Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования

СП ЦДО «Гармония» ГБОУ СОШ №4  п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования 

 

Вобликова Екатерина Сергеевна

методист

 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования

 

На палитре нынешнего дня смешиваются краски прошлого и будущего. Прошлое – это память. Будущее – надежда. Настоящее – это наши усилия, чтобы память не стёрлась, а надежда сбылась. Человек, не искалеченный    равнодушием, остро чувствует взаимосвязь того, что было, и того, что будет. Пока жива память, пока подрастающее поколение помнит ратные подвиги своих предков, помнит свою историю - будет жить род человеческий.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (из книги Н.Е. Щурковой «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника») составляет сущность воспитательного процесса. Необходимо воспитать так, чтобы дети научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть патриотами своей Родины. Содержание гражданского воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает в себя: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, формирование культуры межнационального общения, развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины.     Большую роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает сотрудничество педагога с семьей. Ведь духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности начинается в семье. И семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников;

• созидателей Отечества;

• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию невозможна без участия родителей.

К сожалению, настоящее время процесс гражданско-патриотического воспитания идет очень противоречиво и медленно. Очень мало объединений и людей среди молодежи поддерживает эту систему. Поэтому это требует всестороннего изучения, изменений тенденций и развития, учитывая при этом сложившиеся противоречия и проблемы.

         Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственный аспект является основой всего воспитания. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

В связи с этим необходимо не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающихся. Система дополнительного образования как нельзя лучше подходит к решению этих задач. Проблемы воспитания обучающихся связаны, по крайней мере, с несколькими положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Для  формирования  духовно-нравственного и гражданско-патриотического аспекта воспитания  в  современном  мире  самые  благоприятные условия  имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности  и  проявления  активности.  Все  эти  факторы  и  способствуют  формированию  духовно-нравственного, гражданско-патриотического  воспитания.

Основными  задачами,  которые  ставят  себе  учреждения  дополнительного  образования  в  гражданском и духовно-нравственном  воспитании,  являются:

  • Разработать и  внедрить  эффективные  методы и формы работы,  способствующие развитию  патриотической и духовно-нравственной личности  через  разнонаправленную,  активную, практическую деятельность.
  • Развить  национальное  и  гражданское  самосознание  обучающихся,  патриотическую направленность личности, обладающую  качествами патриота.
  • Сформировать патриотическое и духовно-нравственное мировоззрение, направленное на воспитание достойного человека современного общества.

 

На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая,

межпредметная, институциональная, проектная. 

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм – многостороннее явление. Он воспитывает сознание, формирует мировоззрение и неотделим от формирования духовно-нравственных качеств.

Воспитывая патриотизм, мы воспитываем волю, определённый долг и ответственность. У человека-патриота, волевые чувства превращают любовь в активное действие.

Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.