Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Формирование навыков интонации» Тренинг

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

Шелеховского района "Центр творчества" Иркутской области

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

(тренинг по формированию навыков интонации)

 

Нестер Татьяна Андреевна

Должность педагог дополнительного образовании

Имеющаяся квалификационная категория   высшая

                

 

 

2020г.

 

Цель: Активизировать внимание обучающихся к звучащему слову, к развитию его интонационного богатства, как средству эффективной коммуникации.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с некоторыми эффективными упражнениямиголосового тренинга, воспитывающих интонационную выразительность речи
  • Мотивировать их к самостоятельной работе над культурой речи

Место проведения: конференц-зал

Ход занятия :

Творческий полукруг.

Введение.

Сценический голос — это превосходно разработанный, удивительный «инструмент» драматического актера. Совершенный, он звучит легко и сильно, красиво и выразительно. Выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сценический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний. Вот почему сделать голос сценическим хотят не только профессиональные актеры, но и те, чья профессия непосредственно связана со словом: учителя и лекторы, дикторы и комментаторы...
      Однако работа над голосом — дело тонкое, сложное, трудоемкое, требующее определенных знаний, сегодня я  представлю вам некоторые упражнения голосового тренинга, которые помогают укрепить, развить и обогатить голос.

      Интонация представляет собой один из важнейших ком­понентов речи.

Интонация (от лат. Intono – громко произношу) – выражает мысль, позицию, чувство говорящего через многообразие  её составных  элементов: диапазон, сила голоса, темп речи, характер произнесения звуков, слов, фраз, искусство тембрирования,  логические и психологические паузы и т.д.

      Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов. Проверим?

Встаньте, пожалуйста! Давайте попробуем простое  слово  «Здравствуйте»   сказать:

  • ехидно,
  • приветливо,
  • мрачно,
  • ласково,
  • равнодушно,
  • высокомерно.
  • радушно

-Спасибо, садитесь.

         Ударение как компонент интонации

Логическим ударением называется выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе.

   Фраза «сегодня началась аттестационная сессия»  может быть произнесена

 с логическим ударением на каждом слове, и каждое произнесение будет

 передавать определенный оттенок значения.

Давайте с вами проверим,  верно, ли сказанное. Встаньте, пожалуйста,

напротив друг друга. Первая группа будет спрашивать, а вторая им отвечать:

1. - Сегодня началась аттестационная сессия?

-Да! Сегодня началась аттестационная сессия!

2. -Сегодня началась аттестационная сессия?

-Да! Сегодня началась аттестационная сессия!

3. Сегодня началась аттестационная сессия!

-Да! Сегодня началась аттестационная сессия!

4. Сегодня началась аттестационная сессия?

- Да! Сегодня началась аттестационная сессия!

Мелодика как компонент интонации

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. Чтобы уметь хорошо "рисовать" голосом мысль, надо развивать диапазон голоса. Чтобы научиться легко понижать  или повышать тон  голоса, надо начинать говорить на среднем тоне ("центре" своего голоса) 

       Центр голоса – это та высота голоса, которой пользуется человек в процессе речи. Задача каждого человека заключается в том, чтобы эту среднюю высоту голоса  совершенствовать с помощью голосовых тренингов до более высокого диапазона.

   Попробуем!  Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы  попробуем найти в группе центр голоса. Для этого представим, что во рту у нас горячая картошка  со звуком «М-м-мм» найдем удобный звук в среднем регистре.

Произнесем

Упражнение "Этажи":

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчи­тывая пройденные:

                                                                                                         и шестой этаж...

                                                                                          и пятый этаж,

                                                                 и четвертый этаж,

                                               и третий этаж,

                         и второй этаж,

и первый этаж                         

Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр. Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

                      и пятый этаж,

                                         и четвертый этаж,

                                                                  и третий этаж,

                                                                                        и второй этаж,

                                                                                                          и первый этаж.

Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обя­зательно держите его в высокой позиции—на "опоре" (на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Тембр как компонент интонации.

Тембральная окраска речи зависит  частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр или  высокий, пронзительный голос), частично регулируется в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи.

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость…

Общаться друг с другом будете при помощи знакомой всем с детства скороговорки  «Про греку»:

Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека цап!

    Попробуем проиграть жизненную  ситуацию. Представьте себе такую картину: поздний вечер, мужа нет дома, ревнивая жена нервно ходит по комнате. Звонок.

Группа на группу:

Ты где был? (грозно)     - Ехал грека через реку?
На работе?! (недоуменно)   - Видит грека - в реке рак?!

А  почему от тебя пахнет незнакомым парфюмом?  (с подозрением)

- Сунул грека руку в реку?
Я купил тебе духи! (с радостью)- Рак за руку грека цап!

Молодцы!

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость… Это придаст вашему голосу особый колорит.

    В рамках данного мастер класса я не могу охватить все составляющие компоненты интонационной выразительности. Заинтересовавшись, вы  сами сможете найти материал и поработать над выразительностью своей речи.

     В заключении хочу обратить ваше внимание на то, что голос это инструмент. А инструмент необходимо  держать в чистоте и порядке.

Курение, частые простудные заболевания вредят  и ослабляют его.

      Голос нужно беречь, не напрягать, учитывая его возможности.

Но, главное, его надо развивать.

Рефлексия: Скажите, пожалуйста, была ли тема мастер-класса  для вас актуальна? Получили  ли вы сегодня  новые знания по данной теме?

С. Волконский писал: «Голос – одежда, интонация – душа речи».

     Работайте над собой, совершенствуйте свою речь и тогда голос станет вашим другом и помощником в жизни. Спасибо за работу!

 

Педагог дополнительного образования                               Т.А.Нестер

Используемая литература :

Репертуар художественной самодеятельности
З. Савкова «Как сделать голос сценическим»
"Искусство", 1968 г.