Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Русские Узоры»

Министерство просвещения Московской области

Управление образования городского округа Ступино

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творческого развития «Детская школа искусств»

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Русские Узоры»

творческого объединения «Русские узоры»

(стартовый уровень)

 

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Зорина Ольга Вячеславовна

 

 

Ступино 2019 г.

 

 

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

«Русские Узоры»

Наименование программы

Русские Узоры

Учреждение, реализующее программу

МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств» городской округ Ступино

Составитель программы

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории     Зорина Ольга Вячеславовна

Направленность

Художественная

Направление деятельности

Народная роспись

Уровень

Стартовый

Возраст учащихся

7 – 12 лет

Срок реализации

1 год

Год разработки программы

2019

Где,  когда и кем утверждена программа

Методический совет протокол № 1 от « 26 »  августа  2019 г.

Программа принята в новой редакции

На основании решения Методического совета протокол № 1 от « 26 »  августа  2019 г.

Аннотация программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Русские узоры» входит в перечень образовательных услуг, предоставляемых  декоративно - прикладным отделением МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств», является первой ступенью – переходу к базовой общеразвивающей программе в обучении росписи в творческом объединении «Русские Узоры», имеет стартовый уровень.

Изучение курса предусматривает следующее:

  • Знакомство с Мезенской росписью по дереву, основными сюжетами и особенностями росписи.
  • Материалы, инструменты и приёмы работы с кистью, пером. Постановка руки. Отработка навыка кистевой росписи. 
  • Древний язык символов Мезенской росписи. Выполнение учебных упражнений. 
  • Орнамент Мезенской росписи. Животный мир в сюжетах росписи. 
  • Композиция росписи, основные правила, особенности и приёмы построения. Составление эскизов с символами. 
  • Роспись изделий. Работа в материале, разработка эскизов росписи. 

Актуальность Программы.

  • Сегодня занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством являются востребованным среди детей и подростков. Это показали результатымониторинга в системе дополнительного образования, проведённого фондом«Национальные ресурсы образования» в 2017 году;
  • Занятия художественной росписью способствуют развитию творческих способностей учащихся;
  •  

            Цель программы: формирование творчески мыслящей личности на основе изучения традиций русской национальной Мезенской росписи и реализации на практике художественных замыслов.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих  задач:

Предметные задачи:

  • дать представлениео традиционной Мезенскойросписи и её месту в декоративно-прикладном искусстве;
  • сформировать понимание значимостии ролинародного творчества ихудожественно­-прикладного искусства в жизни общества;
  • сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края;
  • дать обучающимся систему знаний в области композиции: понятия целостности, соподчиненности, уравновешенности, симметричности, динамичности;
  • познакомить с основными принципамицветоведения: дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
  • дать представление оритме, гармонии и равновесии,как важных средствахвыражения в изобразительном творчестве;
  • научить техническим приёмам кистевой росписи;
  •  
  • дать представление оспособах и путях реализации творческого потенциала в художественных профессиях.

Метапредметные задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
  • способствовать развитию художественного вкуса;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к Мезенской росписи;
  • развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;

Личностные задачи:

  • воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
  • воспитать интерес и любовь к Мезенской росписи,как виду художественного творчества;
  • содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений;

Отличительные особенности и новизна

Техника Мезенской росписи имеет древнюю историю, множество направлений, а, следовательно и авторов-мастеров, передающих свой опыт учащимся. На современном этапе авторских программ по художественной росписи очень много, но данная программа  отличается от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ  «Художественная роспись» Петуховой И.М., «Художественная роспись» Широковой М. А., «Художественная роспись» Миляховой Л.Е.  тем, что имеет:

  • комплексный подход к содержанию,яркой инеповторимой росписи Русского Севера - Мезенской;
  • сочетание двух модулей, охватывающих различные темы по изучению росписи;
  • творческий подход: овладение приёмами и техниками декоративно – прикладного творчества не на уровне копирования и подражания, а на уровне авторского замысла учащихся;
  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента; использование технологий дифференцированного обучения,здоровьесберегающие технологии.

Программа предполагает более детальное изучение Мезенской  росписи. Изучение росписи,  ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.

Созданию программы послужило  многолетнее изучение и сбор педагогом материала по  истории и технологии данной росписи. Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси, а также быт, нравы и обычаи народов современной России.

Адресат программы - дети школьного возраста 7-12 лет.

Срок реализации образовательной программы-1 учебный год.

Количество учебных часов – 144 часа.

Периодичность и продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа, длительность занятия - 45 мин.

Форма обучения – очная, групповая.

Состав групп – постоянный, разновозрастной.

          Источники финансирования –фонд ПФДО

Планируемые результаты - Результатом успешной работы педагога по данной образовательной программе являются победы учащихся в районных, областных и всероссийских фестивалях, выставках и конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

Программа снабжена описанием способов и критериев оценки результатов учащихся, форм контроля  и подведения итогов реализации программы (итоговая, промежуточная аттестация).

В программе представлен учебный план на год обучения, содержание учебного курса, методическое обеспечение, календарно-тематический план, описаны условия реализации программы. В конце программы содержится список литературы для педагога и учащихся.

Программа соответствует требованиям к  дополнительным общеразвивающим программам, рекомендована к реализации в образовательной организации.

 

Пояснительная записка.

Декоративно-прикладное творчество - неотъемлемая часть жизни человека. Несмотря на высокую  компьютеризированность  и технологизацию  современного общества, предметы искусства и народного творчества остаются востребованными, вызывают интерес у зрителей. Появляются новые имена среди мастеров, молодежь проявляет интерес к традиционным искусствам, проводятся всевозможные фестивали.

            В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым.

Многие педагоги, психологи обращают внимание на то, что декоративно-прикладное творчество является прекрасным способом вовлечения ребенка в мир искусства, развития художественного видения.

Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Вовлекая детей в этот вид творчества, необходимо учитывать следующее:

  • декоративно-прикладное творчество проявляет творческий потенциал ребёнка, позволяет в простой форме выразить гармонию окружающего мира;
  • в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного и изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество) способствует формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог должен знакомить учащихся с  изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование культурно-ценностных ориентиров школьника. Творческая деятельность обучающихся, создание предметов искусства и декоративно-прикладного творчество способна помочь в формировании разносторонней личности.

              Грамотная организация системы заданий, усложняющаяся по мере освоения материала, помогает учащимся не только воспринимать художественное произведение искусства на эмоциональном уровне, но и способствует культурологическому осмыслению.

Дополнительная общеразвивающая  программа «Народная роспись» разработана в 2016 году. Настоящая версия программы имеет новое  название «Русские узоры»,  является переработанной и скорректированной в соответствии с  методическими рекомендациями по разработке дополнительной  общеразвивающей программы и направлена на поиск, поддержку, выявление и развитие творческой и художественной одаренности, сформулированных  в следующих правительственных документах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Порядок организации осуществления образовательной деятельности по
  • дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минопросвещения РФ от 9.11.2018г.№196).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Министерство образования Московской области от 24 марта 2016 г.)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
  • рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
  • дополнительных общеразвивающих программ)
  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2003 № 10825 – 13 в/07).
  • Устав МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств» городского округа Ступино Московской области (27.12.2017 г. № 364-п)

Программа «Русские узоры» ориентирована на то, что учащиеся сохраняют культурное наследие России в процессе культурной деятельности, то есть «деятельности по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов и ремесел». В результате формируются духовные стороны личности учащихся – система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии. Решается одна из основных целей государственной культурной политики – формирование гармонично развитой личности.

Программа реализуется в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр творческого развития «Детская школа искусств» городского округа Ступино. Программа входит в перечень образовательных услуг, предоставляемых  декоративно-прикладным отделением, является первой ступенью – переходу к базовой общеразвивающей программе в обучении народной росписи, в творческом объединении «Русские узоры».

Направленность программы.

Данная программа имеет художественную направленность. Изучение курса предусматривает следующее:

  • Знакомство с Мезенской росписью по дереву, основными сюжетами и особенностями росписи.
  • Материалы, инструменты и приёмы работы с кистью, пером. Постановка руки. Отработка навыка кистевой росписи. 
  • Древний язык символов Мезенской росписи. Выполнение учебных упражнений. 
  • Орнамент Мезенской росписи. Животный мир в сюжетах росписи. 
  • Композиция росписи, основные правила, особенности и приёмы построения. Составление эскизов с символами. 
  • Роспись изделий. Работа в материале, разработка эскизов росписи. Всё это  позволяет учащимся всесторонне развиваться в художественном направлении, осваивать технику традиционной народной росписи и определять для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. В связи с этим программа «Русские узоры» имеет выраженный развивающий характер.

Актуальность программы «Русские узоры» заключается в том, что:

  • Сегодня занятия художественным и декоративно-прикладным творчеством являются востребованным среди детей и подростков. Это показали результатымониторинга в системе дополнительного образования, проведённого фондом«Национальные ресурсы образования» в 2017 году;
  • Занятия художественной росписью способствуют развитию творческих способностей учащихся;
  •  

Одной из основных задач государственной культурной политики Российской Федерации является сохранение культурного наследия нашей страны. Правительством Российской федерации разработана Концепция развития народных художественных промыслов и ремесел, а также декоративно-прикладного искусства в сфере культуры на 2015-2020 годы  (далее - Концепция) основывается на базовых положениях Конституции Российской Федерации, гарантирующих конституционные права гражданам Российской Федерации на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям и образованию.  Цель Концепции:  сохранение и развитие народных художественных промыслов, как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа, как важной части материального и нематериального культурного наследия народов России; ресурса для инновационного развития туризма, культуры и образования. Важнейшей составляющей духовного и культурного пространства любого народа, основой формирования национального самосознания является традиционная культура. Это понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также занятия детей творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством. Традиционная культура – это также форма передачи народного опыта и одно из средств воспитания.

Цель программы: формирование творчески мыслящей личности на основе изучения традиций русской национальной Мезенской росписи и реализации на практике художественных замыслов.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих  задач:

Предметные задачи:

  • дать представлениео традиционной Мезенскойросписи и её месту в декоративно-прикладном искусстве;
  • сформировать понимание значимостии ролинародного творчества ихудожественно­-прикладного искусства в жизни общества;
  • сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края;
  • дать обучающимся систему знаний в области композиции: понятия целостности, соподчиненности, уравновешенности, симметричности, динамичности;
  • познакомить с основными принципамицветоведения: дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
  • дать представление оритме, гармонии и равновесии,как важных средствахвыражения в изобразительном творчестве;
  • научить техническим приёмам кистевой росписи;
  •  
  • дать представление оспособах и путях реализации творческого потенциала в художественных профессиях.

Метапредметные задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
  • способствовать развитию художественного вкуса;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к Мезенской росписи;
  • развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;

Личностные задачи:

  • воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
  • воспитать интерес и любовь к Мезенской росписи,как виду художественного творчества;
  • содействовать развитию у учащихся нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений;

Отличительные особенности и новизна

Техника Мезенской росписи имеет древнюю историю, множество направлений, а, следовательно и авторов-мастеров, передающих свой опыт учащимся. На современном этапе авторских программ по художественной росписи очень много, но данная программа  отличается от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ  «Художественная роспись» Петуховой И.М., «Художественная роспись» Широковой М. А., «Художественная роспись» Миляховой Л.Е. тем, что имеет:

  • комплексный подход к содержанию,яркой инеповторимой росписи Русского Севера - Мезенской;
  • сочетание двух модулей, охватывающих различные темы по изучению росписи;
  • творческий подход: овладение приёмами и техниками декоративно – прикладного творчества не на уровне копирования и подражания, а на уровне авторского замысла обучающихся;
  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента; использование технологий дифференцированного обучения,здоровьесберегающие технологии.

