Эссе «Дорога в школу, дорога домой» Селиванова Александра Николаевна
МБОУ Балаганская СОШ№2
Балаганского района Иркутской области
Селиванова Александра Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Дорога в школу, дорога к себе
Я иду на урок посреди неразбуженных улиц.
Тихо падает дождь, заливая канавки дорог.
А ребята, наверное, только проснулись –
Я иду на урок.
Я иду на урок, я пока ещё точно не знаю,
Что за день предстоит, где начало его, где итог…
Но за счастьем иду, это я уже давно понимаю.
Я иду на урок. Никого, только листья немножко.
Вот знакомая дверь, удивительный школьный порог.
Ничего нет дороже, конечно же, нету дороже.
Я иду на урок!
Всё, пора выходить! Сегодня прекрасная погода, до школы идти минут двадцать, тридцать, и есть время подумать. Скоро праздник «День матери», и мы с моим 7 « б» классом будем готовиться к концерту. Очень помогает, конечно, домашний компьютер. Тут тебе и музыкальная студия, и библиотека, и театр, и огромный банк музыки, да чего в нём только нет. Надеюсь, что в этот раз у нас получится здорово, как на празднике «Мисс осень!» Тогда наше выступление длилось более часа, и после каждого номера не утихали аплодисменты. Есть у нашего класса тайное местечко –берёзовая роща. Посетив однажды этот уголок, дети стремятся туда вновь и вновь. А потом фото на память. Это незабываемо! Такие прогулки не только развивают наблюдательность, дают стимул к творчеству, но и вызывают потребность бережного отношения ко всему живому на Земле. Я должна стараться, чтобы таких памятных моментов в жизни моих ребятишек было как можно больше, ведь яркие впечатления школьных дней остаются надолго. И пусть даже через много лет в их памяти сохранятся наши школьные праздники, походы, прогулки в осенний и зимний лес, концерты, фестивали. А если и всплывут где-то горестные воспоминания, то обязательно в мягких красках, да и то мимолётно. Горько слышать, когда иной ученик плохо отзывается о школе, значит, где-то мы, педагоги не поняли детскую душу. Школа должна быть доброй. Сегодня в 10 классе зачёт по литературе. Заканчивается ещё одна тема. Ребята показывают своё умение размышлять о жизни, делают нравственный выбор. Я очень надеюсь, что эти знания пригодятся им в жизни. Так, сегодня факультатив в 7 классе, а значит, вернусь домой поздно. У ребят глаза заблестели, включаются в разговор после просмотренного фильма «Уроки французского» по рассказу В.Г.Распутина. Проверить сочинение –описание «Золотая осень» . Работы на сегодня много: сделать отчёт по дежурству, нужно выпустить очередной номер школьной газеты, а учащимся 5 класса подготовить проекты с использованием компьютерных технологий. Так что в компьютерном классе сегодня будет многолюдно. И обязательно нужно сделать так, чтобы мои ученики проявляли как можно больше самостоятельности, не шли по проторенным путям, а пробовали, ошибались, искали… Веди истину нельзя дать, каждый должен найти её сам! Вот я и в школе. Здравствуйте, ребята. При виде весёлых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного дня. Первый урок литературы. Настоящий, в моём понимании, урок – это 45 минут непрерывного поиска, напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя технологией урока, в котором важно всё: внешний облик учителя (его глаза, его взволнованность и увлечённость), нечто персональное для каждого ученика (область исследования, письмо-приглашение к участию в обсуждении темы урока, творческое задание побеседовать с писателем, придумать диалог с героем). Первое, что я могу утверждать: учитель должен строить свое отношение к детям, не как к ученикам, а как к людям. Если учитель не видит в учениках людей, то, каково его влияние. На мой взгляд, наиболее распространенное нарушение в этике поведения учителя следующие: обращение к ученику не по имени, отсутствие извинений в случае оплошности учителя, приказной характер распоряжения учителя: «Откройте тетради!», «Пишите!», «Встаньте!» Без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста»; невнимание к ответу ученика, прерывание его речи, беседа с другими во время ответа. А известный учитель словесник Е. Ильин говорил: «Горькая минута урока – пустые глаза ученика». Кто виноват в таких горьких минутах урока? Часто на уроке два варианта ответа у нас, у школьников на вопрос – «да» или «нет». Каждый урок - как премьера, во время которой под влиянием слова, музыки, жеста рождаются чувства сопереживания и перевоплощения. И здесь ученик - и зритель, и участник, и творец, получающий заряд эмоций и энергии для восприятия темы. Своеобразными инструментами для развития творческого потенциала личности являются творческие исследования, групповые, индивидуальные, опережающие задания. