ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Эврика» Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МКУДО КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Эврика»
Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………3
- Технология реализации программы………………………………….7
- Учебный план………………………………………………………….10
- Учебно-тематический план 1 года обучения……………………....... 11
- Учебно-тематический план 2 года обучения…………………….…..14
- Учебно-тематический план 3 года обучения………………….……..16
- Методическое обеспечение………………………………………….20
- Список литературы ……………………………………………. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Программа предназначена для обучающихся в объединении «Эврика». Она рассчитана на три года и направлена на расширение математического кругозора детей, обобщение и систематизацию их знаний по отдельным темам математической дисциплины, способствует развитию интереса к изучению предмета, развивает творческие способности детей, знакомит с вариантами новых нетрадиционных подходов решения математических заданий. Практическая отработка творческих способностей обучающихся есть на каждом занятии. В основе – алгоритмы, которые создаются совместными усилиями обучающихся и педагога в процессе работы.
Актуальность. Дополнительное образование является важнейшим звеном среди ОУ., и отражает его состояние и основные тенденции развития.
Для инновационного развития России необходимо новое качество общего образования, нужны условия для индивидуализации обучения. Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. В объединении «Эврика», работа ведется по углублению знаний, которые способствуют развитию у обучающихся исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является занимательность и интерес к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает радостное настроение.
Программа рассматривает решение и анализ новых олимпиадных задач, где требуется знание элементов комбинаторики.
Новизна данной программы в следующем:
Развитие потенциальной одаренности обучающихся в условиях дополнительного образования и интегрированные занятия ярко выражают математическую направленность обучающихся.
Компьютер и познавательные игры с усложненными вариантами ответов, формируют умственные способности и мышление обучающихся.
Структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора математика, блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы.
Педагогическая целесообразность.
Материал программы содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран и другой материал, способствующий повышению интереса к математике. Состояние математической подготовки обучающихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательные задачи на переливание, нестандартные сложные задачи. Познавательные решения задач с помощью систем уравнений, развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
При разработке программы учитывались примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844).
Цель программы. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствовать углублению знаний и развитию исследовательского подхода к изучению материала.
Задачи программы.
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с такими понятиями, как «пентаграмма», «золотое сечение», «симметрия»;
- учить детей составлять математические ребусы, разгадывать математические кроссворды;
- определять основные особенности решения задач на переливание, взвешивание, комбинаторику, принцип Дирихле;
- рассмотривать типичные ошибки, допущенные обучающимися при решении более сложных олимпиадных задач.
Развивающие:
- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала, отрабатывать навыки решения олимпиадных задач.
Воспитательные:
- воспитание культурного поведения обучающих на занятиях;
- воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности;
- создать положительный настрой у обучающихся в поисках выхода из нестандартной ситуации.
Возраст обучающихся в группах 11-13 лет (подростковый возраст).
Возраст обучающихся 11-13 лет это в основном, дети 5-7 классов, характеризующие подростковый возраст.
Это начало перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим звеном в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правилами и ограничениями, связанные с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
В этом возрасте активно идёт процесс познавательного развития: память, речь, мышление.
Обучающиеся уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, в этом возрасте повышается способность к регуляции поведения.
Сфера познавательных интересов выходит за пределы образовательного учреждения, обучающиеся стремятся к поиску и приобретению знаний во внеклассных занятиях. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
- В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.
Мышление подростков и юношей характеризуются стремлением к обобщениям, так же происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память. В этом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности.
2. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности обучающихся.
При приеме в объединение отдается предпочтение не только одаренным детям, потому что при изучении дополнительной общеобразовательной программы «Эврика», происходит становление интеллектуально развитой личности, способной к самореализации в социуме (от «троечника» к победителю районных турниров). Комплектование группы идёт по принципу создания условий для наибольшего эмоционального комфорта обучающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
- По возрасту – для обучающихся основной школы (11-13лет).
- По полу – смешанная.
- По продолжительности – 3 года.
- По формам реализации – индивидуальная, групповая, коллективная.
- По виду деятельности – естественнонаучная
- По уровню освоения – углубленная.
Режим работы:
На одну группу - 2 часа в неделю, 64 часа в год.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
- уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
- успешно выступать на математических соревнованиях.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
- научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
- научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В целях реализации программы использую основные формы и методы обучения:
Формы:
- индивидуальная форма обучения – учебное задание выполняется
каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей;
- групповая форма обучения – в процессе этой деятельности предполагается сотрудничество нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля;
- коллективная форма обучения – одновременное участие всех обучающихся в общей для всех образовательной деятельности.