Программа предполагает более детальное изучение Мезенской  росписи. Изучение росписи,  ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.

Созданию программы послужило  многолетнее изучение и сбор педагогом материала по  истории и технологии данной росписи. Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси, а также быт, нравы и обычаи народов современной России.

Педагогическая целесообразность

В настоящее время исследования ученых-психологов убедительно  доказывают, что возможности детей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Автор Быкова С.В., психолог, консультант - дианалитик  статья «Понаватальный интерес»  автор: Михаил Чуклин  статья «История развития представлений об одаренности».

     Задача заключается в том, чтобы способствовать раскрепощению мышления ребёнка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Программа содействует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретённые исполнительские  навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться  к национальным искусствам России.

Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художественными промыслами, их историей и особенностями, основами цветоведения. основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией обработки изделий.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении изделий, подарков, участвовать в выставках, конкурсах. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, стремлением доводить начатое дело до конца. В рамках реализации данной программы, учащимся  предоставляются возможности творческого развития.

 Учебный план и методическое обеспечение программы составлены на основе методической литературы и опыта работы по данному предмету с детьми младшего и среднего школьного возраста. Так же использовались литературные источники по росписи и декоративно - прикладному искусству (Н.К. Величко, Горяева Н.А., Островская О.В. Шелепеева О.Н.), с учетом современных методик, инновационных технологий обучения и передового педагогического опыта. Программа не дублирует ни одну из существующих программ. Теория тесно переплетается с практикой. Используется богатый дидактический материал. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

В соответствии с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:

  • изучение опыта поколений с учётом современных потребностей; народного искусства;
  • ремесло Мезенской росписи рассматривается, как составная часть народного искусства;
  • декорирование, как и изобразительное искусство, подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности;
  • интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

Программа представляет собой стартовый  уровень освоения Мезенской росписи в МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств», является первой ступенью в постижении знаний в области росписи и переходу к базовой общеразвивающей программе обучения по народным росписям. Программа призвана дать учащимся основные знания, умения и навыки в данной сфере деятельности, способствует творческому самоопределению, социальной адаптации.

Адресат программы.

            Программа рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 12 лет. Противопоказаний к занятиям по росписи нет. Медицинского заключения на обучение не требуется.

            Организация учебного процесса

Программа будет реализовываться в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Каждый год обучения,  представляет собой набор из 2 х модулей :

Модуль 1 «Секреты Мезенских мастеров» Количество часов 72 часа

Модуль 2 «Таинственные узоры Мезени» Количество часов 72 часа

Каждый модуль представляет собой целостный образовательный курс.

Возрастные особенности детей 7-12 лет.

При реализации данной Программы, учитываются возрастные психологические и психофизиологические особенности детей, характерные для разного школьного возраста – детей в возрасте 7-12 лет (средний школьный возраст) .

В работе педагога с учащимися в объединении, приходится учитывать ряд следующих условий и реалий современного мира:

  • трудовая деятельность детей возраста 7-12 лет,зачастую ограничена рамками достаточно простых видов труда, а трудовые умения и навыки ими только приобретаются в школьных мастерских, в объединениях и т.п..
  • в современной семье, этим вопросам сейчас уделяется недостаточное внимание.

Для детей среднего школьного возраста также характерны такие особенности, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость, что связано с возрастанием подвижности нервных процессов, где явно преобладают процессы возбуждения. 

Еще одной особенностью, которую необходимо учитывать педагогу в ходе реализации Программы с детьми 7-12 лет, является некоторая специфика в моторике и организации движения представителей данной возрастной категории. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста присутствуют особенности в организации движения и моторике. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (а именно такие движения и являются основными при обучении росписи).

Кроме того, для детей среднего школьного возраста остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность, зачастую, заметно падает через 25-30 минут урока. Дети быстрее утомляются и при повышенной эмоциональной насыщенности уроков или каких-либо мероприятий.

Возрастной особенностью средних школьников является и сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше у них развито непроизвольное внимание – т.е. все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекли их внимание. И здесь задача педагога – суметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы наиболее важные и принципиальные моменты в обучении преподносились детям в наиболее доступной, яркой, интересной, динамичной форме, что будет «захватывать» и концентрировать внимание учеников на наиболее важных аспектах.

Огромное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который, конечно же, формирует социальную направленность школьника. В 7-12 лет (т.е. к концу среднего школьного возраста) ребенок стремится к обществу других детей, интересуется их делами, делами группы и любого микроколлектива, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Воспитанники хотят занять свое место в группе, завоевать авторитет и уважение товарищей. Процесс включения ребёнка в любой новый (в т.ч. школьный) коллектив сложный, неоднозначный, а нередко и противоречивый. Прежде всего, данный процесс глубоко индивидуален. Все дети отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, а поэтому они по-разному включаются в систему коллективных отношений. А воспитанникам среднего возраста здесь приходится особенно трудно, т.к. у них еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценивать отношение к себе коллектива, товарищей, умение найти своё место в новом коллективе. И здесь на первый план выходит личность педагога,  как организующего и направляющего лидера в создании позитивных, добрых, уважительных отношений в коллективе.