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» о чём? О грозе? Но грозы не бывает одновременно с дождём, солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц! Любое мнение имеет место, если оно может быть подтверждено текстом. Ценность любой точки зрения не в истинности, а в доказательности. Например, сочинение на тему «Кто подпишет некролог на смерть Некрасова, Тургенева, Куприна? » требует от ученика знание эпохи, отношения между современниками, личности писателя. Или другое: «Твоя поэтическая композиция по лирике Марины Цветаевой с кратким комментарием» в 11 классе. Вызывает интерес тема «Юбилейный сборник произведений писателя», «Цветовая гамма сборника А.Ахматовой», составленный учеником. От ученика, выступающего в роли составителя, автора вступительной статьи, требуется многое: знание творчества писателя, умение видеть смысл искусства. «Время суток в поэзии А.Блока» в 8 классе, «Мотив бессонницы в лирике Цветаевой». Автор сам не даёт в тексте однозначного ответа, играя с читателем. Читательской активности, артистических наклонностей требуют задания такого характера:
-нарисовать рекламу прочитанной книге, обложку, плакат;
-устроить вернисаж иллюстраций;
-придумать экслибрис к домашней, школьной библиотеке А.С.Пушкина;
-составить послание литературному герою, эпохе;
-хвалебное письмо Державину.
Излагать свои мысли, размышлять, искать ответы на нерешённые вопросы помогают ребятам и различные типы уроков: заседание «круглого стола», заочная экспедиция, творческая лаборатория, путешествие с героем, «визитная карточка» героя, урок-портрет, урок-собрание. Да, стать мастером нелегко. Выход пока один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ –искать, может быть, всю жизнь, но всерьёз. Значит, нужно научить их думать. Задача учителя – воспитать читателя. Самое главное – это умение сформировать вопрос, а не дать ответ. Умение увидеть проблему. Ответы на уроке мы ищем вместе: думаем, спорим, ошибаемся… Учитель литературы не учит в строгом смысле слова. Аксиом в литературе нет. Есть текст и множество его толкований. Надо лишь подсказать ребятам путь поиска. Ну а поиск неожиданного решения всегда заразителен. Литературное наследие так огромно, что начинающий путник в этом мире может растеряться. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой: не выдохлась ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся в твоём тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы и желания «сердце отдавать детям». Я постоянно задаю себе вопросы, отвечая на которые я лучше понимаю себя, людей и мир. Обязательно записываю неожиданные повороты, открытия и находки учеников, а на уроке благодарю за нестандартные мысли. Самая большая похвала и самая высокая оценка для детей - это крепкое пожатие руки. Без слов. Меня тянет к ребятам, к моим ученикам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам, вместе с ними переживаю неудачи, радуюсь успехам. Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. С годами я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее , что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал К.Ушинский, «только личность может воспитать личность». Счастье учительское, судьба учительская… Вот уже 34 года я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем. Судьба…Скажу ли ей я спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребёнок вдруг восклицал: «Получилось!» Обретал веру в себя. Победа ребёнка становится и моей победой, его радость - моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание моё –нести любовь и радость»