Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19, г. Выкса, Нижегородская область

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Туризм в детском саду"

 

Солдатова Лилия Анатольевна

инструктор по физической культуре

 

 

Содержание
  1. Пояснительная записка
стр. 1
  1. Цели и задачи
стр. 5
  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.
стр. 6
  1. Учебный план
стр. 8
  1. Структура и содержание программы. Раздел 1 Планета Земля
стр. 9
  1. Раздел 2    Мир вокруг нас
стр. 11
  1. Раздел 3    Туристическая деятельность
стр. 14
  1. Раздел 4    Физическая  культура
стр. 16
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
  1.  
 
 
Пояснительная записка.
 
          Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности детей. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем, он пользуется различными предметами – и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы – и начинает постигать многообразие природных объектов.
        Программа «Юные знатоки родного края» создавалась, как программа дополнительного образования и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее  благоприятным для формирования эмоционально-положительного, осознанного отношения к окружающему миру.
        Туристcко - краеведческая деятельность дошкольников предполагает создание системы работы в ДОУ, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
        Дадим определения основным понятиям данной работы.
        Туризм (фр. прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или другим странам, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. – М., 1989).
        Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха.
        Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природой и социальной средой.
       Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) охватывает развитие ребенка в нескольких направлениях и предполагает изменение его физических, интеллектуальных и социальных качеств.
       Рассмотрим основные характеристики этих процессов, которые мы постарались учесть при создании программы «Юные знатоки родного края».
       Физическое развитие в дошкольный период определяется нормальными темпами роста ребенка, становлением его двигательной активности, выражающейся в приобретении  навыков координации движений тела, развитии мелкой моторики рук и мышц лица, укрепления  здоровья.
         В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей, важное место  принадлежит  специальной физической подготовке, туристическим прогулкам, целевым экскурсиям. 
         Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристическая прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного  и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей, так как от обычной прогулки или познавательной экскурсии за пределы детского сада туристическую прогулку отличает насыщенность двигательной деятельности. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный запас детей.  Пеньки, канавки, ручьи, бревнышки, деревья, а также природный материал стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях.  Игры на свежем воздухе помогают закаливанию детей, способствует физическому росту детей, укреплению здоровья. Туристическая прогулка в лес, в парк, на водоем – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности, возможность узнать много нового о живой и неживой природе.
Допустимая нагрузка детей дошкольного возраста.
 
 
Основные показатели
Туристическая деятельность детей
Начало туристической деятельность
Перед переходом в школу
Длительность, км
Продолжительность, в час.
Время непрерывного движения, мин.
Продолжительность промежуточного интервала, мин.
 
