный, и теперь, окрыленные удачей, готовы сделать шаг второй, который называется «определение ИДЕИ».

Идея- это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего ни будь, в нашем случае- текста.

Идея- это довольно сложное понятие, поэтому попробую объяснить вам его на простых примерах.

Помните, в одной всеми любимой сказке есть такие слова: «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Можно сказать, что идея- это и есть тот самый урок, который должны извлечь для себя читатели, или зрители.

Определить идею, не просто, но, постаравшись, мы с вами научимся справляться и с этой трудной задачей.

Ну вот, например, уже известная вам сказка про репку. Какой урок можно извлечь из этой сказки? Вспомните, репка была большая, и один старик с ней не справился. Но когда за дело взялась вся семья- репка сразу вытащилась. Напрашивается вывод: если все будут дружно и вместе делать общие дело- даже самая сложная задача будет решена.

Очень часто в одном произведении можно найти не одну идею, а несколько. Ведь не даром один известный писатель сказал, что «Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно!»

Давайте посмотрим сказку «Лев и мышь». Лев сделал мышке добро - отпустил ее, и в ответ мышка спасла его от охотников. Мы извлекаем урок: сделай другому добро, и тебе добром ответят. Но можно сделать и другой вывод: способность делать добро от величины и силы не зависят.

Если вам трудно подобрать слова для формулирования идеи, посмотрите на пословицы и поговорки, вы обязательно найдете там подходящую мысль.

А теперь вспомним сказки «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», «Белоснежка», «Дикие лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а идея: будь добрым, трудолюбивым, помогай другим, и ты обязательно добьёшьсясчастья! - идея одинаковая у этих сказок. Что это значит? А, то что из разных историй подчас можно извлечь одинаковый урок.

Если употребить научные термины, можно сказать, что тема - конкретна, а идея- абстрактна, то есть, когда мы говорим о теме, мы называем имена, события, а когда мы определяем идею- мы самыми общими словами делаем вывод, который и служит «уроком добрым молодцам»

Проще всего определить идею в басне. Ее даже не надо придумывать или искать подходящую поговорку. Она не редко просто записана в начале или в конце басни и называется мораль.

Я надеюсь, вы поняли главное: идея всегда выражена общими словами, в ее формулировки не называются имена героев, а употребляются общие слова,как, например, сила, слабость, дружба, вражда, и так далее.

Два этап идейно-тематического анализа уже пройдены нами, остался один, третий и самый трудный- определение КОНФЛИКТА.

Конфликт -столкновение, серьезное разногласие, спор.

При анализе текста мы обязательно должны найти конфликт, он непременно должен быть! Проверьте, если не будет конфликта- не произойдет и ни одного мало-мальски интересного события. Если все со всеми согласны, если никто не мешает – разве могут случится спор или драка? А если не будет интересных событий- кто про это писать будет?

Конфликты бывают двух видов- внешние и внутренние, скрытые и глубинные. И более важным для нас должен быть внутренний конфликт. В чем же между ними разница? А разница примерно такая же, как и между темой и идеей. Опять возьмем для примера сказку про репку. Кто с кем борется в этой сказке? Дед и вся его семья борется с упрямой, не желающей вылезать из грядки репки. Это конфликт внешний, видимый, физический. А внутренний конфликт- это то, что мы подразумеваем под этими борющимися сторонами. И получается, что под репкой мы подразумеваем какую-то очень трудную, неподъемную работу, а под дедом и его семьей - много маленьких отдельных сил, которые порознь не способны с этой работой справится. Происходит борьба между трудной задачей и отдельными силами, которые соединяются вместе общим делом. И что побеждает в этой борьбе? Соединенные вместе дружные силы.

И вот пример из жизни (ведь конфликты бывают не только в книгах): Петька с Васькой подрались и наставили друг другу синяков. Конфликт внешний виден сразу- драка двух приятелей, а внутренний конфликт-  это причина, по которой мальчики подрались. А причина может быть в том, что Петька пообещал Ваське помочь подготовится ему к контрольной, но обещание не выполнил. И конфликт в том, что один друг по легкомыслию или по забывчивости подвел другого.

