Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Эврика» Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МКУДО КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Эврика»

Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

 

                                                                                                           педагог дополнительного образования 

                                               первой квалификационной категории

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………3

 

  1. Технология реализации программы………………………………….7

 

  1. Учебный план………………………………………………………….10

 

  1. Учебно-тематический план 1 года обучения……………………....... 11

 

  1. Учебно-тематический план 2 года обучения…………………….…..14

 

  1. Учебно-тематический план 3 года обучения………………….……..16

 

  1. Методическое  обеспечение………………………………………….20

 

  1. Список  литературы       ……………………………………………. 22

 

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы.  Программа  предназначена для обучающихся в объединении «Эврика». Она рассчитана на три года и направлена  на  расширение  математического  кругозора  детей,  обобщение  и  систематизацию их знаний  по  отдельным  темам  математической  дисциплины,  способствует  развитию  интереса  к  изучению  предмета,  развивает  творческие  способности  детей,  знакомит  с  вариантами  новых  нетрадиционных  подходов  решения  математических  заданий. Практическая  отработка  творческих  способностей  обучающихся  есть  на  каждом  занятии. В  основе – алгоритмы,  которые  создаются  совместными  усилиями обучающихся и педагога  в  процессе  работы.

 Актуальность.  Дополнительное образование является важнейшим звеном среди ОУ., и отражает его состояние  и основные тенденции развития.

 Для инновационного развития России необходимо новое качество общего образования, нужны условия для индивидуализации обучения. Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики.  В объединении «Эврика», работа ведется по  углублению знаний, которые способствуют развитию у обучающихся исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является  занимательность и интерес  к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся,  часто вносит элементы здорового отдыха, создает радостное настроение.

    Программа рассматривает решение и анализ новых олимпиадных задач, где требуется знание элементов комбинаторики.

Новизна данной программы в следующем: 

Развитие потенциальной одаренности обучающихся в условиях дополнительного образования и интегрированные занятия ярко выражают математическую направленность обучающихся. 

Компьютер и познавательные игры с усложненными вариантами ответов,  формируют умственные способности и  мышление обучающихся.

Структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора математика, блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы. 

Педагогическая целесообразность.

Материал программы содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран и другой материал, способствующий повышению интереса к математике. Состояние математической подготовки обучающихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательные задачи на переливание, нестандартные сложные задачи. Познавательные решения задач с помощью систем уравнений, развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

 

При разработке программы учитывались примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).  

 

 

Цель программы.  Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствовать углублению знаний и развитию исследовательского подхода к изучению материала.

Задачи программы.

 

Образовательные: 

- ознакомить обучающихся с такими понятиями, как «пентаграмма», «золотое сечение», «симметрия»;

- учить детей составлять математические ребусы, разгадывать математические кроссворды;

- определять основные особенности решения задач на переливание, взвешивание, комбинаторику, принцип Дирихле;

- рассмотривать типичные ошибки, допущенные обучающимися при решении более сложных олимпиадных задач.

       Развивающие:

- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала, отрабатывать навыки решения олимпиадных задач.

       Воспитательные:

- воспитание культурного поведения обучающих на занятиях;

- воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности;

- создать положительный настрой у обучающихся в поисках выхода из нестандартной ситуации.

 

          Возраст обучающихся в группах 11-13 лет (подростковый возраст).

 

Возраст обучающихся 11-13 лет это в основном, дети  5-7 классов, характеризующие подростковый возраст.

Это начало перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим звеном в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правилами  и ограничениями, связанные с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

В этом возрасте активно идёт процесс познавательного развития: память, речь, мышление.

Обучающиеся уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

Важнейшее  интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, в этом возрасте повышается способность к регуляции поведения.

Сфера познавательных интересов выходит за пределы образовательного учреждения, обучающиеся стремятся к поиску и приобретению знаний во внеклассных занятиях. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

  1. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Мышление подростков и юношей характеризуются стремлением к обобщениям, так же происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память. В этом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности.

2. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности обучающихся.

При приеме в объединение отдается предпочтение не только одаренным детям, потому что при изучении дополнительной общеобразовательной программы «Эврика», происходит становление интеллектуально развитой личности, способной к самореализации в социуме (от «троечника» к победителю районных турниров). Комплектование группы идёт по принципу создания условий для наибольшего эмоционального комфорта обучающихся.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

  • По возрасту – для обучающихся основной школы (11-13лет).
  • По полу – смешанная.
  • По продолжительности – 3 года.
  • По формам реализации – индивидуальная, групповая, коллективная.
  • По виду деятельности – естественнонаучная
  • По уровню освоения – углубленная.


