Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Экологический час "Природа наш общий дом"

МОАУ "Гимназия 7" (полного дня), г.Оренбург

 

Экологический час "Природа наш общий дом"

 

Байтлюва Камила Куваншгалеевна

педагог-библиотекарь

 

Аннотация.
Ключевой задачей, стоящей перед образовательными и библиотечно-информационными учреждениями, является экологическое воспитание и формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое воспитание является важным элементом современного образовательного процесса и направлено на развитие сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств и естественных ресурсов.
 
Привитие любви к природе следует начинать в раннем детстве, когда ребенок максимально открыт для восприятия информации, формирующей основы его собственного понимания мира и взаимозависимости происходящих в нем процессов и явлений.
 
Н.И. Сладков писал: «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить можно». Важнейшим инструментом приобщения к тайнам природы, законам ее развития и воспитания любви к окружающему миру является книга.
 
 Библиотека гимназии играет активную роль в воспитании экологической грамотности. Библиотека МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) располагает большими возможностями для получения детьми экологических знаний - из книг, периодических изданий, нетрадиционных носителей информации.
В начальной школе все мероприятия по экологическому воспитанию проводятся, как правило, в игровой форме. На конкурс представлен экологический час «Природа наш общий дом», проведённый в 4 классе общеобразовательной школы. Результатом урока стало составление газеты  «Берегите планету!», где обучающиеся продемонстрировали знания по данной проблеме и проявили творческие способности.
 
 
Обучающиеся заранее получили задание выучить стихи о природе, подготовить инсценировку сказки «Теремок» на экологический лад.
Педагог-библиотекарь на библиотечном уроке:
  • сообщает новый материал;
  • направляет мысли учеников;
  • побуждает к деятельности;
  • знакомит с пословицами.
  •  
  • выступают с индивидуальными сообщениями;
 
  • читают стихи наизусть;
  • инсценируют сказку;
  • слушают песни;
  • отвечают на вопросы викторины.
Данное мероприятие позволит обучающимся:
  • усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру;
  • принять участие в обсуждении экологических проблем;
  • научиться работать в группе при выполнении проекта;
  • развивать индивидуальность в процессе выполнения творческих  заданий;
  • использовать библиотечные ресурсы для расширения читательского кругозора и повышения информационной культуры.
Работа представлена на 13 листах с презентацией из 19 слайдов .
 
Описание методической разработки Экологический час «Природа –наш дом»
 
Цель:  Формирование экологической грамотности и  культуры личности через популяризацию чтения.
Задачи:
  • сформировать ценностное отношение к природе, воспитать  желание охранять природу и помогать ей;
  • познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами;
  • обучить школьников бережно относиться ко всем компонентам                                               природы;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать гуманное отношение к природе;
- развивать         познавательную        активность обучающихся,                          экологическое мышление и культуру;
- вызвать интерес к чтению книг о природе.
 
 
Оборудование: презентация «Природа наш общий дом»; Красная книга Оренбургской области; записи песен Юрия Антонова «Не рвите цветы», Вячеслава Добрынина «Живи, родник»; книжные выставки :«Читаем о природе», «В мире животных», «Год Науки и технологии»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1. Развивать умения работать с разными источниками информации, выделять главную и второстепенную информацию.
2. Приметь начальные исследовательские навыки для решения познавательных задач.
3. Решать творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Аргументировать и отстаивать свое мнение
3.Определять свою роль в учебной группе
Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
1. Соотносить свои действия с планируемым результатом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Составлять план действий
 
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент.
Добрый день, ребята!Сегодня необычный урок. Необычный он тем, что мы с вами сегодня будем создавать свою газету. Для этого станем экологами-корреспондентами. Вы знаете, что каждый журналист должен иметь определенные знания. Вот и мы  покажем свои знания.
 
