Формирование семейных ценностей во внеурочной деятельности по музыке
МКОУ «Средняя школа №1 имени А.М.горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
Формирование семейных ценностей во внеурочной деятельности по музыке
Русаева Светлана Николаевна
учитель музыки
В настоящее время в образовательных учреждениях уделяется большое внимание вопросу формирования представлений о семье и семейных ценностях у учащихся. Обусловлено это, прежде всего, тем, что этот год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В современном обществе особое место среди важнейших проблем заняла тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей. Знаменательно, что время нового века формирует общество на фундаменте «здоровья семьи» – во всем объеме и богатстве этого значения. В связи с этим возрастает и роль учителя, на плечи которого ложится задача знакомить детей с теми ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее
Музыкальное искусство в педагогике является эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, поэтому формирование семейных ценностей у учащихся посредством музыкальной деятельности в школе на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях состоит в том, чтобы сформировать у детей образ семьи, семейных ценностей и традиций, роли семьи для человека и т. д. Цель, которую мы решаем, заключается в создании условий для формирования семейных ценностей школьников на внеурочных занятиях по музыке. Почему именно музыка является выбором в решении данной цели?
В русских семьях некогда существовали богатейшие традиции музыкального воспитания, но в настоящее время, как мы видим, они практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее, некоторые музыкальные традиции из прошлых веков еще существуют, и мы целенаправленно поддерживаем их на музыкальных занятиях. Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности, которые я предлагаю школьникам с целью формирования семейных ценностей. Исполнение колыбельных песен – одно из направлений, которые мы реализуем на уроках музыки. Сколько ласковых слов и нежности находит мама, баюкая своего малыша, отражается любовь к ребенку в ее песне. Учащимися был разработан учебный проект о колыбельных песнях, к работе над которым они привлекли и своих мам и бабушек. Узнавали различные колыбельные песни, которые являлись традиционными в их семьях, историю возникновения этих колыбельных песен и появления их в семьях – кто научил их петь мам и бабушек. Был составлен целый альбом семейных колыбельных песен.
Исполнение песен является неотъемлемой частью любого урока музыки и наших внеурочных занятий. Дети любят петь, благодаря песням они переживают, радуются, волнуются, огорчаются, т.е. них формируются чувства. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи. Однако мы привлекаем их к исполнению песен вместе с детьми на школьных праздниках, досугах. Традиционными в моей работе стали совместные родительские собрания родители+ученики, первая часть которых – это конкурсная игровая программа, где в том числе включены и музыкальные этапы: дети вместе с родителями угадывают песни по начальным нотам, по словам, ребусам, загадкам; исполняют их дуэтом или группой. Такие собрания мы проводим накануне праздников Дня матери, например, или Дня отца. Ярко и наглядно выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека позволяет организация и проведение подобных музыкально-развлекательных мероприятий.
К семейным традициям относятся и праздники, поэтому мы проводим, совместные семейные посиделки, семейные праздники, развлечения, которые позволяют подключить родителей учеников к нашей внеурочной деятельности. Традиционные праздники – Осенины, новый год, Масленица – это те мероприятия, которые не обходятся у нас без участия родителей. Незабываемые радостные моменты, особое настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.
Одной из тем, выбранных моими учениками для исследовательского проекта, стала тема песен военных лет, для работы над которой они обратились к своим прабабушкам, прадедушкам, выясняли – какие песни звучали во время войны и вообще было ли это уместно, размышляли – а было ли место песням на войне?
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии школы и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Таким образом, музыкальная деятельность в школе обладает огромным потенциалом для формирования семейных ценностей учащихся. Реализуя на музыкальных внеурочных занятиях работу по формированию семейных ценностей у детей, мы обеспечиваем не только формирование образа семьи и представлений семейных ценностей, но и воспитываем чувства сопереживания, любви, взаимопомощи, доверия, которые характеризуют крепкую семью.