Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-дизайн Лайт»

МАУ ДО ЦРТДиЮ

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«3D-дизайн Лайт»

 

Сырцова Юлия Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-дизайн Лайт» технической направленности составлена на основе авторских дополнительных общеобразовательных программ технической направленности «3D-ручки» педагога дополнительного образования Яхиной Н.К. и «3D-моделирование и 3D-печать» педагога дополнительного образования Бакиевой Л. М.
Программа составлена в соответствии:
-  с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
          - с приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- с письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих   программ (включая разноуровневые программы)»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. N 2.
Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях обучающиеся овладевают навыками технического моделирования с помощью 3D-ручки и 3D-принтера. Это дает возможность увидеть объекты проектирования в том виде, какими они являются в действительности. Программа составлена с учетом материально-технических возможностей учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что 3D- моделирование одно из самых популярных направлений в технической направленности, развивающих пространственное мышление. Программа востребована обучающимися и их родителями.
Педагогическая целесообразность. Занятия по программе способствуют развитию пространственного мышления, воображения, формируют образное мышление, интерес обучающихся к построению моделей с помощью 3D-технологий. 
Цель программы: развитие   творческого потенциала обучающихся через занятия трёхмерным моделированием посредством 3D-ручки и 3D принтера.
Задачи:
  •  
  •  знакомство с понятиями трехмерного моделирования;
  • формирование навыков 3D-моделирования с помощью 3D-ручки и 3D- принтера;
  • научить создавать простые трехмерные модели. 
    •  
  • развитие пространственного воображения;
- развитие внимательности;
  • развивать интерес к техническому творчеству
  • развить умение излагать мысли в четкой логической последовательности, составлять план действий и применять его для решения практических задач ;
  •  
  • воспитывать чувство уверенности в себе, своих силах, самостоятельности;
  • формировать социальные компетенции: ответственность, готовность к сотрудничеству, культуру целеполагания, умение презентовать свою работу.
  • воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения работать в команде.
 
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в том, что она имеет упрощенную версию и предлагает обучающимся первоначальные знания работы с 3D- ручкой и с 3D- принтером, необходимые для дальнейшего обучения по выбранному направлению.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 10 - 11 лет. В группу могут приниматься дети с ОВЗ, без нарушения интеллекта.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа.
Форма реализации программы.
Форма обучения – очная.
Форма организации деятельности обучающихся – групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Виды занятий:
- комбинированные (консультации и практикум, мастер-класс и игра);
- практические занятия (моделирование, практикум, творческое задание, игра);
- теоретические занятия (беседа, рассказ, видео, презентации);
- диагностические (тестирование, опрос).
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час 45 минут) с перерывом 10 минут.
Уровень сложности программы- базовый.
Количество обучающихся в группе.
Предельная наполняемость составляет 14 человек в группе, минимальная-12 человек.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- обучающийся мотивирован на достижение результатов, на успешность к дальнейшему саморазвитию;
- сформирована способность к объективной самооценке и самореализации, чувство собственного достоинства, самоуважения;
- приобретены коммуникативные навыки.
Метапредметные результаты:
- развиты мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение, логическое мышление. память, внимание, фантазия;
- развиты элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
- обучающийся ориентирован на использование технологий и методов организации практической деятельности в сфере трехмерного моделирования.
 
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
  • основные правила создания трехмерной модели с помощью 3D-ручки и 3D- принтера;
  • принципы работы с 3D-ручкой;
  • принцип работы на 3D-принтере;
  • основы работы в графической среде Autodesk Fusion 360;  
  • простейшие способы и приемы трехмерного моделирования с помощью 3D-ручки;
  • понятие «технический рисунок»;
  • закономерности симметрии и равновесия.
По окончании обучения обучающиеся должны уметь:
  • создавать технический рисунок модели;
  •   определять, различать виды пластика;
  • создавать простые трехмерные изделия с помощью 3D-ручки и 3D- принтера;
  • рисовать простые трехмерные изображения по условиям, заданным педагогом, по образцу, по шаблону, по заданной теме;
  • самостоятельно работать с 3D-ручкой;
  • под руководством педагога работать в графической среде Autodesk Fusion 360;  
  • разрабатывать собственный шаблоны;
  • разрабатывать и создавать творческие проекты;
  • создавать трехмерные изделия реального объекта различной сложности и композиции из пластика;
  • проявлять самостоятельность, аккуратность, настойчивость в достижении поставленных задач;
  • сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ и творческих проектов.
Критерии и способы определения результативности.
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов тестирования;
  • защита творческих проектов, участие в конкурсах различного уровня (муниципального, регионального);
  •   учебно-исследовательские конференции;
  • подготовка готовых изделий к выставке за учебный год;
  • диагностика в соответствии с диагностическими картами один раз в полугодие (приложения №1, приложение№2).
Форма подведения итогов. Выставка работ.
Сведения о документе, предоставляемом по результатам освоения образовательной программы.
Предоставление документа по окончании обучения не предусмотрено.
 
