Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ««Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» Объединение «Класс синтезатора»

Муниципальная  бюджетная организация дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

««Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» Объединение «Класс синтезатора»

 

 

                                               педагог дополнительного образования высшей  категории

Хайбрахманова Л.Х.

 

 

 

                                           Содержание

1.  Пояснительная записка………………………………….3

2.  Учебно-тематический план……………………………..8

3.  Содержание программы………………………………...9

4.  Методическое обеспечение……………………………11

5.  Календарно-тематический план……………………….15

6.  Условия реализации программы………………………18

7.  Информационное обеспечение………………………..19

Пояснительная записка

          На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).

В связи с тем, что данная дополнительная общеразвивающая программа музыкального направления рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, досуговая) и свободой выбора ребенком второго  предмета – ансамбль клавишных синтезаторов.

Актуальность. Изобретение электронных музыкальных инструментов привлекло большое внимание как музыкантов-профессионалов, так и любителей музицирования. По сравнению с традиционными механическими и электронными аналоговыми инструментами, цифровые инструменты предъявляют к музыканту более универсальные требования, объединяющие несколько видов деятельности: композитора, исполнителя, звукорежиссера.   

         Может возникнуть вопрос: а нужно ли ребенка обучать игре на синтезаторе? Да, безусловно. Благодаря использованию компьютерных технологий занятия приобретают более простые формы, формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.       

Педагогическая целесообразность Занятия синтезатором имеют познавательное значение: знакомят учащихся с музыкальными жанрами и стилями, мотивируют ребенка к композиторской деятельности. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.

         Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка.

          Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки.

           В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.

      Новизна. Дети, обучающиеся в классе клавишного синтезатора, не ставят своей целью стать профессиональными музыкантами-исполнителями, поэтому наряду с приобретением умений и навыков игры на инструменте (хотя они являются закономерным итогом педагогического процесса), программа ориентирована на формирование личности воспитанника.

      Отличительные особенности.         “Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии”, - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя большая часть обучающихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способна к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, при введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.

         Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить в том или ином его жанре. Мысль эта была высказана ещё Аристотелем, напрямую связывавшим музыкальное образование с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. А вот что писал об этом Д. Д. Шостакович: “Большое значение для овладения музыкальным искусством имеет музыкальное любительство. Человек, умеющий играть на каком-либо инструменте, глубже постигает музыку, лучше познаёт мысль композитора”.

         Основной принцип деятельности как педагога дополнительного образования – учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и   в сроках его реализации). 

Данная дополнительная общеразвивающая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (04.07.2014г.№41);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (№1726-р от 04.09.2014);

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

         Цели программы:

-развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;

-приобщение  учащихся  к  коллективной творческой деятельности;     

-формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности.

         Задачи:

         Образовательные:

-обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

-изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),

-расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов).

   Воспитательные:

-воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

-воспитание эмоциональной отзывчивости,   музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры обучающихся.

    Развивающие:

-развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);

 -становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки,

-формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством.

     Контингент

     Набор в объединение  проводится без конкурсного отбора.

     Возраст детей 7- 15 лет.

     Родители совместно с педагогом активно участвуют в музыкально- образовательном процессе своих детей: посещают концерты и выставки, подбирают нотную литературу, оказывают помощь в выполнении домашних заданий, присутствуют на  классных  собраниях, принимают участие в подготовке «огоньков» и музыкально- литературных вечеров.

    Формы и режим занятий

    Занятия  в творческом объединении «Клавишный синтезатор» проводятся в индивидуальной форме по 2 часа в неделю.

    Сроки реализации программы

    Период  базового обучения  для клавишного синтезатора  рассчитан на 2 года. Обучение может быть продолжено по желанию обучающихся.

     Ожидаемые результаты обучения: в результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

1. Познавательные универсальные учебные действия

        По окончании   I года  обучения ребенок

будет знать:

-регистры, названия октав;

-скрипичный и басовый ключи;

 -выразительные возможности синтезатора

 -деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая   длительности);

 - такт, простые размеры;

 - знаки увеличения длительности;

 - штрихи (legato, non legato, staccato);

 - динамические оттенки;

 будет уметь:

        -правильно сидеть за инструментом;

        -владеть простейшими приемами аранжировки;

        - воспроизводить ритмические рисунки в простых

          размерах (сочетание целой, половинной,

          четвертных и восьмых    длительностей);  

        - подбирать по слуху знакомые мелодии;

        - владеть навыками импровизации.