2.
Мотивационно-целевой этап
Ребята, есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)
- Как вы понимаете это высказывание?
Учитель: Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. А занимается его изучением наука экология.
 Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.( 3 слайд)
Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.
Все мы обязаны своей жизнью  планете - прекрасной и единственной Земле-матери - зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Константин Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». То же говорил и Достоевский, утверждая, что тот кто не любит природу, не может считаться человеком, гражданином. Природа наш общий дом. А забота о доме это и есть любовь к Родине!» Очень важно ребята, чтобы вы научились любить и ценить природу. (2 слайд)
Стихотворение «Природу нужно уважать»
Тема нашего урока: «Природа наш общий дом».
Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить?
В ходе работы мы будем создавать газету. А для нее нужно придумать название.
Давайте решим, как мы назовем нашу газету?
Послушайте письмо и попытайтесь самостоятельно сформулировать проблему, которую мы должны решить в ходе нашей работы.
«Уважаемая Камила Николаевна и ученики гимназии №7. Пишут Вам - Лягушка, мышка, ежик и петушок. Просим помощи! В нашем лесу стало очень грязно, много мусора стали оставлять люди! Помогите, пожалуйста, решить эту проблему!»
Сценка. Сказка «Теремок» на экологический лад. Дети инсценируют сказку.
Ведущий: В чистом поле теремок, теремок; Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга. Рядом чистая река.
А вокруг стоит лесок.
Мусор в нѐм большой порок. Там лягушка мимо шла.
К теремочку подошла.
Лягушка: Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живѐт? Кто, кто в невысоком живѐт? Ква-ква. Тишина!
В теремочке я одна! А из этого окна Речка чистая видна.
 
Жить тут просто загляденье: Воздух чист, и нет сомнений Остаюсь тут навсегда. Да. Да. Да!
Ведущий. Только свет зажгла лягушка. Появилась Мышь-норушка.
Мышка: Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живѐт? Кто, кто в теремочке живѐт?
Лягушка: Я – Лягушка-квакушка! А ты кто?
Мышка: А я мышка – норушка! Пусти меня в дом.
Будем жить с тобой вдвоѐм. Лягушка: Я пустить-то тебя рада. Только мне грязнуль не надо!
Кругом видна красота. Пусть останется она.
Ведущий. Поселились Мышь с Лягушкой, Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько. Ходят в лес они порой.
Только мусора вагоны Не оставляют за собой:
Где найдут, какую банку Тут же вмиг еѐ возьмут. Подберут и даже палку Чтоб без дела не лежала тут. И вдруг явился на рассвете Петушок горластый Петя.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок. Кто-кто в теремочке живѐт?
Кто-кто в невысоком живѐт?. Лягушка и Мышка (вместе): Здесь живѐм мы – две подружки.
 
В чистом поле дом нашли. А из грязного болота Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух: А я – петушок. Золотой гребешок.
Масляна головушка. Шѐлкова бородушка. Разрешите здесь пожить, Буду честно вам служить. Спать я буду на дворе.
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка (вместе): Так и быть, мы впустим в дом. Только, чур, тебе поѐм:
Береги и ты природу.
Не бросай ты мусор в воду. Охраняй от разных бед.
И не думай спать в обед.
Ведущий: Вот живут они – Лягушка, Петушок и Мышь-норушка:
Их водой не разольѐшь. Вдруг явился серый Ёж.
Ёж: Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто-кто в теремочке живѐт?
Кто-кто в невысоком живѐт? Лягушка. Мышь и Петух (вместе): Мы – весѐлые зверята.
В чистом поле дом нашли. А ты кто?
Ёж: Я колючий Ёжик. Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришѐл. Там беды большой подъѐм: Люди там так отдыхают, Сразу шум стоит такой.
Всех зверюшек испугают. Мусор всюду оставляют.
 
Жить там стало невтерпѐж – Хоть куда девайся Ёж.
Разрешите здесь пожить. Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей Нет на свете сторожей!
Лягушка. Мышка и Петух (вместе):
Так и быть, пожалуй в дом. Жить мы будем вчетвером.
Педагог-библиотекарь. Ребята, в чѐм же главная мысль этой сценки? На  кого эти жалобы?
На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.
-Но ребята, Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она! 
Давайте, поможем, соберем мусор, сделаем чище планету! Ну что, ребята лес стал чистым. Давайте, приклеем картинку леса на нашу газету.
В благодарность за помощь, лягушка дарит Красную книгу! Лягушка: « Ребята, мы дарим вам Красную книгу. В Красной книге список редких животных и растений! Пожалуйста, берегите природу!»
 
 
 
Стихотворение «Охраняется Красной книгой»
 
 
 
 
 
Примерные ответы учащихся:
- Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алябьева Настя
 
Фронтальная беседа
Как мы должны помогать природе и охранять ее.
«Берегите планету» (записывают заголовок на газете)
 
 
Письмо из леса
 
 
 
 
Сценка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Жалобы на людей!
Не надо загрязнять лес, природу. Животные убежали из леса, потому что жить там стало невозможно!
Собрали мусор.
 