  А теперь вспомним басню «Лебедь, рак и щука». В этой басне лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть с места и увести тяжелый воз, но каждый тянет его на себя. Под возом мы опять понимаем трудную задачу, ведь, лебедь, рак и щука- это снова, как и репке, несколько отдельных маленьких сил. Но в этой басне маленькие силы действуют порознь, мешая друг другу, и что же побеждает в этом конфликте? Побеждает задача, которая из-за разногласия исполнителей так и осталась нерешенной.

Попробуем взять конфликт посложнее, например, сказку «Мышь, петух и кот». В этой сказке маленькая мышка увидела двух разных зверей, одного на вид страшного, но безобидного (петуха), а другого - на вид нежного и ласкового, но опасного врага (кота). В чем же здесь конфликт, в чем противоречия? А противоречия это уже знает старая опытная мышь: опасен не тот, кто на вид страшен, а, зачастую, наоборот. То есть, здесь противоречия между внешним видом и внутренней сущностью (конечно, петух гораздо страшнее котенка, но кто опаснее - спросите у мыши!)

Или вот сказка «Уж и еж». Здесь сталкиваются два характера: добрый, сочувствующий - и эгоистичный, думающий только о себе. (Догадайтесь сами у кого из героев какой характер).

Или возьмем сказку про Золушку (или, например, «Морозко» или «Сказку о мертвой царевне»). Здесь сталкиваются зависть, жестокость- с одной стороны, и доброта, трудолюбие, сочувствие- с другой. И конечно, во всех этих сказках в борьбе побеждают добрые герои, потому что им всегда кто-нибудь приходит на помощь.

Внутренний конфликт и идея - связаны. Идея- это как бы вывод из конфликта, результат борьбы (то есть какая сторона победила).

Когда мы разбираем текст, нам особенно важно определить идею и конфликт, но это не всегда легко и просто сделать. Однако, к любой задаче можно подойти с разных сторон. Если мы не можем сходу определить идею, нужно сначала найти конфликтующие стороны и узнать результат их борьбы. И наоборот - в некоторых произведениях сначала легче определить идею, а потом уже по ней найти конфликт. Но всегда следует помнить, что конфликт, также, как и идея, должен быть выражен общими словами.

Но здесь можно допустить такую смешную ошибку. Многие ребята сразу говорят: «Здесь конфликт между добром и злом!». Вроде бы правильно, но эти понятия уж слишком общие. Ведь и зло и добро могут быть разными. Зависть, злоба, хитрость, жадность, трусость – это совсем не одно и тоже! Так что определяя конфликт надо помнить, что выражать его надо, конечно, общими словами, но постарайтесь при этом не переборщить.

 

А теперь, как обычно, задание. Выберите из приложения сказки (можно брать для начала те, у которых можно определить тему и идею) и попытайтесь найти и сформулировать конфликт. А потом выберите еще несколько сказок и сделайте их полный идейно – тематический анализ, то есть определите у каждой из них тему, идею и конфликт.

Чем больше сказок, книг или фильмов вы сможете проанализировать, тем лучше. Ведь это как у спортсменов – чтобы быстро бегать и побеждать в соревнованиях, нужно много и долго тренироваться. Так что тренируйтесь, пока эта задача не перестанет вызывать у вас затруднения!

В старших классах вы узнаете, что в идейно – тематический анализ (сокращенно ИТА) входит еще и определение сверхзадачи. Но к этому мы вернемся немного позже, а пока – удачи вам!

 

ГЛАВА 2

Композиционный анализ

 

Итак, мы с вами освоили первый этап работы над литературным текстом – идейно – тематический анализ. Пора перейти к следующему шагу – композиционному анализу.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, книги, пьесы, рассказа (впрочем, понятие «композиция», применимо не только к литературным произведениям, но и ко многим другим случаям).

Вы, наверняка, много раз слышали слово композитор. А кто такой композитор? Это человек, который сочиняет музыку. Как он это делает? Он берет ноты, расставляет их в определенном порядке по определенным законам, чтобы получилась приятная, интересная и благозвучная мелодия. Можно ли расставить ноты как попало? Наверное можно, только боюсь, у нас получится не музыка, а неизвестно что (музыканты называют такое безобразие какофонией). Композитор тем и отличается от обычного человека, что он хорошо знает, как, в какой последовательности, в каком соотношении располагать звуки, чтобы получилась красивая музыка. Его специально научили использовать в своем творчестве законы музыкальной композиции.

Вы думаете, что композиция важна только в музыке? Ничего подобного! Соблюдать правильную последовательность и соотношение отдельных частей нужно в любом деле. Ведь строитель никогда не начнет строить дом с крыши, а хирург не начнет резать, а потом думать для чего он это делает.