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
 
№ п/п
Тема
Всего часов
В том числе
часов
Формы
 контроля/
аттестации
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
Опрос
2.
Основы работы с 3D ручкой
20
6
14
Опрос
3.
Технический рисунок
10
4
6
Тестиро-
вание
4.
Простое моделирование
40
10
30
Наблю-
дение
5.
Основы работы в программе Autodesk Fusion 360 и трехмерное моделирование
10
4
6
Опрос
6.
Основы работы с 3D принтером
8
2
6
Опрос
7.
Трехмерное моделирование и печать
30
10
20
Тестиро-
вание
9.
Творческое проектирование
22
4
18
Защита проекта
10.
Итоговое занятие
2
2
-
Итоговое тестирование
 
          Всего:
144
44
100
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 
  1. Вводное занятие – 2 часа.
Теоретические занятия – 2 часа.
Ознакомление с тематическими разделами программы и планом работы объединения на год. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.
 
  1. Основы работы с 3D ручкой – 20 часов.
Теоретические занятия – 6 часов.
Общие понятия и представления о форме. Геометрическая основа строения формы предметов. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D-ручкой. Способы заполнения межлинейного пространства (параллельный, точечный, круговой).
Практические занятия – 14 часов.
Демонстрация возможностей, устройство 3D-ручки. Выполнение линий разных видов. Заполнения межлинейного пространства (параллельный, точечный, круговой). Создание плоской фигуры по трафарету (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг).
 
  1. Технический рисунок – 10 часов.
Теоретические занятия – 4 часа.
Технический рисунок.Применение технического рисунка. Линии в техническом рисунке. Последовательность выполнения. Штриховка, шрафировка, тушевка.
Практические занятия – 6 часов.
Выполнение различных линий. Выполнение простого технического рисунка. Выполнение технического рисунка сложных деталей. Выполнение штриховки, шрафировки и тушевки в техническом рисунке с учетом светотеней.
 
  1. Простое моделирование - 40 часов.
    Теоретические занятия – 10 часов.
Техники рисования с помощью трафаретов. Техника создания трафаретов. Приспособления для рисования по трафарету.
Практические занятия – 30 часов.
Отработка техники рисования на трафаретах. Создание трафаретов. Тренировка рисования ручкой на плоскости. Выполнение линий разных видов. Создание плоской фигуры.  Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей (насекомые, животные, чехол для телефона, домик для хомячка, мебель и т.д.). Создание витражной картины в формате А4.
 
  1. Основы работы в программе Autodesk Fusion 360 – 10 часов.
Теоретические занятия – 4 часа.
История разработки программы. Основные понятия 3-х мерной графики. Элементы интерфейса Autodesk  Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции Autodesk   Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение. Копирование и группировка объектов. Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.
Практические занятия – 6 часов.
Элементы интерфейса Autodesk  . Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Создание трёхмерных объектов (куб, игральные кости, ваза, стул и т.д.).
 
  1. Основы работы с 3D принтером – 8 часов.
Теоретические занятия – 2 часа.
Виды принтеров.Организация рабочего места. Последовательность работы на принтере. Виды слайсеров для 3D печати. Экструдер и его устройство. ТБ при работе с 3D-принтером. Последовательность работы на 3D-принтере.
Практические занятия – 6 часов.
Настройка 3D принтера для работы. Настройка слайсеров для 3D печати. Обработка рабочей поверхности стола в 3D-принтере. Обслуживание принтера. Заправка пластика. Настройка параметров для печати.
 
  1. Трехмерное моделирование и печать- 30 часов.
Теоретические занятия – 10 часов.
Этапы трехмерных моделей. Правила работы по техническому рисунку. Особенности форматов трехмерных моделей
Практические занятия – 20 часов.
Создание 3D-модели на компьютере. Корректировка модели для печати. Настройка скорости печати и процента внутреннего заполнения. Пробная печать. Улучшение качества печати.
 
  1. Творческое проектирование 22 часов.
Теоретические занятия – 4 часа.
Составление плана работы над проектом.Выбор темы проекта. Подготовка шаблонов для проекта.
Практические занятия – 18 часов.
Создание и защита проектов: «Достопримечательности мира», «В мире сказок», «Любимые мультяшки», «Алфавит для малышей».
 
  1. Итоговое занятие- 2 часа.
Итоговая аттестация. Выставка работ, выполненных за учебный год.
 