Для того чтобы учебная деятельность была успешной и для мотивации обучаемых к качественному овладению знаниями и умениями, педагогу следует широко использовать различные специальные приёмы и способы организации работы детей:

-   учебный процесс не должен быть «постоянно-монотонным» -  детям во время работы необходимо давать возможность отвлечься, отдохнуть;

-   нельзя настойчиво торопить ребёнка с обдумыванием вариантов исполнения какого-либо задания или ответом на поставленный вопрос;

-   каждому ученику постоянно оказывать индивидуальное внимание и помощь (каждый должен чувствовать внимание педагога именно к нему);

-   ни в коем случае не допускать принижения «значимости» ученика как личности (принцип «не навредить личности»), а напротив, применяя грамотную тактику опросов, общений, поощрений (в т.ч. опережающих) и подведения итогов нужно формировать у детей уверенность в своих силах, способностях и возможностях;

-   осторожно и тактично указывать на ошибки, неточности, неудачи учеников;

-   создавать доверительную, спокойную, деловую атмосферу на занятиях,

-   на каждом занятии уделять время здоровьесберегающим приемам: проводить физкультминутки, гимнастику для рук, упражнение на расслабление глаз («пальминг») и эффекта расслабления нервной системы (психологическая релаксация) с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (воспроизведение записей звуков живой природы и др.).

Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и заключением договора об оказании образовательной услуги. При зачислении в группу учитывается желание  учащихся, заниматься творчеством, участвовать в конкурсной деятельности.   

В процессе реализации программы возможно перестановка некоторых тем  и разделов.

Срок реализации образовательной программы -  1 учебный  год.

Количество учебных часов – 144 часа .

Периодичность и продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа, длительность занятия - 45 мин.

Форма обучения – очная, групповая.

Состав групп – постоянный, разновозрастной.

Источники финансирования – бюджет, фонд ПФДО

            Основные дидактические принципы программы:

  1. доступность и наглядность,
  2. последовательность и систематичность обучения и воспитания,
  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

            Методические условия реализации программы

            Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основам Мезенской росписи, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения росписи строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у учащихся развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера, например копирование образцов Мезенской росписи. Это позволяет не только понять и усвоить разные виды техники, но и типовые композиции по росписи. Данные упражнения позволяют развивать детям основы пространственного мышления, развивают у них мелкую моторику, готовя руку ребенка к более сложной деятельности, развивают эстетические знания и художественно-графические умения.

При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.

            В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У обучающихся формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.

            Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях

       Для качественного развития творческой деятельности юных мастеров программой предусмотрено:

  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в росписи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Планируемые результаты  

На занятиях по Мезенскойросписи у учащихсяразвивается:

  • Познавательный интерес, систематизируя и углубляя знания о народном искусстве. Воспитанники стремятся расширить и углубить свои познания о декоративно-прикладном искусстве в целом, а именно Мезенской росписи. Этому способствует изучение на занятиях по росписи основ народного искусства России на региональном и национальном уровне.
  • Зрительная память, ведь каждое занятие в данном разделе содержит богатый иллюстративный, репродуктивный и другой наглядный материал. Причем каждый народный промысел представлен во всем многообразии форм, вариантах декора. Насыщаем зрительные образы, развиваем логическую память.
  • Воображение, т.к. в Мезенской росписи присутствует перевод изображений реальных в изображения декоративные фантазийные, фантастические. Обучающиеся   учатся символическому изображению реальных объектов.
  • Речь, т.к. сам образный художественный язык народного искусства многообразен, богат, речь детей становится логически связанная, живая, образная.
  • Творческое мышление, накопив достаточный багаж познания в сфере народного искусства, познав его самобытность, оригинальность, ребёнок  становится способен сам создавать декоративные импровизации, разнообразные по композиционному и цветовому решению.

В целом занятия в объединении  способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

 Результатом успешной работы педагога по данной образовательной программе являются победы учащихся в районных, областных и всероссийских фестивалях, выставках и конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

По итогам реализации данной программы учащиеся показывают высокий  уровень  знаний в области декоративно-прикладного искусства, проявляют большой интерес к народной культуре, ее традициям. 

 

Прогнозируемый результат

К концу  года обучения

будут  знать:

будут  уметь:

 

  • правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами;
  • основы цветоведения:цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета, холодные и теплые цвета и оттенки, светлоту, цветовой контраст, насыщенность цвета;
  • знать историю изучаемой росписи и её особенности;
  • основные элементы Мезенской росписи;
  • орнамент Мезенской росписи и его символику;
  • графические элементы Мезенской росписи;

 

 

  • правильно организовать свое рабочее место;
  • пользоваться кистью, красками, пером, инструментами и приспособлениями;
  • владеть кистевыми приёмами росписи;
  • владеть графическими приемамиросписи при помощикрасок, кисти, пера и туши;
  • уметь составлять несложную композицию;
  • расписывать средние и малые формы деревянных изделий;
  • проводить несложный анализ работ членов творческогообъединения;

 

Формы аттестации

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие - цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся;
  • промежуточные - проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие;
  • - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения.

Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с положением об аттестации учащихся МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств».

В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка качества усвоения учащимися содержания программы по итогам очередного учебного года, осуществляется оценка уровня достижений учащихся.

В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка качества усвоения учащимися содержания  программы по завершении всего образовательного курса программы в целом.

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования - устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, тестовые задания;
  2. через отчётные просмотры законченных работ;

            Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.

            В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины,  конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня.

             Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Педагог оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программе, работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программы и перечень практических, теоретических работ, вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем.

Материально-техническое обеспечение

Для педагога

  • Дополнительная общеразвивающая программа;
  • Учебно-методические таблицы по цветоведению:

- Цветовой круг

- Основные и смешанные цвета
- Теплые цвета
- Холодные цвета
- Сочетание теплых и холодных цветов

- Оттеночная раскладка цветов

  • Учебно-методические таблицы основных элементов росписи
  • Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству
  • Демонстрационные материалы для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству
  • Работы мастеров
  • Фотографии, каталоги, буклеты с художественных выставок
  • Стихи и потешки, загадки к темам программы
  • Дидактические материалы – рабочие тетради по различным видам росписи
  •  Работы  педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с Мезенской росписью, с национальными традициями.

