Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск 

 

"Эколучик" дополнительная общеразвивающая программа

 

Загорнова Наталья Борисовна

педагог дополнительного образования

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

«Эколучик» - краткосрочная  дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 5-6 лет, рассчитанная на реализацию в летний период,  составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

 

Уровень освоения программы:стартовый.

Актуальность программы вытекает из её содержания.Проблема охраны природы – одна из проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Для того чтобы выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания и обучения.

Отличительные особенности  программыоснованы на использовании регионального компонента, программа  ориентирована на изучение проблем экологии Ульяновской области. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализациицелей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования.

Новизна программысостоит в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.Важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных, экологические акции и др.). Природа - лучший учитель ребенка и могучий источник познания. Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что  содержание  программы направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации  обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования активной жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный досуг.

Адресат программы

Программа «Эколучик» ориентирована на обучающихся в возрасте 5 - 6 лет, проявляющих интерес к вопросам экологии.  Формируются одновозрастные группы детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие. 

Объем программы

Программа общим объемом 14 часов  рассчитана на реализацию в каникулярное время.  14 часов (2 раза в неделю по 1 часу), дети в возрасте 5-6 лет.

 

Формы обучения и виды занятий

      Теоретическая часть программы способствует систематизации и обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.

     Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, наблюдений, ролевых игр, викторин,  конкурсов рисунков, рассказов, стихов о природе, оформление композиций из природного материала и вторичного сырья. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.   Занятия в группе, на прогулке и в уголке природы проходят в форме беседы, сюжетно-ролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; также с детьми проводится исследовательская деятельность, экспериментирование, экологические акции и конкурсы.

Режим занятий

Занятия по программе  проводятся 2 раза в неделю; продолжительность - 30 минут.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛУЧИК»

    Цель: создание условий для экологического воспитания и формирования у детей экологических знаний и умений при непосредственном общении с природой.

   Задачи программы:

Образовательные:

  •  расширение экологических знаний полученных детьми на занятиях в детском саду;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах.

Воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
  • воспитаниедоброжелательности и уважения к людям, бережного отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им. 

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
  • развитие творческих и коммуникативных  способностей у обучающихся.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

– принятие правил здорового образа жизни;

– развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

– устанавливать правильную последовательность событий;

– группировать различные предметы по заданному признаку.

Предметные результаты:

– имеют  первичные представления  о природном многообразии планеты Земля, о животном и растительном мире Ульяновской области;

– устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями;                                                                                                                                           – имеют  элементарные экологические представления, формирование                                                                   понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;                                                                                                                                            

– приводят примеры объектов живой и неживой природы;

– называют некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– испытывают  интерес к познанию мира природы;

– знают правила поведения в природе;

1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики:

1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа,дидактические игры.

2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения во время проведения КВН (конкурсы, викторины, ребусы).

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы «Эколучик»

 

№ п/п

Дата проведения

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Прак-тика

1.

Раздел 1. Введение

1.1.

 

Введение.Инструктаж по технике безопасности. Земля наш общий дом.

1

1

 

2.

Раздел 2. По страницам Красной книги

2.1.

 

Азбука поведения в природе. 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

1

 

1

2.2.

 

Что растет на участке. «Клумба  Дружбы».

1

 

1

2.3.

 

 Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Звери.

1

1

 

2.4.

 

Антипожарная акция "АнтиПАЛыч"

1

 

1

2.5.

 

Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Птицы.

1

1

 

2.6

 

Экскурсия в экопарк «Черное озеро».

 

1

 

1

2.7

 

Путешествие по страницам Красной книги Ульяновской области. Растения.

1

1

 

2.8.

 

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

 

1

3.

Раздел 3.Летние фантазии.

3.1.

 

Конкурс рисунков «Летние фантазии».

1

 

1

3.2.

 

Природоохранная акция «Сохраним   планету  зелёной».

1

 

1

3.3.

 

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

1

 

1

3.4.

 

КВН «Мы друзья природы»

1

1

 

3.5

 

Экскурсия в минизоосад естественнонаучного комплекса.

1

 

1

Итого часов:

14

5

9

 

 

2.1.2.Содержание учебно-тематического плана

программы «Эколучик»

Раздел 1. Введение. Земля-наш общий дом

Теория.Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Экология как наука. Планета Земля и состояние природы на ней. Нормы и правила поведения в природе.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, эмоционального отклика, радости от общения с природой. Воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира.

Практика. Работа с глобусом, дидактические игры «Правила поведения на природе», «Кто где живет?»,«Моя страна на карте мира». Коллективная аппликация «Превратим нашу землю в цветущий сад».

Оборудования и материалы:

Глобус, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, клей картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы» и и.д.

 

            Раздел 2. По страницам Красной книги

Теория.Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир. Знакомство  с Красной книгой,  Красной книгой Ульяновской области. Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ульяновской области.Знакомство с нормами поведения в природе.

Практика.Посадка и оформление цветочной клумбы.Оформление и распространение листовок  во время антипожарной акции "АнтиПАЛыч". Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живет»,

Оборудование и материалы: Карта Ульяновской области, карточки с изображением животных и растений, цветочная рассада, картон, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, стаканчики.

Раздел 3.Летние фантазии.

Теория.Природа в творческих работах. Знакомство с животными и растениями  Естественнонаучного комплекса.

Практика.Полив и прополка цветочной клумбы.Сбор природного материала и  изготовление  поделок.

Контроль. Выполнение творческих работ. Выставка работ учащихся. КВН «Мы друзья природы»

Оборудование и материалы: белая бумага, краски, карандаши, фломастеры, лейки, перчатки, мешки для мусора, клей, кисточки, стаканчики.

 

 

2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе

«Природа и творчество»

  1. Цветочная рассада
  2. Глобус
  3. Карта Ульяновской области
  4. Красная книга Ульяновской области
  5. Карточки с изображением животных и растений
  6. Картон
  7. Цветная и белая бумага
  8. Ножницы
  9. Клей, кисточки для клея
  10. Краски
  11. Карандаши, фломастеры
  12. Стаканчики для воды
  13. Лейки
  14. Мешки для мусора
  15. Мультимедиаоборудование

 

Литература:

-Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.

-Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.

-Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.-200с.: ил.

-Мир животных/пер. с ит. Н. Сухановой: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004.-144с.: ил.

-Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.

-Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет». Ярославль: -Академия развития, 2000 г.

-«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева и др., М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

-Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Мозаика – Синтез, 2017 г.