Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Элективный курс "Речь и этикет будущего офицера"

Элективный курс

для 10 класса

«Речь и этикет будущего офицера»

 

 

 

Ищук Ирина Николаевна, учитель русского языка

и литературы МБОУ ВКШ им.А.В.Суворова, высшая квалификационная категория,

                                      домашний адрес: г.Воронеж,            ул.Димитрова, д.8, кв.44,

 тел.:8-960-123-98-68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения. В последнее время очень актуальным является вопрос культуры общения и поведения в подростковой и юношеской среде. Так как обучение в МБОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова» ведется на III ступени обучения в рамках оборонно-спортивного профиля и большинство ребят собирается связать свою жизнь с армией, то очень важно привить учащимся основы воинского этикета, культуры речевого общения.

Данный элективный курс знакомит с историей возникновения воинского этикета, правилами служебных и не служебных взаимоотношений в воинском коллективе, формами общения друг с другом, ритуалами ношения одежды и воинских атрибутов. Его роль - повысить уровень культурной грамотности будущих офицеров и ребят, не планирующих связать свою жизнь с армией.

Элективный курс рассчитан на 34 часа  (1 час в неделю).

 Цели курса:

1. Дать основы этикетных формул, сформировать умение правильно использовать их в общении.  

2. Формировать уважительное отношение к воинской форме одежды, к воинским ритуалам.

3. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению  искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.

Основные задачи курса:

1) Познакомить с основами воинского этикета.

2) Познакомить с правилами ношения военной формы одежды, с правилами проведения воинских ритуалов.

3) Научить выявлять черты характера человека на основе наблюдений над его речевыми особенностями.

4) Сформировать умение правильно анализировать поведение человека, его речь и давать этому оценку. 

5) Научить использовать различные языковые средства, с помощью которых человеку можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения, а будущему командиру - с подчиненными.

6) Научить правильно употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности.

Основные принципы отбора содержания

1. Доступность информации.

2. Занимательность материала.

3. Соответствие возрастным, психолого-физиологическим особенностям учащихся.

Основные формы организации обучения

1. Групповая

2. Индивидуальная

3. Коллективная

Методы обучения

1. Репродуктивный:

- словесный (беседа)

- наглядный (презентация)

2.Проблемный:

- постановка проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план элективного курса

«Речь и этикет будущего офицера»

Тема

Формы работы

Формы контроля

1.

Основы воинского этикета

Беседа.

 

2-3.

Кодекс чести офицера

Составление кодекса чести кадета. Работа в группах.

Примеры соблюдения кодекса чести офицера из к/ф, книг.

4.

Военные суды чести

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.

Анализ проблемных ситуаций

5.

Отношения начальника и подчиненного

Ролевая игра.

Составление ситуации по теме

6.

Приветствие

Ролевая игра.

Подбор примеров из художественной литературы по теме.

7.

Честь военного мундира

Сообщения учащихся

Подбор примеров из художественной, исторической  литературы по теме.

8.

Этикет для кадетских корпусов

Сообщения учащихся

Защита проектов

9.

 Строевой этикет

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.

Памятка «Как вести себя в строю»

10.

Соблюдение правил ношения военной формы одежды

Беседа. Заочное путешествие по родам войск.

Тренинг «Правила ношения военной формы одежды»

11.

Внешний вид. Гражданская мужская одежда.

Лекция. Сообщения учащихся.

Тренинг «Правила ношения гражданской формы одежды»

12.

Этикет соблюдения мер безо­пасности и сохранения здоровья

Сообщения учащихся.

Тест «Меры безопасности при ЧС»

13.

Этикет воинского быта

Анализ художественных текстов.

Анализ художественных текстов.

14.

Этикет воинских ритуалов

Лекция.

Защита проектов

15.

Ситуативный этикет

Ролевая игра.

Создание ситуации по темам, предложенным учителем

16.

Рыцарское поведение

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.

Размышление  «Уместно ли рыцарское поведение сегодня?»

17.

Прием гостей. Сервировка стола.

Ролевая игра.

Анализ ситуаций

18.

Правильное поведение за столом

Ролевая игра.

Памятка «Как веси себя за столом»

19.

Что и как есть?

Лекция. Сообщения учащихся.

Защита проектов

20.

Коммуникативная составляющая - важный компонент профессиональной культуры военного специалиста

Беседа.

Самостоятельная работа «Приемы коммуникативного воздействия офицера  на подчиненного»

21.

Официальные отношения и документы, их обеспечивающие: приказы, инструкции, уставы

Лекция.