А представьте себе другую ситуацию: вы хотите рассказать что-то своему другу, какой- то интересный случай или понравившейся фильм. Вы говорите долго и вдохновенно, но уже через десять минут ваш товарищ начинает отвлекаться и зевать- он нечего не понял, потому, что вы начали с конца, постоянно отвлекаясь на маловажные детали, пропуская главные, потом возвращаетесь и начинаете снова. В результате нить рассказа потеряна, и рассказчик и слушатель просто запутались в машине перепутанных событий.

Почему это произошло?  Потому что вы нарушили законы композиции рассказа, перемешали последовательность событий, не смогли отделить главное от второстепенного.

А если перед вами не приятель, а целый зал совершенно незнакомых людей?

Они готовились услышать интересную историю, а вместо этого получили какую-то совершенно не съедобную мешанину из слов. Приятель может вас остановит и попросить пересказать вашу историю снова и понятнее, а зритель просто соскучится, устанет, обидится и больше некогда не придет на ваше выступление! Кстати, иногда в таких случаях зрители закидывали актеров гнилыми помидорами или тухлыми яйцами! Вот уж чего бы мы точно не хотели бы! Этого некогда не случится если вы поймете и научитесь правильно применять ЗАКОНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Все мы актеры, и все мы хотим, чтобы зритель нас любил, а это значит, что нам необходимо приступить к изучению КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА.

Композиционным анализом называется определение важных для развития действия событий, расстановка их в событийный ряд, определение среди этих событий завязки, кульминации, развязки, экспозиции и эпилога.

«Ой-ой-ой!»-это закричал самый нетерпеливый читатель. -«Все эти слова я никогда не запомню! Лучше я сразу пойду смотреть телевизор!».

Подождите, не спешите, приложите совсем немного времени и старания – и все станет на свои места! Согласны попробовать? Тогда начнем. Начнем с самого начала, с определения событийного ряда, то есть, выясним, какие события в нашем рассказе главные, а какие второстепенные, расставим все по порядку, чтобы сразу стало понятно, что и зачем происходило. А для начала выясним что же такое событие?     

Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной и личной жизни.

Вот что по этому поводу писал прекрасный театральный педагог и режиссер М.О. Кнебель: «Бывает, в жизни случается что-то, что все меняет – вызывает новые мысли и чувства, заставляет по-новому всматриваться в жизнь, менять русло этой жизни. Это происшествие мы называем событием».

     Событием может быть что угодно: физическое действие(кто-то подбежал, кого - то стукнул), слово (обругал, похвалил, сообщил новость), мысль (придумал, решил, вспомнил). Но мы должны принимать во внимание только те события, которые действительно меняют что – то в действии, в развитии конфликта.

Ну, например, вот такая история. Кто – то, (хотя бы даже и я), встала утром, умылась, оделась, прогулялась с собакой, села завтракать - словом, все как обычно. И вдруг, я за завтраком вспоминая как меня вчера обидел Петька Иванов, я очень сильно расстроилась и подумала, что надо проучить этого мерзкого Петьку, чтобы впредь не повадно было. Я оделась, заперла в шкаф тапочки, что бы песик их не скушал, сунула за пазуху деревянную скалку, подошла к Петькиному дому и стала, притаившись ждать своего врага в кустах. Вот из дверей вышла Петькина мама, а потом появился и он сам -  веселый, довольный жизнью. Я выскакиваю из кустов, выхватываю из – за пазухи скалку и с криком: «Ах, ты еще и веселишься!» с размаху вмазываю ему скалкой прямо по макушке! Петька падает, сбегаются соседи, приезжает милиция, и меня уводят.

    Есть ли в этой истории конфликт? Есть, да еще и какой, почти как у писателя Достоевского – «Преступление и наказание»! Давайте теперь в этой трагической истории отделим важные события от второстепенных. Разве так уж важно то, что я завтракала, прятала тапочки, видела Петькину маму? Вряд ли. Если бы я всего этого и не сделала, ничего бы не изменилось. А вот если бы я вспомнила о своей обиде, не решила бы отомстить – все было бы совсем иначе: и Петька не получил бы сотрясение мозга, и я не оказалась бы в милиции!

Итак, попробуем в этой истории выстроить событийный ряд.

