Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина "Поет зима, аукает..."
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №44
Муниципального образования город Краснодар
Краснодарский край
Номинация: Методические материалы,
методика преподавания и разработка уроков гуманитарного цикла
Урок литературы
«Единство человека и природы в стихотворении
С.А.Есенина «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Кушнарева Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г.Краснодар, ул.Селезнева, д.4/14, кв.47
рабочий: 8(861)231-05-81
личный: 8-918-324-86-54
адрес электронной почты:
Alina2606@yandex.ru
Пояснительная записка
Направление: гуманитарное;
Тема урока: «Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина «Поет зима, аукает…»;
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
УМК: под редакцией Г.С.Меркина « Литература. 5 класс».
Цели урока:
Образовательная
- Познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина;
- Развивать умения анализировать художественный текст;
- Развивать навыки выразительного чтения поэтических текстов.
Развивающая
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
6. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная
1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения лирических произведений.
Формируемые УУД |
|||
Личностные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Регулятивные |
Познавательный интерес к литературе и творчеству поэтов XX века |
|
|
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Овладение умением подбирать аргументы при обсуждении произведения. |
Формирование собственного круга чтения. |
Оборудование:
- учебник;
- мультимедийная презентация;
- аудиозапись стихотворения;
- диск-приложение к УМК;
- карточки
Характеристика класса: в 5в классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети из разных социальных групп и разных национальностей. Но это не мешает им быть сплоченным коллективом. Класс дружный, любознательный, желающий и умеющий учиться. Дети активно включаются в урок, принимая участие в работе в любых формах (групповая, индивидуальная). Класс с сильным творческим и учебным потенциалом. Ребята заинтересованы в получении знаний. Уровень развития разный, но желание учиться общее и большое.
На уроке ребята приняли активное участие в анализе стихотворения, нахождении средств художественной выразительности, частично-исследовательской деятельности и составлении буриме. В результате урок прошел на волне творчества, сотрудничества; были закреплены ранее полученные сведения из теории литературы; у ребят проявился интерес к стихосложению.
Урок литературы построен в соответствии с ФГОС по программе Г.С.Меркина «Литература 5-9 классы». Учебник Г.С.Меркина «Литература. 5 класс». Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), рабочая программа учителя – на 102 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Урок относится к разделу «Русская литература XX века»
Перечень литературы для учители и обучающихся:
УМК под редакцией Г.С.Меркина:
- Учебник «Литература 5 класс» ;
- Рабочие тетради
- Поурочное планирование «Уроки литературы в 5 классе»
-
Этап урока |
Форма работы |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. |
Беседа |
Знакомство с тематикой стихотворения «Поет зима, аукает…» |
Продолжает знакомить учащихся с миром поэзии С.Есенина |
Настраиваются на плодотворную работу с поэтическим текстом. |
Регулятивные, познавательные. |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности |
Аудиозапись стихотворения, иллюстрации картин русских художников.
|
Знакомство со стихотворением «Поет зима, аукает…» |
Беседа: - Вы прослушали стихотворение. Выскажите свое мнение. |
Выражают свое мнение о поэтическом тексте.
|
Коммуникативные |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Компетентностно- ориентированное задание. Работа с текстом |
Стр.74 -75 (учебник) |
Консультирует учащихся по правила анализа поэтического текста.
|
Выразительное чтение стихотворения |
Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; – подведение под понятие) Коммуникативные |
Работа по теме урока |
Словарная работа |
Вопросы № 1,2,6 стр.25-27 |
Организует работу и консультирует учащихся
|
Работа по рабочей тетради |
Познавательные |
IV. Физминутка |
Физические упражнения |
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы) Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
|
Проговаривает считалку
|
Выполняют физминутку |
Регулятивные Познавательные |
Закрепление знаний |
Использование электронного приложения к УМК |
Проведение теста по художественным средствам и биографии поэта
|
Организует работу и консультирует учащихся
|
Выполняют тест |
Познавательные
|
Проектное задание |
Составление «Буриме» ( в группах по 2-4 человека) |
Заполнение карточек с рифмованными окончаниями строк. |
Раздает карточки и контролирует мини-проект.
|
Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Защищают проект. |
Коммуникативные Познавательные Личностные Регулятивные |
V. Подведение итогов, рефлексия |
Беседа |
Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? |
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы и делают вывод о роли поэзии С.Есенина в литературе и жизни русского человека. |
Регулятивные Личностные
|
VI. Домашнее задание |
Разноуровневое домашнее задание |
|
Озвучивает задание |
Записывают в дневник |
Познавательные Личностные |