Режим работы:

На одну группу  - 2 часа в неделю,  64 часа в год.

 

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях

 

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В целях реализации программы использую основные формы и методы обучения:

Формы:

  • индивидуальная форма обучения – учебное задание выполняется

каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей;

 

  • групповая форма обучения – в процессе этой деятельности предполагается сотрудничество нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля;
  • коллективная форма обучения – одновременное участие всех обучающихся в общей для всех образовательной  деятельности. 

Методы:

  • объяснительно - иллюстративные (педагог сообщает готовую информацию разными методами, и использованием демонстраций),
  • эвристические  (усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости),
  • репродуктивные (формирование знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений),
  • проблемно-поисковые,
  • исследовательские.

 

Основополагающими принципами реализации программы являются:

 

  • Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.

 

  • Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

 

  • Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

 

  • Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

 

  • Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей. В создании адекватной педагогической среды.

 

  • Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

 

  • Принцип взаимодействия:
  • взаимодействие между взрослыми и детьми;
  • взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

  1. Наличие наглядных пособий, методических, дидактических материалов, раздаточных материалов (упражнения на развития зрительной памяти, игры со словами).

 

  1. Наличие технических средств обучения: компьютер, проектор. DVDдиски и т.д.

 

  1. Создание в группе атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки стимулирующей развитие личности

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Для оценки результативности Программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки   собеседование с обучающимися.

Цель промежуточного контроля – проверка освоения  Программы. Формы оценки: текущие тестовые задания. Устный и письменный опрос, контрольные задания задания.

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных по программе, уровня личностных  качеств. Формы контроля: итоговые тестовые задания, срезовые работы, опросы, творческие выступления, оформление стендов.

Критерии оценки  высокий, средний, низкий уровни.

Высокий уровень -  12-15 баллов.

Средний уровень  - 7-11 баллов.

Низкий уровень  - 1-6 баллов.

Теоретические знания оцениваются по 5- бальной системе.

1 балл   -  обучающийся материала не знает, но пытается выстроить ответ.

2 балла -  тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в                  материале.

3 балла -  содержание темы раскрыто на половину, ответ неуверенный, педагог помогает наводящими вопросами.

4 балла -  тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другим обучающимся или педагогом.   

5 баллов -  обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.

Практические умения оцениваются по 10- бальной системе.

1 балл   - обучающийся пытается справиться с заданием, но ему это не удаётся.

2-3 балла - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.

4-5 баллов -  обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.

6-7 баллов -  недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания. Ответ продуман. 

8-9 баллов - обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.

10 баллов – выполнение задания хорошо продуманно. Обучающийся применяет на практике теорию, относится к решению поставленной  задачи творчески, импровизирует.

 

Образец: Протокол аттестации обучающихся

№ п/п

Ф. И. обучающегося

Теория

Практика

Итого

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование базовых тем

       1-й год

      обучения

 2-й год обучения

     3-й год

   обучения

теория

практика

итого

теория

практика

итого

теория

практика

итого

1.

Решение задач на смекалку

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2.

Решение геометрических задач

2

6

8

2

6

8

2

6

8

   3.

Числа в нашей жизни

2

6

8

2

6

8

2

6

8

  4.

Решение олимпиадных задач

2

6

8

2

6

8

2

6

8

4.

Математические ребусы

2

6

8

2

6

8

2

6

8

5.

Логические задачи

2

6

8

2

6

8

2

6

8

6.

Задачи на переливание и взвешивание

2

6

8

2

6

8

2

6

8

7.

Элементы комбинаторики

2

6

8

2

6

8

2

6

8

8.

Математика вокруг нас

2

6

8

2

6

8

2

6

8

Всего часов: 64, т-16, п-48

16

48

64

16

48

64

16

48

64

                        
                                             Учебно-тематический план  1 года обучения

Обучающие: 

-научить обучающихся решать олимпиадные задачи;

- формировать умения применять методы решения задач на движение, вероятностных задач, комбинаторных задач;

-научиться различным приемам разгадывания математических кроссвордов, ребусов;

-дать понятия  составлять числовые ребусы.

       Развивающие:

- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала;  - - развитие  навыков решения олимпиадных задач.

       Воспитательные:

- воспитание культурного поведения обучающих на занятиях;

- воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности.

 

 

Содержание базовых тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

1.

Решение задач на смекалку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая экскурсия в историю математики.

-правила техники безопасности.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение занимательных задач

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на разрезание

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач со спичками

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Геометрические задачи

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрия как наука

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как изучать геометрию?

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи на построение

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Числа в нашей жизни

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения числа

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как числа влияют на судьбу человека?

