Экологический проект в подготовительной к школе группе «Цветочный калейдоскоп»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №260 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Экологический проект в подготовительной к школе группе «Цветочный калейдоскоп»
Автор: Авакумова Екатерина Геннадиевна, воспитатель
Актуальность и значимость проекта:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. Экология в современных условиях – это, прежде всего, изучения растений растущих в природе. Многообразие, богатство природного мира дают прекрасные возможности в воспитании детей, посредством изучения природы и всё что в ней растёт. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к природе, творчество, беседы. Важное место в данном проекте занимает воспитание у детей чувства любви и ответственности за сохранность всего живого на планете, а благодаря этому проекту дети поймут ценность растений в природе.
Возрастная категория: 6 - 7 лет
Взаимодействие педагогов с воспитателями, ребенком, родителями.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 день представлен, как образец), весенний период.
Гипотеза: В ходе проектной деятельности формируется представление о разнообразии растительного мира у старшего дошкольного возраста.
Цель: Ознакомление детей с растительным миром.
Задачи:
-Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
-Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
-Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
-Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Ожидаемый результат проекта.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Этапы проекта:
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Основной (организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).
3 этап. Подведение итогов.
Содержание проекта
Утро, прием детей. Уголок природы. Уход за растениями.
Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».
Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы, которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок.
Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
ООД 1. Познание (ознакомление с миром природы)
Путешествие в царство комнатных растений.
Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
ООД 2. Аппликация «Волшебные цветы».
Цель: Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Четвертый лишний», Магазин «Цветы», «Найди о чем расскажу»
Словесные игры.
Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.
«Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем»
Загадывание загадок.
Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
Продуктивные виды деятельности.
Индивидуальная работа: Оригами «Тюльпан».
Цель: Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
Коллаж «Цветочное царство».
Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. Упражнять в умении создавать коллаж.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами. Раскрашивание цветов в раскрасках. Продуктивные виды деятельности. Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Прогулка 1.
Трудовое поручение.
Поливка клумб с многолетниками.
Цель: Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
Мини-развлечение.
Цель: Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.
Подвижные игры.
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения»
Самостоятельное наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.
Обед, Дневной сон. Пробуждение.
Гимнастика после дневного сна: Упражнения в кроватке:
1. «Восхищение» - И. п.: лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».(6 раз).
2. «Потягивание» - И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз).
3. «Тестомес» - И. п.: сидя по-турецки. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике:
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился – мышку ждёт (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И коту не подойдет (руки в стороны).
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5-6 раз)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
2. «Носик балуется» - при вдохи надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
3. «Носик нюхает приятные запахи» - поочередно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
4. «Носик поёт песенку» - на выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель: Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.
Трудовая деятельность.
Уход за комнатными растениями.
Цель: Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Чтение художественной литературы.
Цель: Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Стихи о цветах.
Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Пришвин М. «Золотой луг».
Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ж. Санд. «О чем рассказали цветы
Пальчиковые игры. «Наши алые цветы»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
Цель: вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.
Прогулка 2.
Хороводные игры. «Мы на луг ходили»
Цель: чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель: Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность.
Чтение стихов о цветах.
Цель: Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание
Задание на дом (совместно с родителями).
Какие комнатные растения живут у вас дома?
Рассаду каких цветов выращиваете дома? Придумать загадку или сказку о цветах. Участие в выставке работ «Цветочная фантазия». Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир».
Методическая литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
5. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с
(Приложение):
Комнатные растения.
Садовые цветы.
Луговые цветы.
Лесные цветы.
Лекарственные растения.
Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».
Реализация проекта
Весенние первоцветы
Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.
Растения лечат.
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: - развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; - развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями; - вызывать положительный экономический настрой.
Одуванчик и растения луга.
Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Красная книга – сигнал опасности.
Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.
Совместная деятельность детей и педагогов.