Элективный курс "«Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения"
Элективный курс ««Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»
Автор – учитель русского языка МБОУ СОШ №18 имени В.Я. Алексеева
Хайрисламова Зифа Айнулловна
Обоснование проекта
Курс «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения» призван помочь учащимся 11 классов подготовиться к успешному выполнению непростой задачи – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Теоретические сведения, задания и тренировочные упражнения, представленные в рамках курса позволят старшеклассникам:
- повторить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности;
- определить последовательность анализа исходного текста;
- представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению;
- познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов;
- пополнить словарный запас словами, выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения;
- научиться анализировать исходные авторские тексты в разных аспектах (стилистическом, композиционно-содержательном, орфографическом, пунктуационном, лексическом и т.д.) и создавать собственные тексты;
- познакомиться с основными видами ошибок, которые допускаются выпускниками, и узнать способы их устранения.
Владея различными формами работы по разноаспектному анализу текста, учащиеся имеют широкие возможности для самостоятельной творческой деятельности, получают навыки лингвистического исследования, осуществляют глубокую целенаправленную подготовку к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ
Новизна курса
Новизна курса заключается в усилении использования ИКТ за счет введения в урок фронтальной и самостоятельной работы с электронными ресурсами Интернета и других цифровых пособий. Это позволяет повысить плотность урока, максимально индивидуализировать и дифференцировать подачу учебного материала, формировать метапредметные умения и навыки самоконтроля.
Методические аспекты применения ИКТ на уроках русского языка.
Повысить темп и информационную насыщенность урока
Увеличить долю самостоятельной работы учащихся
Проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся
Углубить степень отработки практических умений и навыков
Вести дифференцированную работу с каждым учеником
Выявить пробелы в знаниях
Использование электронной интерактивной доски. Виды деятельности на ИД:
- Работа с текстом и изображениями
- Создание заметок с помощью электронных чернил
- Сохранение заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати
- Коллективный просмотр Web-сайтов
- Коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С:Репетитор. Русский язык», «Фраза», справочниками, дисковыми приложениями к учебным пособиям и др.
- Коллективная работа с электронными образовательными ресурсами (ОМС)
- Демонстрация презентаций, созданных учащимися
Использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
- Применение мультимедийных презентаций PowerPoint, флеш-роликов
- Использование тренажеров и тестов в формате PowerPoint
Задания в тестовой форме в сочетании с модульным принципом организации учебного процесса обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его усвоения. Это наиболее объективный и быстрый способ проверки знаний и умений, качества усвоения, немедленное исправление ошибок, восполнение пробелов.
- Цифровые образовательные ресурсы (ЕК ЦОР) - http://school-collection.edu.ru
- ЦОРы представляют собой контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются объектом изучения. Они позволяют:
- - получить информацию
- - провести практические занятия
- - контроль учебных достижений
Отличительной характеристикой контента является интерактивность и возможность удаленного (дистанционного) обучения.
Электронные образовательные ресурсы обладают инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов:
- Интерактивность
- Мультимедиа (аудиовизуальное представление материала)
- Коммуникативность
- Производительность труда пользователя
3) Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) www.fcior.edu.ru . ОМС по каждому учебному предмету состоит из электронных учебных модулей трех типов:
- - И-тип – модуль получения информации
- - П-тип - модуль практических занятий
- - К-тип – модуль контроля усвоения
Преимущества открытых образовательных модульных мультимедиа систем:
- Полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга
- Возможность построения индивидуальной образовательной траектории
- Неограниченный жизненный цикл системы, т.к. ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом
- Позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия и провести контроль собственных знаний, умений, навыков
- Изменение компонента получения информации, которое наполняется представлениями о микро- и макромире.
4) Использование интерактивной доски
В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет учителю писать конспект, вызывать различные приложения и делать пометки. Сохраняя их в памяти компьютера, можно возвращаться к записям при проверке домашнего задания, закреплении учебного материала и т.д. Достоинства интерактивной доки позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики развития интеллекта, самостоятельности при получении и представлении знаний, продуцирования информации.
- Электронные видеоуроки
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию сочинения типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интегрировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Электронные и цифровые ресурсы разного формата позволят осовременить уроки, достигать эффективности урока за счет концентрированного изложения учебного материала и возможности быстрой проверки его усвоения.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста
- формулировать проблему, поставленную автором текста, и комментировать ее
- определять позицию автора
- высказывать свою точку зрения, убедительно доказывать ее (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский и личный опыт)
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
Результативность и эффективность
К достижениям данного курса можно было бы отнести успешную сдачу экзамена по русскому языку с учетом того, что все учащиеся писали сочинение, получили баллы от