Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа вокруг нас» Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: базовый
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр роста"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа вокруг нас»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Горбуль Марина Николаевна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Природа вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе материалов «Юный эколог» Ю.Н Александрова (и др) Волгоград: Учитель .-331 стр. и частично С.Н Николаева парциональная программа «Юный эколог» система работы в подготовительной и старшей группе детского сада «мозайка-синтез» 2016 г.
Программа направлена на формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Новизна и актуальность программы.
Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципу устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы в том, что она реализуется с применением информационно-комуникационных технологий, технологии проектной деятельности.
Адресат программы
Программа предназначена ля детей без предварительной подготовки, с формированными интересами и мотивированных в данной области. Программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет. Наполняемость групп до 20 человек.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения: 72 часов, 2 раз в неделю по 1 часу
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Цель программы: формирование и развитие экологического поведения и воспитания у дошкольников, воспитание социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи:
Обучающие:
Формирование у учащихся знания основ экологии, воспитание бережного отношения к природе.
Формирование основных знаний о взаимосвязях природы и человека.
Развивающие:
Сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды; развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
Воспитательные:
Становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№
п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы аттестации/контроля
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|||
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
Беседа
|
2
|
Дары осени
|
7
|
3
|
4
|
Игра, творческая работа
|
3
|
Лес
|
10
|
6
|
4
|
Конкурс, опрос
|
4
|
Растения
|
10
|
6
|
4
|
Викторина ,Беседа
|
5
|
Звери
|
10
|
5
|
5
|
Викторина, опрос
|
6
|
Птицы
|
6
|
2
|
4
|
Акция, Викторина
|
7
|
Вода
|
5
|
2
|
3
|
Проект
|
8
|
Дыхание зимы
|
6
|
3
|
3
|
Акция
|
9
|
Лес и его дары
|
6
|
2
|
4
|
Игры, загадки
|
10
|
Как сберечь природу
|
9
|
4
|
5
|
Игра
|
11
|
Промежуточная и итоговая аттестация
|
2
|
|
2
|
Викторина
|
Итого часов
|
72
|
34
|
38
|
|
Содержание учебного плана программы 1 года обучения
Введение.
Теория (1 ч.). Ознакомление с содержанием программы. Правила поведения на занятиях.
Тема: «Дары осени»
Теория (3 ч.)Беседа с детьми «Что нам дарит осень».
Практика (4ч.)Викторина «Осень»
Тема: «Лес»
Теория (6 ч.) Просмотр презентации «Что растет в нашем лесу». Беседа «Деревья нашего двора», «Как растения готовятся к зиме».
Практика (4 ч.)Что растет в нашем лесу (загадки), Конкурс «Необыкновенно раскрашенный лист».
Тема: «Растения»
Теория (6 ч.)Беседа «Растения родного края».Ознакомление «Красная книга растений», «Причины исчезновений растений и их защита».
Практика ( 4 ч.)Создание знаков защиты растений. Викторина «По страницам красной книги растений»
Тема: «Звери»
Теория (5 ч.) Беседа «Кто живет в нашем лесу».Кто главный в лесу (пищевая цепочка). Ознакомление «Красная книга животных «Красноярского края»».
Практика (5 ч.)Викторина «Что мы знаем о животных», «Животные и их следы». Игра «Угадай животное»
Тема: «Птицы»
Теория (2 ч.)Беседа «Птицы зимующие и перелетные». «Где живут птицы?»
Практика (4 ч.)Игра «Как помочь птицам». Акция «Зернышко для пернатых».
Тема: «Вода»
Теория (2 ч.) Беседа Кому нужна вода? Вода вокруг нас. Как сберечь воду?
Практика (3 ч.)Конкурс рисунков «Наша река». Проект «Сбережем воду», «Я и вода».
Тема: «Дыхание зимы»
Теория (3 ч.)Беседы о лесной красавице.
Практика (3 ч.) Зачем нужен снег. Самая красивая снежинка. Акция «Зимняя красавица». Загадки, рисунки, ребусы.
Тема: «Лес и его дары»
Теория (2 ч.) Грибы: Съедобные и ядовитые. Ягоды нашего леса. Лекарственные растения.
Практика (4 ч.) Игра «Грибное лукошко». «Узнай ягоду». Игра «Корзина ягод». Какие лекарственные растения мы знаем игра» Угадай растение». Загадки «Лекарственные растения».
Тема: «Как сберечь природу»
Теория (4 ч.)Беседа «От кого и зачем нужно охранять лес».
Практика (5 ч.)Игра на тему «Сохраним лес», Правила поведения в лесу.
Промежуточная и итоговая аттестация.(2ч)Тестирование по программе.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность у детей понимания необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
-выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения, через игровую деятельность и природоохранные акции;
-проявление творческих способностей детей, навыки исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
- Сформированные знание о мире животных и растений;
-
Знание о временах года;
-
Отношение к миру природы;
- Сформированные знания о взаимосвязи человека и природы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет, оборудованный магнитной доской, столами и стульями для обучающихся и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий, природных материалов
- технические средства (проектор, магнитофон, ноутбук)
- Материалы для занятий (ватман, клей, фломастеры, цветные карандаши, альбом, цветная бумага, ножницы).
Информационное обеспечение
- Аудио записи (звуки природы, голоса птиц и животных)
- интернет ресурсы (Экологический центр «Экосистема»http://www.ecosystema.ru/; Энциклопедия о животных http://www.zooclub.ru/Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета» http://lifeplanet.org/.
Методические материалы
Программа реализуется в очной форме с использованием различных методов обучения (словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проектный).
Применяемые педагогические технологии(технология группового обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, информационно-комуникационная технология).
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные материалы (гербарии, макеты и муляжи растений, животных; рисунки, плакаты, иллюстрации, слайды, фотоматериалы, аудиозаписи, предметные картинки с изображением растений, деревьев, животных; тематические подборки загадок, стихов, игр, сценариев).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, ГорбульМариной Николаевной.
Образование - высшее, (ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2009).
Стаж работы в данном направлении 2 года.
Формы аттестации
Текущий контроль - творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),создание проектов, акции, игры, беседы
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Список литературы
Для педагога:
Книги
-
Аксенова, З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
-
Александрова Ю.Н. Юный эколог/Волгоград: учитель.-331с.
-
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) - Москва: ВАКО, 2005. – 240с.
-
Лопатина, А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи, творческие задания. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
-
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.
-
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112с.
-
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Статья из журнала
-
Диканова, И. На экологической тропе// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3 с.62-64
Для детей:
Книги
-
Дмитриев Ю. Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются / Вступ. ст. Л. Разгона; Рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет. лит., 2005. – 233с.
-
Очеретний А. Д. Красная книга. Животные нашего леса / А. Д. Очеретний. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с. : ил. – (Красная книга для больших и маленьких).
-
Скалдина О. В. Красная книга. Удивительные птицы мира / О. В. Скалдина. – М. : Эксмо, 2013. – 96 с. : ил. – (Красная книга для больших и маленьких)
-
Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы / А.В. Тихонов. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. – 176 с. – (Красная книга).
Тихонов А. В. Растения России. Красная книга / А. В. Тихонов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 172 с.: ил.
Журналы
Свирелька: ежемес. журнал о природе для детей, - Москва: Редакция альманаха «Лазурь», 2009 – 32с