Дополнительная общеразвивающая программа "Скауты России"
МАУДО ДДТ г. Балтийска
Дополнительная общеразвивающая программа "Скауты России"
Попова Виолета Григорьевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
- 1. Направленность Программы
Данная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности является авторской, разработанной на основе Скаутского метода с опорой на следующие базовые документы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон об образовании РФ;
- Концепция духовно–нравственного развития и формирования личности гражданина РФ;
- Приказ МО РФ «О порядке реализации программ дополнительного образования…» № 1008;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Примерные требования к структуре и содержанию программ дополнительного образования;
- Устав МАУ ДО ДДТ г. Балтийска;
- Примерные программы: «Юные разведчики» МУДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Воронежа (С.М. Шишлянников), Программа клуба «Юный разведчик» г. Петропавловск-Камчатский (Е.В. Тягилева), «Всегда готовы! За Россию» г. Кострома, Программный документ Российской Ассоциации Девочек-Скаутов (А.В. Шабодоева), «Навигатор третьего тысячелетия» (А.А. Ермолин).
- 2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая значимость
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). Эта цель созвучна с целью Скаутского Движения – внести вклад в развитие потенциала молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной и идейной личности и члена общества. Это включает в себя четыре понятия воспитания: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть. С точки зрения воспитательного подхода, Скаутское Движение характеризуется следующим:
- оно применяет глобальный (также холистический) подход к воспитанию молодой личности;
- оно стремится достичь своей Цели с помощью воспитательного предложения;
- являясь внеформальной воспитательной силой, оно играет дополняющую роль по отношению к другим воспитательным силам;
- оно признает, что может внести свой особый вклад в воспитание молодежи.
Построенная на основе Скаутского метода, программа актуальна, сформулирована в форме прогрессивной программы, сориентированной на удовлетворение потребности в поэтапном и гармоничном развитии молодежи и детей – с одной стороны, и на выполнение государственного заказа – с другой. Формой достижения такого прогресса выступают тест и система уровней или знаков отличия (прогрессивная схема, план усложненного типа и т.д.). Программа является также стимулирующей, апеллирующей к тем, кому она предназначается. Программа «Скауты России» составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовый и продвинутый уровни подготовки обучающихся. Вариативная часть программы отвечает направленности ее на определенную специализацию. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив, возрастных, гендерных и психологических особенностей обучающихся.
Педагогическая целесообразность выражается в определенной мере педагогического вмешательства, разумной достаточности в обучении. Специальные скаутские курсы предоставляют возможность развития самостоятельности обучающемуся, возможности для самовыражения. Роль взрослого (педагога) заключается в сотрудничестве. Это означает помощь молодежи и детям в раскрытии их потенциала по принятию на себя ответственности в жизни общества. При правильном взаимодействии такой тип отношений между молодыми людьми и взрослыми выполняет существенную (важную) потребность современного общества, ибо подобные отношения являются основой для диалога и сотрудничества между поколениями.
Программа востребована, постоянно растет круг желающих заниматься по скаутским методикам. Дополнительное образование во всех формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлено на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В последнее десятилетие скаутинг, как воспитательное движение, вошел в систему дополнительного образования детей и молодежи.
Практико–методическое значение программы обусловлено возможностью трансляции накопленного опыта через создание методических разработок для педагогов, работающих по скаутской методике, реализацию социальных проектов.
Прикладное значение программы определяется её эффективностью, фиксируемой в параметрах результативности работы.
- 3. Отличительные особенности данной Программы от уже существующих образовательных программ
Отличительная особенность данной программы в возрастном диапазоне, т.е. охватом детей в учебно-воспитательном процессе объединения разного возрастного уровня. Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и предусматривает комплексное воспитание, приобретение детьми основных знаний о своем крае и стране, полевых навыков «жизни в природе», а также знаний по оказанию доврачебной помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для прохождения «разведческой лестницы», звания «скаут-разрядник».
По новизне программу можно отнести к новаторской, разработанной на основе богатого опыта автора, путем изучения, обобщения и переработки почти 100-летнего опыта скаутского движения, и в соответствии с современными концептуальными подходами педагогики.
