Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажное волшебство"

Муниципалное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества города Сердобска Сердобского района Пензенской области

 

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажное волшебство"

 

Педагог дополнительного образования

Галкина Ирина Михайловна

 

 

  1.  
Пояснительная записка……………………………………….
  1.  
  1.  
Учебный план…………………………………………………
  1.  
  1.  
Учебно-тематический план первого года обучения………..
  1.  
  1.  
Учебно-тематический план второго года обучения………..
  1.  
  1.  
Учебно-тематический план третьего года обучения………..
  1.  
  1.  
Вариативный учебно-тематический план третьего года обучения «Плетение из бумажной лозы»……………………
 
  1.  
  1.  
Организационно-методические условия реализации программы……………………………………………….........
  1.  
  1.  
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ……………………………………………………
  1.  
  1.  
Календарный учебный график………………………….........
  1.  
  1.  
Воспитательная деятельность…………………………..........
  1.  
  1.  
Условия реализации программы…………………………….
  1.  
  1.  
Список литературы и интернет ресурсы……………………
  1.  
 
Приложение 1. Ключевые понятия………………………….
  1.  
 
 
 
 
 
Информационная карта к образовательной программе
 
1
Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  центр детского творчества г. Сердобска
2
Адрес учреждения
442895 Пензенская область, Сердобский район, г. Сердобск, ул. Куйбышева, 58
3
Полное название программы
Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажное волшебство»
4
Возраст детей, на которых рассчитана программа
7-13 лет
5
Срок реализации программы
3 года
6
Количество детских объединений, занимающихся по программе
4 группы
7
Сведения об авторах (ФИО, год рождения, домашний адрес, телефон, уровень квалификации, должность автора образовательной программы)
Галкина Ирина Михайловна, 11.01.1982 г., 442895 Пензенская область, г. Сердобск, ул. Комсомольская, 45
89093180542, первая квалификационная категория, педагог дополнительного образования
8
Характеристика программы:
- по типовому признаку
- по основной направленности
-по уровню освоения
- по образовательным областям
- по целевым установкам
- по формам организации содержания
 
Общеобразовательная общеразвивающая
 
Художественная
 
Базовая
Декоративно-прикладное творчество
 
Познавательная
Очная, очно-заочная
9
Сведения об эффективности программы
Областной конкурс исследовательских проектов «Оберег», 2018, 2019.
Областной конкурс творческих проектов «Новогодний калейдоскоп искусств», 2019.
Областной онлайн-марафон «Сурские ласточки», 2020.
Областная выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества «Мастер-град юных», 2019.
  1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажное волшебство» по направленности является художественной, по уровню освоения – базовый, по форме организации – очной, очно-заочной, групповой; по степени авторства – модифицированной.
Программа апробирована в течении 3 лет на базе объединения «Увлечение» центра детского творчества г. Сердобска.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами: 
- Пункта 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»; 
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 - «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41, муниципальных правовых актов;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844
«О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Концепцией развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.№1726 –р);
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3);
- Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования» детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018№298а.
- Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
 - Муниципальных правовых актов;
- Устава, нормативных документов и локальных актов МБУ ДО ЦДТ г. Сердобска.
Актуальность
Актуальность программы для общества подтверждается основной задачей Федерального проекта «Успех каждого ребенка»: «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажное волшебство» заключается в том, что образовательный процесс способствует формированию одной из ключевых компетенций учащихся, заложенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина - «готовности к духовно-нравственному развитию в процессе последовательного освоения традиционных ценностей российского общества».
Программа «Бумажное волшебство» даёт возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир бумажного творчества, проявлять и реализовывать свои способности. В дальнейшем эта деятельность становится хобби, которое ребёнок может пронести через свою жизнь. 
В обществе растет потребность в личности креативной и творчески активной.  В результате освоения программы дети приобретут возможность научиться делать изделия собственными руками, что позволит ребенку правильно оценивать и уважать труд, как собственный, так и чужой.
Программа «Бумажное волшебство» определяется запросом со стороны детей и их родителей. Анализ социального заказа показал, что 75% детей посещают занятия и хотят научиться рукоделию с целью повысить свою самооценку и быть уверенными в себе.
 
