Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.02.2025 г.
Всероссийская викторина по истории Специальной военной операции «Правда, совесть, честь…»
12.02.2025 г.
VIII Всероссийский социально-патриотический конкурс, посвящённый истории войны в Афганистане 1979-...
11.02.2025 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши») «Самый лучший папа...
11.02.2025 г.
Всероссийская историческая викторина «Русь сотрясали годы смуты...»
11.02.2025 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
11.02.2025 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая образу отца в классической литературе и отцам,...
11.02.2025 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова «Поэт...

Формирование семейных ценностей во внеурочной деятельности по музыке

МКОУ «Средняя школа №1 имени А.М.горького» городского округа город Фролово Волгоградской области

 

Формирование семейных ценностей во внеурочной деятельности по музыке

 

Русаева Светлана Николаевна

учитель музыки

 

В настоящее время в образовательных учреждениях уделяется большое внимание вопросу формирования представлений о семье и семейных ценностях у учащихся. Обусловлено это, прежде всего, тем, что этот год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В современном обществе особое место среди важнейших проблем заняла тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей. Знаменательно, что время нового века формирует общество на фундаменте «здоровья семьи» – во всем объеме и богатстве этого значения. В связи с этим возрастает и роль учителя, на плечи которого ложится задача знакомить детей с теми ценностями, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее
Музыкальное искусство в педагогике является эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, поэтому формирование семейных ценностей у учащихся посредством музыкальной деятельности в школе на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях состоит в том, чтобы сформировать у детей образ семьи, семейных ценностей и традиций, роли семьи для человека и т. д.  Цель, которую мы решаем, заключается в создании условий для формирования семейных ценностей школьников на внеурочных занятиях по музыке. Почему именно музыка является  выбором в решении данной цели?
 В русских семьях некогда существовали богатейшие традиции музыкального воспитания, но в настоящее время, как мы видим, они практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее, некоторые музыкальные традиции из прошлых веков еще существуют, и мы целенаправленно поддерживаем их на музыкальных занятиях. Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности, которые я  предлагаю школьникам с целью формирования семейных ценностей. Исполнение колыбельных песен – одно из направлений, которые мы реализуем на уроках музыки. Сколько ласковых слов и нежности находит мама, баюкая своего малыша, отражается любовь к ребенку в ее песне. Учащимися был разработан учебный проект о колыбельных песнях, к работе над которым они привлекли и своих мам и бабушек. Узнавали различные колыбельные песни, которые являлись традиционными в их семьях, историю возникновения этих колыбельных песен и появления их в семьях – кто научил их петь мам и бабушек. Был составлен целый альбом семейных колыбельных песен.
Исполнение песен является неотъемлемой частью любого урока музыки и наших внеурочных занятий. Дети любят петь, благодаря песням они переживают, радуются, волнуются, огорчаются, т.е. них формируются чувства. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи. Однако мы привлекаем их к исполнению песен вместе с детьми  на школьных праздниках, досугах. Традиционными в моей работе стали совместные родительские собрания родители+ученики, первая часть которых – это конкурсная игровая программа, где в том числе включены и музыкальные этапы: дети вместе с родителями угадывают песни по начальным нотам, по словам, ребусам, загадкам; исполняют их дуэтом или группой. Такие собрания мы проводим накануне праздников Дня матери, например, или Дня отца. Ярко и наглядно выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека позволяет организация и проведение подобных музыкально-развлекательных мероприятий.
К семейным традициям относятся и праздники, поэтому мы проводим, совместные семейные посиделки, семейные праздники, развлечения, которые позволяют подключить родителей учеников к нашей внеурочной деятельности. Традиционные праздники – Осенины, новый год, Масленица – это те мероприятия, которые не обходятся у нас без участия родителей.  Незабываемые радостные моменты, особое настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.
Одной из тем, выбранных моими учениками для исследовательского проекта, стала тема песен военных лет, для работы над которой они обратились к своим прабабушкам, прадедушкам, выясняли – какие песни звучали во время войны и вообще было ли это уместно, размышляли – а было ли место песням на войне?
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии школы и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Таким образом, музыкальная деятельность в школе обладает огромным потенциалом для формирования семейных ценностей учащихся. Реализуя на музыкальных внеурочных занятиях работу по формированию семейных ценностей у детей, мы обеспечиваем не только формирование образа семьи и представлений семейных ценностей, но и воспитываем чувства сопереживания, любви, взаимопомощи, доверия, которые характеризуют крепкую семью.