Инновационность и оригинальность программы заключается и в оптимальном соединении методик воспитательной деятельности негосударственной общественной скаутской организации и организации дополнительного образования детей. Дополняя друг друга, они создают широкий спектр вариативности разработок и применения технологических приемов обучения предмету для реализации программных задач.
- 4. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная Программа
Скаутская деятельность основывается на понятии самовоспитания. Это предполагает, что каждый обучающийся рассматривается как уникальная личность, которая с самого начала обладает потенциалом развиваться во всех аспектах и брать на себя ответственность за собственное развитие. Центральное понятие самовоспитания основано на концепции «воспитания изнутри» в отличие от «научения извне».
Обучающийся по Скаутскому методу – это главное действующее лицо в воспитательном процессе, то есть воспитателем молодого человека является он сам. Скаутский метод – это структурированная основа, разработанная, так, чтобы вдохновлять и вести каждую молодую личность по пути ее личностного роста. Такое самовоспитание является прогрессивным. Таким образом, настоящая общеразвивающая программа предназначена помочь каждой молодой личности использовать и развить свои способности, понять собственные интересы, обогатить личный жизненный опыт, помочь найти конструктивные пути удовлетворения потребностей на разных стадиях развития и предоставить возможности для дальнейшего развития в соответствии с индивидуальным ритмом.
Программа разработана с учетом требований ФГОС в части опоры на парадигму субъект – субъектных отношений, планирования предметных, метапредметных и личностных результатов.
- 5. Ключевые понятия, которыми оперирует автор
- Скаутский метод – система прогрессивного самовоспитания, которая строится на взаимодействии ряда элементов, наиболее важными из которых являются командная система, стимулирующее участие взрослых (педагога), прогрессивная система целей и деятельности, обучение посредством практики, соблюдение Скаутского Обещания и Закона, символическая основа, жизнедеятельность на природе, обучение посредством игры и оказания добрых дел;
- Скаутский закон – воспитательный инструмент, при помощи которого ценностные установки воспитательного предложения Скаутинга изложены в форме, доступной для того, чтобы подростки могли их понять и усвоить на данном возрастном этапе;
- символическая основа – методологический ресурс с символическим характером. Символическая основа выступает в качестве носителя значения побудительного мотива подростков к движению в новые измерения их жизни и личности вместе с ровесниками;
- система малых групп – элемент Скаутского метода, направленный на формирование малых групп подростков одного возраста как способ:
˃ содействия в подготовке к жизни,
˃ отождествление с общими интересами,
˃ обучения подростков установлению прочных связей с другими людьми,
˃ постепенной передачи большей ответственности,
˃ укрепление уверенности в себе,
˃ создания ситуации, которая, в частности, способствует росту и развитию;
- скаутский отряд – термин, который применяется в скаутинге для объединения девочек и мальчиков в возрасте от 7 до 18 лет. Скаутский отряд является федерацией несхожих, но внутренне связанных патрулей;
- патруль в скаутском отряде – форма организации и обучения, небольшая группа ребят (6-10 человек) с наличием собственной идентичности;
- патрульная система – один из элементов Скаутского метода, который базируется на одном из основных побудительных мотивов подростков: потребности в принадлежности к объединению друзей или сверстников;
- патрульный лидер (патрульный) – девочка или мальчик, которые избираются непосредственно членами патруля. Главная обязанность патрульного заключается в координации работы патруля;
- жизнь на природе – один из принципов Скаутинга и элемент Скаутского метода. В соответствии с этим принципом детям и подросткам предлагается сделать пребывание на открытом воздухе частью своего стиля жизни;
- проект – совокупность мероприятий, являющихся частью более широкой и обычно долговременной инициативы, в рамках которой патрули или весь отряд проводят различные мероприятия для достижения общей цели;
- специализация – дополнительные, индивидуальные мероприятия, которые ориентированы на то, чтобы поощрять приобретение и применение навыков (специальности) подростками в контексте конкретной темы, стимулировать их врожденные способности, поощрять появление у них новых увлечений, укреплять самооценку;
- скаутский разряд – один из трех уровней подготовки скаута. Присвоение разряда происходит после сдачи зачетов и испытаний;
- разведческая лестница – освоение скаутом знаний, навыков и умений от 3-го разряда к более высокому, стремление сегодня быть лучше, чем вчера, завтра – лучше, чем сегодня.