Событийным рядом называется последовательность важных для развития действий событий.

Мне кажется, что событийный ряд должен получится примерно таким:

 

1.      Я вспомнила о вчерашней обиде (если бы я обиду забыла, не за что было бы мстить).

2.      Я решила отомстить, наказать обидчика (если бы я этого не решила, то просто бы перестала с Петькой разговаривать, и моя обида осталась бы только в моей памяти).

3.      Я взяла скалку (и уже становится ясно, что просто руганью, словами дело не обойдется).

4.      Я спряталась у Петькиного подъезда (теперь понятно, что мое решение серьезно, и я от него не отступлюсь).

5.      Появляется Петька (если бы Петька остался у бабушки, я бы его не дождалась и не покалечила).

6.      Петька веселится и радуется жизни ( если бы он был печален, я бы подумала что он переживает нашу ссору, и может быть помирилась с ним).

7.      Я выскакиваю и стукаю Петьку по голове скалкой (все, обратной дороги нет!).

8.      Сбегаются люди, Петьку увозят в больницу, а меня – в милицию.

Все, эта ужасная история завершена. Как хорошо, что она произошла только в нашем воображении и, никто, в самом деле, не пострадал!

 

Но вернемся к нашему событийному ряду. Если вы прочитаете его внимательно еще раз, вы убедитесь в том, что выделили именно важные события, у вас получились ступеньки, по которым можно пройти. Опираясь на предыдущие, а если одну ступеньку убрать – лестница развалится.

Если вы не уверены важное это событие или второстепенное, попробуйте представить, что это событие не произошло. Если дальнейшая история от этого не изменится, следовательно, событие второстепенное, а если изменится – значит важное, которое надо включать в событийный ряд, но самое важное событие называется кульминационным. С него всегда начинается конфликт и это самое важное событие, в ряду других событий называется завязкой.

Завязка – начало, исходный пункт каких-либо действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой, а фабула – это сюжетная основа произведения.

 

И, наконец развязка.

 

Развязка – это последние событие, после которого конфликт можно считать исчерпанным.

 В сказке «Репка» развязка, когда репку вытащили, а в сказке «Золотая рыбка», когда старуха оказалась у разбитого корыта.

В драматических произведениях, особенно в пьесах, чаще всего встречается эпилог, то есть послесловие.

Эпилог – это рассказ о событиях, которые произошли после окончания основного действия.

Вот теперь мы действительно узнали о композиционном анализе почти все самое необходимое и теперь можно приступать к постановке пьесы.

 

 

Заключение

 

Единственный путь, чтобы правильно поставить пьесу – вести поиски в мире пьесы, опираясь на метод, благодаря которому можно раскопать такие неожиданные сокровища, о которых сам драматург не догадывался. Если автор талантлив, если он действительно творит, его пьеса становится неисчерпаемым материалом для изучения. Если же он пьесу конструирует, следуя каким – либо технологическим установкам – разбирать такую пьесу неинтересно, да и ставить тоже.

А вот, что касается событийной структуры, которую режиссер ищет за авторским текстом, то, убеждена, законы ее построения универсальны.

Они «работают» и на уровне любого целостного произведения, имеющего сюжет, развивающийся во времени.

Точно также, можно проследить структурное построение всякого законченного эпизода, изъятого из любого драматургического произведения, ибо структура событийного ряда всегда содержит «исходное», «определяющие», «центральное», и «главное» событие.

Как бы то ни было, сегодня мне кажется важным внести свою лепту в формирование у режиссеров детских театральных коллективов, представления о методе идейно – тематического анализа.

Метод – не догма, он живой и развивающийся и каждый постановщик вносит в его понимание частицу своего опыта и индивидуальности. Эта частица может быть живительной, а может быть губительной. И кто еще хочет сохранить уважение к профессии, кто чувствует свою ответственность по отношению к автору пьесы и артистам, особенно, если артисты – дети, к зрителю, необходимо осознать, что Станиславский оставил нам великое наследство, изучая и действуя в профессии по его системе – рождаются профессиональные артисты и спектакли на сцене.    

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли // О том, что мне кажется особенно важным. - М. Искусство, 1970. - С 59-61;С 109-111

2. Станиславский, К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах.Т 2. -  М: Искусство, 1961. –С. 336-517,

3. Стромо, Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М: Просвещение, 1979. –С. 35-72