ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ««Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» Объединение «Класс синтезатора»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
««Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» Объединение «Класс синтезатора»
педагог дополнительного образования высшей категории
Хайбрахманова Л.Х.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………….3
2. Учебно-тематический план……………………………..8
3. Содержание программы………………………………...9
4. Методическое обеспечение……………………………11
5. Календарно-тематический план……………………….15
6. Условия реализации программы………………………18
7. Информационное обеспечение………………………..19
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).
В связи с тем, что данная дополнительная общеразвивающая программа музыкального направления рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, досуговая) и свободой выбора ребенком второго предмета – ансамбль клавишных синтезаторов.
Актуальность. Изобретение электронных музыкальных инструментов привлекло большое внимание как музыкантов-профессионалов, так и любителей музицирования. По сравнению с традиционными механическими и электронными аналоговыми инструментами, цифровые инструменты предъявляют к музыканту более универсальные требования, объединяющие несколько видов деятельности: композитора, исполнителя, звукорежиссера.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли ребенка обучать игре на синтезаторе? Да, безусловно. Благодаря использованию компьютерных технологий занятия приобретают более простые формы, формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.
Педагогическая целесообразность Занятия синтезатором имеют познавательное значение: знакомят учащихся с музыкальными жанрами и стилями, мотивируют ребенка к композиторской деятельности. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.
Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка.
Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки.
В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.
Новизна. Дети, обучающиеся в классе клавишного синтезатора, не ставят своей целью стать профессиональными музыкантами-исполнителями, поэтому наряду с приобретением умений и навыков игры на инструменте (хотя они являются закономерным итогом педагогического процесса), программа ориентирована на формирование личности воспитанника.
Отличительные особенности. “Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии”, - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя большая часть обучающихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способна к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, при введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.
Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить в том или ином его жанре. Мысль эта была высказана ещё Аристотелем, напрямую связывавшим музыкальное образование с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. А вот что писал об этом Д. Д. Шостакович: “Большое значение для овладения музыкальным искусством имеет музыкальное любительство. Человек, умеющий играть на каком-либо инструменте, глубже постигает музыку, лучше познаёт мысль композитора”.
Основной принцип деятельности как педагога дополнительного образования – учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).
Данная дополнительная общеразвивающая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (04.07.2014г.№41);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (№1726-р от 04.09.2014);
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Цели программы:
-развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;
-приобщение учащихся к коллективной творческой деятельности;
-формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности.
Задачи:
Образовательные:
-обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
-изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),
-расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов).
Воспитательные:
-воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры обучающихся.
Развивающие:
-развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);
-становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки,
-формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством.
Контингент
Набор в объединение проводится без конкурсного отбора.
Возраст детей 7- 15 лет.
Родители совместно с педагогом активно участвуют в музыкально- образовательном процессе своих детей: посещают концерты и выставки, подбирают нотную литературу, оказывают помощь в выполнении домашних заданий, присутствуют на классных собраниях, принимают участие в подготовке «огоньков» и музыкально- литературных вечеров.
Формы и режим занятий
Занятия в творческом объединении «Клавишный синтезатор» проводятся в индивидуальной форме по 2 часа в неделю.
Сроки реализации программы
Период базового обучения для клавишного синтезатора рассчитан на 2 года. Обучение может быть продолжено по желанию обучающихся.
Ожидаемые результаты обучения: в результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
1. Познавательные универсальные учебные действия
По окончании I года обучения ребенок
будет знать:
-регистры, названия октав;
-скрипичный и басовый ключи;
-выразительные возможности синтезатора
-деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая длительности);
- такт, простые размеры;
- знаки увеличения длительности;
- штрихи (legato, non legato, staccato);
- динамические оттенки;
будет уметь:
-правильно сидеть за инструментом;
-владеть простейшими приемами аранжировки;
- воспроизводить ритмические рисунки в простых
размерах (сочетание целой, половинной,
четвертных и восьмых длительностей);
- подбирать по слуху знакомые мелодии;
- владеть навыками импровизации.
- понятия «темп», «лад».