Отличительные особенности программы
Главная особенность данной программы, в том, что материалом для поделок является бумага и картон.  Эта тема более понятна и интересна детям младшего и среднего школьного возраста, на которых она рассчитана. Отсюда и название программы «Бумажное волшебство». Главное отличие данной программы является проектная деятельность, которая способствует развитию познавательной активности, развивает умение получать и анализировать информацию, используя различные источники.
Главным отличием данной программы «Бумажное волшебство» от существующих программ, является введение в программу разделов «Бумагопластика», «Декупаж», «Папье-маше», «Плетение из бумажной лозы», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Киригами», «Папертоль», «Паперкрафт», «Айрис фолдинг», «Скрапбукинг», «Флористика из бумаги», «Квиллинг», «Переплетное дело», «Картонаж», что значительно расширяет возможности изготовления учащимися разнообразных изделий из бумаги. 
В данной программе предложен авторский набор тематических блоков, выстроенных по принципу «от простого к сложному»: от аппликации из салфеток, до сложных работ в техниках плетения из бумажной лозы, папертоль и паперкрафт.
Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Данная программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально развивать себя в нем. 
Главным отличием, является вариативность. Программа «Бумажное волшебство» составлена таким образом, что учебные занятия, проводимые по программе, могут удовлетворить разнообразные образовательные интересы, а также потребности в творчестве с учетом индивидуальных запросов детей и уровня их способностей.  Этому способствует то, что каждая тема предполагает вариативность в выполнении практических работ, возможность выбора с учетом индивидуальных   интересов или сложности работы.
Вариативность наиболее ярко проявляется на базовом уровне обучения, на котором каждый учащийся имеет выбор вида творчества, которое ему нравится в большей степени. В программе представлен вариативный учебно-тематический план по плетению из бумажной лозы.
Большое значение придается инициативе учащихся в выборе той или иной техники, которой он хочет углубленно заниматься.
Кроме того, вариативность по данной программе активно способствует выполнение большого количества разнообразных творческих заданий. В частности, таких, как: работа над творческими проектами, составление сюжетных композиций из выполненных поделок по собственному замыслу; комбинирование различных техник при изготовлении поделки; разработка собственных схем, эскизов изделий в соответствии с способностями и возможностями учащихся.
 
Педагогическая целесообразность состоит в том, что формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству происходит через погружение в конструкторскую, проектную и практическую деятельность при изготовлении изделий из бумаги и картона в различных техниках. Объем практической деятельности составляет более 70%.
Образовательный процесс по программе «Бумажное волшебство» предусматривает интеграцию со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам технология, биология, черчение, математика.  На занятиях учащиеся узнают, что изготовление многих изделий требует умения чертить, моделировать и макетировать.
Содержание программы составлено с учетом использования современных технологий декоративно-прикладного творчества, требований к конструированию и материалам для изготовления поделок.
 Реализация творческого потенциала учащихся осуществляется через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, фестивалях разного уровня, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в творческом самовыражении.
 
Образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
- принцип   доступности      –       учет возрастных         и индивидуальных особенностей;
- принцип поэтапного углубления знаний – усложнение учебного материала по принципу «от простого к сложному», при условии выполнения учащимися предыдущих заданий;
- принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
- принцип   совместного        творческого        поиска        в педагогической деятельности;
- принцип развивающего оценивания, помогающий детям почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
- самостоятельность учащихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
 
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей у учащихся средствами декоративно – прикладной деятельности в области бумажных технологий.
Задачи:
- изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества: «Бумагопластика», «Декупаж», «Папье-маше», «Плетение из бумажной лозы», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Киригами», «Папертоль», «Паперкрафт», «Айрис фолдинг», «Скрапбукинг», «Флористика из бумаги», «Квиллинг», «Переплетное дело», «Картонаж»;
- формировать умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества;
- познакомить с основными законами композиции;
- развить психофизиологические качества: память, внимание, творческое   мышление и воображение, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
- воспитывать культуру поведения и общения, трудолюбие и ответственность, стремление к разумной организации своего свободного времени.
 
Учащиеся по программе
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 13 лет.
Условия набора детей: наличие желания, интерес к творческой деятельности; наличие заявления от родителей учащегося и договора с ними.
Возрастные особенности детей, которым адресована программа.
В младшем школьном возрасте, формируется личность, её интересы и склонности, формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своих работах, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов выполнения работы.
Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, поэтому дети очень любят играть в игрушки, которые сами сделали на занятиях, ставить с ними мини спектакли в свободное время.
Подростковый возраст (11 - 13 лет)
Этому возрасту свойственно чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Происходит формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает личностный смысл. Приобретается опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединенных общей деятельностью.
 
Наполняемость учебных групп:
- 1 года обучения – 15 человек;
- 2-го и 3-го годов обучения –  по 12 человек.
Режим занятий
1-ый год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, всего количество часов в год -144 часов; 
2-ой год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа (или  3 раза по 2 часа),  всего количество часов в год - 216 часов;
3-ий год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа (или  3 раза по 2 часа); всего количество часов в год - 216 часов.
Общее количество часов по программе – 576 часов.
Академический час равен 45 минутам. Между занятиями - перерыв 10 минут.
Занятия проводятся по адресу: Пензенская обл., г.Сердобск, ул. Куйбышева,58, МБУДО ЦДТ.
 
Уровни освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажное волшебство»  по обучению декоративно-прикладному творчеству является разноуровневой. Программа предусматривает два уровня освоения:
Стартовый уровень – (1 год обучения), возраст детей 7–8 лет. 
Содержание стартового уровня включает в себя: 
- получение детьми общих представлений о разнообразном применении бумаги;
- освоение принципов симметричного и силуэтного вырезания из бумаги и картона;
 - изготовление плоских и объёмных изделий из бумаги в различных техниках (декупаж, папье-маше, оригами);
 - создание картин из бумаги в различных техниках (пэйп-арт, бумажные витражи, айрис фолдинг).
- знакомство с творческим проектом.
 