 Для учащихся (материалы приобретаются за счёт родительских средств, самими родителями)

  • Бумага. ФорматА-3, А-4;
  • Краски акриловые, темперные;
  • Кисти художественные : колонок. белка, синтетика (круглые № 1-10)
  • Палирта
  • Простые карандаши: Т, ТМ, М
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Ластик
  • Цветной картон
  • Цветная бумага, ножницы, клей ПВ
  • Деревянные заготовки;
  • Гелиевые ручки, линеры цветные.
  • Чёрная тушь, перо.

Технические средства обучения

  • Компьютер (ноутбук)
  • Магнитофон
  • Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с различными видами росписей, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

Кадровое обеспечение: педагог, руководитель творческого объединения, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, переподготовку в направлении дополнительного образования, а также обладать необходимыми знаниями по педагогике и возрастной психологии.

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Стартовый уровень

 

 

№ п/п

 

Название темы по модулям

(М 1. – первый модуль

М 2. - второй модуль)

Модуль 1

«Секреты Мезенских мастеров»

Количество часов

72 часа

Модуль 2

«Таинственные узоры Мезени»

Количество часов

72 часа

 

 

Формы атте­стации/ кон­троля

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

  1.  

М 1.Вводное занятие. ПДД (правила дорожного движения). Обсуждение плана работы на полугодие.

М 2. Повторный инструктаж. ПДД (правила дорожного движения, составление схемы маршрута по выбору). Обсуждение плана работы на полугодие.

2

2

-

2

2

 

Устный опрос

  1.  

М 1. Происхождение росписи и её особенности. История появления росписи и её древние корни.

М 2. Интересный факты о Мезенской росписи и её особенностях.

4

2

2

4

2

2

Тематическая викторина

  1.  

М 1. Изучение элементов росписи.

М 2. Закрепление навыков. Практические упражнения по росписи.

8

1

7

8

1

7

Тестирование, практические задания, анализ работ

  1.  

М 1. Изучение и освоение кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши, линера.

М2.Закрепление практических умений.

4

2

2

4

2

2

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ

 

  1.  

М1.Составление композиций.

М 2. Практическое закрепление навыков по составлению композиции.

6

2

4

5

1

4

Наблюдение в процессе

деятельности,

анализ работ

  1.  

М 1. Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи.

М 2. Практическое применение красок и лакокрасочных материалов.

2

1

1

2

1

1

Устный опрос, тестовые задания.

  1.  

М 1. Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

М 2. Обработка деревянных изделий, грунтовка.

2

1

1

2

1

1

Устный опрос, практические задания.

  1.  

М 1. Роспись деревянных изделий малых и средних форм.

М 2. Роспись деревянных изделий малых и средних форм.

24

-

24

28

-

28

Наблюдение в процессе

деятельности,

мастер-класс. Защита проектов

  1.  

М 1.  М 2. Мероприятия по ПДД

3

2

1

2

1

1

Опрос, викторины

  1.  

М 1. М 2. Выставочная деятельность

5

5

-

5

5

-

Выставки и анализ работ

 

  1.  

М 1. М 2. Тематические вечера, мастер-классы. Социально-значимые проекты

10

10

-

10

10

-

 

  1.  

М 1. М 2. Итоговое занятие

2

2

-

2

2

-

Отчётная выставка и анализ работ

 

ИТОГО 144 ч.

72

 

 

72

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Стартового уровня  обучения

Модуль 1 «Секреты Мезенских мастеров»

Количество часов 72 часа

Модуль 2 «Таинственные узоры Мезени»

Количество часов 72 часа

Тема 1:  Вводное занятие.

Теория: Знакомство с коллективом, экскурсия по МБУ ДО ЦТР «ДШИ», рассказ и демонстрация работ учащихся  творческого объединения, инструктаж по ТБ, (мой маршрут до ДШИ) ПДД. Просмотр экспозиции  работ - образцов, выполненных педагогом, учащимися выпускниками данного творческого объединения.

Тема 2: Происхождение росписи и её особенности.

Теория: Знакомство с происхождением и особенностями Мезенской росписи. Виртуальная экскурсия в прошлое «Мезенская роспись - древнейшее русское ремесло». (Презентационный материал, документальные фильмы для детей) Беседа с игровыми элементами.

Практика: Мастер-класс по росписи пресс-папье.

Тема  3: Изучение элементов росписи.

Теория: Изучение основ  цветоведения.   Рассказ педагога  о цветовом круге, основных, составных, дополнительных  цветах,  о холодных и теплых  цветах и оттенках,  о светлоте, цветовом контрасте, насыщенности цвета. (Зрительный ряд: цветные плакаты по цветоведению, учебные схемы, пособия для обучающихся). Изучение особенности цветовой  гаммы Мезенской росписи. Рассказ педагога о необычной цветовой палитре росписи с привлечением иллюстративного материала, сказочных историй. Рассказ педагога о значении  и символике элементов Мезенской росписи, с использованием презентационного материала по темам.

Практика: Прогулка-экскурсия, знакомство с природным материалом, используемым мастерами  Мезенской росписи -  красная глина,  чёрная сажа. Сбор природного материала для проведения опыта в учебном кабинете.  Рассказ педагога о значении  и символике элементов Мезенской росписи, с использованием презентационного материала по темам.

Выполнение упражнений «Весёлая палитра».  Составление  цветовой круга,  получение основные, составных, дополнительных цветов, холодных и теплых цветов и оттенков, получение светлоты, цветовой контраста, насыщенности  цвета. Получение цветовой палитры Мезенской росписи (смешивание цветов, получение сложных – красный сурик и черная сажа). Проведение опыта с природным материалом - красная глина, чёрная сажа. Получение красящего пигмента. Осваивание техники работы с кистью, пером. Поэтапное выполнение элементов росписи – цветы и деревья, олени и кони, уточки и лебеди,  с использованием наглядного материала - инструкционных карт, выполненных педагогом, карточек с изображением элементов Мезенской росписи с загадками. Проведение сюжетно-ролевой игры «Мезенский зоопарк». Проведение игры-мозаики, цель которой  найти и собрать элемент Мезенской росписи: коня, оленя, кита, лебедя, утку, что способствует запоминанию фигур элементов росписи у обучающихся.