По окончании II года обучения ребенок
будет знать:
-знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
-синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);
-мелизмы (форшлаг, мордент);
будет уметь:
-дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с автоаккомпанементом;
-пользоваться разными динамическими градациями;
-знаки сокращения нотного письма;
-музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);
-сложные и переменные размеры;
-возможности клавишных синтезаторов: особенности голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой, классической, современной популярной музыки.
- использовать разные исполнительские штрихи;
-выделять основные фактурные функции (мелодия, аккомпанемент);
-осмыслить и передать во время исполнения характер музыкального произведения.
2. Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
*интерес к новым видам искусства;
*устойчивый познавательный интерес к синтезатору как инструменту.
*широкая мотивационная основа художественно- творческой деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
*адекватное понимание причин успешности \неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
*выраженной познавательной мотивации;
*устойчивого интереса к новым способам познания;
*внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
*принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
*планировать свои действия;
*осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
*адекватно воспринимать оценку педагога;
*различать способ и результат действия;
*вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
*выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научится:
*проявлять познавательную возможность научиться;
*самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия
*преобразовывать практическую задачу в познавательную;
*самостоятельно находить вариант решения творческой задачи.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся смогут:
*допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
*учитывать разные мнения, стремится к координации при выполнении коллективной работы;
*формулировать собственное мнение и позицию;
*договариваться, приходя к общему решению;
*соблюдать корректность в высказываниях;
*задавать вопрос по существу;
*использовать речь для регуляции своего действия;
*контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
*учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
*с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
*осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве взаимопомощи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
I полугодие: контрольное занятие.
II полугодие: зачет.
Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе. Обучающиеся, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Обучающиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.
В течении года обучающимися проводится не менее одного классного концерта для родителей.
Критерии оценки в соответствии с программными требованиями по каждому году:
-уровень сложности музыкальных произведений ;
-правильное исполнение нотного текста и ритмического рисунка;
-развитие игровых навыков;
-культура исполнения и поведения учащихся во время выступления (внешний вид , собранность, отношение к слушателям);
-взаимодействие обучающихся в процессе исполнения ,
-сложность произведения;
-умение импровизировать фразы и предложения.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
|
Название темы |
Количество часов: |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Основы музыкальной грамоты. |
24 |
1 |
10 |
2 |
Работа над репертуаром. |
20 |
10 |
15 |
3 |
Выразительные возможности клавишных синтезаторов. |
8 |
1 |
12 |
4 |
Освоение простейших приемов аранжировки. |
8 |
1 |
6 |
5 |
Чтение с листа. |
4 |
1 |
6 |
6 |
Зачетные мероприятия и выступления. |
4 |
1 |
3 |
7 |
Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия. |
4 |
1 |
3 |
Итого: |
72 |
16 |
56 |
Учебно-тематический план
II год обучения
№
|
Название темы |
Количество часов: |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Основы музыкальной грамоты. |
24 |
2 |
20 |
2 |
Работа над репертуаром. |
20 |
5 |
15 |
3 |
Выразительные возможности клавишных синтезаторов |
8 |
2 |
6 |
4 |
Освоение приемов аранжировки. |
8 |
2 |
6 |
5 |
Чтение с листа. |
4 |
1 |
3 |
6 |
Зачетные мероприятия и выступления. |
4 |
- |
5 |
7 |
Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия. |
4 |
1 |
4 |
Итого: |
72 |
13 |
59 |
Содержание учебно – тематического плана 1 года обучения
Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).
Практика: упражнения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).
Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.
Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.
Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»
Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.
Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.
Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.
Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»
Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.
Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ГОУ ДЮЦ .
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.
Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.
Содержание учебно- тематического плана II года обучения
Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»
Теория: знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры. Музыкальные жанры и формы..
Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.
Практика: овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»
Теория: изучение голосов синтезатора.
Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.
Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»
Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.
Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.
Практика: исполнение несложных пьес в режиме «-1»
Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах и конкурсах.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей).
Практика: проведение мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.
Примерный репертуар
I год обучения
- Кабалевский Д. «Ёжик».
- Кореневская И. «Дождик».
- Крутицкий М. «Зима».
- Курочкин В. Вальс.
- Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
- Моцарт В. Менуэт.
- Николаев А. Этюд.
- Рубах А. «Воробей».
- Укр. нар. песня «На горе, горе».