- понятия «темп», «лад».

По окончании  II года  обучения ребенок
 будет знать:

-знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);

-синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);

-мелизмы (форшлаг, мордент);

будет уметь:

  -дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с  автоаккомпанементом;

  -пользоваться разными динамическими градациями;

  -знаки сокращения нотного письма;

   -музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);

   -сложные и переменные размеры;

   -возможности клавишных синтезаторов: особенности голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой, классической, современной популярной музыки.

 - использовать разные исполнительские штрихи;

  -выделять основные фактурные функции (мелодия,  аккомпанемент);

  -осмыслить и передать во время исполнения характер   музыкального произведения.

2. Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

*интерес к новым видам  искусства;

*устойчивый познавательный интерес к  синтезатору как инструменту.

*широкая мотивационная основа художественно- творческой деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

*адекватное понимание причин успешности \неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

*выраженной познавательной мотивации;

*устойчивого интереса к новым способам познания;

*внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

*принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

* осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

*планировать свои действия;

*осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

*адекватно воспринимать оценку педагога;

*различать способ и результат действия;

*вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

*выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научится:

*проявлять познавательную возможность научиться;

*самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия

*преобразовывать практическую задачу в познавательную;

*самостоятельно находить вариант решения творческой задачи.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся смогут:

*допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

*учитывать разные мнения, стремится к координации при выполнении коллективной работы;

*формулировать собственное мнение и позицию;

*договариваться, приходя к общему решению;

*соблюдать корректность в высказываниях;

*задавать вопрос по существу;

*использовать речь для регуляции своего действия;

*контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

*учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

*с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

*осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве взаимопомощи.

       Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

            I полугодие: контрольное занятие.

            II полугодие: зачет.

       Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе.     Обучающиеся, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Обучающиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.

В течении года обучающимися проводится не менее одного  классного концерта для родителей.

      Критерии оценки в  соответствии  с программными  требованиями по каждому  году: 

-уровень  сложности  музыкальных  произведений ;        

-правильное  исполнение  нотного  текста и  ритмического  рисунка;

-развитие  игровых  навыков;

-культура  исполнения  и поведения учащихся  во время  выступления (внешний  вид , собранность, отношение к слушателям);

-взаимодействие  обучающихся  в процессе  исполнения ,

-сложность  произведения;

-умение  импровизировать фразы  и  предложения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

            

Название темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   24

    1

 10

 2

Работа над репертуаром.

  20

     10

    15

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

   8

   1

  12

4

Освоение простейших приемов аранжировки.

   8

    1

   6

 5     

Чтение с листа.

   4

     1

   6

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   4

     1

   3

 7

Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия.

   4

     1

   3

              Итого:

   72

    16

   56

 

Учебно-тематический план

II год обучения

 

 

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Основы музыкальной грамоты.

   24     

     2

     20

 2

Работа над репертуаром.

   20

      5

     15

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов

   8

     2

     6

4

Освоение приемов аранжировки.

   8

     2

     6

 5     

Чтение с листа.

   4

     1

     3

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   4

     -

    5

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия.

   4

     1

      4

              Итого:

    72

     13

     59

                              

Содержание учебно – тематического плана 1 года обучения

      Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).

Практика: упражнения и  работа с нотным материалом.

      Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).

Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.

      Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория:  Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.

Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.

       Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»

Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.

Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.

Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и  в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.

       Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»

Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.

 Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ГОУ ДЮЦ .

Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.

Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного. 

          Содержание учебно- тематического плана II года обучения        

       Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»

Теория:  знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры.  Музыкальные жанры и формы..

Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.

          Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.

Практика:  овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

           Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория: изучение голосов синтезатора.

Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.

           Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»

Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.

Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.

          Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.

Практика:  исполнение несложных пьес в режиме «-1»

Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах и конкурсах.

         Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по  теме мероприятия, координация деятельности детей).

Практика: проведение  мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.