Методы:
- объяснительно - иллюстративные (педагог сообщает готовую информацию разными методами, и использованием демонстраций),
- эвристические (усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости),
- репродуктивные (формирование знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений),
- проблемно-поисковые,
- исследовательские.
Основополагающими принципами реализации программы являются:
- Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.
- Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
- Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
- Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
- Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей. В создании адекватной педагогической среды.
- Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
- Принцип взаимодействия:
- взаимодействие между взрослыми и детьми;
- взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Наличие наглядных пособий, методических, дидактических материалов, раздаточных материалов (упражнения на развития зрительной памяти, игры со словами).
- Наличие технических средств обучения: компьютер, проектор. DVDдиски и т.д.
- Создание в группе атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки стимулирующей развитие личности
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для оценки результативности Программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля – проверка освоения Программы. Формы оценки: текущие тестовые задания. Устный и письменный опрос, контрольные задания задания.
Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных по программе, уровня личностных качеств. Формы контроля: итоговые тестовые задания, срезовые работы, опросы, творческие выступления, оформление стендов.
Критерии оценки высокий, средний, низкий уровни.
Высокий уровень - 12-15 баллов.
Средний уровень - 7-11 баллов.
Низкий уровень - 1-6 баллов.
Теоретические знания оцениваются по 5- бальной системе.
1 балл - обучающийся материала не знает, но пытается выстроить ответ.
2 балла - тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.
3 балла - содержание темы раскрыто на половину, ответ неуверенный, педагог помогает наводящими вопросами.
4 балла - тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другим обучающимся или педагогом.
5 баллов - обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.
Практические умения оцениваются по 10- бальной системе.
1 балл - обучающийся пытается справиться с заданием, но ему это не удаётся.
2-3 балла - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.
4-5 баллов - обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.
6-7 баллов - недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания. Ответ продуман.
8-9 баллов - обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.
10 баллов – выполнение задания хорошо продуманно. Обучающийся применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.
Образец: Протокол аттестации обучающихся
№ п/п |
Ф. И. обучающегося |
Теория |
Практика |
Итого |
Уровень |
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование базовых тем |
1-й год обучения |
2-й год обучения |
3-й год обучения |
||||||
теория |
практика |
итого |
теория |
практика |
итого |
теория |
практика |
итого |
||
1. |
Решение задач на смекалку |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2. |
Решение геометрических задач |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
3. |
Числа в нашей жизни |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
4. |
Решение олимпиадных задач |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
4. |
Математические ребусы |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
5. |
Логические задачи |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
6. |
Задачи на переливание и взвешивание |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
7. |
Элементы комбинаторики |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
8. |
Математика вокруг нас |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 |
Всего часов: 64, т-16, п-48 |
16 |
48 |
64 |
16 |
48 |
64 |
16 |
48 |
64 |
Учебно-тематический план 1 года обучения
Обучающие:
-научить обучающихся решать олимпиадные задачи;
- формировать умения применять методы решения задач на движение, вероятностных задач, комбинаторных задач;
-научиться различным приемам разгадывания математических кроссвордов, ребусов;
-дать понятия составлять числовые ребусы.
Развивающие:
- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала; - - развитие навыков решения олимпиадных задач.
Воспитательные:
- воспитание культурного поведения обучающих на занятиях;
- воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности.
№ |
Содержание базовых тем |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
||
1. |
Решение задач на смекалку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткая экскурсия в историю математики. -правила техники безопасности. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение занимательных задач |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на разрезание |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач со спичками |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Геометрические задачи |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геометрия как наука |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как изучать геометрию? |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи на построение |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Числа в нашей жизни |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История возникновения числа |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как числа влияют на судьбу человека? |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентация «Числа в нашей жизни» |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Решение олимпиадных задач. |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на движение. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на проценты. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на дроби. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Математические ребусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Первое знакомство с ребусами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Разгадывание ребусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Числовые ребусы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Логические задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Решение старинных задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Решение логических задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
7. |
Элементы комбинаторики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Поиск закономерностей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Перебор возможных вариантов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Правило суммы и правило произведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
8. |
Математика вокруг нас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Симметрия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Золотое сечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Пентаграмма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Всего:64, т-16, п-48
|
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
Ожидаемые результаты 1 года обучения
Обучающиеся должны знать:
- методы решения олимпиадных задач;
- приемы разгадывания математических кроссвордов, ребусов;
Уметь:
- уметь применять методы решения задач на движение, вероятностных задач;
- комбинаторных задач;
-уметь составлять числовые ребусы.