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «Числа в нашей жизни»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Решение олимпиадных задач.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на движение.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на проценты.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на дроби.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Математические ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Первое знакомство с ребусами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Разгадывание ребусов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Числовые ребусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6.

Логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Решение старинных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Решение логических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

7.

Элементы комбинаторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Поиск закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Перебор возможных вариантов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Правило суммы и правило произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

8.

Математика вокруг нас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Симметрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Золотое сечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Пентаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Всего:64, т-16, п-48

 

2        6

8

2      6

  8

2     6

8

2     6    8

2    6

8    

2       6  8

2       6

8

2       6 8

 

Ожидаемые результаты 1 года обучения

 

Обучающиеся должны знать:

- методы решения олимпиадных задач;

- приемы разгадывания математических кроссвордов, ребусов;

Уметь:

- уметь применять методы решения задач на движение, вероятностных задач;

- комбинаторных задач;

-уметь составлять числовые ребусы.

 Содержание базовых тем

 

Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики. Решение занимательных задач. Решение задач на разрезание.

Решение геометрических задач. Геометрия как наука. Как изучать геометрию? Задачи на построение.

Числа в нашей жизни. История возникновения числа. Как числа влияют на       судьбу человека? Презентация «Числа в нашей жизни»

Решение олимпиадных задач. Решение на встречное и одностороннее движение. Знакомство с процентами, решение задач. Нахождение процента от числа. Нахождение дроби от числа. Решение задач на дроби.

Логические задачи. Решение задач на движение.

Решение вероятностных задач. Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер.

Элементы комбинаторики. Поиск закономерностей. Перебор возможных вариантов. Правило суммы и правило произведения. Решение задач.

Математика вокруг нас. Центральная и осевая симметрия. Пентаграмма.

Золотое сечение.                

                               Учебно-тематический план 2 года обучения

Обучающие: 

- научить обучающихся  применять методы решения задач на разрезание; - на движение,  на проценты;

      - научить обучающихся решать олимпиадные задачи;

        - дать понятия  составлять числовые ребусы.

Развивающие:

- развитие заданий по теме «Магические квадраты»;

- развивать элементы комбинаторики.

          Воспитательные:

- воспитание аккуратности и вежливости на занятиях.

 

 

 

Содержание базовых тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

1.

Решение задач на смекалку

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая экскурсия в историю математики.

-правила техники безопасности.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на разрезание

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач «Магические квадраты»

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Решение геометрических задач

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисление площади фигуры

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказательства в геометрии

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи на вычисление и доказательство

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Числа в нашей жизни

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числовые множества

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На что похожи цифры?

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита презентаций

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Решение олимпиадных задач.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение вероятностных задач.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на проценты.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип  Дирихле.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Математические ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывание ребусов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Математические ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Загадки-ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6.

Логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Решение задач на движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Решение занимательных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Задачи на смеси и сплавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

7.

Элементы комбинаторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Перестановки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Размещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Сочетания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

8.

Математика вокруг нас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Числа в загадках, поговорках и пословицах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Математические сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Паркет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Всего:64ч, т-16, п-48

2        6

8

2      6

  8

2     6

8

2        6

8

2        6

8

2       6  8

2       6

8

2        6

8

 
Ожидаемые результаты 2 года обучения

 

 

Обучающиеся должны знать:

-методы решения олимпиадных задач;

-знать элементы комбинаторики;

Уметь:

-уметь применять методы решения задач на разрезание, задач на движение, на проценты;

- уметь применять формулы для расчетов.

 

                  
                               Содержание базовых тем 2 года обучения

 

Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики.

Решение задач на разрезание. Решение задач «Магические квадраты».

Решение геометрических задач. Вычисление площади фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм). Доказательства в геометрии. Решение задач на вычисление и доказательство.

Числа в нашей жизни. Числовые множества.  На что похожи цифры?

Защита презентаций.

Решение олимпиадных задач. Решение вероятностных задач. Решение задач на проценты. Принцип Дирихле.

Математические ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы. Загадки-ребусы.

Логические задачи. Решение задач на параллельное движение. Решение занимательных задач. Задачи на смеси и сплавы.

Элементы комбинаторики. Перестановки. Сочетания. Размещения.

Математика вокруг нас. Числа в загадках, поговорках и пословицах. Математические сказки. Паркет.

 
                       Учебно-тематический план 3 года обучения

Обучающие: 

- научить обучающихся  применять методы решения задач «Числа в нашей жизни»;

- научить разгадывать ребусы;

        - дать понятия, что такое орнамент. 

Развивающие:

- развивать задания по теме «Фибоначчи»;

- развивать элементы комбинаторики;

       Воспитательные:

- воспитать культуру поведения  обучающих на занятиях;

- воспитать  аккуратность и отзывчивость.

