Экологический проект "Тропинками родного края"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропинками родного края»
Структурное подразделение МКОУ «Чернокурьинская СОШ» дошкольная группа «Колосок» автор проекта: старший воспитатель Костина Т.А.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети младшей, старшей групп, воспитатели, родители.
Срок реализации: долгосрочный (февраль – апрель).
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С раннего детства необходимо прививать бережное отношение к природе и воспитывать любовь к родному краю. Ведь яркие впечатления, полученные в детстве, о родной приро-де, крае в котором мы живем, его истории, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Наш край – удивительно красивый. Чем больше мы узнаем природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать при-роду такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу. В связи с этим мы решили назвать наш проект именно так «Тропинками родного края». Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий матери-ал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный про-цесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие спо-собности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческая личность и способствует тесному сотрудничеству ребенка, педагога и родителей.
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сфор-мировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Мамонтовского района
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение сти-хов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активно-сти, коммуникативных навыков.
Сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различ-ные виды деятельности.
Пополнится активный словарь детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художе-ственная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
- проведение цикла занятий, экскурсий;
- взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Заключительный этап:
- открытые занятия педагогов;
- оформление тематических уголков: «Рыбы нашего края», «Животные нашего края» - оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;
- вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;
- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
Календарный план реализации проекта
младшая группа | старшая група | ||
виды | деятельности | ||
февраль - | птицы, дикие животные | ||
|
1.Беседы: «Птицы нашего края», «Дикие животные нашего края», «За что я люблю…( описание по схеме)», «Птицы наши друзья» 2.Чтение произведений: · В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой». · Успенский «История одной яблоньки», «Птицы». · А. Яшина «Покормите птиц зимой». · В. Степанов «Животные наших лесов». · Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». · Разучивание стихотворений о птицах, о животных, · В. Бианки «Лесной хор». 3.Составление рассказа по набору картинок с развивающим действием. 4.Д.И.: «Кто в домике живет», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Найди, кого назову»,«Опиши, а мы отгадаем», «Узнай и назови птицу» 5.Совместное с родителями изготовление кормушек. 6.Проведение акции «Покормим птиц зимой». 7.Установка кормушек. Подкормка птиц. 8.Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, животных леса, обитающих на территории нашего края, определение их названий образа жизни 9.Просмотр презентаций «Дикие животные нашего края», Птицы нашего края» 10.Наблюдение за птицами 11.Рисование, аппликация, лепка животных и птиц. 12.Консультации для родителей: «Знакомим детей с природой родного края», «Как у детей воспитать любовь к родному краю», «Приобщение детей к природе» 13.Подвижные игры: «Сокол и наседка»,«Сова», «Хитрая лиса» |
||
март- | растения | ||
1.Беседы: «Растения на участке детского сада» 2.Чтение произведений: · И.Соколов-Микитов «В лесу» · О.Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель» · А.Прокофьев «Наш лесок». · П.Воронько «Липка». · И.Токмакова «Ива» · Разучивание стихотворений о птицах, о животных, · Отгадывание загадок о растениях.
3.Рассматривание иллюстраций с изображением растением ,произрастающих на территории нашего края. 4.Набюдение за деревьями на участке. 5.Рисование, аппликация, лепка. 6.Работа в уголке природы. Посадка семян для огорода на окне. 7.Подвижные игры: «По тропинке», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку» 8.Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», «Что лишнее». 9. Работа с родителями: Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу». |
1.Беседы: Растения, произрастающие на территории нашего края», «Деревья нашего края». «Хвойные деревья наших лесов» , «Чудо природы- ленточный бор» 2. Выставка поделок из природного материала «Родной край» 3.Наблюдение за деревьями на участке. 4. Сравнение еловых и сосновых шишек. 5.Сравнение веточек сосны и ели. 6.Рассматривание семян деревьев. 7.Чтение произведений: · П.Воронько «Лучше нет родного края» · С.Есенин «Береза» · Н.Павлова «Деревья зимой» · П.Соловьев «Рябина»
· Разучивание стихотворений о растениях · Отгадывание загадок о растениях. 8.Рассматривание иллюстраций с изображением растений, произрастающих на территории нашего края. 9.Рисование, аппликация растений. 10.Экскурсия в парк. 11.Работа в уголке природы. Посадка семян для огорода на окне. 12.Просмотр презентаций: «Ленточный бор», «Мамонтовский заказник» 13.Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», « На свету и в темноте», « В тепле и в холоде», «Где луч?» 14.Д.И.: «Природа – не природа», «Найди по описанию»,«Найди, кого назову»,«Опиши, а мы отгадаем»,«Кого не стало?». 15. Подвижные игры: «Гори, гори ясно». «С кочки на кочку», «Пожарные на ученье» |
||
апрель - | водоемы и их обитатели | ||
1.Беседа:«Кто, кто в нашем озере живет?». 2. Чтение произведений: · Л.Муур «Крошка Енот и Тот кто сидит в пруду» · Л.Пантелееев «На море» · И. Токмакова. «Где спит рыбка», · Разучивание стихотворений. · Отгадывание загадок о растениях.
3.Рассматривание иллюстраций с изображением обитателей водоемов ,обитающих на территории нашего края. 4.Рисование, аппликация, лепка 5.Подвижные игры: «Через ручеек», «Рыбы», «Рыбаки и рыбки», «Речка-берег», «Морские фигуры» 6.Дидактические игры: «Знаем, знаем», «Плавает - не плавает», «Экологическое лото |
1.Беседы: « Реки и озера нашего края», «Знакомство с подводным миром рек и озер». «Зачем рыбке плавники и хвост?»; «Значение рыбы в жизни человека»; 2. Чтение произведений: · В.Орлов ты скажи мне реченька…» · Г.Снегирев «К морю» · Н.Заболоцкий «На реке» · Н.Телешов «Уха» · Н.Носов «Карасик» · В.Данько «Головастик» · Пермяк «Первая рыбка». · И. Токмакова «Где спит рыбка». · Разучивание стихотворений. · Отгадывание загадок о водоемах и их обитателях»
3.Рассматривание иллюстраций с изображением обитателей водоемов,обитающих на территории нашего края, определение их названий образа жизни 4.Рисование, аппликация, лепка. 5.Экскурсия на пруд 6.Экологическая акция «Чистый участок» 7.Просмотр презентаций «Реки и озера нашего края», «Подводный мир рек и озер». 8. Подвижные игры: «Караси и щука», «Удочка», «Цапли», «Рыбаки и рыбки», «Водяной», «Морские фигуры», «Акула» 9.Дидактические игры: «Хищные рыбы», «Где чей дом?», «Что перепутал художник?», «Животные водоемов» |
||
"Поможем сохранить | природу" | ||
1.Беседы: «Чем опасна вырубка леса для животных?», «Красная книга Алтайского края»,«Что нужно сделать, чтобы помочь природе?»,«Лесные правила» 2.Презентации: «Берегите природу», «Лес –наше богатство» 3.Совместно с родителями: создание «Жалобная книга Природы», Изготовление знаков “Сохраним нашу природу”. 4.Консультации для родителей: «Мы любим природу», «Учите любить природу», «Ребенок и природа», «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу», «Правила поведения в природе», «Игры экологического содержания»
|