- Польская нар. песня «Шуточная».
- Филиппенко А. «На мостике».
- Шеринг Дж. «Колыбельная».
II год обучения
- Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
- Гендель Г. Сарабанда.
- Градески Э. «Мороженое».
- Косенко В. Скерцино.
- Лессер В. «Выходной день».
- Майкапар С. «Мотылек».
- Моцарт В. Аллегро.
- Перселл Г. Ария «Ре минор».
- Чайковский П. «Старинная французская песенка».
Методическое обеспечение
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с обучающимся.
Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.
Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого “чувства стиля”. Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.
Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, “прочтение” произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.
В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование.
Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля.
Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.
Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт.
Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.
В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый.
Закрытый концерт – это прослушивание с последующим обсуждением, на котором присутствуют только педагог и воспитанники. Эта форма работы является переходной от кабинетно-индивидуальных занятий к открытым выступлениям. Во время обсуждения ребята учатся грамотно формулировать свои впечатления, пользоваться специальной терминологией, высказывать замечания в корректной форме, не обижая товарища.
Открытый концерт – это выступление учащегося на публике. Проходит он в зале, в праздничной, доброжелательной атмосфере. Здесь возникают неформальные контакты, налаживается важнейшая в воспитательном процессе связь преподавателя с семьей воспитанника.
Наиболее талантливые и опытные учащиеся принимают участие в общих концертах ДЮЦ, представляют свое учреждение на выездных выступлениях, привлекаются к работе Центра с ветеранами и инвалидами.
Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения – положительные переживания. Мы любим делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. Процесс мышления прерывается, начинает действовать закон психического самосохранения: ребенок пытается угадать, какой ответ хочет получить от него педагог.
Поэтому так важно побудить каждого обучающегося к активной деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на слух подбирает песню «Петушок».
На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи (если ребенок сыграл песню без ошибок, мы просто убеждаемся, что записанную мелодию учить гораздо проще).
После объяснения преподавателем понятия «нотоносец» и правил записи звуков разной высоты в партиях правой и левой руки, а также после анализа нескольких мелодий воспитанник сам записывает в тетрадь выученного им «Петушка» (пока без обозначения длительностей нот). После изучения длительностей, размеров, пауз, деления мелодии на такты воспитанник видоизменяет свою запись, уяснив при этом необходимость и значение всех элементов нотной записи.
Проверку теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» – ребенок сам выбирает подходящие, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает.
Умение самостоятельно разобрать нотный текст проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен – «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» т.п.).
Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия – еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.
Всякое искусство содержательно. Основа музыкального содержания – выражение человеческих настроений, чувств. Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: оно может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.
Мелодия может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь каждое настроение обладает целой гаммой оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, и героической.
Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать – важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствует стремление анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деления мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» – «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры.
Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.
Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой.
Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:
- конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
-семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);
- «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми.
Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке.
Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Календарно-тематический план 1- го года обучения
№ |
Тема занятия |
План. дата |
Факт. дата |
1 |
Вводное занятие. Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности. Диагностика имеющихся знаний и умений. (2ч) |
|
|
2. |
Диапазон синтезатора. Возможности этого инструмента(2ч) |
|
|
3 |
Регистры ( высокий средний низкий) (2ч) |
|
|
4 |
Названия нот и октав. Практика(2ч) |
|
|
5 |
Нотоносец.Теория(1ч) |
|
|
6 |
Скрипичный и басовый ключи, навык написания.(2ч) |
|
|
7 |
Знаки альтерации. (1) |
|
|
8 |
Паузы и звуки.(1) |
|
|
9 |
Знаки увеличения длительностей.(1) |
|
|
10 |
Метр(1) |
|
|
11 |
Такт(1) |
|
|
12 |
Размер, затакт(2) |
|
|
13 |
Штрихи: легато(1) |
|
|
14 |
Штрихи: нон легато(1) |
|
|
15 |
Штрихи: стаккато(1) |
|
|
16 |
Разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии) ритмический рисунок(2) |
|
|
17 |
Посадка за инструментом, разбор нотного текста: ритмический рисунок(1) |
|
|
18 |
Постановка рук, разбор нотного текста: аппликатура(4) |
|
|
19 |
Приемы звукоизвлечения, разбор нотного текста: штрихи(2) |
|
|
20 |
Разбор нотного текста:ладовая окраска(2) |