- 6. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель: создание оптимальных условий посредством Скаутского метода для развития потенциала молодого человека как самостоятельной, готовой помочь другим, ответственной и идейной личности, способной участвовать в построении лучшего мира.
Для достижения данной цели, программа предусматривает решение следующих задач:
· воспитательные
- воспитать творческое отношения к решению вопросов, самостоятельность, культуру общения;
- воспитать добросовестное отношение к труду, общественной собственности, дисциплину;
- сформировать чувства товарищества и взаимопомощи;
- воспитать высокие морально-волевые качества;
- сформировать христианское мировоззрение;
· образовательные
- владеть теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для скаута-разведчика;
- получить начальную подготовку инструктора-общественника;
- изучить духовно-нравственные народные традиции России;
- иметь знания по оказанию доврачебной помощи;
· оздоровительные
- привить здоровый образ жизни;
- привить необходимые спортивные навыки и умения;
- укрепить физическое и психическое здоровье, закалить организм;
- сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе;
· развивающие
- развить способности самостоятельно анализировать информацию, принимать решения;
- развить интерес к познанию нового;
- сформировать активную гражданскую позицию;
- развить лидерские качества.
7. Принципы отбора содержания
Отбор программного содержания основывается на принципах:
· гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
· приоритета интересов каждого учащегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
· непрерывности, последовательности, преемственности образования;
· учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и жизни;
· обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды «ситуации успеха» и развивающего общения;
· содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения;
· интериоризации («я - принял, это стало моим, и я буду действовать в соответствии с этим») ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
2) рациональная организация образовательного процесса по программе;
3) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в объединении;
5) организация профилактики употребления психоактивных веществ;
7) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Содержание данной программы разработано с учётом федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (утв. Приказом Мин.образования и науки РФ от 28.12.10.) поскольку представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
Содержание данной программы разработано с учётом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Мин.образования и науки РФ от 04.10. 2010. № 986) поскольку в разделе «Методическое обеспечение программы» раскрыты необходимые условия образовательного процесса: создание и использования информации, возможность наблюдений, описание условий, обеспечивающих реализацию данной программы.
- 8. Основные формы и методы
Освоение образовательной программы реализуется в урочной (аудиторной, классной) и внеурочной формах образовательной деятельности.
Формы и методы проведения урочных занятий – групповые теоретические и практические занятия:
- отрядный сбор;
- патрульный сбор;
- тренинг;
- мастер-класс;
- вылазка;
- поход;
- тренировка
- соревнование;
- зачет;
- игры;
- праздник;
- игры на местности;
- синтезированные занятия (занятия с элементами игры, активитета, творческой мастерской);
- интегрированные занятия (занятия с элементами метапредметной и межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Родиноведение», «Краеведение», «Ботаника» и др.);
- монотематические занятия (занятия, посвященные анализу одного центрального понятия, темы);
- комплексные занятия (занятия, сочетающие элементы занятий разных видов)
Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Практические занятия проводятся в 1-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения различных мероприятий, экскурсий, а также на местности (стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале).
Практические умения и навыки отрабатываются на внеурочных занятиях: в многодневных походах, слетах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других мероприятиях (не исключая период осенних, зимних, весенних и летних каникул). Здесь у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» и «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации».
- 9. Возраст детей и их психологические особенности
Младшая группа «Волчата и белочки»(7 – 10(11) лет). Ведущая деятельность – учебная, социальная ситуация развития ребенка включает наличие взрослого в роли Учителя, содержание учебного предмета. Психологический смысл этапа – становление позиции любознательности, развитие мотивации к познанию и освоению мира, расширение сферы компетенций ребенка. Новообразования – рефлексия, компетентность, способность к целеполаганию, планированию, коррекции, контролю, оценке.
Средняя группа «Скауты-разведчики» (10/11 – 13/14 лет). Ведущая деятельность – межличностное общение. Психологический смысл этапа – обретение чувства взрослости, переход от детства к юношеству, формирование мировоззрения. Новообразование – сформированная «Я – концепция»
Старшая группа «Патрульные, роверы»(13/14 – 16+ лет). Ведущая деятельность – учебно – профессиональное самоопределение. Психологический смысл этапа – формирование позиций ответственной, компетентной, творческой личности, способной к самоопределению. Новообразование – самоидентификация.