Знакомство с основными  правилами оформления деловых бумаг

22.

Воинский речевой этикет

Беседа.

Эссе «Приемлемы ли жаргонизмы и ненормированная лексика в армии?»

23.

Формулы речевого этикета

Работа в группах «Составление формул речевого этикета»

Анализ работ «Формулы речевого этикета»

24.

Педагогическая направленность общения офицера

Беседа.

Рассуждение  «Офицер – это тоже воспитатель?»

25.

Ораторское мастерство офицера

Сообщения учащихся.

Тест «Умеете ли вы повести за собой?»

26.

В чем состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений?

Ролевая игра.

Подбор примеров из художественной, исторической  литературы по теме.

27.

Искусство вести дискуссию.

Сообщения учащихся.

Анализ проблемных ситуаций

28-29.

Конфликты и пути их разрешения

Беседа. Решение проблемных ситуаций.

Анализ проблемных ситуаций.

30-34.

Культура речи. Практикум

Ролевая игра.

Составление речи на конкретную тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание изучаемого курса

Основы воинского этикета (1час). Первый кодекс советской военной этики - книжка красноармейца (1918 год). Один из старинных воинских ритуалов -  отдание воинской чести. История этой традиции. Основные требования к  военному человеку согласно этикету.

Кодекс чести офицера (2 часа).  Воинская честь - характерная черта офицера во все исторические эпохи. Воинская честь — честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Честь полка, честь батареи, честь роты. Факторы, способствующие формированию воинской чести. Война — тяжелое испытание для человека.

Военные суды чести (1час). Корпоративная честь офицерского сословия. Учреждение военных судов чести в России.  Поступки, не совместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде  путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации военных.

Отношения начальника и подчиненного(1 час). Правила этикета начальника с подчиненными. Культура начальника, командира, ее проявление в конфликтных ситуациях. Личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде – отличительные черты начальника, уважающего себя и подчиненных. Правила этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Главные составляющие: исполнительность, уважение к старшему по званию, дисциплинированность.

Приветствие(1 час). Воинское приветствие — рыцарская традиция. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отда­вая долг вежливости своему коллеге в военной форме. Правила приветствия. Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым может приветствовать любой (чаще всего тот, кто более воспитан).

Честь военного мундира (1 час). Понятие чести военного мундира. История возникновения понятия «честь воинского мундира». Полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках).

Этикет для кадетских корпусов (1 час). История появления кадетских корпусов. В 1779 году лейб-гвардии Преображенского полка подпрапорщиком Петром Калязиным были составлены «Общие правила этикета для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины». Этими правилами могут следовать и представители нынешнего молодого поколения. О походке, о пристойном положении корпуса, о речах и разговорах, об отношении к службе, о поведении в общественных местах, на официальных мероприятиях.

.Строевой этикет(1 час). Триумфальные шествия в честь побед русского оружия во времена Петра I. Церемония их прохождения. Триумфальные шествия -  предшественники еще одного военного ритуала: военного парада. Порядок проведения полкового смотра.

Соблюдение правил ношения военной формы одежды (1 час). Офицер должен идеально выглядеть со стороны: не помят мундир, начищены сапоги, ботинки. При военной форме не полагается носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это позволяет сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имеет еще и чисто эстетическое значение — не выставляет военного в приземленно-бытовом виде.
            Внешний вид. Гражданская мужская одежда(1 час). Цветовая гамма. Уместность. Парфюмерия. Обувь. Основные требования к внешнему виду: совместимость деталей туалета, умеренность, аккуратность.

Этикет соблюдения мер безо­пасности и сохранения здоровья (1 час). Соблюдение мер безопасности – одна из составляющих несения воинской службы.

Этикет воинского быта(1 час). Быт - своего рода тыл военного человека. Это общий порядок в доме, четкий режим питания и сна, гигиена тела и чистота жилища, взаимопомощь и сотрудничество. Хороший быт нужно создавать совместными усилиями. В семье офицера основную работу по дому, как правило, выполняет жена. Неподготовленность к семейной жизни, отсутствие взаимопомощи в семье и являются причинами роста числа разводов.

Этикет воинских ритуалов(1 час). Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция Российских воинов. Ритуал вручения оружия молодым воинам. В последние годы в Вооруженных Силах установилась традиция - молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Большое место в воинском воспитании отводится ритуалу принятия военной присяги.

Ситуативный этикет(1 час). Поведение в общественных местах. Умение держать себя в рамках – одна из черт культурного человека. Правильное поведение за столом.

