Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Формирование и развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие  музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Перкова Светлана Викторовна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

Свинухова Ирина Юрьевна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

Музыка - мир ярких в звучании красок, которые передают всю  глубину чувств, эмоций и, конечно же красоту всей нашей жизни. Можно сказать, что  музыка украшает человека и человек украшает музыку. Музыкальный человек - очень красив, только потому, что он соединился с музыкой.

Особенно большую радость приносит музыка детям. И чем раньше ребёнок её услышит, тем более его будет тяготить к ней.

Уже с раннего детства, у ребёнка  можно заметить музыкальные способности, а также  увидеть, каким он обладает  природным музыкальным слухом. Конечно, при развитии музыкального слуха занятиями и игрой, можно добиться больших результатов.

Давайте разберёмся, какие бывают виды и разновидности музыкального слуха?

Различают несколько видов музыкального слуха:

-Абсолютный

-Относительный

-Внутренний

-Интонационный

-Ладовый

-Полифонический

-Гармонический

-Ритмический

-Тембровый

-Фактурный

-Динамический

Мы хотим остановиться, на некоторых разновидностях музыкального слуха, которые наиболее важны для развития ребёнка, а также взрослого человека.

Тембровый, динамический и  ритмический слух - разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Он развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, а также при игре на  детских музыкальных инструментах. При развитии музыкального слуха  у ребёнка появляется  способность  целостно и активно воспринимать музыку, а слушая и исполняя  музыку, ребёнок воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски инструментов.

Динамический слух – это умение различать и представлять все динамические оттенки звучания, от p (пиано) - значит тихо, до f (форте)- громко. А также слышать последовательность звуков, где каждый последующий звук будет звучать чуть громче  предыдущего или чуть тише. Звуки окружают нас повсюду и нам необходимо их различать. А как это сделать? С помощью окраски звучания – тембра.

Тембр это основа музыки, поэтому необходимо с раннего детства развивать у детей тембровый слух, чтобы их жизнь в дальнейшем была яркая и красочная, чтобы дети вырастали творческими и тонкими людьми. Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий. Если на земле найдется человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звук регистра в нашем воображении окрашивают чаще всего прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать тембру  еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.

Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания. Тембровый слух развивается у детей среднего и старшего дошкольного возраста не только  при игре инструментах и пении сольно, в дуэте, трио или в оркестре, но и тогда, когда они инсценируют и импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют музыкой подходящие стихи, а также когда  играют роли в музыкальном театре. Это всё им приносит радость, и они получают положительные эмоции.

С огромным удовольствием дети играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам с помощью музыкальных игрушек-инструментов, танцуют и уже подсознательно у них развивается ритмический слух. Они слышат ритм в музыке.

А что же такое ритм?

Ритмический слух (чувство ритма) – умение чувствовать ровный метр — пульс произведения и создавать временное пространство — организацию музыкального движения в произведении. Задания для детей, для развития ритмического слуха, могут быть самыми разными. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом, ребёнком, а также могут и сочинить свой, и предложить его исполнить музыкантам в оркестре. К ритмическому рисунку можно придумать слова, сюжет, атрибутику. Целесообразно применять для развития ритмического слуха - дидактические игры. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме, проявить творческую активность, желание найти неизвестное, более глубже, проникнуть в мир музыки.

Музыка помогает обеспечить формирование личности, разностороннему развитию его, становится источником его знаний и социального опыта. А самое главное даёт нашим детям ключ к постижению образного мира красоты и прекрасного.

Библиографический список

Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.

Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. -

Рубан, Т.Г., Петрова, М.Л., Тарасова, К.В. Синтез.  Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Москва 2000