- 10. Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.)
В объединение принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туристской деятельностью, по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.
- 11. Прогнозируемые результаты
Ожидаемый результат первого года обучения
Первоначальные знания о предлагаемой программе, знания о своих возможностях при работе над программой, выявление мотивов обучения, знания по технике безопасности и охране безопасности жизни и здоровья.
К концу 1-го года обучения в основном все обучающиеся имеют по 2-3 скаутские специальности 3-го разряда. (Приложение)
Ожидаемый результат второго года обучения
Понимание требований скаутского движения. «Скаутский дух». Основные (базовые) знания скаута - разведчика. Умение их применять на практике. Навыки скаута - разведчика.
К концу 2-го года обучения большинство скаутов имеют не менее 3-х скаутских специальностей 3-го разряда. 1/3 ребят имеют 3-й скаутский разряд. (Приложение)
Ожидаемый результат третьего года обучения
Знания по скаутской практике, «Родиноведению». Скаутские умения. Полевые навыки, сдача зачетов и испытаний.
К концу 3-го года обучения в основном все обучающиеся имеют 3-й скаутский разряд.
Ожидаемый результат четвёртого года обучения
Знания по скаутской практике, «Родиноведению». Скаутские умения. Полевые навыки, сдача зачетов и испытаний. Организаторские способности.
К концу 4-го года обучения 2/3 скаутов имеют не менее 3-х скаутских специальностей 2-го разряда. Далее эти скауты занимаются по программе «Школа патрульных».
Ожидаемый результат пятого года обучения
Знания по скаутской практике, «Родиноведению». Скаутские умения. Полевые навыки, сдача зачетов и испытаний. Организаторские, лидерские способности.
К концу 5-го года обучения патрульным подготовлено 1-2 членов патруля к сдаче испытаний на звание «Скаут 3-го разряда», все члены его патруля имеют одну и более специальностей. 2/3 скаутов имеют звание «Скаут 2-го разряда» (Приложение), могут самостоятельно разработать и организовать патрульное дело, сбор патруля, однодневный поход, провести мастер-класс по двум и более скаутским специальностям. Далее эти скауты занимаются по программе 2-го года курса «Школа патрульных».
Ожидаемый результат шестого года обучения
Знания по скаутской практике, «Родиноведению». Скаутские умения. Полевые навыки, сдача зачетов и испытаний. Организаторские, лидерские способности.
К концу 6-го года обучения все члены патруля имеют звание «Скаут 2-го разряда», владеют тремя и более специальностями. Патрульные могут самостоятельно планировать и проводить патрульные сборы, разработать и организовать патрульное дело в форме социального проекта, двухдневный поход, программу трехдневного лагеря.
- 12. Механизм оценивания образовательных результатов
При проведении диагностики знаний умений и навыков, а также психолого-педагогического мониторинга образовательной деятельности используются следующие технологии:
Диагностическая технология |
Область применения результатов |
Диагностика приобретения навыков самоанализа и самооценки (И.Б.Широкова «Тренинг самопознания подростков») |
Приобретается умение анализировать модели своего поведения, устанавливать причинно- следственную связь. Информация используется при подготовке и проведении занятий и тренингов. |
Диагностика ведущей стратегии в конфликте (тест Томаса) (Учебник «Основы конструктивного общения»)
|
Коррекция содержания образования во время изучения темы. Использование информации для совместного участия педагога и родителей в учебно- воспитательном процессе |
Диагностика личностного роста (Г.И. Макартычева «Коррекция девиантного поведения») |
Использование информации для прослеживания роста уровня социализации подростков, корректировки содержания занятий, тренингов. Информация для консультаций кл. руководителей и родителей. |
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся (Центр «Педагогический поиск» (Москва) ж. «Дополнительное образование» №8/ 2005) |
Корректировка содержания образовательной программы, учебно- воспитательной работы в объединении |
- 13. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
· скаутский бег (сдача испытаний на разряды)
· зачеты по специальностям (зачеты по скаутским специальностям)
· активность в скаутских лагерях, делах объединения
· выполнение поручений и обязанностей
· стремление выполнять Скаутский закон
· диагностика
· наблюдение
· тестирование
· анализ, самоанализ
· ресурсный круг
· обратная связь
· День размышлений
· Конверт желаний
· Родительский день
· проектная деятельность
. акция
· КТД (коллективно-творческое дело)
· «Истоковская» система вознаграждений
· ведение дневника отряда, патруля
- ведение дневника личных достижений.
