Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

«Дорога жизни» - дорога в жизнь…»

МБОУ ДО «ЦТТ «Гефест» ГО г. Уфа РБ

 

Методическая разработка учебного занятия

Тематическое занятие: «Дорога жизни» - дорога в жизнь…»

 

Разработал: педагог ДО И.В. Исламова

 

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».В объединении патриотической направленности «Росток» проведено данное занятие для учащихся-кадетовшколы 157.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном занятии обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории страны.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к патриотическому воспитанию;

2. Развитие творческих способностей через изучение истории своей страны;

3. Формирование у учащихся формируется чувство гордости за историю становлениястраны и потребность защищать Родину, желание быть защитником земли, на которойродился и вырос, которую как зеницу ока оберегали предки.Показать необходимость «дороги жизни».

Образовательные задачи:

  1. Дать детям знания о блокаде Ленинграда, о подвиге ленинградцев;

  2. Ознакомить с возникновением «дороги жизни» и ее значением в жизни ленинградцев;

  3. Научить уважительно относиться к заслугам защитников Родины.

Развивающие задачи:

  1. Развивать интерес к истории;

  2. Развивать умение выделять главное в предлагаемой информации;

  3. Развивать умение работать с информационным материалом;

  4. Развить внимание, память.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

  2. Воспитывать понимание ценности человеческой жизни;

  3. Воспитывать понимание ценности человеческого подвига.

Оборудование и материалы: фото-карта «дороги жизни», литературная подборка, иллюстрации, аудиозапись.

Занятие рассчитано на 1 академический час – 45 минут.

Возраст учащихся – 3-5 классы.

На занятии используются методы и подходы:

1.     Индуктивные и дедуктивные

2.     Пассивный подход. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

3.     Активный метод. Учащиеся работают совместно с педагогом, готовят доклады и сообщения.

4.     Интерактивный метод. Учащиеся работают с иллюстрациями и интерактивными материалами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Вводная информационная часть.

Ребята, а вы знаете, что раньше наш город, Санкт-Петербург, назывался Ленинград?

Давайте с вами вспомним, какие испытания выпали на долю ленинградцев во время войны.

Теперь давайте ответим еще на один вопрос: что же такое блокада? Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?

Сегодня мы с вами поговорим о блокаде. О том, что такое «дорога жизни» и какое значение она имела для ленинградцев.

Наше занятие я хочу посветить ленинградцам, которые вынесли тяготы войны и блокады родного города. Рассказать об одном из бессмертных подвигов, о том, как была проложена «дорога жизни». Ведь именно эта дорога была дорогой в жизнь…

Сценарий занятия.

Педагог: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь – по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день от дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам. Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать конную повозку с не очень тяжелым грузом.

Ледовая дорога была открыта. Гитлеровцы еще продолжали хвастаться своей блокадой, через которую будто бы птица не пролетит. Обеспокоенная Родина еще ничего не знала и по-прежнему тревожилась за оказавшихся в беде ленинградцев, и даже сами ленинградцы еще только надеялись на помощь, а по льду Ладожского озера уже начали свой путь в Ленинград первые дары.

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».

Тяжелой, опасной была ледовая дорога. В солнечный морозный день она казалась необычайно красивой. Ослепляюще ярко блестел снег, ледяные глыбы переливались всеми цветами радуги, а выкрашенные в белый цвет машины выглядели очень нарядно. Но первое впечатление было обманчиво. Всякий, кто в те дни оказывался на Ладожском озере, чувствовал, что «дорога жизни» полна опасностей и тревог. По хмурым сосредоточенным лицам шоферов, по их воспаленным от бессонницы глазам, по множеству черных, наполовину сгоревших или затонувших остатков грузовиков, можно было без труда понять, насколько серьезен и труден путь по «дороге жизни».

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели, и грузовики ярким отсветом зари вспыхивали на белой глади озера. Движение ненадолго прекращалось. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и сложный, для многих последний путь по «дороге жизни» продолжался.

Перед вами фотография военных лет.

2.Основная часть

И так, война началась… Докатилась до Ленинграда… И город оказался в кольце вражеских сил. Это были ужасные, незабываемые дни, наполненные смертью и страхом, голодом и отчаянием.

Сначала - тонкий свист над головою.
Потом удар. Потом тебя качнёт.
Потом земля под домом и тобою
Встревоженно ворочаться начнёт.

Потом всё это снова повторится,
И крыша из-под ног пойдёт скользя.
И что не страшно - можно притвориться,
А вот привыкнуть - всё-таки нельзя...

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград раньше: железнодорожное сообщение было прервано в августе 1941 г. А 21 августа 1941 года немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу. 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга. Вражеские силы все больше и больше сжимали свое кольцо. Паника сменилась страхом, страх – ужасом. Что будет, как жить?

Воевать и отстаивать родной город и свободу!

Но запасы продовольствия стремительно подходили кконцу, и пополнить было негде. А в Ленинграде было около двух с половиной миллионов жителей.

Чем кормить?

И только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Эта дорога шла по воде, по воде Ладожского озера.