Содержание базовых тем
Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики. Решение занимательных задач. Решение задач на разрезание.
Решение геометрических задач. Геометрия как наука. Как изучать геометрию? Задачи на построение.
Числа в нашей жизни. История возникновения числа. Как числа влияют на судьбу человека? Презентация «Числа в нашей жизни»
Решение олимпиадных задач. Решение на встречное и одностороннее движение. Знакомство с процентами, решение задач. Нахождение процента от числа. Нахождение дроби от числа. Решение задач на дроби.
Логические задачи. Решение задач на движение.
Решение вероятностных задач. Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер.
Элементы комбинаторики. Поиск закономерностей. Перебор возможных вариантов. Правило суммы и правило произведения. Решение задач.
Математика вокруг нас. Центральная и осевая симметрия. Пентаграмма.
Золотое сечение.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Обучающие:
- научить обучающихся применять методы решения задач на разрезание; - на движение, на проценты;
- научить обучающихся решать олимпиадные задачи;
- дать понятия составлять числовые ребусы.
Развивающие:
- развитие заданий по теме «Магические квадраты»;
- развивать элементы комбинаторики.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности и вежливости на занятиях.
№ |
Содержание базовых тем |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
||
1. |
Решение задач на смекалку |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткая экскурсия в историю математики. -правила техники безопасности. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на разрезание |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач «Магические квадраты» |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Решение геометрических задач |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисление площади фигуры |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доказательства в геометрии |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи на вычисление и доказательство |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Числа в нашей жизни |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Числовые множества |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На что похожи цифры? |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита презентаций |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Решение олимпиадных задач. |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение вероятностных задач. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на проценты. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принцип Дирихле. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Математические ребусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Разгадывание ребусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Математические ребусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Загадки-ребусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Логические задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Решение задач на движение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Решение занимательных задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Задачи на смеси и сплавы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
7. |
Элементы комбинаторики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Перестановки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Размещения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Сочетания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
8. |
Математика вокруг нас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Числа в загадках, поговорках и пословицах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Математические сказки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Паркет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Всего:64ч, т-16, п-48 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
Ожидаемые результаты 2 года обучения
Обучающиеся должны знать:
-методы решения олимпиадных задач;
-знать элементы комбинаторики;
Уметь:
-уметь применять методы решения задач на разрезание, задач на движение, на проценты;
- уметь применять формулы для расчетов.
Содержание базовых тем 2 года обучения
Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики.
Решение задач на разрезание. Решение задач «Магические квадраты».
Решение геометрических задач. Вычисление площади фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм). Доказательства в геометрии. Решение задач на вычисление и доказательство.
Числа в нашей жизни. Числовые множества. На что похожи цифры?
Защита презентаций.
Решение олимпиадных задач. Решение вероятностных задач. Решение задач на проценты. Принцип Дирихле.
Математические ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы. Загадки-ребусы.
Логические задачи. Решение задач на параллельное движение. Решение занимательных задач. Задачи на смеси и сплавы.
Элементы комбинаторики. Перестановки. Сочетания. Размещения.
Математика вокруг нас. Числа в загадках, поговорках и пословицах. Математические сказки. Паркет.
Учебно-тематический план 3 года обучения
Обучающие:
- научить обучающихся применять методы решения задач «Числа в нашей жизни»;
- научить разгадывать ребусы;
- дать понятия, что такое орнамент.
Развивающие:
- развивать задания по теме «Фибоначчи»;
- развивать элементы комбинаторики;
Воспитательные:
- воспитать культуру поведения обучающих на занятиях;
- воспитать аккуратность и отзывчивость.