По итогам промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы заполняется диагностическая карта.
- 14. Организационно-педагогические условия реализации программы (описание организационных, нормативно-правовых, научно-методических и социально-психологических условий, обеспечивающих эффективность образовательной деятельности)
Реализация программы осуществляется в следующих условиях:
- на базе учреждения дополнительного образования, при наличии коллектива обучающихся, в специально приспособленном помещении, оснащенном необходимым оборудованием и инвентарем;
- в нормативно – правовом поле, регламентирующем права и обязанности субъектов образовательного процесса, с соблюдением основных санитарно – гигиенических норм, правил техники безопасности, этических норм;
- на основе сочетания традиционных и инновационных педагогических подходов, идей и концепций, определяющих совокупность методических и дидактических принципов, выбора форм и методов организации образовательного процесса;
- на основе полилога субъектов образовательного процесса (администрации, педагога, родителей, обучающихся) с принятием соответствующих обязанностей и реализацией прав;
- на безвозмездной для обучающихся основе.
- 15. Режим занятий, в т.ч. периодичность занятий, количество часов и занятий в неделю, продолжительность одного занятия по годам обучения
Занятия осуществляются на протяжении всего календарного года, включая каникулярное время.
Структура учебных занятий построена с учётом требований СанПин 2.4.4.1251-03: если 2-х часовое - 5 минут - организационный момент, 40 минут занятие, 10 минут перемена, 45 минут занятие.
В течение учебного года (с 01.09. по 31.05.) учебные занятия проводятся два раза в неделю. В неучебные дни организуются многодневные походы, слеты, учебно-тренировочные лагеря, соревнования и другие мероприятия.
1-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 2ч в день;
2-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 2ч в день;
3-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 3ч в день;
4-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 3ч в день;
5-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 3ч в день;
6-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю 4ч в день;
В летнее время образовательный процесс осуществляется в формах муниципального летнего тренировочного лагеря «Стрела», многодневных походов, исследовательской, экспедиционной и волонтерской работы, экологических десантов, скаутской практики, а также в форме самообразования. Темы самообразования определяются текущими творческими задачами деятельности.
- 16. Количество часов по годам обучения, если Программа составлена по модульному принципу, указывается количество часов на каждый образовательный модуль
Срок реализации программы рассчитан на шесть лет: время, отведенное на обучение, составляет 208 часа для первого года обучения, по 312-416 часов в год - для последующих лет, причем практические занятия составляют большую часть программы.
- 17. общее количество часов, отведённых на реализацию всей Программы
Общее количество часов, отведённых на изучение программы – 1768 часа
Учебный план
№ п/п |
Раздел программы/ Предмет, дисциплина, модуль |
Теоретические |
Практические |
Самоподготовка |
Всего |
Формы аттестации (контроля) |
1. |
«Волчата и белочки 1-й год» |
56 |
128 |
24 |
208 |
Скаутский бег (сдача испытаний на разряды); зачеты по специальностям (зачеты по скаутским специальностям); активность в скаутских лагерях, делах объединения; выполнение поручений и обязанностей; стремление выполнять Скаутский закон; диагностика; наблюдение; тестирование; анализ, самоанализ; ресурсный круг; обратная связь; проектная деятельность; акция; КТД (коллективно-творческое дело) ведение дневника отряда, патруля; ведение дневника личных достижений. По итогам промежуточного и итогового контроля усвоения образовательной программы заполняется диагностическая карта. |
2. |
«Волчата и белочки 2-й год» |
44 |
140 |
24 |
208 |
|
3. |
«Скауты-разведчики 1-й год» |
62 |
214 |
36 |
312 |
|
4. |
«Скауты-разведчики 2-й год» |
54 |
222 |
36 |
312 |
|
5. |
«Школа патрульных 1-й год» |
82 |
194 |
36 |
312 |
|
6. |
«Школа патрульных 2-й год» |
114 |
254 |
48 |
416 |
|
Всего:
|
412 |
1152 |
204
|
1768 |