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
 
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
Сентябрь
-
-
очно
2
Вводное занятие
На дому
Опрос
2.
Сентябрь
-
-
очно
2
Основы работы с 3D ручкой
На дому
Опрос
Сентябрь
-
-
очно
2
 
Сентябрь
-
-
очно
2
 
Сентябрь
-
-
очно
2
 
Сентябрь
-
-
очно
2
 
Октябрь
-
-
очно
2
 
Октябрь
-
-
очно
2
 
Октябрь
-
-
очно
2
 
Октябрь
-
-
очно
2
 
Октябрь
-
-
очно
2
3.
Октябрь
-
-
очно
2
Технический рисунок
На дому
Тестирование
Октябрь
-
-
очно
2
Октябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
4.
Ноябрь
-
-
очно
2
Простое моделирование
На дому
Наблюдение
Ноябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
Ноябрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Декабрь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
Январь
-
-
очно
2
5.
Февраль
-
-
очно
2
Основы работы в программе Autodesk Fusion 360 и трехмерное моделирование
На дому
Опрос
Февраль
-
-
очно
2
Февраль
-
-
очно
2
Февраль
-
-
очно
2
Февраль
-
-
очно
2
6.
Февраль
-
-
очно
2
Основы работы с 3D принтером
На дому
Опрос
Февраль
-
-
очно
2
Февраль
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
7.
Март
-
-
очно
2
Трехмерное моделирование и печать
На дому
Тестирование
Март
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
Март
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
Апрель
-
-
очно
2
 
   8.
Май
-
-
очно
2
Творческое проектирование
На дому
Защита проекта
Май
-
-
очно
2
Май
-
-
очно
2
Май
-
-
очно
2
Май
-
-
очно
2
Май
-
-
очно
2
Май
 
-
очно
2
Май
-
-
очно
2
Июнь
-
-
очно
2
Июнь
-
-
очно
2
Июнь
-
-
очно
2
9.
Июнь
-
-
очно
2
Итоговое занятие
На дому
Итоговое тестирование.
 
 
 
Методическое обеспечение программы
Для организации образовательного процесса по программе используются следующие методы обучения:
  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядные (демонстрация образцов, использование шаблонов, просмотр видео роликов в соответствии с темой занятия);
  • практические (упражнения, самостоятельная работа учащихся, творческие задания, игры).
Общедидактические методы:
  •   репродуктивный (для организации учебной деятельности с применением упражнений, инструкции, изображений, реальных предметов, технологических карт с последовательностью практических действий);
  •  объяснительно-иллюстративный (для повышения мотивации к обучению с использованием наглядных пособий);
  •   ситуативно-ролевой для активизации учебного процесса.
Для реализации программы используются образовательные технологии и методики:
  •  дифференцированного и индивидуального обучения для развития мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне;
  •    проектное обучение (создание групповых и индивидуальных творческих проектов и их защита);
  •   ИКТ для повышения эффективности учебного процесса;
  •  личностно-ориентированное обучение для раскрытия и развития индивидуально-личностных качеств ученика;
  •  системно деятельностный подход для самостоятельного успешного усвоения новых знаний учеником.
Во время занятий обязательно проводятся физкультурные минутки.
Программа обеспечена комплектами учебных пособий, разработками и конспектами занятий, демонстрационным материалом.
 
Материально техническое обеспечение
Для реализации программы необходим учебный класс, оборудованный рабочими местами для учащихся, 3D-ручки с расходными материалами (пластик PAL различного цвета), 3D-принтеры, компьютеры с программным обеспечением из расчета 1 на 2 обучающихся, принтер, мультимедийная установка.
 
Список литературы
 
Литература для педагога
  1. БольшаковВ.П., БочковА.Л. Основы 3D-моделирования /- СПб. Питер, 2013.
  2. Заворотов В.А. От модели до идеи. – М.: Просвещение, 2008.
 
Литература для родителей и обучающихся
  1. Богуславский А. А. Учимся моделировать и проектировать на компьютере А. А. Богуславский, И. Ю. Щеглова –Коломна, 2009.
 
Интернет ресурсы
  1. www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
  2. http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
  3.  https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
 
 
Приложение № 1
 
Диагностика по программе «3D-дизайн Лайт»
для диагностики знаний, умений и навыков
дата проведения_______________________  
ФИО педагога_________________________
группа _______________________________
 
 
В - высокий уровень освоение программы
С - средний уровень освоение программы
Н- низки уровень освоение программы
 
 
п.п
Фамилия Имя
Знание устройства
 3D- ручки
Самостоятельное выполнение технического рисунка
Самостоятельная
 работа с
 3D-ручкой
Создание сложных трех-
мерных моделей
Самостоятельная работа с 3D- принтером
Самостоятельная работа в программе Autodesk Fusion 
360
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение № 2
 
Диагностика по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «3D-дизайн Лайт»
на развитие коммуникативных качеств
дата проведения_______________________  
ФИО педагога_________________________
группа _______________________________
 
 
В - высокий уровень освоение программы
С - средний уровень освоение программы
Н- низки уровень освоение программы
 
№ п.п
Фамилия, имя
Креативность, склонность к проектной деятельности
Лидерские способности
Умение отстаивать свою точку знания
Умение работать в группе/
команде