Формирование и развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Формирование и развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Перкова Светлана Викторовна,
Музыкальный руководитель МДОУ ДС
Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба
Свинухова Ирина Юрьевна,
Музыкальный руководитель МДОУ ДС
Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба
Музыка - мир ярких в звучании красок, которые передают всю глубину чувств, эмоций и, конечно же красоту всей нашей жизни. Можно сказать, что музыка украшает человека и человек украшает музыку. Музыкальный человек - очень красив, только потому, что он соединился с музыкой.
Особенно большую радость приносит музыка детям. И чем раньше ребёнок её услышит, тем более его будет тяготить к ней.
Уже с раннего детства, у ребёнка можно заметить музыкальные способности, а также увидеть, каким он обладает природным музыкальным слухом. Конечно, при развитии музыкального слуха занятиями и игрой, можно добиться больших результатов.
Давайте разберёмся, какие бывают виды и разновидности музыкального слуха?
Различают несколько видов музыкального слуха:
-Абсолютный
-Относительный
-Внутренний
-Интонационный
-Ладовый
-Полифонический
-Гармонический
-Ритмический
-Тембровый
-Фактурный
-Динамический
Мы хотим остановиться, на некоторых разновидностях музыкального слуха, которые наиболее важны для развития ребёнка, а также взрослого человека.
Тембровый, динамический и ритмический слух - разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Он развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, а также при игре на детских музыкальных инструментах. При развитии музыкального слуха у ребёнка появляется способность целостно и активно воспринимать музыку, а слушая и исполняя музыку, ребёнок воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски инструментов.
Динамический слух – это умение различать и представлять все динамические оттенки звучания, от p (пиано) - значит тихо, до f (форте)- громко. А также слышать последовательность звуков, где каждый последующий звук будет звучать чуть громче предыдущего или чуть тише. Звуки окружают нас повсюду и нам необходимо их различать. А как это сделать? С помощью окраски звучания – тембра.
Тембр – это основа музыки, поэтому необходимо с раннего детства развивать у детей тембровый слух, чтобы их жизнь в дальнейшем была яркая и красочная, чтобы дети вырастали творческими и тонкими людьми. Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий. Если на земле найдется человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звук регистра в нашем воображении окрашивают чаще всего прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать тембру еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.
Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.
Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания. Тембровый слух развивается у детей среднего и старшего дошкольного возраста не только при игре инструментах и пении сольно, в дуэте, трио или в оркестре, но и тогда, когда они инсценируют и импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют музыкой подходящие стихи, а также когда играют роли в музыкальном театре. Это всё им приносит радость, и они получают положительные эмоции.
С огромным удовольствием дети играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам с помощью музыкальных игрушек-инструментов, танцуют и уже подсознательно у них развивается ритмический слух. Они слышат ритм в музыке.
А что же такое ритм?
Ритмический слух (чувство ритма) – умение чувствовать ровный метр — пульс произведения и создавать временное пространство — организацию музыкального движения в произведении. Задания для детей, для развития ритмического слуха, могут быть самыми разными. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом, ребёнком, а также могут и сочинить свой, и предложить его исполнить музыкантам в оркестре. К ритмическому рисунку можно придумать слова, сюжет, атрибутику. Целесообразно применять для развития ритмического слуха - дидактические игры. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме, проявить творческую активность, желание найти неизвестное, более глубже, проникнуть в мир музыки.
Музыка помогает обеспечить формирование личности, разностороннему развитию его, становится источником его знаний и социального опыта. А самое главное даёт нашим детям ключ к постижению образного мира красоты и прекрасного.
Библиографический список
Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.
Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. -
Рубан, Т.Г., Петрова, М.Л., Тарасова, К.В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Москва 2000