№ |
Содержание базовых тем |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
Т |
П |
||
1. |
Решение задач на смекалку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткая экскурсия в историю математики. -правила техники безопасности. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение занимательных задач |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математическая викторина |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игра «Счастливый случай» |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Решение геометрических задач |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентация «История геометрии» |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декартова система координат |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Об одной задаче Архимеда |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Числа в нашей жизни |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игра – путешествие «Мир чисел» |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Числа Фибоначчи. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Числа Фибоначчи в природе. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Решение олимпиадных задач. |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач с числовыми выражениями |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач на разрезание |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Олимпиада. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Математические ребусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Математические кроссворды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Газета «Страна математики» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Игра «Умники и умницы» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Логические задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Теория графов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Первое знакомство с графами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Решение задач с помощью графов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
7. |
Элементы комбинаторики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Перестановки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Размещения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Правило суммы и произведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
8. |
Математика вокруг нас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Орнамент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Золотое сечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Защита презентаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Всего64ч, т-16ч, п-48ч. |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
2 6 8 |
Ожидаемые результаты 3 года обучения
Обучающиеся должны
Знать:
- методы решения олимпиадных задач;
-практическое применение чисел Фибоначчи;
-приемы составления графов;
- основы золотого сечения и орнаментов.
Уметь:
- уметь применять методы решения логических задач
Содержание базовых тем 3 года обучения
Решение задач на смекалку. Краткая экскурсия в историю математики.
Правила техники безопасности. Решение занимательных задач.
Математическая викторина. Игра «Счастливый случай».
Решение геометрических задач.
Презентация «История геометрии». Декартова система координат. Об одной задаче Архимеда.
Числа в нашей жизни. Игра-путешествие «Мир чисел». Числа Фибоначчи.
Числа Фибоначчи в природе.
Решение олимпиадных задач. Решение задач с числовыми выражениями.
Решение задач на разрезание. Олимпиада.
Математические ребусы. Игра «Умники и умницы». Математические кроссворды. Газета «Страна математики».
Логические задачи. Теория графов. Первое знакомство с графами. Решение задач с помощью графов.
Элементы комбинаторики. Размещения. Перестановки. Правило сумма и произведения.
Математика вокруг нас. Орнамент. Золотое сечение. Защита презентаций.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№п/п |
Название раздела |
Форма занятий |
Методы и приемы организации УВП |
Формы проведения итогов |
Материально-техническое обеспечение |
Ожидаемые результаты |
1 |
Решение задач на смекалку |
Индивидуальная, групповая |
Объяснительно – иллюстративные |
Устный опрос. тесты |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -методы решения текстовых задач; - уметь решать задачи на разрезание. |
2 |
Решение геометрических задач |
Индивидуальная, групповая |
Словесный, наглядный, практический, |
Устный опрос. тесты |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -объекты изучения в геометрии; - уметь решать задачи на вычисление и доказательство. |
3 |
Числа в нашей жизни |
Индивидуальная, групповая |
Словесный, наглядный, практический, |
Защита презентаций |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -числовые множества; - числа Фибоначи. |
4 |
Решение олимпиадных задач. |
Индивидуальная, групповая |
Логические размышления, практический, |
Олимпиада |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -методы решения текстовых задач; - уметь составлять математическую модель по заданному условию. |
5 |
Математические ребусы |
Индивидуальная, групповая |
Объяснительно – иллюстративные |
Стенгазета |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -уметь решать ребусы; - уметь составлять ребусы и кроссворды. |
6 |
Логические задачи |
Индивидуальная, групповая |
Словесный, наглядный, практический, логические рассуждения |
Устный опрос. тесты |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -методы решения логических задач; - уметь решать задачи на составление графов. |
7 |
Элементы комбинаторики |
Индивидуальная, групповая |
Словесный, наглядный, практический, |
Устный опрос. тесты |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -формулы сочетания, размещения; - уметь применять правило суммы и произведения. |
8 |
Математика вокруг нас |
Индивидуальная, групповая |
Словесный, наглядный, практический, |
Защита презентаций |
Компьютер, интерактивная доска |
Обучающиеся должны знать: -определение симметрии, «золотого сечения»; - уметь работать с информацией. |
Список использованной литературы
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). МЦНМО, 2010 г.
- Лысенко Ф.Ф. «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
- Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы / А.В. Фарков. «Айрис-пресс», 2009 г.
- Фарков А.В. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – «Питер», 2010 г.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. – 8 –е изд., испр. и доп. – « Айрис-пресс», 2009 г.
- Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ./ А.В Фарков. – 4-е изд. «Экзамен», 2009 г
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
- Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
- Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2007 год.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.