Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная общеобразовательная программа«Вокальная студия «Родник»

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский м.р. Кинельский Самарская область

 

Дополнительная общеобразовательная программа « Вокальная студия «Родник»

 

Составитель:

Давлетова Марина Сергеевна

Должность:

Методист

 

Паспорт программы

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Вокальная студия  «Родник»

Направленность программы

художественная

Вид программы

 модифицированная

Учреждение, реализующее программу

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский  м.р. Кинельский

Автор (ы) (разработчик)

Давлетова Марина Сергеевна,

 методист

Возраст обучающихся

  от 7 до 18 лет

Наличие особых категорий обучающихся

нет

Сроки реализации (обучения)

3 года

С какого года реализуется программа,

когда были утверждены новые редакции программы

с 2011 года

новая  редакция: 2016 г.

Использование технологий дистанционного и электронного обучения

не используются

Наличие внешних рецензий (для авторской программы)

нет

 

                                                Введение

Художественно-эстетическое образование – один из ведущих путей гуманизации воспитания подрастающего поколения.

Задача художественно-эстетического образования  – развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а с точки зрения творческой самореализации учащихся, приобщению к искусству.

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, природными материалами.

    Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует художественно-эстетическому развитию.

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Вокальная студия «Родник»  по направленности образовательной деятельности относится к художественной направленности. По степени авторского вклада является модифицированной.

В новых федеральных документах программа имеет поддержку:

  • 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва
    "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  • 2 .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897.
  • 3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 г.г
  • 4.«Концепция развития дополнительного образования детей»   Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726.

Новизна  и особенность программы

Новизна программа в первую очередь заключается в том, что в ней представлена структура последовательности индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.

Особенность программы «Вокальная студия «Родник» в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения детей вокалу, методы работы педагога  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Родник».

Педагогическая целесообразность программы.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

приобщение обучающихся к вокальному искусству посредством обучения  их пению.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

- привить обучающимся  певческие  навыки;

- научить  детей выразительному исполнению песенных композиций;

Развивающие:

- способствовать художественно-эстетическому развитию детей;

- содействовать развитию слуха и голоса детей;

-  способствовать формированию детского голосового аппарата;

- развивать музыкальные и певческие способности:  чувства лада, музыкально-слуховые представления, чувства ритма;

Воспитательные:

- формировать у обучающихся устойчивый интерес к пению;

- приобщать детей к концертной деятельности (участие в конкурсах и  фестивалях детского творчества)

 

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях  дополнительного образования расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно с личными индивидуальными способностями;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий;

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Сроки реализации, возраст детей и режим занятий.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2  часа. Всего в году – 72 занятия и 144 часа.  

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

 Состав участников одной группы  студии не более 12 человек.

       Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Формы организации деятельности.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога термины – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке -ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

 

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

                                      Учебно-тематический план

                                               1 года обучения

ТЕМА

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

4

2

2

3

Знакомство с голосовым аппаратом

6

2

4

4

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

6

2

4

5

Знакомство с различной манерой пения

13

4

9

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры

11

2

9

7

Фонопедический метод развития голоса по

 

 

 

 

 

 системе В Емельянова

18

4

14

8

Выработка чистого унисона

 

 

25

4

21

9

Народную песню не поют, а играют

25

4

21

10

Выразительные средства исполнения

32

8

24

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

 

Итого:

144

33,5

      110,5

                        Учебно-тематический план

                                   2 года обучения

Тема

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

6

2

4

3

Творчество и импровизация

4

1,5

2,5

4

Использование певческих навыков

6

2

4

5

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

10

2

8

6

Фонопедический метод развития голоса по системе В Емельянова

18

4

14

7

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

15

4

10

8

Народную песню не поют, а играют

25

5

20

9

Выразительные средства исполнения

25

6

19

10

Использование элементов ритмики, сценической культуры

32

8

24

11

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

 

Итого:

144

33,5

110,5

                                  Учебно-тематический план

                                          3 года обучения

Тема

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова

 

18

4

14

3

Мелодия, мелодизм

11

3

8

4

Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трез­вучие, мажор, минор, интервалы(их наз­вания ), динамические оттенки

12

4

8

5

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

 

           4

2

        2

6

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

8

2

6

7

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

9

2

7

8

Дикция и артикуляция

12

4

8

9

Пение народных песен

22

2

20

10

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

44

9

35

11

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

 

Итого:

144

33.5

110.5

                 Содержание изучаемого курса программы.