 

Примерный    репертуар

I  год обучения

  1. Кабалевский Д. «Ёжик».
  2. Кореневская И. «Дождик».
  3. Крутицкий М. «Зима».
  4. Курочкин В. Вальс.
  5. Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
  6. Моцарт В. Менуэт.
  7.  Николаев А. Этюд.
  8. Рубах А. «Воробей».
  9. Укр. нар. песня «На горе, горе».
  10. Польская нар. песня «Шуточная».
  11. Филиппенко А. «На мостике».
  12. Шеринг Дж. «Колыбельная».

II  год  обучения

  1. Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
  2. Гендель Г. Сарабанда.
  3. Градески Э. «Мороженое».
  4. Косенко В. Скерцино.
  5. Лессер В. «Выходной день».
  6. Майкапар С. «Мотылек».
  7. Моцарт В. Аллегро.
  8. Перселл Г. Ария «Ре минор».
  9. Чайковский П. «Старинная французская песенка».

Методическое обеспечение

     Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.

      Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с обучающимся.

      Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей  работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.

      Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого “чувства стиля”. Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.

      Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, “прочтение” произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.

      В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование.

      Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля.

      Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого  от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.

      Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт.

      Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.

      В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый.

      Закрытый концерт – это прослушивание с последующим обсуждением, на котором присутствуют только педагог и воспитанники. Эта форма работы является переходной от кабинетно-индивидуальных занятий к открытым выступлениям. Во время обсуждения ребята учатся грамотно формулировать свои впечатления, пользоваться специальной терминологией, высказывать замечания в корректной     форме, не обижая товарища.

      Открытый концерт – это выступление учащегося на публике.     Проходит он в зале, в праздничной, доброжелательной атмосфере. Здесь возникают неформальные контакты, налаживается важнейшая в воспитательном процессе связь преподавателя  с семьей воспитанника.

      Наиболее талантливые и опытные учащиеся принимают участие в общих концертах ДЮЦ, представляют свое учреждение на выездных выступлениях, привлекаются к работе Центра с ветеранами и инвалидами.

         Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения – положительные переживания. Мы любим делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. Процесс мышления прерывается, начинает действовать закон психического самосохранения: ребенок пытается угадать, какой ответ хочет получить от него педагог.

Поэтому так важно побудить каждого обучающегося к активной деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на слух подбирает песню «Петушок».

         На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи (если ребенок сыграл песню без ошибок, мы просто убеждаемся, что записанную мелодию учить гораздо проще).
          После объяснения преподавателем понятия «нотоносец» и правил записи звуков разной высоты в партиях правой и левой руки, а также после анализа нескольких мелодий воспитанник сам записывает в тетрадь выученного им «Петушка» (пока без обозначения длительностей нот). После изучения длительностей, размеров, пауз, деления мелодии на такты воспитанник видоизменяет свою запись, уяснив при этом необходимость и значение всех элементов нотной записи.

         Проверку теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» – ребенок сам выбирает подходящие, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает.

         Умение самостоятельно разобрать нотный текст проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен – «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» т.п.).

Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия – еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.

Всякое искусство содержательно. Основа музыкального содержания – выражение человеческих настроений, чувств. Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: оно может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым.

Мелодия может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь каждое настроение обладает целой гаммой оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, и героической.

 Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать – важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствует стремление анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деления мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» – «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры.

      Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.

      Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой.

         Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.

         В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:

- конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;

    -семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);

   - «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми.

Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке.

Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.

       В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.

 

Календарно-тематический план 1- го года обучения

 

Тема занятия

План.

дата

Факт.

дата

1

Вводное занятие. Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности. Основы безопасной жизнедеятельности. Диагностика имеющихся знаний и умений. (2ч)

 

 

2.

Диапазон синтезатора. Возможности этого инструмента(2ч)

 

 

3

Регистры ( высокий средний низкий) (2ч)

 

 

4

Названия нот и октав. Практика(2ч)

 

 

5

Нотоносец.Теория(1ч)

 

 

6

Скрипичный и басовый ключи, навык написания.(2ч)

 

 

7

Знаки альтерации. (1)

 

 

8

Паузы и  звуки.(1)

 

 

9

Знаки увеличения длительностей.(1)

 

 

10

Метр(1)

 

 

11

Такт(1)

 

 

12

Размер, затакт(2)

 

 

13

Штрихи: легато(1)

 

 

14

Штрихи: нон легато(1)

 

 

15

Штрихи: стаккато(1)

 

 

