Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа вокруг нас» Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: базовый

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр роста"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Природа вокруг нас»

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

 

Горбуль Марина Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Природа вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе материалов «Юный  эколог» Ю.Н Александрова (и др) Волгоград: Учитель .-331 стр. и частично С.Н Николаева парциональная программа «Юный эколог» система работы в подготовительной и старшей группе детского сада «мозайка-синтез» 2016 г.
Программа направлена на формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Новизна и актуальность программы.
Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципу устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы в том, что она реализуется с применением информационно-комуникационных технологий, технологии проектной деятельности.
Адресат программы
Программа предназначена ля детей без предварительной подготовки, с формированными интересами и мотивированных в данной области. Программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет. Наполняемость групп до 20 человек.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения: 72 часов, 2 раз в неделю по 1 часу
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Цель программы: формирование и развитие экологического поведения и воспитания у дошкольников, воспитание социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи:
Обучающие:
Формирование у учащихся знания основ экологии, воспитание бережного отношения к природе.
Формирование основных знаний о взаимосвязях природы и человека.
Развивающие:
Сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды; развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
Воспитательные:
Становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
 
Беседа
2
Дары осени
7
3
4
Игра, творческая работа
3
Лес
10
6
4
Конкурс, опрос
4
Растения
10
6
4
Викторина ,Беседа
5
Звери
10
5
5
Викторина, опрос
6
Птицы
6
2
4
Акция, Викторина
7
Вода
5
2
3
Проект
8
Дыхание зимы
6
3
3
Акция
9
Лес и его дары
6
2
4
Игры, загадки
10
Как сберечь природу
9
4
5
Игра
11
Промежуточная и итоговая аттестация
2
 
2
Викторина
Итого часов
72
34
38
 
 
 
Содержание учебного плана программы 1 года обучения
 
Введение.
Теория (1 ч.). Ознакомление с содержанием программы. Правила поведения на занятиях.
Тема: «Дары осени»
Теория (3 ч.)Беседа с детьми «Что нам дарит осень».
Практика (4ч.)Викторина «Осень»
Тема: «Лес»
Теория (6 ч.) Просмотр презентации «Что растет в нашем лесу». Беседа «Деревья нашего двора», «Как растения готовятся к зиме».
Практика (4 ч.)Что растет в нашем лесу (загадки), Конкурс «Необыкновенно раскрашенный лист».
Тема: «Растения»
Теория (6 ч.)Беседа «Растения родного края».Ознакомление «Красная книга растений», «Причины исчезновений растений и их защита».
Практика ( 4 ч.)Создание знаков защиты растений. Викторина «По страницам красной книги растений»
Тема: «Звери»
Теория (5 ч.) Беседа «Кто живет в нашем лесу».Кто главный в лесу (пищевая цепочка). Ознакомление «Красная книга животных «Красноярского края»».
Практика (5 ч.)Викторина «Что мы знаем о животных», «Животные и их следы». Игра  «Угадай животное»
Тема: «Птицы»
Теория (2 ч.)Беседа «Птицы зимующие и перелетные». «Где живут птицы?»
Практика (4 ч.)Игра «Как помочь птицам». Акция «Зернышко для пернатых».
Тема: «Вода»
Теория (2 ч.) Беседа Кому нужна вода? Вода вокруг нас. Как сберечь воду?
Практика (3 ч.)Конкурс рисунков «Наша река». Проект «Сбережем воду», «Я и вода».
Тема: «Дыхание зимы»
Теория (3 ч.)Беседы о лесной красавице.
Практика (3 ч.) Зачем нужен снег. Самая красивая снежинка. Акция «Зимняя красавица». Загадки, рисунки, ребусы.
Тема: «Лес и его дары»
Теория (2 ч.) Грибы: Съедобные и ядовитые. Ягоды нашего леса. Лекарственные растения.
Практика (4 ч.) Игра «Грибное лукошко». «Узнай ягоду». Игра «Корзина ягод». Какие лекарственные растения мы знаем игра» Угадай растение».  Загадки «Лекарственные растения».
 
Тема: «Как сберечь природу»
Теория (4 ч.)Беседа «От кого и зачем нужно охранять лес».
Практика (5 ч.)Игра на тему «Сохраним лес», Правила поведения в лесу.
Промежуточная и итоговая аттестация.(2ч)Тестирование по программе.
 
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность у детей понимания необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
-выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения, через игровую деятельность и природоохранные акции;
-проявление творческих способностей детей, навыки исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
         - Сформированные знание о мире животных и растений;
  • Знание о временах года;
  • Отношение к миру природы;
          - Сформированные знания о взаимосвязи человека и природы.
 
Условия реализации программы
        
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет, оборудованный магнитной доской, столами и стульями для обучающихся и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий, природных материалов
- технические средства (проектор, магнитофон, ноутбук)
- Материалы для занятий (ватман, клей, фломастеры, цветные карандаши, альбом, цветная бумага, ножницы).
Информационное обеспечение
- Аудио записи (звуки природы, голоса птиц и животных)
- интернет ресурсы (Экологический центр «Экосистема»http://www.ecosystema.ru/; Энциклопедия о животных http://www.zooclub.ru/Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета» http://lifeplanet.org/.
Методические материалы
Программа реализуется в очной форме с использованием различных методов обучения (словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проектный).
Применяемые педагогические технологии(технология группового обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, информационно-комуникационная технология).
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные материалы (гербарии, макеты и муляжи растений, животных; рисунки, плакаты, иллюстрации, слайды, фотоматериалы, аудиозаписи, предметные картинки с изображением растений, деревьев, животных; тематические подборки загадок, стихов, игр, сценариев).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, ГорбульМариной Николаевной.
Образование  - высшее, (ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2009).
Стаж работы в данном направлении 2 года.
 
Формы аттестации
Текущий контроль - творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),создание проектов, акции, игры, беседы
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
 
Список литературы
Для педагога:
Книги
  1. Аксенова, З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Александрова Ю.Н. Юный эколог/Волгоград: учитель.-331с.
  3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)  - Москва: ВАКО, 2005. – 240с.
  4. Лопатина, А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи, творческие задания. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.
  6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112с.
  7. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Статья из журнала
  1. Диканова, И. На экологической тропе// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3 с.62-64
Для детей:
Книги
  1. Дмитриев Ю. Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются / Вступ. ст. Л. Разгона; Рис. В. Бастрыкина. – М.: Дет. лит., 2005. – 233с.
  2. Очеретний А. Д.   Красная книга. Животные нашего леса /  А. Д. Очеретний. – М.:  Эксмо,  2014. – 96 с. : ил. – (Красная книга для больших и маленьких).
  3. Скалдина О. В. Красная книга. Удивительные птицы мира / О. В. Скалдина. – М. : Эксмо, 2013. – 96 с. : ил. – (Красная книга для больших и маленьких)
  4. Тихонов А.В.  Животные мира.  Красная книга.  Евразия.  Млекопитающие. Птицы / А.В. Тихонов. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС,  2012. – 176 с. – (Красная книга).
Тихонов А. В. Растения России. Красная книга /  А. В. Тихонов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 172 с.: ил.
Журналы
Свирелька: ежемес. журнал о природе для детей, - Москва: Редакция альманаха «Лазурь», 2009 – 32с