|
|
21 |
Разбор нотного текста: динамический план и другие авторские указания(2) |
|
|
22 |
Навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте.(2) |
|
|
23 |
Воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах(2) |
|
|
24 |
Навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.(2) |
|
|
25 |
Названия и особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.(2) |
|
|
26 |
Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending (4) |
|
|
27 |
Освоение простейших приемов аранжировки(2) |
|
|
28 |
Изучение аккордов на основе трезвучий (1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.(2) |
|
|
29 |
Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2) |
|
|
30 |
Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в трехдольном размере.(2) |
|
|
31 |
Подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2) |
|
|
32 |
Чтение с листа. (2) |
|
|
33 |
Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях(2) |
|
|
34 |
Чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы(2) |
|
|
35 |
Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии. (2) |
|
|
36 |
Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению. (1) |
|
|
37 |
Участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ( 4) |
|
|
38 |
Подготовка к экскурсии выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.(3) |
|
|
|
Итого: 72 часа |
|
|
Календарно-тематический план 2-го года обучения
№ |
Тема занятия |
План |
Факт |
1 |
Знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль)(2) |
|
|
2 |
Различные виды синкоп(2) |
|
|
3 |
Нечетное деление длительностей(2) |
|
|
4 |
Сложные и переменные размеры(2) |
|
|
5 |
Музыкальные жанры и формы.(2) |
|
|
6 |
Построение интервалов(2) |
|
|
7 |
Мажорные и Минорные гаммы до 2-х знаков(2) |
|
|
8 |
Упражнения и работа с нотным материалом (2) |
|
|
9 |
Анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. (2) |
|
|
10 |
Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.(2) |
|
|
11 |
Овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания(2) |
|
|
12 |
Изучение голосов синтезатора(2) |
|
|
13 |
Освоение паттернов народной й музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2) |
|
|
14 |
Освоение паттернов народной ,джазовой,музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2) |
|
|
15 |
Освоение паттернов, современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2) |
|
|
16 |
Изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.(2) |
|
|
17 |
Инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal, split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.(2) |
|
|
18 |
Буквенное обозначение звукоряда;(3). |
|
|
19 |
Основные ладовые функции, строение и обращение аккордов(2) |
|
|
20 |
Логика гармонического развития.(2) |
|
|
21 |
Понятие о секвенции(2) |
|
|
22 |
Исполнение несложных пьес в режиме «-1»(4) |
|
|
23 |
Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двухдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2) |
|
|
24 |
Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов, подбор паттерна в трехдольном размере, подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2) |
|
|
25 |
Отработка ритмических рисунков подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии (4) |
|
|
26 |
Подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(4) |
|
|
27 |
Чтение с листа(4) |
|
|
28 |
Развитие навыков сценического поведения. (3) |
|
|
29 |
Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах и конкурсах(3) |
|
|
30 |
Подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей). (3) |
|
|
|
Итого: 72 часа |
|
|
Условия реализации
Для занятий нужен кабинет с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Материально-технические средства
Мебель:
- стол преподавателя – 1;
- стулья – не менее 2;
- стол для обучающихся– 1;
- книжные шкафы – 1
Оборудование:
- синтезатор
- нотная литература;
- книги по музыке, справочные издания.
Организационно- административные условия:
- систематическая настройка синтезатора;
- доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
- технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
Информационное обеспечение
Список литературы для педагога
1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.
2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.
3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.
4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост. А.Лагутин. – М., 1991.
5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007
6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.
7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.
8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.
9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.
10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.
2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.
3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной культуре от «А» до «Я». – М., 2000.
4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.
6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.
7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.
8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных терминов. – Л., 1982.
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., 1982.
11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.
12. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.
13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.
14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
Интернет - ресурсы
- Детям о музыке. http://www.muz-urok.ru/index.htm
- Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых http://stranamasterov.ru
- Музыка с мамой. http://www.m-w-m.ru/index.php
- «Солнышко» http://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html
- Мир и Музыка http://demure.ru/