Базовый уровень – (2 и 3 годы обучения), возраст детей 9-14 лет. 
Включает в себя:
- обучение детей основам декоративно-художественного творчества: модульное оригами, киригами, скрапбукинг, папертоль, торцевание, плетение из бумажной лозы, квиллинг, киригами, флористика из бумаги, переплетное дело и картонаж, паперкрафт;
- изготовление более сложных плоских и объёмных игрушек из бумаги: квиллинг, модульное оригами, паперкрафт;
- создание картин из бумаги в различных техниках (квиллинг, папертоль, торцевание);
- создание различных цветов из салфеток и гофрированной бумаги;
 - обучение учащихся работе над созданием творческих и исследовательских проектов.
В программу на третьем году обучения включен вариативный курс «Плетение из бумажной лозы», который дает возможность углубленно изучить данную тему.
 
Примерные результаты освоения программы
На стартовом уровне обучения предполагается получить следующие результаты:
учащиеся узнают:
- о правилах организации рабочего места;
- об инструментах, материалах и приспособлениях, необходимых в работе, об их назначении;
- о правилах техники безопасности при работе с инструментами;
- о технологии различных видов вырезания (симметричное, силуэтное, сложное);
- о технике бумагопластика (пейп-арт, аппликация, бумажные витражи);
- о технике декупаж на различных типах поверхностей;
- о технологии изготовления предметов в технике папье-маше;
-  базовых формах Оригами;
- о технологических основах техники айрис фолдинг;
- об истории изучаемых видов рукоделия и культурных традициях своей Родины;
- об основах цветоведения.
 
учащиеся научатся:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделия;
- изготавливать плоские и объёмные изделия из бумаги в различных техниках (декупаж, папье-маше, оригами);
 - создавать картины из бумаги в различных техниках (пэйп-арт, бумажные витражи, айрис фолдинг).
 
На базовом уровне второго года обучения предполагается получить следующие результаты:
учащиеся узнают:
- о технике папертоль;
- об основных базовых и сложных формах модульного оригами;
- о базовых техниках скрапбукинга;
- об основных видах техники «Торцевание»;
- об основных приемах техники плетения из бумажной лозы и видах плетения из газет.
 
учащиеся   научатся:
- создавать объемные картины из бумаги в техниках «Папертоль» и «Торцевание»;
- изготавливать модели с использованием базовых и сложных форм (модульное оригами);
- оформлять альбом в технике скрапбукинг;
- изготавливать открытки к праздникам в технике «Кардмейкинг»;
- создавать коллажи;
- изготавливать изделия из бумажной лозы в техниках плетения одной трубочкой, двумя трубочками и косого плетения.
 
На базовом уровне третьего года обучения предполагается получить следующие результаты:
учащиеся узнают:
- о технике выполнения форм для петельчатого и трехмерного квиллинга;
- об отличительных особенностях оригами от киригами;
- о технике изготовления цветов из салфеток и гофрированной бумаги, о свит-дизайне;
- о переплетном деле и изготовлении подарочных упаковок (коробок);
- о понятии «Трехмерное моделирование» (паперкрафт).
учащиеся   научатся:
- создавать объемные картины из бумаги в технике «Квиллинг»;
- изготавливать открытки к праздникам в технике «Киригами»;
- создавать цветочные композиции из различных видов цветов;
- изготавливать подарочные коробочки;
- изготавливать карманные блокноты в гибком обрезном переплете и открытого блокнота на стенке;
- конструировать поделки и игрушки из бумаги в технике «Паперкрафт».
 
На базовом уровне обучения в вариативном курсе «Плетение из бумажной лозы» предполагается получить следующие результаты:
учащиеся узнают:
- о семи видах плетения «веревочкой»;
- о технологии послойного плетения;
- о технологии порядного плетения;
- о технологии квадратного плетения;
- о технологии ажурного плетения;
- о технологии спирального плетения;
- о технологии кольчужного плетения.
учащиеся   научатся:
- технике плетения «веревочкой» семи видов;
- изготавливать изделия в технике послойного плетения;
- изготавливать изделия в технике порядного плетения;
- изготавливать изделия в технике квадратного плетения;
- изготавливать изделия в технике ажурного плетения;
- изготавливать изделия в технике спирального плетения;
- изготавливать изделия в технике кольчужного плетения.
 
В результате освоения программы произойдут следующие
личностные изменения учащихся:
- у них будут сформированы коммуникативные навыки сотрудничества, а именно, умения работать в коллективе, в паре;
- будет сформирована мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию и самостоятельности.
 - у них появится уважительное отношение к другим народам, их традициям, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе. 

Смотреть работу полностью