«Дорога жизни» дала возможность наладить перевозку продуктов и других жизненно-необходимых вещей. В августе 1941 года было принято решение использовать эту артерию для перевозки грузов. За короткий срок были построины пирсы для причаливания судов, углубили дно, смогли проложить узкоколейную железную дорогу от причальных линий к основной магистрали, выстроили склады для продовольственных товаров, горючего и боеприпасов, вырыли землянки для различных морских и охранных служб. Протяжённость «дороги жизни» блокадного Ленинграда составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по Ладожскому озеру.

«Дорога жизни» функционировала постоянно, не смотря на время года и погоду. Городу требовалась постоянная поддержка. В период навигации – на кораблях по воде, а в зимнее время – на автомобилях, и лошадях с телегами, по льду.

В ноябре 1941 года был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Но по запланированному маршруту проложить дорогу было невозможно из-за больших проталин во льду. Тогда 19 ноября было принято решение проложить дорогу по маршруту «мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово».

За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» - провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами.Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтоб успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Эта дорога давала жизнь с сентября 1941 по март 1943 года

3. Физкультминутка

Дети встают в середине класса, можно поставить их кругом. Далее слово педагога:

-Сейчас я буду называть термины, связанные с нашей темой. Если слово связано с войной вы топаете, если слово противоположное войне вы хлопаете в ладоши. И так начнем!

Война, солнце, плачь, голод, хлеб, улыбка, взрыв, праздник, салют, обстрел, река, голубое небо, блокада, подвиг, воин, смерть, ленинградец.

Молодцы! Вот мы немного размялись и одновременно закрепили сегодняшние термины.

Спасибо, теперь вы можете пройти к своим местам и занять их.

4. Заключительная часть:

К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово, блокада Ленинграда была полностью снята.

Если считать с 8 сентября 1941 года (включительно) по 27 января 1944(включительно), то получается 872. Блокада длилась долгих 872 дня, а для блокадников, для ленинградцев, каждый день был трудным, длинным, наполненным страданиями и тяготами войны.

Стихотворение

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

 

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

5. Закрепление

И так, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Чему же была посвящена тема?

Что такое вражеская блокада?

Как долго длилась блокада Ленинграда?

Какие испытания выпали на долю нашего города?

Как в осажденный город доставляли продукты и другие нужные вещи?

Что такое «дорога жизни»?

Можно ли сказать, что, выжив и прорвав блокаду ленинградцы совершили подвиг?

Блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны смело можно назвать одной из величайших трагедий XX века. Только по официальным данным, озвученным на Нюрнбергском процессе, за 900 дней от голода, артобстрелов и бомбежек погибло 632 тысячи человек из 3 миллионов жителей Ленинграда. Но эти цифры явно занижены. В них не учтены беженцы, которые, спасаясь от вражеского нашествия, оказались в блокадном кольце. Ленинградцам пришлось очень нелегко. И тем, кто выживал под артобстрелами и авианалетами, страдая от голода. И тем, кто проливал кровь на Невском пятачке, борясь до последнего за каждую пядь земли. Но в итоге, несмотря на чудовищные потери, они выстояли. И хотя до коренного перелома войны было еще далеко, но первые шаги к победе были сделаны именно тогда, возле осажденного, замерзающего, голодающего, но не отчаявшегося и не сдавшегося города.

Двадцать седьмое января – день, когда была снята вражеская блокада с нашего родного города. Такое не забывается. Ужас пережитых дней никогда не сотрется из памяти. На берегу Ладожского озера создан монумент, напоминающий о том, что было блокады кольцо и что героическим подвигом народ его разбил. Вечная память тем, кто положил свои жизни, сражаясь с врагом, тем, кто проложил «дорогу жизни», тем, кто дал нам жизнь… Наступил мир! Но мы обязаны помнить о великом подвига совершенном ленинградцами. И будем помнить о нем всегда!

Занятие окончено. Спасибо нашим воспитанникам за активное участие.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с возраста 7-9 лет, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы

Проводя воспитательно-образовательные занятия, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

 Список литературы:

  1. Павлов Д.В., «Дороги жизни»,Ленинград в блокаде / Д. В. Павлов. - [6-е изд.испр. и доп.]. - [Ленинград] :Лениздат, 1999.

  2. Музыка и стихи А. Розембаум– «Дорога жизни», сборник песен на тему Блокадного Ленинграда

  3. Ходза Н. Дорога жизни: Рассказы / НисонХодза – Л.: Дет.лит., 1984. – 72 с.: ил. 24. Чаковский А.Б. Блокада: Роман. Кн. 1 и 2. – М.: Советский писатель, 1978. – 526 с.

  4. Чаковский А.Б. Блокада. Роман. Кн. 3 и 4. – М.: Советский писатель, 1974. – 576 с.

  5. Чаковский А.Б. Блокада. Роман. Кн.5. – М.: Советский писатель, 1978. – 623 с.

  6. Информационный портал «Летопись» - режим доступа - http://www.letopis.info/themes/roads/doroga_jizni.html