16

Разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии) ритмический рисунок(2)

 

 

17

Посадка за инструментом, разбор нотного текста: ритмический рисунок(1)

 

 

18

Постановка рук, разбор нотного текста: аппликатура(4)

 

 

19

Приемы звукоизвлечения, разбор нотного текста: штрихи(2)

 

 

20

Разбор нотного текста:ладовая окраска(2)

 

 

21

Разбор нотного текста: динамический план и другие авторские указания(2)

 

 

22

Навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте.(2)

 

 

23

Воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах(2)

 

 

24

Навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.(2)

 

 

25

 Названия и особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.(2)

 

 

26

Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending (4)

 

 

27

Освоение простейших приемов аранжировки(2)

 

 

28

Изучение аккордов на основе трезвучий (1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.(2)

 

 

29

Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2)

 

 

30

Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в трехдольном размере.(2)

 

 

31

Подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2)

 

 

32

Чтение с листа. (2)

 

 

33

Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях(2)

 

 

34

Чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы(2)

 

 

35

Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии. (2)

 

 

36

Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению. (1)

 

 

37

Участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах ( 4)

 

 

38

Подготовка к экскурсии выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.(3)

 

 

 

Итого: 72 часа

 

 

 

Календарно-тематический план 2-го года обучения

 

Тема занятия

План

Факт

1

Знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль)(2)  

 

 

2

Различные виды синкоп(2)

 

 

3

Нечетное деление длительностей(2)

 

 

4

Сложные и переменные размеры(2)

 

 

5

Музыкальные жанры и формы.(2)

 

 

6

Построение интервалов(2)

 

 

7

 Мажорные и Минорные гаммы до 2-х знаков(2)

 

 

8

Упражнения и работа с нотным материалом (2)

 

 

9

Анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. (2)

 

 

10

Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.(2)

 

 

11

Овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания(2)

 

 

12

Изучение голосов синтезатора(2)

 

 

13

Освоение паттернов народной й музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2)

 

 

14

Освоение паттернов народной ,джазовой,музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2)

 

 

15

Освоение паттернов, современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты(2)

 

 

16

Изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.(2)

 

 

17

Инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal, split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.(2)

 

 

18

Буквенное обозначение звукоряда;(3).

 

 

19

Основные ладовые функции, строение и обращение аккордов(2)

 

 

20

Логика гармонического развития.(2)

 

 

21

Понятие о секвенции(2)

 

 

22

Исполнение несложных пьес в режиме «-1»(4)

 

 

23

Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двухдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2)

 

 

24

Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов, подбор паттерна в трехдольном размере, подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(2)

 

 

25

Отработка ритмических рисунков подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии (4)

 

 

26

Подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой(4)

 

 

27

Чтение с листа(4)

 

 

28

Развитие навыков сценического поведения. (3)

 

 

29

Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах  и конкурсах(3)

 

 

30

Подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей). (3)

 

 

 

Итого: 72 часа

 

 

 

                                            Условия реализации

Для занятий нужен кабинет с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Материально-технические средства

     Мебель:

  • стол преподавателя – 1;
  • стулья – не менее 2;
  • стол для обучающихся– 1;
  • книжные шкафы – 1

Оборудование:

  • синтезатор
  • нотная литература;
  • книги по музыке, справочные издания.

     Организационно- административные условия:

  • систематическая настройка синтезатора;
  • доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
  • технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.

        

Информационное обеспечение

Список литературы для педагога

1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.

2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.

3. Иващенко Ф.  Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.

4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.  А.Лагутин. – М., 1991.

5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007

 6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

 8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.

9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.

10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991.

                            Список литературы, рекомендуемой для обучающихся

1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.

2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.

 3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной  культуре от «А» до «Я». – М., 2000.

4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.

5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.

6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.

7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.

 8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных   терминов. – Л., 1982.

9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.

10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала  XX века. – М., 1982.

11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.

12. Финкельштейн Э.  Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.

13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.

14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.    

 

Интернет - ресурсы

  1. Детям о музыке. http://www.muz-urok.ru/index.htm
  2. Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых  http://stranamasterov.ru  
  3. Музыка с мамой. http://www.m-w-m.ru/index.php
  4. «Солнышко» http://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html
  5. Мир и Музыка http://demure.ru/