Вес рюкзака, кг
до 1,5
до 1,5
до 15
 
около 10
 
0,5
3,5 – 4,0
3,5
25
 
5  (иногда не проводится)
1,5
 
В процессе туристических прогулок, экскурсий расширяется кругозор детей, развиваются  психические процессы, воспитываются патриотические чувства и положительные черты характера.
           Интеллектуальное развитие дошкольника тесно сопряжено со становлением сложных, дифференцированных эмоциональных проявлений. В этот период важно развивать внимание ребенка, память, речь, мышление. Большое внимание в ТКД уделяется воспитанию ребенка в мире людей и предметов. В ходе познавательной деятельности происходит формирование начальной стадии интегрированного восприятия окружающей действительности, осмысление  причинно-следственных связей и взаимозависимостей явлений природы и общества. Определены задачи приобщения детей к важнейшим сферам жизни – социальному, предметному, природному миру, а также к осознанию себя и своих возможностей. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.     Изучение элементов спортивного ориентирования развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, память, мышление. Спортивное ориентирование может стать хорошим средством формирования ориентировки  в пространстве.  У детей формируются  следующие умения и знания:
  - двигаться по стрелкам и указателям с изображением определенного предмета
    или животного; 
  - двигаться по маршруту, отмеченному указателями определенного цвета;
  - двигаться двумя командами  по разным маршрутам;
  - найти по плану предмет в группе, отметенный условным знаком;
  - движение по маршруту, отмеченному на карте  и т.д.
Посредством ТКД у ребенка развивается система ценностей, среди которых главными являются «жизнь», «здоровье», «семья», «природа» и т.д.
           Социальное развитие дошкольника опирается на появление у него целого комплекса навыков и стремлений, определяющих умение общаться с окружающими. ТКД обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей, предусматривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
        Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.  На туристических прогулках дети знакомятся с историей родного края, приобщаются к удивительному миру природы.
       ТКД ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, содействует физическому развитию детей, закаливанию организма, формирует моральные качества – как личностные, так и коллективные, содействует трудовому, экономическому, эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию, приучает к самообслуживанию, развивает наблюдательность, вооружает детей знаниями валеологии, учит ориентироваться в окружающей природной и социальной среде.
        Туристcко-краеведческая деятельность обогащает педагогический процесс, делает его более разнообразным, так как его элементы органически переплетаются с другими видами деятельности детей, и позволяет комплексно решать воспитательные, оздоровительные, учебные задания, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно.
     Таким образом, ТКД является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
 
Цели и задачи.
 
Цель программы: развитие познавательной активности детей,  формирование их физических качеств, двигательных навыков и умений,  укрепление здоровья.       Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
 Оздоровительные:
охрана и укрепление здоровья, закаливание организма детей  в реальных природных условиях;
способствовать физическому развитию: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
формировать доступные представления о «здоровом образе жизни»;
обучать приемам личной гигиены и самоконтроля состояния своего здоровья.
Воспитательные:
формировать  умения и навыки  наблюдений за природными объектами и явлениями;
формировать  умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
воспитывать в детях доброе, заботливое отношение к природе, людям;
воспитывать чувство ответственности за свое поведение в мире природы;
воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи в походах, на экскурсиях, на туристических прогулках;
 Образовательные:
развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира и места в нем человека;
формировать элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности;
формировать умение детей ориентироваться в природной  и социальной среде;
научить простейшим технологическим операциям в обращении с туристическим инвентарем;
развивать интеллект ребенка (речь, память, внимание, воображение, восприятие и др.);
способствовать физическому развитию ребенка, оздоровлению его
 
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.
 
Физическое развитие.
- формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие психофизических качеств, силы, быстроты, ловкости, выносливости, целеустремленности, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- развитие потребности в ежедневной двигательной деятельности, овладение подвижными и элементами спортивных игр;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Речевое развитие.
- овладение речью, как средством общения;
- развитие умения выражать свои мысли, составлять рассказы, передавать свои впечатления;
- обогащение активного словаря: развитие связной; грамматически правильной диалогической и монологической речи,  развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной литературой, детской литературой, научной литературой.
Познавательное развитие.
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование представлений о себе, других людях, окружающих объектах, о малой родине и Отечестве, о ценностях и традициях своего народа, о планете Земля, о Солнце (солнечной системе), об особенностях природы, многообразии животного и растительного мира;
- формирование пространственных представлений детей при работе по схемам, картам, маршрутам;
- формирование знаний детей о географических картах (виды, масштаб, назначение и т. п.), о глобусе – модели земли;
- развитие внимания, памяти, мышления, интересов детей, любознательности, познавательной активности;
- формирование элементарных представлений о туризме, туристах.
Художественно-эстетическое развитие.
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- развитие эмоционально-положительного отношения к природе 9животные, насекомые, птицы, растения);
-развитие положительных эмоций у детей.
Социально-коммуникативное развитие.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие отзывчивости, доброжелательности, сопереживания, ответственности, взаимовыручки, целеустремленности;
- формирование уважительного отношения, чувства любви к своей семье, к сообществу детей и взрослых, к Родине;
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе;
- формирование навыков безопасного поведения во время туристических прогулок

Смотреть работу полностью