Тема  4: Изучение и освоение кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши, линеров.

Теория: Кистевые и графические приемы росписи.  Демонстрация  педагогом    кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, пера, линера. Геометрический орнамент Мезенской росписи. Символика и значение орнамента.  Занятие виртуальное  путешествие. Просмотр презентационного материала «Тайны Мезенского письма»

Практика: Отработка и оттачивание графического и кистевого письма. Выполнение красных линий во всю ширину кисти,  выполнение чёрной тонкой линии кончиком кисти, чёрной тонкой волнистой линии, треугольная линия. Выполнение простых графических элементов росписи: зигзаг,  завиток, двойной завиток, знак коловорота, криулька, пёрышко, стихийка, парный завиток, звёздочка, спиралька.  Зарисовка образцов графических элементов в рабочих альбомах и краткая запись названия  и значения символов. Осваивание геометрического орнамента Мезенской росписи. Выполнение узоров в прямой клетке, косой клетке, ленточный орнамент.

Тема 5: Составление композиций.

Теория: Изучение основ композиционного построения рисунка. Рассказ педагога о правильном расположение элементов Мезенской росписи в заданном формате, о многоярусном расположении  элементов  в Мезенской росписи. Просмотр презентационного материала для обучающихся  «Три мира».

Практика: Выполнение предварительного эскиза  для своей будущей работы. Создание композиции по заданному плану. Работа в цвете, графическая обводка.

 Тема 6: Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов.

Теория:  Знакомство с технологией лакокрасочных материалов. 

Тема 7: Первичная обработка деревянных изделий.

Теория: Рассказ педагога об обработке и подготовке деревянного изделия к росписи с использованием учебной литературы, презентационного материала по теме.

Практика: Выравнивание поверхности деревянного изделия,  шлифовка, проклейка сучков, грунтовка.

Тема 8: Роспись деревянных изделий малых форм.

Практика: Роспись деревянных  изделий. Композиционное построение рисунка на деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка. Покрытие изделия водостойким лаком. Выездная экскурсия на предприятия народных промыслов, с целью знакомства   с организацией труда на предприятии, просмотра образцов изделий народных промыслов, участие в мастер-классах, организованных мастерами предприятия. Индивидуальная защита проекта, по желанию учащегося.

Тема 9 : Мероприятия по ПДД.

       Теория : Беседы по правилам безопасности на дороге.

      Практика :Тесты, викторины, кроссворды, презентации, зарисовки  по теме.

Тема 10 : Выставочная деятельность.

     Теория: Посещение музеев и выставок на территории г. Ступино: краеведческий музей, художественная галерея «Ника», выставочный зал детской школы искусств.

Тема 11: Тематические вечера, мастер-классы. Социально-значимые проекты.

              Проведение мероприятий планируется в каникулярное время. Темы согласовываются с воспитанниками, могут приурочены к календарным праздникам, к общественным мероприятиям. Принятие активного участия в традиционных социально значимых проектах, мероприятиях городского и школьного уровней.

Практика: Мастер-классы- приобретение навыков работы в различных видах декоративно – прикладного творчества. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. Техника безопасной работы.

Тема 12: Итоговое занятие.

               Подведение итогов за год. Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ, поощрение. Задание на лето.

Методическое обеспечение Программы

Процесс развития творческих способностей учащихся на занятиях декоративного рисования будет успешным при использовании разнообразных методов обучения.

На занятиях применяется пять основных методов обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый.

5. Исследовательский.

Работа на занятиях строится таким образом, чтобы ребята могли освоить в процессе художественно-творческой деятельности духовное наследие предыдущих поколений. Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них творческих способностей становится важной задачей обучения. Основой обучения должно быть не запоминание информации, а активное участие самих детей в процессе приобретения этой информации для развития умения самостоятельно приобретать знания, для последующего решения художественно-практических и художественно-творческих задач.

 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс»,  когда педагог вместе с учащимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в росписи. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих пособий, адаптированных для  школьного возраста.

            Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединение  с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Наглядность помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Весь материал готовится заранее или раздаётся детям на занятиях. Возможно, использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также использование готовых фильмов, презентаций, выполненных как педагогом, так и воспитанниками.

Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, воспитанники способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики воспитанники постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Так же используются методические пособия, которые более полно помогают раскрыть основные темы уроков. Одним из таких пособий являются «Композиция в художественной росписи», «Узоры Мезенских мастеров».  Пособия имеют богатый ряд иллюстраций, фотографий, помогающих воспитанникам наглядно понять объяснения педагога. Пособия раскрывают тему, начиная с этапов декорирования, заканчивая росписью изделия.

Список литературы для педагога:

  • Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Учебный курс.Ростов-на-Дону:Феникс,2000г.;
  • Арбат Ю.А. «Русская народная роспись по дереву» М., 1970г.;
  • Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Ростов на Дону «Феникс» 2006г.
  • Барышников А.А. «Основы композиции» М., 1951г.;
  • Брагина В.Я. «Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся» Ж. Школа и производство 2000г. №7;
  • Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие. Изд. центр «Владос» 2003г.;
  • Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов на Дону «Феникс» 2007г.;
  • Вггинтон Майкл. Пять возрастов стекла. Журнал Архитектура;
  • Величко Н.А. Народная роспись. Техники. Приёмы. Издание Москва АСТПресс.1999г.;
  • Величко Н.А. Мезенская роспись. Издание Москва АСТПресс.;
  • Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Методика преподования в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М., Просвещение 2007г.;
  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека; уч. пособие под ред. Неменского Б.М., 2000г.;
  • Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ. М., 1986г.;
  • «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства».Программа 1994г.;
  • Данилова А. Академия декора. Изд. «Питер» 2012г.;
  • Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «народные художественные промыслы России». Родина. 2002г.;
  • Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. Изд. центр «Академия» 2012г.;
  • Костина Г.Н. Мастерская мезенской росписи. Учебно-методическое пособие. Новосибирск 2005г.;
  • Мировая художественная культура: Словарь-справочник.-Смоленск: Русич, 2002г.;
  • Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983г.;
  • Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.;
  • Неменский Б.М., Горячев В.Г. «Изобразительное искусство и Художественный труд» 1-9 класс . М., Просвещение 2009г.;
  • Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М., 2001г.;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство; Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.. Мозайка-синтез. 1997г.;
  • Пухначёва Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства». М., 2000г.;
  • Трофимова М.В., Торабырина Т.И. «И учёба и игра: изобразительное искусство.» Ярославль 2001г..;
  • Уткин П.И., Королёва Н.С. «Народные промыслы. М., 1992г.;
  • Федотов Г.Я.: Энциклопедия ремёсел. М., 2003г.;
  • Шелепеева О.И. Мезенская роспись азбука. М., 2016 г.;
  • Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста: учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений/Е.А. Дубровская, Т.Г. Козакова, Н.Н. Юдина. Изд. центр «Академия» 2000г.

Литература для  детей и родителей:

  • Бережковская Е.А. Возрастные и индивидуальное психическом развитии. Школьный психолог, 2004г.;
  • Богуславская И.Я. Добрых дел мастерство.Л., 1978г.;
  • Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 1986г.;
  • Данилова А. Академия декора. Изд. «Питер» 2012г.;
  • Дерезина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., Издательский дом «Искатель» 1997г.;
  • Дорожин Ю.Т. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., «Мозайка-синтез»;
  • Дорожин Ю.Т. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., «Мозайка-синтез»;
  • Журнал для детей и родителей. Весёлый художник;
  • Журнал для детей и родителей. Цветной мир. Институт худож. Образования;
  • Журнал. Делает сами;
  • Журнал. Народное творчество;
  • Журнал. Юный художник.
  • Крчмаруш К. Карандаш-волшебник;
  • Лахути М.Д. как научиться рисовать, универсальное пособие. РОСМЭН. 2000г.;
  • МарысаевВ.Н. «Я учусь рисовать» М., «Окма-Пресс», 2001г.;
  • Мосин И.Г. Рисование;
  • Серия подборок. Хобби клуб;
  • Трофимова М.В., Торабырина Т.И. «И учёба и игра: изобразительное искусство.» Ярославль 2001г.;

 

 

               Утверждаю:

Директор МБУ ДО ЦТР «Детская школа искусств»

Галкина Т.Ф._____________

«    »_________2019 г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности

«Русские Узоры»

 (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

            Модуль 1

«Секреты Мезенских мастеров»

 

 

 

Дата проведения занятия

 

 

 

Название темы

Модуль 1

«Секреты Мезенских мастеров»

Количество часов

72 часа

Всего

Теория

Практика

 

1.Вводное занятие. ПДД (правила дорожного движения, составление схемы маршрута дом-ДШИ –дом)

1.1.Вводное занятие, знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы. Знакомство с историей предмета.

2

2

-

 

2. Происхождение росписи и её особенности.

2.1.История появления Мезенской росписи и её древние корни. Виртуальная экскурсия в прошлое «Мезенская роспись - древнейшее русское ремесло».

Мастер 2.2.Мастер -класс по росписи пресс-папье, деревянного спила (копирование)

4

2

2

 

3.Изучение элементов росписи

3.1.Основы цветоведения.

3.2.Зооморфные элементы Мезенской росписи.

3.3.Орнамент росписи и его символика.

8

1

7

 

4.Изучение и освоение кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши, линера.

4.1.Техника кистевых приёмов росписи.

4.2. Графические приёмы росписи.

4

2

2

 

5.Составление композиций.

5.1.Основы композиции.

5.2.Многоярусность в Мезенской росписи и её значение. Роспись деревянной заготовки прямоугольной формы.

6

2

4

 

6. Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи.

6.1.Светостойкость и плотность красок.

6.2. Свойства и особенности  покрывных лаков.

2

1

1

 

7.Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

7.1. Технология обработки деревянных изделий. Роспись деревянного спила.

2

1

1

 

8.Роспись деревянных изделий малых форм.

8.1. Творческая работа. Роспись закладок на бересте «Быстроногие кони»

8.2.Творческая работа. Роспись пресс-папье , камень «Лебёдушки»

8.3. Творческая работа. Роспись кулона «Мезенский цветок»

8.4. Творческая работа. Роспись конверта.

8.5. Творческая работа. Новогодняя подвеска-игрушка.

8.6. Творческая работа. Роспись камней «Крестики –нолики»

8.8.Творческая работа. Символ года, стилизация.

8.9. Творческая работа. Роспись деревянного изделия по выбору.

24

 

 

4

 

2

 

2

 

2

2

 

4

 

4

4

 

9. Мероприятия по ПДД

9.1. Викторина по правилам дорожного движения,

9.2. Беседа с детьми , конкурс рисунков.

3

 

1

1

 

 

1

 

10. Выставочная деятельность.

10.1.Посещение выставки ДШИ «Осенний карнавал»

10.2. Посещение тематической  выставки ДШИ стенгазет

10.3. Посещение выставки художественной галереи по плану

10.4. Посещение выставки ДШИ «Свет Рождества»

5

 

1

1

 

2

 

1

 

 

11.Тематические вечера, мастер-классы. Социально-значимые проекты.

11.1. Тематический вечер «Красота осени» с проведением мастер-класса

11.2. Новогодний тематический вечер

11.3. Тематический вечер новогодний с конкурсами, играми.