Рыцарское поведение(1 час). История рыцарства. Изменение значения понятия  «рыцарь» в современную эпоху (сейчас слово «рыцарь» ассоциируется с понятием «благородство»). Основы рыцарского поведения.

Прием гостей. Сервировка стола(1 час). Гостеприимство   - добрая российская традиция. Правила этикета при приеме гостей:  учитывайте их взаимоотношения друг с другом, приглашайте за несколько дней до намеченной встречи, старайтесь уделить внимание всем гостям. Правила сервировки стола.

Правильное поведение за столом (1 час). Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Основные правила поведения за столом. Знакомство с книгой заповедей для юношества «Юности честное зерцало».

Что и как есть? (1 час). Соблюдение режима дня, правил питания – основа для формирования здорового организма. Соблюдение элементарных правил гигиены – основа здорового образа жизни.

Коммуникативная составляющая - важный компонент профессиональной культуры военного специалиста (1 час).  Коммуникативная составляющая – степень авторитетности офицера, степень влиятельности на подчиненного. Типы коммуникативных позиций.

Официальные отношения и документы, их обеспечивающие: приказы, инструкции, уставы (1 час). Правила оформления деловых бумаг.

Воинский речевой этикет (1 час). Важный элемент культуры военнослужащего - куль­тура речи. Недопустимость сквернословия в речи военных.

Формулы речевого этикета(1 час). Этикет устного и письменного общения. Нормы этикета, приемлемые для всех категорий граждан. Особенности воинского этикета.

Педагогическая направленность общения офицера(1 час). Воспитание, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, должно определять его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Задачи воспитания в армии - сформировать у воинов необходимые духовные качества, отражающие специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение:  тактичность и вежливость, высокий уровень умственной и познавательной деятельности, склонность к новому, активность и стремление к исследованию и познанию, целенаправленность, непримиримость к недостаткам в себе и других, интеллектуальные, художественные, практические, организаторские способности.

Ораторское мастерство офицера(1 час). Умение доступно объяснить подчиненному его обязанности, увлечь за собой – основы ораторского мастерства офицера. Основные приемы ораторского искусства.

В чем состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений? (1 час). Понятие невербального общения. Приемлемость данного вида общения в воинском коллективе.

Искусство вести дискуссию (1 час).  Неизбежность споров в решении жизненных ситуаций. Правила поведения  при проведении дискуссии. Аргументация – одна из составляющих переубеждения соперника.

Конфликты и пути их разрешения (1 час). Понятие агрессии. Формы и методы подавления агрессии.

Культура речи. Практикум (5 часов). Решение проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

1. Главное направление элективного курса – формирование навыков речевого этикета, этикета поведения будущих офицеров.

2. Приемы, методы и формы работы ориентированы на наблюдение за речью, поведением окружающих, а также на формирование правильной жизненной позиции.

3. Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через приобщение к нормам этикета, нормам литературного языка.

4. Материалы данного курса могут быть востребованы в любом общеобразовательном учреждении, т.к. вопросы этикета и культуры общения актуальны в настоящее время.

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны

  • усвоить основные правила воинского этикета;
  • выработать привычку бережного и уважительного отношения как к гражданской, так и к военной форме одежды;
  • сформировать в себе такие качества, как честность, благородство, порядочность в общении со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми;
  • усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
  • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
  • уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;
  • иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

2.Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

3.Гольдин В.Е. Этикет и речь. – Саратов, 1978.

  1. Журавлева Н.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. – Воронеж, 2007.

5.Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. – М: Просвещение,1991.

6. Львова С.И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет».- М.:Дрофа, 2007г.

7.Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

8. Новичихина М.Е., Стернин И.А. Культура делового общения. – Воронеж, 2005.

9. Павлова Л. Г. Психология спора. — Владивосток, 1988.

10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

11.Панкратов В. Н. Культура общения офицера. - М.: Просвещение, 1993.

12.Платонов Б. Н. Воинский этикет. - М.: Просвещение, 1983.

13.Подоляк Я.В. Офицеру об этикете. - М.: Просвещение, 1991.

14.Серых В. Д. Воинские ритуалы. -  М.: Просвещение, 1986 г.

15.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

16.Игры – Обучение, тренинг, досуг…  Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

  1. Мы живём среди людей: Кодекс поведения.  Авт.-сост. Дубровина И.В. – М.: Просвещение, 1989.

18.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

19.Психологический практикум командира. - М.: Просвещение, 1996

  1. http://www.do-oc.ru/