Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина "Поет зима, аукает..."

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №44

Муниципального образования город Краснодар

Краснодарский край

Номинация: Методические материалы,

методика преподавания и разработка уроков гуманитарного цикла

Урок литературы

«Единство человека и природы в стихотворении

С.А.Есенина «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

                                                            

   Кушнарева Наталья  Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

г.Краснодар, ул.Селезнева, д.4/14, кв.47

рабочий: 8(861)231-05-81

личный: 8-918-324-86-54

адрес электронной почты:

Alina2606@yandex.ru

 

  Пояснительная записка

Направление: гуманитарное;

Тема урока: «Единство человека и природы в стихотворении С.А.Есенина «Поет зима, аукает…»;

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

УМК: под редакцией Г.С.Меркина « Литература. 5 класс».

Цели урока:               

Образовательная

  1. Познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина;
  2. Развивать умения анализировать художественный текст;
  3. Развивать навыки выразительного чтения поэтических текстов.

Развивающая

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная

1.Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения лирических произведений.

 

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательный интерес к литературе и творчеству поэтов XX века

  • Определять актуальность произведений для читателей  разных поколений;
  • Вступать в диалог с другими читателями.
  • Основы изучающего и поискового чтения
  • Самостоятельно формулировать тему, проблему урока, его цели;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Понимать художественный текст;
  • Давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов;
  • Интерпретировать прочитанное;
  • Выявлять авторскую позицию, определяя свое отношение к этой позиции.

Овладение умением подбирать аргументы при обсуждении произведения.

Формирование собственного круга чтения.

 

Оборудование:  

- учебник; 

- мультимедийная презентация;

- аудиозапись стихотворения;

- диск-приложение к УМК;

- карточки

 

Характеристика класса: в 5в классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети из разных социальных групп и разных национальностей. Но это не мешает им быть сплоченным коллективом. Класс дружный, любознательный, желающий и умеющий учиться. Дети активно включаются в урок, принимая участие в работе в любых формах (групповая, индивидуальная).  Класс с сильным творческим и учебным потенциалом. Ребята заинтересованы в получении знаний. Уровень развития разный, но желание учиться общее и большое.

На уроке ребята приняли активное участие в анализе стихотворения, нахождении средств художественной выразительности, частично-исследовательской деятельности и составлении буриме. В результате урок прошел на волне творчества, сотрудничества; были закреплены ранее полученные сведения из теории литературы; у ребят проявился интерес к стихосложению.

Урок литературы построен в соответствии с ФГОС по программе Г.С.Меркина  «Литература 5-9 классы». Учебник Г.С.Меркина «Литература. 5 класс». Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), рабочая программа учителя – на 102 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Урок относится к разделу  «Русская литература XX века»

Перечень литературы для учители и обучающихся:

УМК под редакцией Г.С.Меркина:

  • Учебник  «Литература 5 класс» ;
  • Рабочие тетради
  • Поурочное планирование «Уроки литературы в 5 классе»

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Знакомство с тематикой стихотворения «Поет зима, аукает…»

Продолжает знакомить учащихся с миром поэзии С.Есенина

Настраиваются на плодотворную работу с поэтическим текстом.

Регулятивные, познавательные.

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Аудиозапись стихотворения, иллюстрации картин русских художников.

 

Знакомство со стихотворением  «Поет зима, аукает…»

Беседа:

- Вы прослушали стихотворение. Выскажите свое мнение.

Выражают свое мнение о поэтическом тексте.

 

 

Коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно-  ориентированное задание.  Работа с текстом

Стр.74 -75 (учебник)

Консультирует учащихся по правила анализа поэтического текста.

 

Выразительное чтение стихотворения

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа по теме урока

Словарная работа

Вопросы № 1,2,6 стр.25-27

Организует работу и  консультирует учащихся

 

Работа по рабочей тетради

Познавательные

IV.  Физминутка

Физические упражнения

Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

 

Проговаривает считалку

 

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

Закрепление знаний

Использование электронного приложения к УМК

Проведение теста по художественным средствам и биографии поэта

 

 

Организует работу и  консультирует учащихся

 

Выполняют тест

Познавательные

 

Проектное задание

Составление «Буриме» ( в группах по 2-4 человека)

Заполнение карточек с рифмованными окончаниями строк.

Раздает карточки  и контролирует мини-проект.

 

 

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз.

Защищают проект.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

V. Подведение итогов,

 рефлексия

Беседа

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Задает вопросы

 

 

Отвечают на вопросы и делают вывод о роли поэзии С.Есенина в литературе и жизни русского человека.

Регулятивные

 Личностные

 

VI. Домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание

  1. Выучить стихотворение наизусть;
  2. Стр.77, задание 8,9,10;
  3. Сочинить стихотворение о зиме.

Озвучивает задание

Записывают в дневник

Познавательные

Личностные