 1 год обучения

1.Вводное занятие. История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы  работы. Техника безопасности.

Практика: проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.

2.Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

 Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков,  их   характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.

Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».

3.Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.

Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания,

4.Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.

Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.

  5.Знакомство с различной манерой пения.
Практика: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.

6. Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа, (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.

   7.Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова.

 1 комплекс, 1 уровень.
 Практика: специальные упражнения на развития голоса. Артикуляционная гимнастика, интонационные - фонетические упражнения.

8. Выработка чистого унисона.

Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.

9.Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения.
Практика: специальные упражнения на выработку разных звуковых «атак»

 10.Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения, Работа над репертуаром для исполнения ансамблем. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.

 11.Итоговое занятие. Подготовка к отчетному мероприятию. Прогон номеров. Подведение итогов работы за 1 год обучения.

2 год обучения

    1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты.

    2.Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соедине­ние и сглаживание регистров.

   Практика: Упражнения на сглаживание регистров.

     3.Творчество и импровизация.

    Практика: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.

    4. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.

   Практика: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции.

    5.Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. Художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.

   Практика: работа над конкретным произведением. Работа с солистами и отдельными пар­тиями.

    6.Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс 2 уровень
Практика: специальные упражнения для развития голоса. Артикуляционная гимнастика. Интонационно - фонетические упражнения.

   7.Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.

Практика: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, отк­рытость звука, присущего народному исполнению произведений.

 Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пе­нию и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.

Практика: работа с исполняемыми произведениями.

10.Использование элементов ритмики, сценической культуры.

 Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерп­ретации исполнения песни.

Практика: разучивание хореографических элементов для более выразительного представ­ления исполняемых произведений.        

11.Итоговое занятие. Подготовка к отчетному концерту. Подведение итогов работы за год.

 

3 год обучения.

1.Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Тестирование. Тренинг. Развивающие упраж­нения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.

  2.Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова- 1 комплекс 3 уровень
Практика: специальные упражнения на развитие голоса. Артикуляционная гимнастика, Интонационно- фонетические упражнения.

3.Мелодия, мелодизм. Тесситурные условия в мелодии произведения.
Практика: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра.          Зависимость произведения от тембрального окраса. Индивидуальная работа с вокалистами. Темп как развитие  произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа.

Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.

Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.

4.Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная фор­ма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы (их названия), динамические оттенки. Знакомство с понятиями. Анализ произведений. Написание нот и построений трезвучий. Понятие разрешения и обращения, практическое их применение. Лад, интервал, динамичес­кие оттенки.  Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.

5. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Практика: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборо­там, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.

6.Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Практика: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.

7.Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Практика: систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.

     Дикция и артикуляция. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использовани­ем речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

   Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, отк­рытость звука, присущего народному исполнению произведений.

10.Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

Закрепление сознательного отношения к своему пе­нию и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.

11.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение концертных номеров  вокальной группы. Анализ работы объединения в целом.

Методическое обеспечение программы.

В основу разработки программы «Вокальная студия «Родник» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция – на таких видах занятия отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок,  концертов, праздничных мероприятий, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Принципы и технологии программы.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного педагога-исследователя В.В.Емельянова принят  как один из основополагающих. По его системе  дети, подростки и взрослые выполняют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья детей;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Формы подведения итогов.

1.Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их индивидуальных способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

2.Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

3.Итоговое занятие.

4.Занятие-концерт.

5.Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

                                              1 год обучения

 

 

ТЕМА

 

 

контроль

текущий

итоговый

1

Вводное занятие

анкетирование

тестирование

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

наблюдение

Учебно-тематический план

 

1 год обучения

 

ТЕМА

Общ. кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

4

2

2

3

Знакомство с голосовым аппаратом

6

2

4

4

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

6

2

4

5

Знакомство с различной манерой пения

13

4

9

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры

11

2

9

7

Фонопедический метод развития голоса по системе В Емельянова

18

4

14

8

Выработка чистого унисона

25

4

21

9

Народную песню не поют, а играют

25

4

21

10

Выразительные средства исполнения

32

8

24

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

 

Итого:

144

33,5

      110,5

 

2 год обучения

 