 

Содержание базовых тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

Т

П

1.

Решение задач на смекалку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая экскурсия в историю математики.

-правила техники безопасности.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение занимательных задач

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математическая викторина

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Счастливый случай»

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Решение геометрических задач

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «История геометрии»

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декартова система координат

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об одной задаче Архимеда

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Числа в нашей жизни

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра – путешествие «Мир чисел»

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числа Фибоначчи.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числа Фибоначчи в природе.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Решение олимпиадных задач.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач с числовыми выражениями

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на разрезание

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Математические ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Математические кроссворды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Газета «Страна математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Игра «Умники и умницы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6.

Логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Теория графов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Первое знакомство с графами             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Решение задач с помощью графов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

7.

Элементы комбинаторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Перестановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Размещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Правило суммы и произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

8.

Математика вокруг нас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Орнамент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Золотое сечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Защита презентаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Всего64ч, т-16ч,

 п-48ч.

2        6

8

2      6

  8

2     6

8

2        6

8

2        6

8

2       6  8

2       6

8

2        6

8

 

 

Ожидаемые результаты 3 года обучения

 

Обучающиеся должны

Знать:

- методы решения олимпиадных задач;

-практическое применение чисел Фибоначчи;

-приемы составления графов;

- основы золотого сечения и орнаментов.

Уметь:

- уметь применять методы решения логических задач

           

                     Содержание базовых тем  3 года обучения

 

 

Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики.

Правила техники безопасности. Решение занимательных задач.

Математическая викторина. Игра «Счастливый случай».

Решение геометрических задач.

Презентация «История геометрии». Декартова система координат. Об одной задаче Архимеда.

Числа в нашей жизни. Игра-путешествие «Мир чисел». Числа Фибоначчи.

Числа Фибоначчи в природе.

Решение олимпиадных задач. Решение задач с числовыми выражениями.

Решение задач на разрезание. Олимпиада.

Математические ребусы. Игра «Умники и умницы». Математические кроссворды. Газета «Страна математики».

Логические задачи. Теория графов. Первое знакомство с графами. Решение задач с помощью графов.

Элементы комбинаторики. Размещения. Перестановки. Правило сумма и произведения.

Математика вокруг нас. Орнамент. Золотое сечение. Защита презентаций.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

№п/п

Название раздела

Форма занятий

Методы и приемы организации УВП

Формы проведения итогов

Материально-техническое обеспечение

Ожидаемые результаты

1

Решение задач на смекалку

Индивидуальная, групповая

Объяснительно – иллюстративные

 Устный опрос.

тесты

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-методы решения текстовых задач;

- уметь решать задачи на разрезание.

2

Решение геометрических задач

Индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический,

 Устный опрос.

тесты

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-объекты изучения в геометрии;

- уметь решать задачи на вычисление и доказательство.

3

Числа в нашей жизни

Индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический,

Защита презентаций

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-числовые множества;

- числа Фибоначи.

4

Решение олимпиадных задач.

Индивидуальная, групповая

Логические размышления, практический,

Олимпиада

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-методы решения текстовых задач;

- уметь составлять математическую модель по заданному условию.

5

Математические ребусы

Индивидуальная, групповая

Объяснительно – иллюстративные

Стенгазета

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-уметь решать ребусы;

- уметь составлять ребусы и кроссворды.

6

Логические задачи

Индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, логические рассуждения

 Устный опрос.

тесты

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-методы решения логических задач;

- уметь решать задачи на составление графов.

7

Элементы комбинаторики

Индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический,

 Устный опрос.

тесты

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-формулы сочетания, размещения;

- уметь применять правило суммы и произведения.

8

Математика вокруг нас

Индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический,

Защита презентаций

Компьютер, интерактивная доска

Обучающиеся должны знать:

-определение симметрии, «золотого сечения»;

- уметь работать с информацией.

 

Список использованной литературы

  1. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). МЦНМО, 2010 г.
  2. Лысенко Ф.Ф. «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
  3. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы / А.В. Фарков. «Айрис-пресс», 2009 г.
  4. Фарков А.В. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. –  «Питер», 2010 г.
  5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. – 8 –е изд., испр. и доп. – « Айрис-пресс», 2009 г.
  6. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ./ А.В Фарков. – 4-е изд. «Экзамен», 2009 г
  7. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
  8. Совайленко В.К., Лебедева О.В.  Математика. Сборник  развивающих  задач  для  учащихся  5-6 классов.  Ростов – на – Дону.Легион,  2005 год.
  9. Соколова И.В.  Математический  кружок  в  VI  классе.  Краснодар  2007 год.
  10. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.