Ребята клеят картинку леса в газету.
Спасибо! Обязательно будем беречь природу»
 
 
 Пивоваров Дима
Дубсвков Матвей
Ляушена Анна
Антонова Валерия
3.
 
Применение полученных знаний.
 
 
 
 
 
 
Совместное открытие знаний.
В Красную книгу внесены редкие и исчезающие растения и животные. Эта важная книга нужна для того, чтобы люди знали, кого в природе осталось совсем мало. На основании документа проводятся работы по их защите, охране, и воспроизводству.
Из-за деятельности человека многие существа оказались в опасности. Люди строят дороги, дома, заводы на месте лесов, охотятся на животных. Редкие виды не могут выжить без помощи человека. Для их спасения требуется создавать специальные заповедники и питомники. Не случайно у книги красная обложка.
Этот цвет является сигналом тревоги и опасности.
Страницы в справочнике разного цвета: на черных изображены исчезнувшие виды.(4 слайд)
На красных-все кто находится под угрозой вымирания.( 5 слайд)
Оранжевый и желтый цвет страниц, говорит о том, что здесь немного лучше, но все же требуются меры по спасению.(6 слайд), 7 (слайд)
На зеленых листах изображены животные и растения, которые пребывают в порядке (8 слайд)
Серый цвет означает, что данные виды мало изучены. (9 слайд)
Красные книги бывают трех видов: международные, национальные и региональные. (10 слайд)
У каждой группы на столе конверт с картинками-пазлами. Вам необходимо собрать пазл, определить один из видов (растение, животное) занесенных в Красную книгу Оренбургской области, найти информацию об этом виде в Красной книге и зачитать несколько предложений об экологических проблемах исчезновения данного вида флоры и фауны.
Вы обозначали проблемы исчезновения животных и растений, происходит это из-за деятельности человека.
Итак собранные пазлы , картинки приклееваем на газету.
 
Вспомните, в роли кого вы выступаете?
Корреспондент не только рассказывает нам о проблемах, но он должен рассказать о путях решения данной проблемы путем обращения к мировой общественности.
Каждой группе необходимо составить обращения к мировой общественности в защиту исчезающих видов флоры и фауны, внося при этом конкретные предложения по сохранению данного вида.
Все четыре  группы справились со своими заданиями отлично. Благодаря вашей работе вымирающие виды флоры и фауны спасены.
 
Вспомните, какие вы знаете пословицы или поговорки о бережном отношении к окружающему миру. Назовите их.
Я приготовила пословицы о природе, но, к сожалению, они рассыпались и перепутались. Вам необходимо их правильно составить.
(Пословицу, напечатанную на бумаге, разрезают на части. Учащиеся должны ее сложить).
Скажите, какая из этих пословиц больше всего подходит к названию нашей газеты и может стать ее девизом.
        
 
 
 
 
 
В нее занесены исчезнувшие или исчезающие растения и животные нашей области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в группах с «Красной книгой». Делают краткое сообщение об исчезающем виде
(колонок, кудрявый пеликан, аполлон обыкновенный, липарис лезеля). (11,12,13,14 слайды)
 
 
 
 
 
 
 
Каждая группа озвучивает свое решение
 
 
 
Работа в группах.
Добро сеять- добро и пожинать
 
Берегите землю родимую, как мать любимую
Рощи да леса-всему краю краса.
Поведение человека в природе – зеркало его души. (приклеивают на ватман) (слайд 15)
 
Выводы учащихся.
 
Выключается презентация
4.
Применение полученных знаний.
Викторина «Пернатые друзья»
Птица-почтальон, символ мира.(голубь)
В далеком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
2.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Она не вьет гнезда и не высиживает птенцов, а дожидается, когда улетит какая-нибудь птица за кормом, и подбрасывает свое яйцо в чужое гнездо.
3.Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (ласточка)
4.Какую птицу называют «ночной кошкой»? (сова)
Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей-полевок. Ни одна кошка не может соперничать с совой.
5.Какая птица прилетает к нам весной первой? ( грач)
Викторина Самые-самые.
1.Самое быстрое животное. (гепард)
2. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
3.Самое крупное существо на планете. Синий кит
4.Самая маленькая птичка. Колибри
5.Самая крупная птица. Страус.
6.Самое крупное наземное животное.Слон
7.Какая птица считается самой красивой среди птиц. Павлин
 
Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки).
 Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.
Защита правил
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не рви много цветов на лугу и в лесу;
 не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
-не обижай животных
- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.
Давайте приклеем экологические значки на нашу газету.
Физминутка

5. Обобщение
-Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.
 