11.4. Социально-значимый проект «Дарить добро»

11.5. Тематический вечер к Дню матери.

10

 

 

2

 

2

2

 

2

2

 

 

 

 

 

12.Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ.  Защита проектов.

2

2

 

ИТОГО:

72

30

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2

 «Таинственные узоры Мезени»

 

 

 

Дата проведения занятия

 

 

 

Название темы

Модуль 2

«Таинственные узоры Мезени»

Количество часов

72 часа

Всего

Теория

Практика

 

1.Повторный инструктаж. ПДД (правила дорожного движения, составление схемы маршрута по выбору)

1.1. Обсуждение плана работы на полугодие.

Творческая работа по замыслу.

2

2

-

 

2. Интересные факты о Мезенской  росписи и её особенностях.

2.1.История появления Мезенской росписи и её древние корни. Виртуальная экскурсия в прошлое «Мезенская роспись - древнейшее русское ремесло».

Мастер 2.2.Мастер -класс по росписи бумажного конверта, (копирование)

4

2

2

 

3.Практические упражнения по росписи элементов

3.1.Основы цветоведения, закрепление знаний.

3.2.Зооморфные элементы Мезенской росписи.

3.3.Орнамент росписи и его символика.

8

1

7

 

4.Закрепление практических умений по  освоению кистевых и графических приёмов росписи, при помощи кисти, краски,  пера и туши, линера.

4.1.Техника кистевых приёмов росписи.

4.2. Графические приёмы росписи.

4

2

2

 

5.практическое закрепление составления композиций.

5.1.Основы композиции.

5.2.Многоярусность в Мезенской росписи и её значение. Роспись деревянной заготовки прямоугольной формы.

5

1

4

 

6. Практическое применение красок и лакокрасочных материалов, используемых в росписи.

6.1.Светостойкость и плотность красок.

6.2. Свойства и особенности  покрывных лаков.

2

1

1

 

7.Первичная обработка деревянных изделий, грунтовка.

7.1. Технология обработки деревянных изделий. Роспись деревянного спила.

2

1

1

 

8.Роспись деревянных изделий малых и средних форм.

8.1. Творческая работа. Роспись на бересте «Быстроногие кони»

8.2.Творческая работа. Роспись пресс-папье по выбору.

8.3. Творческая работа. Роспись бижютерии.

8.4. Творческая работа. Роспись конверта.

8.5. Творческая работа. Пасхальные яица. Сувениры.

8.6. Творческая работа. Роспись короба.

8.8.Творческая работа. Сюжетная композиция.

8.9. Творческая работа. Роспись деревянного изделия по выбору.

28

 

 

4

 

2

 

2

2

6

4

4

 

4

 

 

9. Мероприятия по ПДД

9.1. Викторина по правилам дорожного движения,

2

 

1

 

 

1

 

10. Выставочная деятельность.

10.1.Посещение выставки ДШИ «История государства Российского»

10.2. Посещение тематической  выставки ДШИ  

10.3. Посещение выставки художественной галереи по плану

10.4. Посещение выставки ДШИ «Красота Божьего мира»

5

 

1

 

1

2

 

1

 

 

11.Тематические вечера, мастер-классы. Социально-значимые проекты.

11.1. Тематический вечер «Масленица» с проведением мастер-класса

11.2. Пасхальный  тематический вечер

11.3. Тематический вечер с конкурсами, играми.

11.4. Выход на плинэр в парк им. Островского

11.5. Социально значимый проект к 75-летию Победы «Письмо ветерану»

10

 

 

2

 

2

2

2

2

 

 

 

 

 

12.Итоговое занятие

Выставка творческих работ. Анализ и оценка выполненных работ.  Защита проектов. Задание на лето. Поощрения, поздравления.

2

2

 

ИТОГО:

72

28

46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦТР «ДШИ»

_______________ Т. Ф. Галкина

«___» ________________ 2019 г.

 

ПРОТОКОЛ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 

Отделение: ДПО

Образовательная программа: «Русские узоры»

Уровень программы: стартовая

Часов в год: 144

Возраст учащихся: 7 - 12

Группа № _______

Расписание: _____________________________________________

Педагог: Зорина О.В.

 

 

 

ФИ ребенка

Уровень освоения программы (низкий/средний/высокий %)

Терминология

Теория

Практика

Итог

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

Общий % успеваемости:

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

ФИО_____________________________ подпись_____________

ФИО_____________________________ подпись_____________

Дата__________

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

(из личной карточки учащегося)

Отделение

 

Творческое объединение

 

Образовательная программа

 

Уровень программы

 

ФИО педагога

 

Личностное развитие воспитанника (низкий, средний, высокий)

 

 

1 год

2 год

3 год

1

Организационно-волевые качества:

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1.1

Терпение

 

 

 

 

 

 

1.2

Воля

 

 

 

 

 

 

1.3

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

2

Ориентационные качества

 

 

 

 

 

 

2.1

Самооценка

 

 

 

 

 

 

2.2

Интерес к образовательной д-и

 

 

 

 

 

 

3

Поведенческие качества

 

 

 

 

 

 

3.1

конфликтность

 

 

 

 

 

 

3.2

тип сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

По разделу ИТОГО

 

 

 

 

 

 

Участие в конкурсах мероприятиях (кол-во)

 

Достижения учащегося

 

 

 

1

Уровень т/о

 

 

 

2

муниципальный

 

 

 

3

региональный

 

 

 

4

федеральный

 

 

 

5

международный

 

 

 

Результаты промежуточного контроля и аттестации (%)

1.

Терминология

 

 

 

 

 

 

2

Теоретические знания

 

 

 

 

 

 

3.

Практические навыки и умения

 

 

 

 

 

 

Участие и результативность учащегося в конкурсах детского творчества

уровень

название конкурса

результат

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4