Тема

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

6

2

4

3

Творчество и импровизация

4

1,5

2,5

4

Использование певческих навыков

6

2

4

5

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

10

2

8

6

Фонопедический метод развития голоса по системе В Емельянова

18

4

14

7

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

15

4

10

8

Народную песню не поют, а играют

25

5

20

9

Выразительные средства исполнения

25

6

19

10

Использование элементов ритмики, сценической культуры

32

8

24

11

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

 

Итого:

144

33,5

110,5

 

 

3 год обучения

 

Тема

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова

18

4

14

3

Мелодия, мелодизм

11

3

8

4

Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трез­вучие, мажор, минор, интервалы(их наз­вания ), динамические оттенки

12

4

8

5

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

 

           4

2

        2

6

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

8

2

6

7

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

9

2

7

8

Дикция и артикуляция

12

4

8

9

Пение народных песен

22

2

20

10

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

44

9

35

11

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

 

Итого:

144

33.5

110.5

РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

1 год обучения

 

1.      Вводное занятие. История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы  работы. Техника безопасности.

Практика: проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.

2.     Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

 Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков- их   характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.

Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».

3.      Знакомство с голосовым аппаратом Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.

Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания,

4.      Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.

Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.

  5.      Знакомство с различной манерой пения
Практика: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.

6.      Использование элементов ритмики, сценической культуры

Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.

   7.      Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс, 1 уровень.
 Практика: специальные упражнения на развития голоса. Артикуляционная гимнастика, интонационные - фонетические упражнения.

8.       Выработка чистого унисона.

Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.

9.       Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения.
Практика: специальные упражнения на выработку разных звуковых «атак»

 10.         Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения, Работа над репертуаром для исполнения ансамблем. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.

 11.        Итоговое занятие. Подготовка к отчетному мероприятию. Прогон номеров. Подведение итогов работы за 1 год обучения

 

2 год обучения

 

    1.      Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты.

    2.       Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соедине­ние и сглаживание регистров.

   Практика: Упражнения на сглаживание регистров.

     3.       Творчество и импровизация

    Практика: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.

    4.        Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.

   Практика: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции.

    5.        Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. Художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.

   Практика: работа над конкретным произведением. Работа с солистами и отдельными пар­тиями.

    6.        Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс 2 уровень
Практика: специальные упражнения для развития голоса. Артикуляционная гимнастика. Интонационно - фонетические упражнения.

   7.        Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

  Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.

Практика: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля.

 Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, отк­рытость звука, присущего народному исполнению произведений.

 Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пе­нию и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.

Практика: работа с исполняемыми произведениями.

10.  Использование элементов ритмики, сценической культуры

 Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерп­ретации исполнения песни .

Практика: разучивание хореографических элементов для более выразительного представ­ления исполняемых произведений.   _.

11.    Итоговое занятие. Подготовка к отчетному концерту. Подведение итогов работы за год

 

3 год обучения.

 

1.      Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Тестирование. Тренинг. Развивающие упраж­нения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.

  2.   Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова- 1 комплекс 3 уровень
Практика: специальные упражнения на развитие голоса. Артикуляционная гимнастика, Интонационно- фонетические упражнения.

3.  Мелодия, мелодизм. Тесситурные условия в мелодии произведения.
Практика: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра.          Зависимость произведения от тембрального окраса. Индивидуальная работа с вокалистами. Темп как развитие  произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа.

Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.

Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.

4.          Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная фор­ма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы ( их названия ), динамические оттенки. Знакомство с понятиями. Анализ произведений . Написание нот и построений трезвучий. Понятие разрешения и обращения, практическое их применение. Лад, интервал, динамичес­кие оттенки.  Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.

5.       Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Практика: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборо­там, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.

6.       Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Практика: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.

7.       Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Практика: систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.

     Дикция и артикуляция. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использовани­ем речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

   Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, отк­рытость звука, присущего народному исполнению произведений.

10.   Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

Закрепление сознательного отношения к своему пе­нию и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.

11.       Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение концертных номеров  вокальной группы. Анализ работы объединения в целом.

 

людение, слуша­ние

Игра «Волшебные ноты»

3

Знакомство с голосовым аппаратом

наблюдение

Игра « Кто как поет?»

4

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

Анализ исполнения

Конкурс «Песни на­ших бабушек»

5

Знакомство с различной манерой пения

Анализ исполнения

Пение попевок с соп­ровождением и без него.

