Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования
СП ЦДО «Гармония» ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования
Вобликова Екатерина Сергеевна
методист
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования
На палитре нынешнего дня смешиваются краски прошлого и будущего. Прошлое – это память. Будущее – надежда. Настоящее – это наши усилия, чтобы память не стёрлась, а надежда сбылась. Человек, не искалеченный равнодушием, остро чувствует взаимосвязь того, что было, и того, что будет. Пока жива память, пока подрастающее поколение помнит ратные подвиги своих предков, помнит свою историю - будет жить род человеческий.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (из книги Н.Е. Щурковой «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника») составляет сущность воспитательного процесса. Необходимо воспитать так, чтобы дети научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть патриотами своей Родины. Содержание гражданского воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает в себя: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, формирование культуры межнационального общения, развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины. Большую роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает сотрудничество педагога с семьей. Ведь духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности начинается в семье. И семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников;
• созидателей Отечества;
• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии.
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию невозможна без участия родителей.
К сожалению, настоящее время процесс гражданско-патриотического воспитания идет очень противоречиво и медленно. Очень мало объединений и людей среди молодежи поддерживает эту систему. Поэтому это требует всестороннего изучения, изменений тенденций и развития, учитывая при этом сложившиеся противоречия и проблемы.
Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственный аспект является основой всего воспитания. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.
В связи с этим необходимо не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающихся. Система дополнительного образования как нельзя лучше подходит к решению этих задач. Проблемы воспитания обучающихся связаны, по крайней мере, с несколькими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм для окружающих людей.
Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Для формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического аспекта воспитания в современном мире самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания.
Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в гражданском и духовно-нравственном воспитании, являются:
- Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотической и духовно-нравственной личности через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
- Развить национальное и гражданское самосознание обучающихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
- Сформировать патриотическое и духовно-нравственное мировоззрение, направленное на воспитание достойного человека современного общества.
На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая,
межпредметная, институциональная, проектная.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм – многостороннее явление. Он воспитывает сознание, формирует мировоззрение и неотделим от формирования духовно-нравственных качеств.
Воспитывая патриотизм, мы воспитываем волю, определённый долг и ответственность. У человека-патриота, волевые чувства превращают любовь в активное действие.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.