Скажите, откуда мы узнаем, о жизни животных, птиц, растений?
Предлагаю определить, из какого произведения отрывок и кто автор.
«Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот обрадуются…А весной ты старухе яичек нанесешь да утят выведешь. Так я говорю?»
 
«Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.Он так ловко прятался, что никто из нас его  толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и и отрублен кусок грязного хвоста».
 
«Зиночка, капуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, сьест всегда его весь и похвалит : «Лисичкин хлеб куда лучше нашего».
 
«А Пудик глотал букашек и думал : «Чем чванятся –червяка с ножками дали-чудо».И все высовывался из гнезда, все разглядывал. «Чадо,Чадо,-беспокоилпсь мать,смотри- чебурахнешься!» «Чем,счем?-спрашивал Пудик. «Да не чем, а упадешь на землю,кошка чик! И слопает!- объяснил отец улетая на охоту.
 
Какие еще рассказы, сказки о животных и растениях вы знаете? О чем они?
В нашей школьной библиотеке много интересных рассказов о жизни животных, птиц. На книжной выставке представлена лишь небольшая часть из них. После нашего занятия вы сможете взять их почитать.
 
Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и еѐ охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочитать сейчас?
 
Стихотворение «Кто целиться камнем в птенца, в синеву?» М. Агзам
Стихотворение «Ты, дружок, смотри не подкачай!» И. Мазнин
Стихотворение «Синичка» А. Степанов
 
Мы сегодня были экологами -корреспондентами. Наш проект готов.
Родина – это наш дом, это наша природа. Охранять природу – значит охранять Родину. Ведь Родина и природа неотделимы друг от друга. Присматривайтесь к природе, любуйтесь красотой окружающей вас природы, восхищайтесь увиденным.
Посмотрите, какая красочная, информативная получилась у нас газета. Как вы считаете, соответствует ли названию содержание, которым мы наполнили нашу газету? Докажите.
Мы сегодня хорошо потрудились и создали газету, которую разместим на школьном стенде, чтобы другие ребята помнили, что нужно беречь и заботиться о нашей планете.
Стихотворение «Берегите эту землю, эти воды» Е. Евтушенко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разминка для детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(слайд 16)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в группах.
Из книг.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
К.Паустовский  «Кот варюга»
М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
М. Горький «Воробьишко»
Беседа (Слайд 17-открыть, после того,как угадают название книг и авторов.)
знакомятся с выставкой
 
 
 
 
 
 
 
 
Рассуждения детей.
 
 
 
 
 
 
Писарчик Ксения
 
Бугутская Анна
 
Старикова Саша
 
Шкода Варя
 
 
 
 
 
(Слайд 19)
 
Подведение итогов
Рефлексия
Вспомните, какую проблему мы должны были решить в ходе сегодняшнего урока?
- Удалось ли нам решить её?
- Какие открытия удалось сделать?
- О чём расскажете родителям, друзьям?
- Подумайте, благодаря кому или чему нам удалось сегодня достичь целей урока. Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оценили себя?
Рассуждения детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
   
     1. Экологическое воспитание детей и подростков: научно-практические статьи ,методические разработки/науч. ред. Г.В. Варганова ;придисл. Т.Д. Жуковой, Г.В. Варгановой.Москва:РШБА,2017.-312с.(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложения к журналу «Школьная библиотека» :Серия 1;вып.4).
     2.Красная книга России. Животные/ А.В. Тихонов ;худож. Е.Ю. Бакун, Ф.Е. Войтов, С.В. Зимина и др.-М.:РОСМЭН,2016.-240с.:ил.
     3.Красная книга Оренбургской области /Л.Г.Евдокимова, Е.Г. Байдакова ;худож. А.Ф. Абленина.- Оренбургское книжное издательство,1998.-176с.
     4.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. - 2005. - №6.
     5.Булатникова Т.Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №12.
     6. Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. - 2007. - №7.
     7. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. - Борисоглебск, 2003.
     8.Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с. 
     9.Третьякова, Н. А. Основы экологии : учеб. пособие для вузов / Н. А. Третьякова ; под науч. ред. М. Г. Шишова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
     10. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 192 c.
     11. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2009. - 827 c.

Смотреть работу полностью