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры

Кто больше знает скороговорок?

Конкурс «Ритмичес­кое лото

7

Фонопедический метод развития голо­са по системе В.Емельянова

наблюдение

Игра «Музыкальная сказка»

8

Выработка чистого унисона

Анализ вокального исполнения

Конкурс упражнений на различные виды голосоведения

9

Народную песню не поют, а играют

Диспут «Нужна ли нам народная песня?

Конкурс народной песни

10

Выразительные средства исполнения

Наблюдение, анализ исполняемых произ­ведений.

Концертные програм­мы.

11

Итоговое занятие.

Тестирование

Отчетный концерт

                                      2 год обучения

 

 

тема

 

 

контроль

текущий                    итоговый

1

Вводное занятие

анкетирование

Опрос по технике безопасности

2

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Анализ исполнения

Конкурс на лучшее исполнение эстрад­ной песни

3

Творчество и импровизация

Конкурс скорогово­рок

«Музыкальная ярмар­ка»

4

Использование певческих навыков

Наблюдение и анализ исполняемых произ­ведений

Концертная программа

5

Ансамбль голосов, как элемент вокаль­ной звучности.

Анализ вокального исполнения

Конкурс на лучшее исполнение детской песни

6

Фонопедический метод развития голоса по системе В Емельянова

наблюдение

Игра «Музыкальное письмо»

 

7

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

Анализ прослушивае­мых и исполняемых произведений

Игра «Музыкальные перевертыши»

8

Народную песню не поют, а играют

Слушание и анализ народных песен

Исполнение знако­мых народных песен

9

Выразительные средства исполнения

Наблюдение, анализ исполняемых произ­ведений.

Концертные программы

10

Использование элементов ритмики, сценической культуры

Наблюдение и анализ интерпретация исполняемых произведений

 

произведений

Конкурс солистов

11

Итоговое занятие

тестирование

Отчетный концерт

                                   3 год обучения

 

 

ТЕМА

 

 

контроль

текущий

итоговый

1

Вводное занятие

 

 

 

анкетирование

Опрос по технике безопасности

2

Фонопедический метод развития

голоса по системе В. Емельянова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдение

Игра «Музыкальное эхо»

3

Мелодия, мелодизм

Викторина «Музыкальная мозаика»

Конкурс «Моя мелодия»

4

Элементы сольфеджио

Проверочные задания

Игра «Юный композитор»

5

Художественно- выразительные средст­ва вокального исполнения

 

Анализ исполнения

Концертная програм­ма

6

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

 

Наблюдение, анализ исполнения

Игра «Времена года» на развитие импровизации

7

Выполнение требование развитого дыха­ния, ощущения высокой певческой позиции, опоры звука.

наблюдение

Конкурс солистов

8

Дикция и артикуляция

Игра «Эхо - ракоход»

Конкурс на лучшее исполнение эстрад­ной песни

9

Пение народных песен

Слушание и анализ народных песен

Исполнение знако­мых народных песен

10

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

Наблюдение, анализ исполняемых произ­ведений.

 

 

 

 

 

Концертные программы

 

 

11

Итоговое занятие

тестирование

Отчетный концер

 

Необходимые условия реализации программы.

материально-техническое обеспечение:

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетициального зала (сцена).
  3. Фортепиано, сентизатор.
  4. Музыкальный центр, компьютер.
  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  6. Электроаппаратура.
  7. Зеркало.
  8. Нотный материал, подборка репертуара.
  9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  10. Записи выступлений, концертов.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 2010

2.           Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,2005

3.           Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,2007

4.           «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982

5.           Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, после­довательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.

6.           Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», «Лань»С-Петербург, 2008 г

7.           «Практическое руководство по вокальной работе» М., 2010

8.           Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2012

9.           Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998

10.   Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984

  1. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
  2. Шульверк. Система музыкального воспитания Карла Орфа М 2013
  3. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
  4. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
  5. Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2005

               Литература для обучающихся.

1.  Молодежные  журналы

2.           «Энциклопедия юного музыканта» М.,2009

3.           «100 композиторов» М.,1997

4.           А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,2006

  1. Металлиди,  Перцовская.  Мы играем, поем и сочиняем.
  2. Г.Ларионова. Приключения ноты и музыкальных знаков, С-П, 2002.
  3. Т.Сиротина. Ритмическая азбука, М., 2007