Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.09.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая  спорту (Из цикла...
20.09.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Весёлые картинки»

 

 
19.09.2020 г.
V Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

 
19.09.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «До свидания, цветущее лето!»

 

 
18.09.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Куликовской битве «Сентябрь… на рассвете восьмого...
18.09.2020 г.
Всероссийский экологический конкурс «Шуми, шуми, зелёный лес...»

 

 
17.09.2020 г.
VI Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) и достижение метапредметных результатов обучающихся средствами начального технического моделирования»

МКУ ДО «Станция юных туристов и техников» г. Слободской Кировской области

Автор: Буторина Любовь Валентиновна, методист

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) и достижение метапредметных результатов обучающихся средствами начального технического моделирования»

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Герберт Спенсер (английский философ и социолог 19 в.)

Занятия техническим творчеством являются одним из важных способов познания  и преобразования окружающей действительности. И, так как к нам приходят школьники - педагоги дополнительного образования не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. Необходимость соответствия учебного процесса дополнительного образования ФГОСу очевидна.

Целевая установка Стандартов II поколения направлена на

общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетентность, практический навык  как «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ».

Ядром нового образовательного стандарта стали универсальные учебные действия (УУД) и метапредметные результаты.

В основе метапредмета лежит форма мыследеятельного типа интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к своему мышлению (когда ученик начинает мысленно рефлексировать собственный процесс работы, а именно: что  он проделал, как двигался, к каким результатам пришел). 

Техническое творчество, на мой взгляд, содержит в себе кладезь опыта по формированию у обучающихся метапредметных умений и навыков , т.к. интегрирует, структурирует, систематизирует, объединяет, а именно:

1)носит  яркий пример интеграции школьных предметов и применения их на практике через создание различных технических объектов;

2)обеспечивает на основе межпредметных связей образовательное структурно - логическое единство.  В нашем коллективе - это «Звездочка»  конструкторско-технологической деятельности и проектирования на основе которой мы строим учебный процесс;                                                                                                   

3) выполняет системообразующую функцию формирования УУД .                                                                                          

Каждый опытный педагог, работающий в технических кружках имеет большое накопление своих методических, дидактических пособий и разработок, которыми он постоянно руководствуется при работе с детьми и которые помогают системно подойти к учебному процессу и формировать УУД (это памятки, схемы, таблицы, алгоритмы, технологические карты и тому  подобные дидактические материалы есть ни что иное как свод основных правил формирования метапредметов и, которыми мы, уважаемые коллеги, всегда руководствовались и руководствуемся).

У нас такие материалы разведены на четыре блока: информационно - культурологический, алгоритмический, конструкторско-исследовательский, методический;

4) техническое творчество объединяет то, что делается в отдельных школьных предметах для формирования УУД, так как позволяет применять и отрабатывать получаемые метапредметные знания и умения  на практике, а метапредметные практические навыки - это есть  метапредметные КОМПЕТЕНЦИИ.

Роль дополнительного образования неоспорима. А Логика формирования УУД у обучающихся, занимающихся техническим творчеством помогает им достичь метапредметных результатов.

Исходя из своего опыта  работы в кружке начального технического моделирования, я определенно могу сказать какие УУД вырабатываются у моих воспитанников не зависимо над каким  изделием они работают, причем  не отдельно, а в логическом единстве  дополняют друг  друга и направлены на формирование Я - позиции.

1)Используя имеющиеся у школьников знания, мотивирую их на самостоятельную работу и изготовление простейших технических моделей и открытие новых знаний и будущий успех, вывожу ребят на позицию «Я - хочу, смогу, сделаю». Это помогает им нацелиться, применить волевое усилие над собой, не бояться ошибок, осмыслить необходимость познания в области техники. Так закладываются основы формирования личностных УУД и своей Я - позиции: Я - Личность.

2)Далее подвожу ребят к осознанию, что их знаний и умений далеко не хватает для изготовления модели (т.к. требует не только работу по шаблону, но и знаний исторических, технических характеристик; умений изготовления  деталей и работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями). А значит вместе с детьми делаем вывод, что необходимо получить дополнительную информацию из различных источников: Интернета, журналов, бесед со взрослыми, занятий в кружке. Главное, чтобы дети умели понимать  главное и после  изготовления модели могли презентовать свое творение.

А Педагогу творческую Инициативу надо поощрять и поддерживать! Так формируются основы познавательных УУД и своей Я позиции: Я - и окружающий предметный мир.

3) Регулятивные УУД успешно формируются, когда у ребят сохраняется мотив, желание творить, создавать своими руками различные технические модели (простейшие модели грузовиков, самолетов, судов, легковых автомобилей и др.), а значит им надо помочь стать конструкторами своего дела. Направляю их на конструкторский путь изготовления модели, тут же раскрываю неактуальность пути проб и ошибок и к чему он ведет. С моей помощью ставим общую цель(н-р: «Изготовить модель самоходного грузовика марки…, далее дети конкретизируют цель исходя из своего выбора). Задачи для детей определяются из логики и планомерности ответов на вопросы: «С чего лучше начать работу?», «Что нужно сделать в первую очередь» и т.д. Так формируется внутренний план работы. В ходе изготовления модели дети знакомятся с памятками культуры трудовых действий, алгоритмом работы над изделием, общими требованиями к  изделию, технологическими картами.

Здесь главное, чтобы теория не была «сухой» и надоедливой. Применение различных приемов активизации - необходимое условие для формирования всех УУД. И, если у вашего воспитанника успешно формируются  регулятивные УУД, значит, закладывается фундамент Я - позиции: «Я - творчество».

4)Коммуникативные УУД активнее формируются  при работе в парах, группах  коллективе.

 При индивидуальной работе по изготовлению модели ученик учится слушать и слышать педагога, учитывать мнение других ребят, грамотно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. Приемы самоконтроля, взаимоконтроля помогают кружковцам во время увидеть допущенные ошибки и исправить их.

А конкурсы и соревнования по начальному техническому творчеству усиливают формирование  коммуникативных метапредметных результатов. Поэтому своих  кружковцев я  уже в октябре,  знакомлю с планом городских и областных мероприятий по техническому творчеству, где ребята должны работать командой, а значит  совместно обсудить предложенную тему, выслушать мнение каждого, иметь свою точку зрения. Логическим следствием формирования коммуникативных УУД в нашем объединении « Начальное техническое моделирование» является мое отношение к своим воспитанникам: «Нет не талантливых ребят, каждый талантлив по - своему». Так закладываются основы Я - позиции ученика : «Я - ЧЕЛОВЕК!».

И неважно, каким творчеством занимается ребёнок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Всё пригодится, и всё поможет потом в любой взрослой профессиональной  и не профессиональной жизни.